Система уроков по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Концепция произведения.
Читая и анализируя поэму, мы увидим, что в «Песне…»широко развёрнута тема величия прошлого России. Рассмотрим образ исторической личности – Ивана Грозного, воплотившего беспредельную власть, произвол самодержавия, и в то же время стоящего на страже «закона нашего христианского». Выявим существующие противоречия между жизненными ценностями, представлениями о чести, семье, долге.
Свободу личности Лермонтов связывал с нравственными устоями.
В центре поэмы – столкновение двух героев: купца Калашникова, человека твёрдого характера, крепкой веры и высокой нравственности, и опричника Кирибеевича, своеволие которого противоречило народным представлениям о чести и моральным устоям. В поединке с Кирибеевичем Калашников отстаивает не только честь семьи, своё достоинство и права, но и общенародные моральные устои.
Раскроем связь художественной литературы с фольклором, показав, как традиции устного народного твочества отражены в народном представлении о чести и правде. Увидим богатство, выразительность, звучность и эмоциональность народно-поэтической речи. Обнаружим связь между пейзажем и внутренним состоянием героев.
Диагностические цели:
После анализа поэмы ученики смогут:
1.Выполнить тест на проверку знания текста «Песни…»
2.Охарактеризовать эпоху Ивана Грозного, определить основы уклада русской патриархальной семьи.
3.Дать точную характеристику Калашникова и Кирибеевича.
4.Сравнить отношение обоих героев к народным устоям, традициям, семье.
5.Объяснить, почему такой драматической оказывается судьба обоих героев.
6.Определить отношение автора к героям «Песни…»
7.Объяснить, как пейзаж передаёт состояние героев и отражает развитие сюжета.
8.Передать в словесной форме идею поэмы.
9.Создать словесные или графические портреты персонажей.
Сформулируем цели обучения:
1.Учащиеся узнают о героях поэмы, о позиции автора ,о его представлении о национальном характере.
2.На уроках будут осваивать следующие теоретические понятия: точка зрения в литературном произведении, литературный портрет и речевая характеристика как способ создания образа, пейзаж и его роль в тексте, авторское отношение, способы его выражения в тексте.
3.Будут продолжать учиться анализировать композицию произведение и образы героев, определять связь между пейзажем и внутренним состоянием персонажей, характеризовать героя по его поступкам, по отношению к другим людям, соотносить позиции героев, их жизненные устои, видеть отношение автора к героям.
Своеобразие «Песни…»заключается в том, что, идя вслед за автором, мы всё время меняем физическую точку зрения: в поле нашего наблюдения оказываются разные герои. Наша задача – понять, какие качества ценит автор в людях, какие черты объединяют героев(царя, Киребеевича, Калашникова), что отличает их, в чём они противопоставлены.
Темы уроков:
1.Историческое прошлое России в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
2.Кулачный бой на Москве-реке.
3.Степан Калашников – защитник национальных традиций.
4.В творческой лаборатории.
Первый урок.
Выявление восприятия. Слово учителя об интересе Лермонтова к истории. Сообщения учащихся об эпохе, о Москве 16 столетия, о царе Иване IV, укрепившем самодержавное государство, об оставившей недобрую память в народе неукротимой опричнине, о религиозно-патриархальном, старозаветном московском домашнем и семейном быте. Всё это нужно для правильного понимания школьниками образов царя, Кирибеевича и Калашникова.
Словарная работа: «традиции», «быт, «обычай».
Знакомство с произведениями живописи и графики, отображающими образ Москвы 16 века (картины А. Васнецова, А.Рябушкина и др.)
Соотнесение содержания и формы с жанром.
Иван Грозный – один из главных героев «Песни…». Анализ сцены пира. Художественная роль исторической детали. Описание внешнего вида царя. Картины придворной жизни.
Второй урок.
Семейный быт – отражение русского национального уклада жизни и обычаев. Устои жизни определялись нравственными законами, христианскими заповедями.
Мотив тревоги; отражение в природе; роль пейзажа. Нарушение порядка в благополучной жизни купеческой семьи. Киребеевич – разрушитель сложившегося уклада.
Обращение Калашникова за поддержкой и помощью к братьям. Кулачный бой. Зачем идёт на него Киребеевич? Что побуждает идти на этот бой Калашникова? Почему Калашников называет Киребеевича «басурманским сыном»?
Отношение героев к семейным ценностям и традициям. Поведение Ивана Грозного после боя.
Третий урок. Тема: «Степан Калашников – защитник национальных традиций».
Форма урока – эвристическая беседа. Исходя из общих целей системы уроков, формулируем диагностические цели урока. В результате работы на уроке ученики смогут:
1.Выполнить тест на проверку знания текста.
2.Провести смысловую параллель: Степан Парамонович – глава семьи, «царь», «красно солнышко».
3. Определить роль пейзажа, фольклорных элементов.
4.Назвать художественные приемы, примеры народно-поэтической речи.
5.Объяснить, почему Калашников не говорит царю правды, которая бы его спасла, и что для него «правда».
6.Определить отношение автора и народа к Калашникову.
7.В выразительном чтении (отрывок по выбору) передать чувства героев, авторское отношение и оценку народа.
Затем переходим к учебным задачам. Предложим ученикам решить несколько взаимосвязанных проблем:
1.В чём «правда» купца Калашников?
2.Почему «Песня» оканчивается не казнью Степана Парамоновича, а описанием его безымянной могилы?
3.И если могила безымянная, то почему никто не проходит мимо?
Теперь выберем те эпизоды, которые помогут учащимся понять характер Калашникова, его систему ценностей, его отношение к семье, чести, христианским заповедям. Это эпизоды, которые условно назовём так: «Обычный день купца Калашникова», «Семейная драма», «Кулачный бой», «Разговор с царём», «Рассказ певцов-гусляров».
Для решения проблемных вопросов проанализируем эти эпизоды. Поставив перед учениками задачи, начнём искать решения и предложим им самим назвать те эпизоды, которые помогут нам разобраться. Дальше обдумываем приёмы работа, вопросы и задания и намечаем выводы, к которым нужно подвести учеников в ходе анализа каждого эпизода. Эти выводы станут ключевыми моментами урока.
Обращаясь к эпизоду «Обычный день купца Калашникова», ответим на вопросы: Каким предстаёт в поэме купец Калашников? Как возникает мотив тревоги и как он развивается?
Следующая группа вопросов сосредоточит наше внимание на понимании системы ценностей героя: Почему, не застав дома молодой жены, купец «смутился тогда думой крепкою»? Как следует понимать реакцию Калашникова на происходящее с женой? Каким нравственными устоями семейной жизни в своём ответе руководствуется Алёна Дмитриевна? Где ищет помощи и поддержки в трудную минуту удалой купец?
Итак, первый вывод: Семейный быт Калашникова – отражение русского национального уклада жизни и обычаев, общих для всех сословий. Был нарушен порядок в благополучной жизни купеческой семье. По русскому обычаю семья, род встаёт на защиту обиженного («Мы тебя, родного, не выдадим»). Семьёй гордится Калашников. По авторской мысли, расшатывание устоев русской семейной жизни ведёт к уничтожению человеческой личности.
Чтобы понять, почему Калашников говорит братьям:
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу ГРЕШНУЮ»,
Нужно проанализировать сцену «кулачного боя».
Отметьте изобразительные средства, показывающие Калашникова истинным христианином. (Это задание требует перечитывания текста, поиска существенных зрительных деталей).
Затем предлагаем учащимся рассмотреть репродукции И.Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева.
Какие моменты изображены на иллюстрациях? Объяснить, почему художники выбрали именно эти моменты? (Цель работы с иллюстрациями – уточнение зрительных образов, созданных в воображении учеников на основе словесных деталей). Рассматривание репродукций вносит необходимую разрядку и разнообразие в урок.
После такой работы, уточняющей восприятие текста, вернёмся к вопросу христианских заповедей, национальных традиций. Теперь, благодаря воздействию на различные стороны восприятия, ребята легко сделают вывод : Калашников понимает, что нарушил христианскую заповедь: не убивать, не мстить. И в этом его трагедия : он не мог не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди.
Следующий эпизод: «Разговор с царём».
Как разговаривает Калашников с царём, как держится, почему?
Купец разговаривает с царём как с равным, потому что выступает не как «слуга царю», а как христианин перед христианином. С чувством собственного достоинства сообщает, что расправился с опричником «вольной волею», заявляет о своей независимости, указывая, что есть стороны жизни, которые не подсудны царю (только Богу), а сам царь подсуден Богу единому.
Прежде чем анализировать следующий эпизод, «Рассказ певцов-гусляров», важно выяснить, как ученики относятся к поступку Калашникова, который осознанно пошёл на бой и был готов убить Кирибеевича. Задачей анализа будет раскрытие авторского отношения к тому, что произошло. Предложим вопрос: Почему автор противопоставляет смерть «лютую, позорную» широте народной жизни, народной памяти? Обращаем внимание на важную деталь: Действительно ли могила «безымянная»? О чём поют гусляры?
От анализа образов перейдём к анализу композиции.
Почему только после того, как казнили Калашникова, читатель узнаёт о народной оценке его поступка? Так мы подведём ребят к осознанию того, что Калашников действует от имени народа и как носитель вековых жизненных устоев. Его поступок становится нравственным ориентиром, идеалом для народа. В поэме купец Калашников выступает защитником традиционных национальных форм жизни. По авторской мысли, именно уклад русской жизни укрепляет личность, делает её твёрдой и сильной из-за ответственности перед семьёй, родом.
И теперь возвращаемся к целям урока. Ребята отвечают на проблемные вопросы.
Домашнее задание будет преследовать две цели: повторить и обобщить всё, что было сделано на уроке и подготовить ребят к творческой работе.
Четвёртый урок. Творческая лаборатория.
Класс делится на группы, выполняет задания, в конце урока идёт защита работ, обсуждение, делаются выводы.
Задания по системе ТРИЗ-педагогика.
1 группа. «Художники». Выразите свои чувства, эмоции красками (эпизоды: «Пир у Ивана Грозного», «Жизнь семьи купца Калашникова», Кирибеевич и Алёна Дмитриевна», «Кулачный бой»).
2 группа. «Аналитики». Используя приём «хорошо – плохо», проанализируйте два момента: 1) во время кулачного боя Калашников УБИВАЕТ Кирибеевича, 2) Кирибеевич ЛЮБИТ Алёну Дмитриевну.
3 группа. «Писатели». Используя метод «Числовой оси», опишите жизнь Алёны Дмитриевны до замужества, во время замужества, после казни мужа,(опираясь на текст, знания об эпохе).
4 группа. «Артисты». Рассказ истории жизни от лица выбранного героя.(метод эмпатии).
Рефлексия.
Домашнее задание: Выполнить письменную работу. Темы: 1) В чём смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем? 2) Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера.