СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система регулирования общественных отношений

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система регулирования общественных отношений»

Система регулирования общественных отношений Урок 5 10 класс

Система регулирования общественных отношений

Урок 5

10 класс

Проблемы урока: В чем заключается сущность социальных норм? Как работает механизм правового регулирования?

Проблемы урока:

  • В чем заключается сущность социальных норм?
  • Как работает механизм правового регулирования?
План урока: Социальные нормы и их виды. Роль права в системе регулирования общественных отношений Понятие механизма правового регулирования. Структура механизма правового регулирования. Способы (средства) правового регулирования. Эффективность механизма правового регулирования.

План урока:

  • Социальные нормы и их виды.
  • Роль права в системе регулирования общественных отношений
  • Понятие механизма правового регулирования.
  • Структура механизма правового регулирования.
  • Способы (средства) правового регулирования.
  • Эффективность механизма правового регулирования.
Введение в материал: Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало». Можно ли сказать, что современный термин «норма» перекликается в своём понимании с термином «норма» латинского происхождения? Чем это обусловлено?

Введение в материал:

  • Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало».
  • Можно ли сказать, что современный термин «норма» перекликается в своём понимании с термином «норма» латинского происхождения?
  • Чем это обусловлено?
Введение в материал: Для того, чтобы существовало стабильное общество, необходим хорошо отлаженный механизм социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей, складывающиеся отношения между ними.  Формирование базовых основ права происходило под влиянием многочисленных регуляторов поведения людей в обществе, создание которых было связано с общепринятыми ценностями. С помощью норм, законов, юридических учреждений право воздействует на общество и определяет нашу жизнь. Общество влияет на человека, формируя личность. Человек тоже оказывает влияние на общество. Но само общество не является простой совокупностью индивидов, оно состоит из социальных групп, которые не изолированы друг от друга.

Введение в материал:

  • Для того, чтобы существовало стабильное общество, необходим хорошо отлаженный механизм социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей, складывающиеся отношения между ними. 
  • Формирование базовых основ права происходило под влиянием многочисленных регуляторов поведения людей в обществе, создание которых было связано с общепринятыми ценностями. С помощью норм, законов, юридических учреждений право воздействует на общество и определяет нашу жизнь. Общество влияет на человека, формируя личность. Человек тоже оказывает влияние на общество. Но само общество не является простой совокупностью индивидов, оно состоит из социальных групп, которые не изолированы друг от друга.
Социальные нормы и их виды. Работа с таблицей. Составьте 2 вопроса по данным таблицы.
  • Социальные нормы и их виды.
  • Работа с таблицей.
  • Составьте 2 вопроса по данным таблицы.
2. Роль права в системе регулирования общественных отношений. Каково ваше мнение по названию данного пункта? Ещё Платон и Аристотель — пытались выявить такие связи между справедливостью, законом и государственной властью, которые обеспечивали бы достойную жизнь людям и гармоничное функционирование общества. Они считали, что справедлив лишь тот политический строй, при котором законы обязательны как для простых граждан, так и для правителей. Так, Платон отмечал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей- либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства».

2. Роль права в системе регулирования общественных отношений.

  • Каково ваше мнение по названию данного пункта?
  • Ещё Платон и Аристотель — пытались выявить такие связи между справедливостью, законом и государственной властью, которые обеспечивали бы достойную жизнь людям и гармоничное функционирование общества.
  • Они считали, что справедлив лишь тот политический строй, при котором законы обязательны как для простых граждан, так и для правителей.
  • Так, Платон отмечал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей- либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства».
3. Понятие механизма правового регулирования. Механизм правового регулирования— система юридических средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

3. Понятие механизма правового регулирования.

  • Механизм правового регулирования— система юридических средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.
3. Понятие механизма правового регулирования. Признаки механизма правового регулирования: по своему характеру является государственным, так как осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от госу­дарства; опирается на возможность применения принудительной государственной силы; имеет пределы воздействия на общественные отношения направлен на упорядочение и закрепление сложившихся общественных отношений, а также содействует развитию и утверждению новых общественных отношений, в которых заинтересованы общество и государство; осуществляется при помощи системы правовых средств и методов правового регулирования (дозволения, запреты, обвязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т.д.)

3. Понятие механизма правового регулирования.

  • Признаки механизма правового регулирования:
  • по своему характеру является государственным, так как осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от госу­дарства;
  • опирается на возможность применения принудительной государственной силы;
  • имеет пределы воздействия на общественные отношения
  • направлен на упорядочение и закрепление сложившихся общественных отношений, а также содействует развитию и утверждению новых общественных отношений, в которых заинтересованы общество и государство;
  • осуществляется при помощи системы правовых средств и методов правового регулирования (дозволения, запреты, обвязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т.д.)
4. Структура механизма правового регулирования . Юридические нормы Правоотношения Элементы правового регулирования Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей Акты применения прав

4. Структура механизма правового регулирования .

Юридические нормы

Правоотношения

Элементы правового регулирования

Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей

Акты применения прав

Стадии механизма правового регулирования.

Стадии механизма правового регулирования.

 1. Формирование нормативной основы. Включает процесс создания и общее действие юридических норм. Нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники и др.

1. Формирование нормативной основы.

  • Включает процесс создания и общее действие юридических норм.
  • Нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники и др.
 2. Возникновение правоотношений на основе юридических фактов. Субъекты правоотношений приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения. Данной стадии нередко предшествует факультативная стадия — применение права, без которой многие правоотношения невозможны. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта — приказа ректора о зачислении данного лица в вуз. Это главный юридический факт. Однако приказ не может быть принят, пока абитуриент не представит требуемые документы, не сдаст вступительные экзамены и не пройдет по конкурсу.

2. Возникновение правоотношений на основе юридических фактов.

  • Субъекты правоотношений приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения. Данной стадии нередко предшествует факультативная стадия — применение права, без которой многие правоотношения невозможны.
  • Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта — приказа ректора о зачислении данного лица в вуз. Это главный юридический факт. Однако приказ не может быть принят, пока абитуриент не представит требуемые документы, не сдаст вступительные экзамены и не пройдет по конкурсу.
 3. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в следующих формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права. Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов.  Если на данной стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой стадии.

3. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей.

  • На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в следующих формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.
  • Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов.
  • Если на данной стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой стадии.
 4. Контроль за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений .   Характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности разрешить конфликт обычными средствами. Поэтому на этом этапе возникает необходимость в правоохранительных правоотношениях, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера, основанной на применении к лицам мер государственного принуждения.

4. Контроль за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений .

  • Характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения.
  • Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности разрешить конфликт обычными средствами.
  • Поэтому на этом этапе возникает необходимость в правоохранительных правоотношениях, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера, основанной на применении к лицам мер государственного принуждения.
   5. Способы (средства) правового регулирования.     Запрещение Обязывание Дозволение объясняет и приводит примеры 1 ряд объясняет и приводит примеры 2 ряд объясняет и приводит примеры 3 ряд

5. Способы (средства) правового регулирования.

Запрещение

Обязывание

Дозволение

объясняет и приводит примеры 1 ряд

объясняет и приводит примеры 2 ряд

объясняет и приводит примеры 3 ряд

  6. Эффективность механизма правового регулирования    Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, то можно считать, что механизм правового регулирования достаточно эффективен. Что необходимо делать в современных условиях для повышения эффективности механизма правового регулирования?

6. Эффективность механизма правового регулирования

  • Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, то можно считать, что механизм правового регулирования достаточно эффективен.
  • Что необходимо делать в современных условиях для повышения эффективности механизма правового регулирования?

 6. Эффективность механизма правового регулирования.   Совершенствовать правотворчество Совершенствовать процесс правоприменения Повышать уровень правовой культуры субъектов права

6. Эффективность механизма правового регулирования.

Совершенствовать правотворчество

Совершенствовать процесс правоприменения

Повышать уровень правовой культуры субъектов права

 6. Эффективность механизма правового регулирования.   Недостаточная эффективность механизма правового регулирования связана с неправильным определением целей правового регулирования, выбором неадекватных средств правового воздействия, неэффективной реализацией права.

6. Эффективность механизма правового регулирования.

  • Недостаточная эффективность механизма правового регулирования связана с неправильным определением целей правового регулирования, выбором неадекватных средств правового воздействия, неэффективной реализацией права.
Закрепление - тест

Закрепление - тест

1. Мораль отличается от права тем, что она: а) представляет собой совокупность правил поведения; б) обеспечивается принудительной силой государства; в) является регулятором более широкой сферы общественных отношений; г) является результатом деятельности компетентных органов. 2. Для всех социальных норм характерен следующий признак: а) обязательное правило поведения; б) выражается в официальной форме; в)возникает в результате сознательно-волевой деятельности людей; г)исполнение обеспечивается принудительной силой госу­дарства.

1. Мораль отличается от права тем, что она:

а) представляет собой совокупность правил поведения;

б) обеспечивается принудительной силой государства;

в) является регулятором более широкой сферы общественных отношений;

г) является результатом деятельности компетентных органов.

2. Для всех социальных норм характерен следующий признак:

а) обязательное правило поведения;

б) выражается в официальной форме;

в)возникает в результате сознательно-волевой деятельности людей;

г)исполнение обеспечивается принудительной силой госу­дарства.

3. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Социальные нормы — правила поведения, регулирующие различные сферы жизни общества. Б. Социальные нормы — общественные правила поведения. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 4. Верны ли следующие суждения об обычаях? А. Обычаи — правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного повторения. Б. Обычаи — социальные регуляторы, влиявшие на поведение людей первобытного общества, однако в настоящее время они не используются. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы — правила поведения, регулирующие различные сферы жизни общества.

Б. Социальные нормы — общественные правила поведения.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

4. Верны ли следующие суждения об обычаях?

А. Обычаи — правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного повторения.

Б. Обычаи — социальные регуляторы, влиявшие на поведение людей первобытного общества, однако в настоящее время они не используются.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

5. Установите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия Определения 1. Социальные нормы 2. Моральные нормы А. Правила поведения, регулирующие 3. Обычаи трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций (объединений) и имеющие обязательный характер только для членов этих организаций 4. Корпоративные нормы Б. Правила поведения, установившиеся  в обществе в результате многократного и длительного повторения В. Установленные в обществе правила поведения, регулирующие различные сферы общественной жизни Г. Правила поведения, в основе которых лежат представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости

5. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия

Определения

1. Социальные нормы

2. Моральные нормы

А. Правила поведения, регулирующие

3. Обычаи

трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций (объединений) и имеющие обязательный характер только для членов этих организаций

4. Корпоративные нормы

Б. Правила поведения, установившиеся

в обществе в результате многократного и длительного повторения

В. Установленные в обществе правила поведения, регулирующие различные сферы общественной жизни

Г. Правила поведения, в основе которых лежат представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости

Домашнее задание: § 4, вопросы и задания, подготовка к практикуму.

Домашнее задание:

§ 4, вопросы и задания, подготовка к практикуму.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!