СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по изучению рассказа И.С. Тургенева "Муму".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе система, состоящая из трёх уроков, направленная на активное и интересное изучение рассказа И.С. Тургенева "Муму". 

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по изучению рассказа И.С. Тургенева "Муму".»

Домашнее задание к первому уроку по изучению рассказа «Муму»

Всем учащимся прочитать самостоятельно рассказ «Муму». Ответить письменно на вопросы: что произвело на меня самое сильное впечатление после чтения рассказа и почему? На какие вопросы я хотел бы получить ответ на уроках?(Вопросы записать!)

Инд. задания: сообщение о детстве И.С. Тургенева.

Инд. задания: сообщение о крепостном праве в России



Урок 1. И.С.Тургенев. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Цели: кратко познакомить учеников с детскими годами И.С.Тургенева; с историей создания рассказа «Муму»; с понятиями «сравнение, гипербола»; показать роль портретной характеристики героя.

Я не мог дышать одним воздухом, 

оставаться рядом с тем, что я

возненавидел…  Враг этот был –

крепостное право.

И.С.Тургенев

Ход урока:

1. Стадия вызова.

- Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом литераторе так: «Добрый великан... с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада».

Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново чащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева, используя слайды мультимедийной презентации).

О каком явлении российской действительности прошлого говорится в эпиграфе?

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? (Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика)

2. Стадия осмысления.         

1. Аналитическое чтение начала рассказа

 - Каковы ваши впечатления о прочитанном?     

- Где происходят события? Опишите.                                                          

– В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?
– Чем среди крестьян выделялся Герасим?
– Как относился Герасим к своим обязанностям?
– Как относились к нему окружающие люди?
– Как относится барыня к Герасиму?

2. Анализ деталей текста. Составление кластера

 На уроке нам предстоит дать целостную характеристику главному герою – Герасиму.

Герасим (кластер)

1) Портрет главного героя

2) Жизнь и занятия Герасима в городе

3)Описание каморки Герасима

Обобщение: Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, а работа в городе кажется ему скучной и нелепой, но он усердно исполняет любые поручения. Во всём любит порядок и аккуратность. Свою каморку обустроил сам, по своему вкусу. Всё в ней указывает на силу и «великость героя.

2. Работа со сравнениями и гиперболами. Составление кластера

– При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.

  1. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».
    Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве?

  2. «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».

  3. «Пойманный зверь».
    – А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).
    – Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно).
    – В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).
    – Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного.

  4. «Степенный гусак».
    – Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение).



      — Найдите примеры гипербол в тексте.
      Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».
     

 — Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?


      Выводы: значение средств выразительности в описании главного героя

3. Система образов рассказа. Сопоставительный анализ

1

Работа в группах: характеристика героев

) Барыня

2) дворецкий Гаврила

3) сапожник Капитон

4) прачка Татьяна

- Поверил ли Герасим в пьянство Татьяны?

Почему именно в день свадьбы с реки Герасим вернулся с разбитой бочкой?

– Итак, любовь Герасима к Татьяне была растоптана так же спокойно и равнодушно, как некогда его привязанность к простому крестьянскому труду. Кто виноват в бедах Герасима?

–Вспомните сцену последнего прощания Герасима с Татьяной. Что в ней читается «между строк»?

- Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

Вывод: Все знали о симпатии Герасима к Татьяне, но никто не заговорил об этом. Чувства человека просто растоптали, спокойно и небрежно, так же, как и привязанность героя к крестьянскому труду.

В Росии 19 веке было много жестоких крепостников. Сила их произвола была страшна. Со своими крепостными они делали всё, что им заблагорассудиться.

Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

3. Стадия рефлексии  («Рефлексивный экран»)

Экран с незаконченными предложениями.

Указание: по желанию выбрать себе фразу (несколько фраз), закончить ее (их) самостоятельно, озвучить.

Сегодня я узнал(а)…______________________________________________________

Было интересно…________________________________________________________

Было трудно…___________________________________________________________

Я почувствовал(а), что…________________________________________________

Меня удивило…___________________________________________________________

Урок дал мне для жизни…______________________________________________

Мне захотелось…_________________________________________________________

Расскажу дома, что …___________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Что-нибудь свое?



4. Домашнее задание

1. Доделать кластеры   (Отношение Герасима к Татьяне и Муму)

2. Подготовить выразительное чтение сцен «Герасим находит Муму», «Муму в доме барыни».

3. Рассказать о жизни Муму рядом с Герасимом

4. Инд. Задание: монолог ученицы в роли барыни.

Урок 2. Герасим и Муму

Цели урока: показать, как раскрываются духовные и нравственные качества главного героя в отношениях с Муму; развивать навыки пересказа и анализа текста.

Из числа всей челяди самым

замечательным был дворник Герасим.

И.С. Тургенев «Муму»

Ход урока

1.Актуализация

- Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

2. Реализация домашнего задания

Вспомним сюжет прочитанной части

- Герасим нашел щенка

- Забота Герасима о собаке

- Барыня увидела собаку

- Муму в господском доме

- Степан уносит Муму

3. Стадия вызова

Проверяя первичное читательское восприятие, зададим вопрос:

-  Одинаковы ли по эмоциональной окраске и по настроению выделенные эпизоды?

(Вспоминая свои ощущения от прочитанного, они настраиваются на дальнейшую аналитическую беседу по содержанию рассказа).

4. Стадия осмысления

Герасим и Муму. Беседа по тексту.

Вопросы для беседы:

- В каком состоянии находился Герасим после отъезда Татьяны?

- Какую роль сыграла в его жизни Муму? Важно ли, что Герасим нашёл собаку сразу после отъезда Татьяны?

(Выразительное чтение сцены, как Герасим нашёл Муму)

(Рассказ о жизни Муму рядом с Герасимом)

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

(Выразительное чтение эпизода «Муму в доме барыни»)

Проанализируем эпизод по вопросам:

-  Почему так ведет себя собака в доме барыни?

- Как реагируют на происходящее присутствующие слуги?

- Как меняется в этой сцене настроение барыни?

- В этом эпизоде впервые барыне (вспомните 1 абзац) уделено значительное место. Почему и здесь автор не наградил ее именем, как он ее называет?

- Дает ли в этой сцене Тургенев почувствовать свое отношение к происходящему событию? (Обратим внимание на ироничное заключение: «Какие безделицы, подумаешь, могут иногда расстроить человека»).

(Монолог ученицы в роли барыни)

— Чем объясняется неприязнь и враждебность барыни по отношению к Муму, что ее больше всего раздражает?

- Какую роль в  последующих событиях сыграли Гаврила и Степан?

- Чем эти герои похожи друг на друга?

- Как Герасим пытался защитить свою любимицу? Почему все его старания были напрасны?

Чтение от слов «вдруг дверь каморки распахнулась…» до слов «он казался каким-то великаном перед ними»

— Как вы понимаете слова писателя о Герасиме и дворне: «великан» и «людишки»? Чем Герасим отличается от дворовых, хотя и он выполняет приказания барыни? Чем вы объясняете взаимную неприязнь Герасима и некоторых дворовых? Они же все крепостные. В чем разница между ними?

— Почему Герасим пообещал, что сам уничтожит Муму?

— Почему Герасим, который навсегда уводит Муму из дома, надевает праздничный кафтан? Почему он так вычесывает Муму перед уходом? Почему кормит ее мясными щами в трактире?

Смерть Муму. Просмотр отрывка из одноименного видеофильма.

— Какой вопрос вам хочется задать  автору?

— Как вы думаете, когда Герасим решил навсегда уйти из дома? Из чего вы сделали такой вывод?

Выводы: Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом – собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев дает нам почувствовать, что счастье Герасима недолговечно.





5. Рефлексия

1. на уроке я работал активно/пассивно

2. своей работой на занятии я доволен/ не доволен

3. за время занятия я не устал / устал

4. материал занятия был полезен / бесполезен

интересен / скучен



4. Домашнее задание

1. Перечитать финал рассказа и подготовить его выразительное чтение, дописать кластер: «Средства выразительности в описании главного героя»

2. с. 223 №5 («Известно, что в основе этого рассказа лежит действительно реальный случай, который произошёл с дворником в Спасском, однако после гибели собаки он остался верен своей госпоже. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал?»)

3. с. 224 «Литература и изобразительное искусство» (иллюстрации)













































































Урок 3. Рассказ «Муму» как протест против крепостничества. Почему Герасим возвращается в деревню?

Цели:  путем анализа образа Герасима донести до учащихся нравственную силу героя.

Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…

И.С. Тургенев


…Главное все же — внутренняя свобода.

Э. М. Ремарк

Ход урока

На доске иллюстрации учащихся к произведению

1. Орг. момент (Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости. У меня к вам небольшая просьба. Давайте не будем волноваться и стесняться, а покажем хорошую, активную работу на уроке. Договорились?Я надеюсь, у вас сегодня хорошее настроение?!). 1 минута

2.Актуализация

-  На предыдущем уроке мы закончили анализ рассказа И.С. Тургенева «Муму» просмотром самого трагичного отрывка из одноимённого фильма. (Называют отрывок)

  • Как вы думаете, когда Герасим решил навсегда уйти из дома? Из чего вы сделали такой вывод?

(После гибели Муму, если бы он решил уйти раньше, то он забрал бы собачку с собой)2 минуты

3. Стадия вызова

Работа с эпиграфом. (Учащиеся читают эпиграф к уроку)

  • Эпиграф поможет нам разгадать сегодняшнюю тему урока, ведь эпиграф – это… Итак, о чём же мы с вами сегодня будем говорить? ( На уроке мы будем говорить о крепостном праве – вспоминают аннибаловскую клятву Тургенева - и внутренней духовной свободе человека). 2 минуты



Постановка проблемы

- Крепостное право и внутренняя духовная свобода человека – есть ли между этими понятиями какая-то связь? Кто из героев символизирует эти понятия?

- Можем ли мы назвать рассказ «Муму» протестом Тургенева против крепостничества?

(1 -ая часть темы) (Да, но мы должны доказать это утверждение)

– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя. Что предпринимает Герасим? (Возвращается в деревню) (2-ая часть темы)

- В конце урока нам предстоит дать ответ на следующий вопрос: Почему Герасим возвращается в деревню? 4 минуты

(Выразительное чтение сцены ухода Герасима из города в деревню) Читают подготовленные ученики – 2 человека 5 минут

4. Стадия осмысления

Беседа по вопросам

  • В каком настроении возвращался к себе в деревню Герасим? Откуда это ощущение радости? Найдите глаголы, с помощью которых автор передаёт душевное состояние героя (усердно и безостановочно шагал, спешил без оглядки, спешил домой, шёл, торопился)

  • О чём говорят эти глаголы? ( Показывают неодолимое стремление домой, на родину)

  • Какую роль в раскрытии настроения Герасима играет пейзаж? Как передаётся единство героя с природой? (Глаголы «чувствует, видит»)

  • Вспомним, какое художественное средство использовал автор для создания образа главного героя. Перечислим сравнения (См. кластер «Сравнения»)


  • Проверка кластера

  • Какое заключительное сравнение (со львом) мы добавили? 5 минут

  • Какие сравнения контрастны? Контраст – ярко выраженная противоположность (Герасим вёл себя как зверь в неволе, а в конце – как лев)

  • Чем не похож на себя здесь главный герой? Что изменилось в нём? (Он стал решительным и сам решил распорядиться своей судьбой)

  • Что показал Герасим своим поступком? (Что выражает протест против самодурства барыни)

  • Как автор относится к Герасиму? (восхищается)

Выводы: Герасим уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался. 5 минут

Работа в парах

Сопоставление начала рассказа с финалом, работа с образом Герасима

Работа с последним абзацем рассказа

Сейчас мы с вами сравним образ Герасима в начале рассказа и в конце, уже после описанных трагических событий. Для этого поработаем в парах. Вам нужно найти соответствие или не соответствие тем характеристикам главного героя, которые автор обозначил в начале рассказа. Эти характеристики уже отмечены в таблице.

Начало рассказа

Финал

немой и могучий

здоров и могуч по-прежнему

работал за четверых

работает за четверых по-прежнему

смахивал на степенного гусака

важен и степенен

сложенный богатырём

богатырская сила

Выводы:

  • Какой же вывод мы можем сделать, сравнивая Герасима до начала событий, описанных в повести, и в конце повествования? (Внешняя характеристика совпадает)

  • Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?

  • Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом.

- Почему автор восхищается героем? Какие черты обнаруживаются в герое, которые вызывают это чувство? (он становится внутренне независимым, «смелым») 5 минут

5. Проверка дом.задания (с. 223 №5)

Обратимся к учебнику. На с. 223 есть вопрос №5, с которым вы поработали дома


  • Почему же Тургенев изменил концовку истории дворника Андрея?

Против чего решил бороться Иван Сергеевич Тургенев?

И только после ответа слайд:

Зачитываем слова эпиграфа к первому уроку:

Я не мог дышать одним воздухом, 

оставаться рядом с тем, что я

возненавидел…  Враг этот был –

крепостное право.

И.С.Тургенев

-Итак, доказали ли мы с вами утверждение первой части урока? 3 минуты

6. Итог урока. Размышление

Работа в группах (по 3 – 4 человека). Каждая группа получает по вопросу. 5 минут

  • Какие же испытания выпали на долю Герасима?

  • В начале рассказа обозначены 2 главных героя: Герасим и барыня. Можем ли мы согласиться с этим, прочитав всю повесть целиком?

  • Почему автор назвал Герасима «самым замечательным лицом» среди дворовых?

  • Какое отражение в рассказе нашла клятва, данная И.С.Тургеневым самому себе?

  • Как изменила Герасима гибель Муму?

  • Почему свой рассказ И.С.Тургенев назвал не «Герасим», а «Муму»?

Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

Пятиминутное Эссе

Ответьте на вопрос темы урока, используя эпиграф 4 минуты + 2 минуты

7. Рефлексия.

Иллюстрации 3 минуты

- Чем интересны иллюстрации в учебнике? Что вы изобразили на своих иллюстрациях к рассказу?

Доделываем «светофор» и оцениваем настроение 2 минуты

Ну а сейчас обратимся к «светофору». Сейчас вы снова выберете и нарисуете тот цвет, который бы охарактеризовал ваш объём знаний после изучения рассказа «Муму». Сравните цвет первого урока и последнего. Какие выводы можем сделать, как охарактеризуем свою работу.

Оценки за урок 1 минута

Ребята, а кого бы вам хотелось оценить на сегодняшнем уроке, чьи ответы вам показались правильными, точными и помогли вам самим более полно сформулировать свои мысли

8. Домашнее задание 1 минута…
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!