СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по повести В.Короленко "В дурном обществе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система уроков по повести В.Короленко сопровождается презентацией. Материал будет полезен учителям литературы при проведении уроков как в традиционном, так и в дистанционном формате

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по повести В.Короленко "В дурном обществе"»

 В.Г.Короленко  повесть  «В дурном обществе»

В.Г.Короленко повесть «В дурном обществе»

Цели и задачи:  -обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей;  -проанализировать причинно- следственные связи мира чувств ребенка, характер его взаимоотношений со взрослым и окружающей действительностью на материале повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»;  -развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально–нравственную сферу учащихся;  -воспитывать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Цели и задачи:

-обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей;

-проанализировать причинно- следственные связи мира чувств ребенка, характер его взаимоотношений со взрослым и окружающей действительностью на материале повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»;

-развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально–нравственную сферу учащихся;

-воспитывать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Урок 1  Личность писателя В.Г.Короленко.  Сюжет и композиция повести  «В дурном обществе»  («Дети подземелья»)

Урок 1

Личность писателя В.Г.Короленко.

Сюжет и композиция повести

«В дурном обществе»

(«Дети подземелья»)

Владимир  Галактионович Короленко   1853 – 1921 … через все произведения Короленко – большие и малые… проходит вера в человека, вера в бессмертие, непобедимое и побеждающее благородство его натуры и разума . А. Платонов

Владимир Галактионович Короленко

1853 – 1921

через все произведения Короленко – большие и малые… проходит вера в человека, вера в бессмертие, непобедимое и побеждающее благородство его натуры и разума .

А. Платонов

«Темные личности» из «дурного общества»

«Темные личности» из «дурного общества»

 В. Перов. Спящие дети. 1870

В. Перов. Спящие дети. 1870

Ф.С. Журавлев. Дети-нищие. 1860-е

Ф.С. Журавлев. Дети-нищие. 1860-е

В.П. Якоби. Осень.

В.П. Якоби. Осень.

П.П. Чистяков. Нищие дети.

П.П. Чистяков. Нищие дети.

В. Г. Перов. Савояр.

В. Г. Перов. Савояр.

Н.В. Невреев. Дед Василий.

Н.В. Невреев. Дед Василий.

 Ф.А. Бронников. Старик-нищий.

Ф.А. Бронников. Старик-нищий.

В чем созвучие полотен русских художников и повести Короленко «В дурном обществе»?

В чем созвучие полотен русских художников и повести Короленко «В дурном обществе»?

Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» Повесть — один из видов эпического произведения. Виды эпических произведений  Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой.  Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя.  Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев. Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения. Сюжетная линия — ряд событий, происходящих с одним героем.

Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

  • Повесть — один из видов эпического произведения.

Виды эпических произведений

  • Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой.
  • Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя.
  • Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев.

Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения.

Сюжетная линия — ряд событий, происходящих с одним героем.

Сюжетные линии в повести Короленко Первая линия : жизнь Васи (взаимоотношения Васи с отцом) Вторая линия : жизнь семьи Тыбурция  Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.

Сюжетные линии в повести Короленко

Первая линия : жизнь Васи (взаимоотношения Васи с отцом)

Вторая линия : жизнь семьи Тыбурция

Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.

Композиционный план повести Короленко Экспозиция (главы I и II): история жизни Васи в Княж-городке Завязка ( глава III): знакомство Васи с Валеком и Марусей Развитие действия (главы IV - VII): взаимоотношения Васи с детьми, знакомство с Тыбурцием, болезнь Маруси Кульминация ( глава VIII): история с куклой, смерть Маруси, примирение Васи с отцом Эпилог (Заключение): исчезновение Тыбурция и Валека, Марусина могилка

Композиционный план повести Короленко

  • Экспозиция (главы I и II): история жизни Васи в Княж-городке
  • Завязка ( глава III): знакомство Васи с Валеком и Марусей
  • Развитие действия (главы IV - VII): взаимоотношения Васи с детьми, знакомство с Тыбурцием, болезнь Маруси
  • Кульминация ( глава VIII): история с куклой, смерть Маруси, примирение Васи с отцом
  • Эпилог (Заключение): исчезновение Тыбурция и Валека, Марусина могилка
Домашнее задание Прочитать повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе» до конца Подготовиться к тесту на знание текста Выучить записи в тетради Ответить на вопросы 1 – 3 (с. 45 учебника)

Домашнее задание

  • Прочитать повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе» до конца
  • Подготовиться к тесту на знание текста
  • Выучить записи в тетради
  • Ответить на вопросы 1 – 3 (с. 45 учебника)
 Урок 2    Вася и его отец.  Знакомство мальчика с  «дурным» обществом»

Урок 2

Вася и его отец.

Знакомство мальчика с

«дурным» обществом»

Проверочная работа на знание текста Задание: если вы согласны с утверждением, то ставьте +, не согласны ставьте - 1. Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города. 2. Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид. 3. Васю и его отца разделила смерть Васиной матери. 4. Вася и Валек впервые встретились в роще. 5. Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью. 6. Маруся очень отличалась от Сони. 7. Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек. 8. Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее. 9. Мясо для Валека и Маруси было редкой едой. 10. Маруся заболела осенью. 11. Вася тайком взял куклу у Сони. 12. Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

Проверочная работа на знание текста

Задание: если вы согласны с утверждением, то ставьте +, не согласны ставьте -

1. Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

2. Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.

3. Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

4. Вася и Валек впервые встретились в роще.

5. Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.

6. Маруся очень отличалась от Сони.

7. Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

8. Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее.

9. Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

10. Маруся заболела осенью.

11. Вася тайком взял куклу у Сони.

12. Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

Ответы: 1. + Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города. 2. - Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид. 3. + Васю и его отца разделила смерть Васиной матери. 4. - Вася и Валек впервые встретились в роще. 5. + Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью. 6. + Маруся очень отличалась от Сони. 7. + Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек. 8. - Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее. 9. + Мясо для Валека и Маруси было редкой едой. 10. + Маруся заболела осенью. 11. - Вася тайком взял куклу у Сони. 12. + Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

Ответы:

1. + Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

2. - Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.

3. + Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

4. - Вася и Валек впервые встретились в роще.

5. + Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.

6. + Маруся очень отличалась от Сони.

7. + Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

8. - Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее.

9. + Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

10. + Маруся заболела осенью.

11. - Вася тайком взял куклу у Сони.

12. + Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

Беседа по вопросам От чьего имени ведется рассказ? Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создает автор? Какие чувства вызывает замок и часовня у Васи? Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны? Как складывались отношения Васи с отцом? Почему мальчик начал бродяжить? Почему повесть названа «В дурном обществе»? Кто в повести произносит это выражение?

Беседа по вопросам

  • От чьего имени ведется рассказ?
  • Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создает автор?
  • Какие чувства вызывает замок и часовня у Васи?
  • Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?
  • Как складывались отношения Васи с отцом?
  • Почему мальчик начал бродяжить?
  • Почему повесть названа «В дурном обществе»? Кто в повести произносит это выражение?
В.Костицын. «Величавое дряхлое здание». 1984 В. Глуздов. Старый замок. 1977

В.Костицын. «Величавое дряхлое здание». 1984

В. Глуздов. Старый замок. 1977

 Задания   Найдите в главе III портретные описания Валека и Маруси. Как в этих описаниях проявляется авторское отношение к героям? Прочитайте разговор Васи и Валека. Почему не произошла драка? Почему Валек попросил  Васю не болтать о том,  что произошло?

Задания

  • Найдите в главе III портретные описания Валека и Маруси. Как в этих описаниях проявляется авторское отношение к героям?
  • Прочитайте разговор Васи и Валека. Почему не произошла драка?
  • Почему Валек попросил

Васю не болтать о том,

что произошло?

План рассказа о герое повести 1. Как выглядит герой? 2. Из какой он семьи? Из какого общества? 3. Какие поступки он совершает? 4. Какие качества героя проявляются в этих поступках?

План рассказа о герое повести

1. Как выглядит герой?

2. Из какой он семьи? Из какого общества?

3. Какие поступки он совершает?

4. Какие качества героя проявляются в этих поступках?

Домашнее задание Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе (сравнить с Соней); 4) о Тыбурции.

Домашнее задание

Составить рассказы о героях повести:

1) о Васе;

2) о Валеке;

3) о Марусе (сравнить с Соней);

4) о Тыбурции.

Урок 3 Жизнь среди серых камней. Дружба Васи с Валеком и Марусей Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу…

Урок 3

Жизнь среди серых камней.

Дружба Васи с Валеком и

Марусей

Хорошо, что твоя

дорога пролегла

через нашу…

Урок-семинар Рассказать о героях повести по плану (домашнее задание) Ответить на вопросы: Символом чего является серый камень (известняк)? Прочитайте в главе VI сцену разговора Васи и Валека об отце Васи. О чём этот разговор заставил задуматься Васю? Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком? Как Вася познакомился с Тыбурцием? Как повлияло на Васю мнение Тыбурция о его отце? (главы VI и VII) Как изменился характер Васи за время дружбы с  Валеком и Марусей?

Урок-семинар

  • Рассказать о героях повести по плану (домашнее задание)
  • Ответить на вопросы:
  • Символом чего является серый камень (известняк)?
  • Прочитайте в главе VI сцену разговора Васи и Валека об отце Васи. О чём этот разговор заставил задуматься Васю?
  • Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?
  • Как Вася познакомился с Тыбурцием?
  • Как повлияло на Васю мнение Тыбурция о его отце? (главы VI и VII)
  • Как изменился характер Васи за время дружбы с

Валеком и Марусей?

Анализ главы «Кукла» и Заключения Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш? О чем говорил Януш отцу Васи при встрече в саду? Почему отец прогнал Януша? Когда Вася нес куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча?

Анализ главы «Кукла» и Заключения

  • Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш?
  • О чем говорил Януш отцу Васи при встрече в саду? Почему отец прогнал Януша?
  • Когда Вася нес куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча?
Чтение главы, беседа Каким предстает перед нами Вася в эпизоде с куклой? Как вы понимаете слова Тыбурция, обращенные к Васе: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну? Почему Вася и Соня приходили  на могилку Маруси?

Чтение главы, беседа

  • Каким предстает перед нами Вася в эпизоде с куклой?
  • Как вы понимаете слова Тыбурция, обращенные к Васе: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
  • Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?
  • Почему Вася и Соня приходили

на могилку Маруси?

Домашнее задание  Объяснить (письменно) слова и словосочетания – задание 1 учебника на стр. 46

Домашнее задание

Объяснить (письменно) слова и словосочетания – задание 1 учебника на стр. 46

Урок 4 Васина дорога к правде и добру. Обучение работе над сочинением

Урок 4

Васина дорога к правде и добру. Обучение работе над сочинением

 Словарная работа Выражение дикое деревцо в поле говорит о том, что мальчик рос без присмотра.  Короленко, описывая городок, говорит о серых заборах , пустырях с кучами всякого хлама. Заборы серые, потому что они деревянные и некрашеные.  Убежище — это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь.  Ютиться — помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.   Кров — слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.

Словарная работа

  • Выражение дикое деревцо в поле говорит о том, что мальчик рос без присмотра.
  • Короленко, описывая городок, говорит о серых заборах , пустырях с кучами всякого хлама. Заборы серые, потому что они деревянные и некрашеные.
  • Убежище — это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь.
  • Ютиться — помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.
  • Кров — слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.
 Потомок — человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», т. е. о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу.  Выражение дурная слава употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чем-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой».  Суровое лицо — угрюмое, сердитое лицо.  Раздоры — разногласия, ссоры, вражда.  Угрюмый человек — мрачный, неприветливый человек.  Притерпеться к упрекам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают свое неодобрение. Вася притерпелся к упрекам, т. е. привык и перестал  обращать внимание на обвинения в том, что он  бродяга.
  • Потомок — человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», т. е. о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу.
  • Выражение дурная слава употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чем-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой».
  • Суровое лицо — угрюмое, сердитое лицо.
  • Раздоры — разногласия, ссоры, вражда.
  • Угрюмый человек — мрачный, неприветливый человек.
  • Притерпеться к упрекам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают свое неодобрение. Вася притерпелся к упрекам, т. е. привык и перестал

обращать внимание на обвинения в том, что он

бродяга.

 Серый камень — это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.  Призраки старого замка — это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие, как призраки.  Дурное общество — общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки. В названии повести это выражение употреблено, так как, с точки зрения добропорядочных обывателей, общество нищих было дурным, не соответствующим статусу Васи как сына судьи. Но поступки Тыбурция и Валека были глубоко нравственными.
  • Серый камень — это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.
  • Призраки старого замка — это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие, как призраки.
  • Дурное общество — общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки. В названии повести это выражение употреблено, так как, с точки зрения добропорядочных обывателей, общество нищих было дурным, не соответствующим статусу Васи как сына судьи. Но поступки Тыбурция и Валека были глубоко нравственными.
Ключевые понятия Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем. Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия.

Ключевые понятия

  • Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.
  • Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
  • Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем.
  • Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сочинение  Васина дорога к правде и добру (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе») Этапы работы над сочинением:  Обдумывание темы Определение идеи сочинения Подбор материала Редактирование и переписывание

Сочинение Васина дорога к правде и добру (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

Этапы работы над сочинением:

  • Обдумывание темы
  • Определение идеи сочинения
  • Подбор материала
  • Редактирование и переписывание
Определение темы  Васина дорога к правде и добру Ключевые слова: Васина (интересует судьба именно этого героя) Дорога (необходимо проследить этапы внутреннего движения, развития характера Васи) К правде и добру (изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, превратили в доброго и сострадательного человека)

Определение темы

Васина дорога к правде и добру

Ключевые слова:

Васина (интересует судьба именно этого героя)

Дорога (необходимо проследить этапы внутреннего движения, развития характера Васи)

К правде и добру (изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, превратили в доброго и сострадательного человека)

Нахождение идеи Почему Вася считал себя негодным мальчишкой? Как он изменился после встречи с «детьми подземелья»? Согласны ли вы с утверждением Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу…»  Идея: дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным качествам, доброте, вернула добрые отношения с отцом.

Нахождение идеи

  • Почему Вася считал себя негодным мальчишкой?
  • Как он изменился после встречи с «детьми подземелья»?
  • Согласны ли вы с утверждением Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу…»

Идея: дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным качествам, доброте, вернула добрые отношения с отцом.

Подбор материала  Какие эпизоды следует отобразить в своём сочинении: Жизнь Васи до встречи с Марусей (гл. I – II) Первая встреча (гл. III) Чувства Васи по отношению к Марусе (гл. III – VIII) Разговор с Валеком об отце Васи, слова Тыбурция о судье (гл. IV,VI, VII) «Смутные ощущения» и размышления о воровстве (гл. V) История с куклой (гл. VIII) На могиле Маруси (Заключение)

Подбор материала

Какие эпизоды следует отобразить в своём сочинении:

  • Жизнь Васи до встречи с Марусей (гл. I – II)
  • Первая встреча (гл. III)
  • Чувства Васи по отношению к Марусе (гл. III – VIII)
  • Разговор с Валеком об отце Васи, слова Тыбурция о судье (гл. IV,VI, VII)
  • «Смутные ощущения» и размышления о воровстве (гл. V)
  • История с куклой (гл. VIII)
  • На могиле Маруси (Заключение)
План сочинения I. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» II. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения. Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи. Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившееся в начале общения Васи с Валеком и Марусей. Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу. Почему Вася не осудил своих друзей за воровство?

План сочинения

I. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

II. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.

  • Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи.
  • Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившееся в начале общения Васи с Валеком и Марусей.
  • Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу.
  • Почему Вася не осудил своих друзей за воровство?
План сочинения (продолжение) 5. Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера между Васей и его отцом. 6. На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди. III. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи. История, рассказанная В.Г.Короленко, - урок милосердия и любви к людям.  Список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

План сочинения (продолжение)

5. Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера между Васей и его отцом.

6. На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.

III. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи. История, рассказанная В.Г.Короленко, - урок милосердия и любви к людям.

Список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

Домашнее задание 1. Написать по плану сочинение-рассуждение «Васина дорога к правде и добру».

Домашнее задание

1. Написать по плану сочинение-рассуждение «Васина дорога к правде и добру».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!