СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися по преодолению пробелов в изучении программного материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

В педагогической энциклопедии дается определение, что коррекция - это исправление, улучшение. В педагогике термин «коррекция» обозначает исправление недостатков развития учащихся с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ученика.

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися по преодолению пробелов в изучении программного материала»

Коррекционная работа с неуспевающими и слабоуспевающими школьниками


В педагогической энциклопедии дается определение, что коррекция - это исправление, улучшение. В педагогике термин «коррекция» обозначает исправление недостатков развития учащихся с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ученика.

Коррекционная работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом должна быть направлена на создание системы комплексной помощи неуспевающим и слабоуспевающим учащимся в освоении основной образовательной программы. Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности учащихся посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Коррекционная работа предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения неуспевающих или слабоуспевающих учащихся. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения.

Основные направления коррекционной работы.

Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, состоянием их учебной деятельности и здоровья.

Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.


Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корректировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.

Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие педагогов и психологов в консилиумах.

Содержание коррекционной работы определяется следующими принципами:

- преемственность - создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования

- соблюдение интересов учащихся: проблема решается с максимальной пользой и в интересах ученика

- системность: единство диагностики, коррекции и развития, всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика.

- непрерывность: помощь ученику оказывается до полного решения проблемы

- вариативность: создание вариативных условий для получения образования учащимися, имеющими проблемы в усвоении школьной программы

- рекомендательный характер оказания помощи: соблюдение гарантированных законодательством прав родителей и учащихся

Коррекционно-педагогической деятельностью с неуспевающими учащимися должны заниматься все категории педагогических работников образовательных учреждений. Учитель-предметник и классный руководитель являются основными субъектами коррекционно-педагогической деятельности.

 Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности - это важное качество личности учителя. Педагог, который занимается коррекционной работой, должен:

- знать основы коррекционной педагогики;

- уметь осуществлять коррекцию учебной деятельности ученика и его познавательных возможностей,

- понимать интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу ученика, его мотивы и поведение,

- уметь наладить взаимодействие со специалистами, родителями учащихся и другими субъектами коррекционного педагогического процесса.

- совершенствовать профессионально-личностные свойства, необходимые для эффективной реализации педагогической деятельности по устранению проблем неуспеваемости.

Для разрешения актуальных проблем учебной деятельности и воспитания учащихся в учреждении образования должна создаваться социально-педагогическая и психологическая служба (СППС). Основными специалистами службы являются социальный педагог и педагог-психолог. По усмотрению руководителя учреждения в ее состав могут быть включены педагог-дефектолог, педагог-организатор, медицинский работник, методист.


Педагоги и другие специалисты

Основные направления работы

Педагог-психолог

Ведет работу по предупреждению и коррекции отклонений учащихся в развитии и поведении, формирование у них эмоционально позитивного отношения к учению; содействует формированию благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах


Педагог-дефектолог

Оказывает квалифицированную педагогическую помощь ребенку с особыми образовательными потребностями, работая в составе СППС учреждений образования, в специальных образовательных учреждениях, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, пунктах коррекционно-педагогической помощи, в детских домах и школах-интернатах, а также осуществляя домашнее обучение и воспитание


Социальный педагог

С помощью методов диагностики исследует социум, окружающий ребенка. Исследует взаимоотношения, которые складываются в классном, общешкольном коллективе. Консультирует педагогов, помогает им понять проблемы учебной деятельности ученика, найти пути их разрешения. 





Приоритетные направления коррекционной работы по преодолению проблем в учебы и воспитания на разных ступенях обучения


Ступень обучения

Вид деятельности

Начальная школа

определение готовности детей к обучению, содействие в школьной адаптации; предупреждение отклонений в развитии и поведении учащихся; развитие самостоятельности и самоорганизации, способностей и склонностей учащихся


Основная школа

обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения и вредных привычек; поддержка школьников, имеющих проблемы усвоения школьной программы


Старшая школа

обеспечение освоения школьной программы оказание помощи учащимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка их в решении проблем самопознания, достижения личной идентичности, развитии психосоциальной компетентности












Формы и виды коррекционной помощи неуспевающим и слабоуспевающим учащимся

1 . Коррекционная помощь учащимся на уроке в устранении пробелов в знаниях и умениях

Признаки отставания в учении

Коррекционная помощь

Затрудняется отвечать на вопросы по тексту учебника или по содержанию рассказа учителя.


Повторить объяснение материала, максимально разбив его на части.

Не может выделить плавные теоретические положения, неправильно воспроизводит определение, формулировку закона, не может воспроизвести схему

Задать вопросы по основным содержательным частям изученного материала, опустив детали

Испытывает затруднения в понимании, запоминании, воспроизведении правил,

формул, в применении их по образцу, в знакомой ситуации

Выполнить несколько однотипных заданий, постоянно возвращаясь к тексту этих правил или формул. После тренировки воспроизвести их. Повторно рассмотреть и проанализировать используемые на уроке схемы, таблицы, опоры с объяснением того, что непонятно

Затрудняется в творческом применении изученного материала в незнакомой ситуации

Решить ряд задач, в которых используется изучаемый материал (понятие, закон), рассматривая альтернативные варианты решения

Не владеет общеучебными умениями и навыками (работа с учебником, справочной литературой, другими источниками учебной информации, составление плана, конспекта, выделение главного, связный пересказ)

Разъяснять назначение данных умений; систематично и последовательно отрабатывать каждое умение; обеспечить заданий по алгоритму; давать точные предписания по выполнению элементарных операций и действий в определенной последовательности.

Фронтальная коррекционная работа, осуществляемая учителем на всех уроках, позволяет обеспечить усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта. Методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения знаний учащихся, включает:

- усиление практической направленности изучаемого материала;

- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;

- опору на жизненный опыт ребенка;

- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;

- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.

В целом устранение пробелов в знаниях и умениях осуществляется в ходе выполнения посильных индивидуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкре­тизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. 

2. Опосредованная помощь направлена на устранение причин, порождающих неуспеваемость, на общее улучшение условий обучения.

Профилактика и коррекция отставания в учении и неуспеваемости проводится учителем на всех этапах обучения:

- в процессе объяснения нового материала учитель проверяет степень понимания учащимися основных положений,

- стимулирует учащихся к формулированию вопросов в случае затруднений в усвоении материала,

- применяет разнообразные методы и приемы, обеспечивающие активное усвоение материала всеми учащимися и поддерживающие их интерес к учебно-познавательной деятельности,

- в содержание самостоятельной работы включаются упражнения по устранению ошибок, допущенных в устных ответах и в письменных работах.

Учитель инструктирует детей о порядке выполнения работы и требованиях к оформлению.

Учитель более подробно объясняет последовательность выполнения задания, использует карточки-консультации с направляющим планом действий.

Учитель разбивает сложное задание на более простые, напоминает прием или способ выполнения задания, ссылается на правило, которое необходимо для выполнения упражнения.

Учитель формирует умения самостоятельной учебной деятельности.

3.Одна из форм коррекционной деятельности в начальных классах – это создание классов выравнивания в обычных школах. Неуспевающего ученика переводят на некоторое время в специальный класс, где он вместе с такими же детьми обучается по специальной программе, осваивает ее в доступном для него темпе. Его «подтягивают» до нормы, а затем переводят в обычный класс. Специальная организация обучения их в классах выравнивания обеспечивает успешное овладение образованием в полном объеме начальной школы. Эффективность достигается специальной коррекционной направленностью учебно-воспитательного процесса.

Учебный план классов выравнивания по содержанию и количеству обязательных недельных часов полностью совпадает с учебным планом, общеобразовательной школы. В учебном плане дополнительно предусмотрено время для индивидуальных и индивидуально-групповых занятий. Эти занятия направлены на коррекцию индивидуальных отклонений в развитии учащихся: развитие их внимания, совершенствование умственной деятельности, ликвидацию пробелов в дошкольных и школьных знаниях, а также на исправление недостатков речи, выражения мыслей.

Специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому в последнее десятилетие все чаще и чаще звучат призывы к объединению усилий специалистов разного профиля в деле повышения успеваемости школьников.


4