СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система сопровождения молодого педагога в мкудо «ддют»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методическом материале представлен опыт работы учреждения дополнительного образования по работе с молодыми специалистами

Просмотр содержимого документа
«Система сопровождения молодого педагога в мкудо «ддют»»

СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В МКУДО «ДДЮТ»

В соответствии с концепцией модернизации системы образования одним из приоритетов являются педагоги нового формата - творческие, активные, разносторонние, способные не только давать знания, но и развивать способности учащихся, используя достижения современной педагогики.

Особое место занимает вопрос о деятельности молодых специалистов, поднимаемый на федеральных и муниципальных уровнях. В образовательных учреждениях по-прежнему существует проблема с привлечением молодых грамотных педагогов.

От характера вступления в профессию зависит будущая профессиональная успешность педагога, психологический комфорт и развитие его учащихся. К молодым педагогам, пришедшим на работу, предъявляются те же требования, что и к опытным педагогам, от них требуется профессионализм и высокие результаты. Вместе с тем подготовка, полученная в институте, не может решить проблемы формирования мастерства. Успешному педагогу необходим синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, эффективное владение педагогическими технологиями. Зачастую, многие молодые педагоги имеют трудности во взаимодействии с учащимися и их родителями, коллегами, опасаются критики администрации и опытных педагогов. Создать условия для успешной адаптации, профессионального роста и решить те или иные возникающие трудности начинающего педагога призвана система методического сопровождения в МКУДО «ДДЮТ», включающая в себя следующее направления работы: наставничество, деятельность «Школы молодого педагога», интернет-сотрудничество, мониторинг профессиональной деятельности, ведение портфолио.

В МКУДО «ДДЮТ» функционирует «Школа молодого педагога», целью которой является помощь начинающим педагогам в становлении профессиональной компетентности. Задачами данной школы является содействие профессиональному росту молодых педагогов, оказание практической помощи педагогам в период их адаптации в образовательном учреждении, выявление проблем у начинающих педагогов и пути их разрешения.

Заседания проводятся по плану, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих педагогов.

В работе с начинающими педагогами используются различные формы и методы:

  1. научно-практические семинары;

  2. мастер-классы;

  3. деловые игры;

  4. аукционы педагогических идей;

  5. участие в работе методических объединений;

  6. обучение на курсах повышения квалификации и переподготовке;

  7. самообразование;

  8. информационные технологии.

Инновационной технологией в МКУДО «ДДЮТ» является интернет-консультирование. Молодой специалист может в любое время получить консультативную помощь методиста, опытных коллег, педагогов методического объединения. Так же организована рассылка педагогам полезной информации, памяток по оформлению документации, разработке планов образовательной работы, проектированию структуры занятия, соблюдению санитарно-гигиенических норм и требований, подготовке и проведению открытых занятий, диагностике и т.д. по электронной почте. Посредством информационных технологий осуществляется взаимодействие методиста и педагогов по проверке дополнительных общеразвивающих программ, конспектов открытых занятий, методических материалов. Педагоги предоставляют на проверку в электронном виде, в дальнейшем проводят его корректировку с учетом поступивших предложений и замечаний. Посредством сайта организована обратная связь с участниками образовательного процесса, в том числе и с родителями, которые вносят свои предложения и замечания начинающим педагогам.

Традиционной формой, вызывающей интерес, является проведение аукциона педагогических идей, что позволяет обмениваться педагогическими находками новичкам и опытным педагогам. Результатом такой формы работы является создание и наполнение методической копилки.

На каждого педагога создается банк профессиональных достижений, позволяющий осуществлять мониторинг личных и профессиональных достижений молодого специалиста. Данный банк даёт возможность увидеть потребности педагога, динамику профессионального роста, скорректировать дальнейшую стратегию сопровождения, определить перспективы профессионального развития, и создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности.

Система мониторинга профессионального роста педагогов включает анкеты и опросники:

  • интервью (почему пошли в профессию, чем для вас является работа, ваши предпочтения и жизненные приоритеты);

  • самопрезентация педагогов (присущие качества личности, как положительные, так и отрицательные);

  • затруднения в организации образовательного процесса (самодиагностика);

  • самооценка возможностей педагога (чем может поделиться с другими педагогами);

  • характеристика профессионально-педагогической компетентности:

- педагогические умения (организаторские, коммуникативные, проектировочные, дидактические, методические, аналитические);

- профессионально-педагогические (мышление, наблюдательность, интуиция, рефлексия, оптимизм, такт, эрудиция, импровизация);

- личность педагога (гуманистическая направленность, позитивная Я - Концепция, креативность, работоспособность).

  • показатели сформированности умений, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности (умение ставить задачу, воздействовать на ребенка, анализировать и корректировать свою деятельность);

  • рейтинг педагога (учитывается самооценка педагога, мнение родителей, участие в методической деятельности, уровень образовательной работы).

Данный мониторинг проводится в течение всего педагогического пути начинающего молодого специалиста. Собранная информация используется не только при подготовке к процедуре аттестации на квалификационную категорию, но и при оплате труда работника в виде стимулирующих добавок и доплат.

Сопровождение молодого педагога является одним из направлений современной образовательной политики. Не случайно в проекте
«Учитель будущего» в фокусе рассмотрения становится молодой педагог и
наставник.  

Наставничество является элементом системы развития кадрового
потенциала образовательной организации.

Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми и начинающими педагогами, не имеющими стажа трудовой педагогической деятельности или имеющими стаж не более 3 лет. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога с молодым или начинающим специалистом по развитию необходимых умений и навыков ведения педагогической деятельности.

Цель наставничества – оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении.

Задачи наставничества:

- привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;

- ускорить процесс профессионального становления, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

- способствовать успешной адаптации молодых педагогов к корпоративной культуре, правилам поведения.

При решении вопроса осуществления наставничества в МКУДО «ДДЮТ» применяется следующий алгоритм:

1. Организация наставничества (принимаются необходимые
документы, определяются ответственные лица за организацию и руководство
наставничеством, а также выбираются формы наставничества, утверждается
положение о наставничестве).

2. Назначение наставников и лиц, в отношении которых
осуществляется наставничество (происходит назначение наставников и лиц, в отношении которых осуществляется наставничество в соответствии с
требованиями).

3. Осуществление наставничества (происходит реализация
процесса наставничества: утверждается перечень мероприятий по
наставничеству, определяются формы и методы работы наставников,
осуществляется выбор инструментов, применяемых для реализации
наставничества).

4. Рефлексия деятельности по итогам наставничества за
определенный период, чаще всего учебный год (подведение итогов
наставничества и получение обратной связи от наставников и лиц, в
отношении которых осуществлялось наставничество, с помощью заполнения
формализованных отчетов (анкет). Обработка формализованных отчетов
(анкет) и поощрение наставников по результатам проведенной работы).

Основные формы сопровождения молодых педагогов: посещение молодым педагогом открытых занятий других педагогов; планирование работы совместно с наставником; посещение занятий самих молодых педагогов; участие в профессиональных конкурсах; приобщение к традициям; вхождение молодых педагогов в коллектив на равных.

В поиске ответов на вопрос об эффективности общения наставников и
молодых специалистов, важно помнить, что наставники и
их подопечные – разные люди: у каждого свой характер, амбиции. Среди
молодых педагогов, как и среди наставников, сегодня выделяют
определенные ролевые позиции. Ниже представлен вариант дифференциации, предложенный ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования» на основании многолетних наблюдений за деятельностью молодых педагогов в образовательных учреждениях. По нашему мнению, этот вариант дифференциации справедлив и для молодых педагогов в целом.

«Неудовлетворенные». Для таких молодых коллег характерна
определенная самоизоляция в педагогическом коллективе, они не стремятся к
контактам с другими его участниками, ссылаясь на отсутствие общих
интересов. Молодые педагоги этой группы время от времени высказывают
критические суждения в адрес администрации, упрекая ее в недостаточном
внимании к проблемам молодых специалистов. Они убеждены, что учить
надо только тех, кто хочет учиться. Рассматривая свой профессиональный
выбор как жизненную неудачу, «неудовлетворенные» вместе с тем не
склонны винить себя. Источники трудностей, по мнению этих педагогов,
лежат в самой профессии, в особенностях и способностях учащихся. У этой
группы складывается стремление к самооправданию, что часто
приводит к снижению требовательности к себе, к ослаблению творческого
начала. Сама профессиональная деятельность не приносит им особой радости
и удовлетворения. Для педагогов в этой ролевой позиции характерна
недостаточно сформированная способность прогнозировать свои действия.
Часть «неудовлетворенных» уходит из ОО в течение первых лет работы.
Но их можно встретить и среди тех, кто работает дольше. То есть
для этой пусть и незначительной части педагогов этап профессионального
поиска затянулся.

Конечно, источники неудовлетворенности могут быть разными. Одно
дело, когда молодой человек в целом доволен избранной профессией и
возможностью реализовать себя, но при этом критически оценивает свою
подготовку, результаты своей работы и т. д. Но неудовлетворенность
оказывается качественно иной, когда требования профессии не совпадают с
важнейшими устремлениями личности. Молодые люди, настроенные сменить профессию, относятся именно к этой группе. Как правило, с такой группой молодых педагогов наставникам приходится тяжелее всего, поскольку к каждому из них необходим особый подход.
«Самоутверждающиеся». Для молодых педагогов в этой ролевой
позиции свойственно ощущение жизненной удачи в связи с попаданием в
свою профессию. Если они сталкиваются с трудностями, то сделанный
профессиональный выбор не ставят под сомнение, поскольку они чувствуют
себя на своем месте. Педагогическая деятельность вызывает у них
приподнятое настроение. Они не ограничивают свои контакты с учащимися
только рамками учебных занятий, и с удовольствием проводят с ними и свое
свободное время. Эти молодые педагоги, как правило, хорошие
организаторы, убежденные в том, что они понимают своих учащихся и
уверены в правильности принимаемых педагогических решений. Они
чувствуют, что успешно справляются со своими обязанностями, да и
руководство образовательной организации оценивает таких педагогов
положительно. Для них характерна удовлетворенность собой и нежелание
что-либо менять в себе. Они видят, что пользуются уважением среди
окружающих; именно к ним обращаются за советом и старшие коллеги.
Общая позитивная настроенность на профессию объединяет этих молодых
специалистов с педагогическим коллективом, контакты с которым не
ограничиваются профессиональными проблемами. Образовательная
организация для них – не только место работы, они нашли себя здесь, и
поэтому велика их преданность и привязанность к профессии.
Иногда эти молодые коллеги начинают проявлять некоторые признаки
властности, авторитарности, но такой путь самоутверждения зачастую
оборачивается потерей авторитета и конфликтами. «Самоутверждающиеся»,
часто видят себя в будущем руководителями ОО. Во всяком случае, они не
намерены отказываться, если им предложат административную должность.
Эта группа молодых людей, как правило, энергична и самостоятельна,
требовательна и имеет хорошие навыки самоорганизации. Но все эти
привлекательные достоинства в деятельности педагога хороши, когда они
основаны на доверии к учащемуся, вере в него.

Наставникам в работе с такой группой молодых учителей важно
учитывать перечисленные выше моменты и, принимая во внимание
определенные организаторские способности этих подопечных, активно
привлекать их к общественной работе, к участию в различных
профессиональных конкурсах. Педагогическая профессия может давать
множество возможностей для удовлетворения своих социальных и духовных
потребностей. Но своей работой педагог призван прежде всего поддерживать
и содействовать потребностям и устремлениям своих учащихся.

«Увлеченные». Для них избранная деятельность наделена особым
обаянием: на их глазах растут молодые люди, формируется их характер,
складывается мировоззрение. Это ощущение связано с тем, что главным
чувством, определяющим их отношение к детям, является дружеская
расположенность. Речь не о панибратстве и фамильярности, а о контактах на равных, основанных на понимании того, что ребятам нужен старший
товарищ – советчик и друг. Такие взаимоотношения сокращают
психологическую дистанцию между педагогом и учащимися, создают основу
для их глубокого взаимопонимания, общения и сотрудничества. При таком
характере взаимоотношений педагог не навязывает своего мнения детям,
каким бы правильным оно ему не казалось, не боится признать свои ошибки.
Увлеченность делом рождает естественность поведения. Нельзя
сказать, что такая позиция обеспечивает им спокойную и бесконфликтную
жизнь в педагогическом коллективе. Бывает, что уважение, проявленное к
детям, особенно к «трудным», расценивается некоторыми коллегами в
коллективе как панибратство, а увлеченность внеклассной работой, активное
привлечение к ней родителей – как попытка завоевать дешевый авторитет.
Поэтому наставнику при работе с такими молодыми педагогами важно
учитывать, что «увлеченные» нуждаются в поддержке, ее отсутствие
переживается ими особенно остро. Зато внимание и забота оцениваются
чрезвычайно высоко.

Одна из особенностей позиции этой группы молодых педагогов –
стремление к созданию союза единомышленников, без которого усилия
каждого вряд ли достигнут цели. «Увлеченным» не безразлично
общественное признание. Они относятся к нему как к важному стимулу
творческого роста. Стремление к самосовершенствованию побуждает
молодых специалистов к творческим контактам с педагогами-мастерами,
которые оказывают большое влияние не только на профессиональную
деятельность начинающих, но и на их личность.

Наставники на основе своего опыта взаимодействия с этой группой
начинающих педагогов отмечают, что иногда эти молодые специалисты,
стремясь к новым активным формам обучения, не вполне учитывают
возможности детей и чрезмерно перегружают урок или занятие. Поддержка
со стороны наставников «увлеченных» участников процесса обучения, обмен
опытом с ними, помогают начинающим педагогам утвердиться в
правильности своих действий в одних случаях и критически отнестись в
других.

Таким образом, выстроенная система методического сопровождения позволяет новичкам легко и успешно пройти период адаптации, найти свой стиль в работе, раскрыть творческий потенциал. Администрация приобретет компетентного молодого специалиста, способного осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с предъявленными требованиями современной образовательной системы, выполнять запросы родителей.