СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по роману А.С. Пушкина "Дубровский".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая система уроков представляет собой сочетание двух поурочных разработок: О.А. Ерёминой "Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя" и поурочных  разработок по литературе для 6 класса к учебникам В.Я. Коровиной (М.: Просвещение) и Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа). Ход уроков, расположение этапов урока, включение для анализа определённых фрагментов текста, представлены в авторском видении. Разработка рассчитана на 8 часов.

Просмотр содержимого документа
«urok_1-3»

Система уроков по роману А.С.Пушкина «Дубровский». 6 класс.

Урок № 1

О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства.

В методической практике накоплен богатый опыт изучения романа «Дубровский». Шестиклассники впервые встречаются с романом как жанром и еще не анализировали художественные особенности этого жанра.
      Роман в представлении детей 11—12 лет — это толстая книга. «Дубровский» не соответствует этому представлению. Проза А. С. Пушкина необыкновенно динамична и лаконична, и на небольшом пространстве звучит полноценное романное содержание.
      Школьники с увлечением следят за развитием сюжета, но социокультурная и социально-психологическая проблематика романа иногда оказывается за пределами понимания. Тщательная работа с вопросами и заданиями, предложенными в учебнике, приблизит детей к пониманию этого романа, но, без сомнения, для полноценного восприятия и понимания романа «Дубровский» ученикам необходимо будет обратиться к полному тексту произведения (в учебнике дан сокращенный вариант романа).
 1. О создании романа «Дубровский» 
      Слово учителя
      В 1826 году, в сентябре, Пушкин был вызван царем Николаем I в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в Москве и даже работать в архивах. В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» Пушкин работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. При жизни создателя этот роман не был напечатан: Пушкин считал его незаконченным.
      В основу романа легло сообщение графа Нащокина А. С. Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский... который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...» (П. И. Бартенев). О подобных делах Пушкин слышал и раньше. Эти факты были творчески осмыслены А. С. Пушкиным в романе «Дубровский».
 2. Введение в историко-культурный контекст времени.
      Беседа
      С помощью вопросов активизируем уже имеющиеся знания детей об этой эпохе. Прочитаем первую строку романа.
      — Когда происходит действие романа?
      Учителю важно будет обозначить, что действие происходит в первой половине XIX века.
      — Каким было общество тех времен?
      Самодержавие, крепостное право. Царь; сословия: дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные. (Общие представления.)
      — Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5 классе?
      Вспомним «Муму» И. С. Тургенева.
      — Каким было отношение барыни к своим крепостным? Какими были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя приживалки старой барыни.
      — Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин?
      Обратим внимание детей, что оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими.
      Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами

  3. Изображение русского барства. Чтение и анализ 1 главы.

Начинает чтение романа учитель, чтобы задать верный тон для дальнейшей работы. Чтение фрагмента, характеризующего Кирилу Петровича Троекурова. (От слов «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин…»  до слов  «и старинные приятели не всегда их избегали за исключением одного Андрея Гавриловича Дубровского»).

4. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Что давало Троекурову «большой вес в губернии»?

(Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится. Эту власть давали ему богатство, знатный род и связи).

  • Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Как к ним относился Троекуров? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?

(Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей).

  • Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его ежедневные «занятия»?

5. Продолжение чтения 1 главы. Чтение фрагмента, характеризующего Андрея Гавриловича Дубровского и его отношения с Троекуровым. (От слов «Сей Дубровский, отставной поручик гвардии…» до слов «Дубровский один остался вне общего закона…»

6. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопрос беседы:

  • Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал старшего Дубровского? В чём проявлялось сходство Троекурова и Дубровского?

      (Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак). 7.Продолжение чтение 1 главы. Эпизод ссоры Троекурова и Дубровского. (От слов «Нечаянный случай все расстроил и переменил» до слов «Но мысли его вскоре приняли другое направление…»).

8. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Как характеризует А. Г. Дубровского случай на псарне? Можно ли считать ссору Троекурова и А. Г. Дубровского «нечаянным случаем»? Приведите доводы, подтверждающие вашу точку зрения.

(Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.  Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила).













9. Продолжение чтение 1 главы. Чтение фрагмента «месть Троекурова».

  (От слов « Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале…» до слов «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение»).

10 . Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:












 


11.

12. Домашнее задание. Заполнить опорную сравнительную таблицу «Дубровский и Троекуров». В конце сделать вывод: чем похожи и чем различны герои? Опорная сравнительная таблица понадобится учащимся при подготовке к сочинению по теме: «Троекуров и Дубровский-старший».

Два характера, две судьбы».

Сравнительная таблица «Троекуров и Дубровский-старший».

Два типа помещиков.

Примерный образец таблицы

Критерии для сравнения

Сходства

Возраст

Троекуров и Дубровский ровесники, дворяне, оба вышли в отставку, женились по любви, стали вдовцами, у каждого есть один ребёнок.

Происхождение

Служебное положение

Семейное положение


Различия

Троекуров

Дубровский

Социальный статус

Богат, имеет связи, власть, авторитет в обществе.

Беден, не имеет связей и веса в обществе.

Характер

Деспотичный, жестокий, своенравный, самовлюблённый, упрямый, властный, эгоистичный, высокомерный, заносчивый.

Порядочный, добрый, справедливый, имеет чувство собственного достоинства, чувство дворянской чести.

Отношение к людям, поступки

Не считается с мнением других людей, позволяет себе злые шутки, насмешки в их адрес, издевательства. По отношению к другим людям ведёт себя бесцеремонно, бестактно, по-хамски. Он ломает судьбы людей, его поступки приносят горе окружающим.

К другим людям относится уважительно, вежливо, мягко, уважает человеческое достоинство, но и к себе требует такого же отношения.


Урок № 2

Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия.

  1. Проверка домашнего задания (Сопоставительная таблица).

2. Чтение и анализ 2-3 главы. (От слов «Приехав в город, Андрей Гаврилович остановился у знакомого купца...» до слов и «секретарь звонким голосом стал читать определение суда…»).

3. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Как чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова?

(Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности»).
 4. Продолжение чтения 2 главы. (От слов «Секретарь умолкнул, заседатель встал…» до слов «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество»).

5. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Какое чувство вызывает у вас картина суда?

 (Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке).

  • Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»?
      (Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал).

  • Почему внезапное сумасшествие Дубровского так подействовало на Троекурова и «отравило его торжество»?

( «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены).

 6. Чтение и анализ третьей главы. (От слов «Он был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях…» до слов «Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку…»).
7.Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Какой образ жизни вёл Владимир Дубровский в Петербурге? Почему «он позволял себе роскошные прихоти»?

(Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту).

  • Как воспринял он известие о болезни отца? Какие черты его характера проявились при этом?

(Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу).
 8. Далее чтение диалога Владимира Дубровского и кучера Антона (можно по ролям). (От слов «Антон повез его проселочными дорогами — и между ими завязался разговор…» до слов «При сих словах Антон размахнул кнутом, тряхнул вожжами, и лошади его побежали крупной рысью»).
9. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:


  • Что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову? 
      (Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет». Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина).

 10. Продолжаем урок чтением описания Покровского и Кистеневки.

 (От слов «Прошло более часа, вдруг Гришка пробудил его восклицанием…» до слов «Старика отнесли в спальню».).

11.Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Какой прием использует автор, описывая две господские усадьбы?
         Приём антитезы.

    12. Как можно озаглавить 2 и 3 главу?

 13. Домашнее задание.  Перечитать 4-5 главы романа.











Урок№ 3

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

1. Проверка домашнего задания.  Если глава III прочитана и прокомментирована на предыдущем уроке, беседу по вопросам начинаем с 4 главы. Важно, чтобы учащиеся осваивали работу с текстом, учились подтверждать свои мысли цитатами.

Анализ 4 главы.

      Вопросы беседы:

  • Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?    

  • Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?
     (Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно).
      

2.Чтение и анализ 5 главы.

(От слов «Похороны совершились на третий день…» до слов «Владимир поспешно удалился, всех опередил и скрылся в Кистеневскую рощу»).

Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Что чувствует герой после смерти отца?

(После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться).
3. Чтение и анализ эпизода «Владимир Дубровский в Кистенёвской роще».  (Роль природы).

  (От слов « Между тем Владимир углублялся в чащу дерев…» до слов «…но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома»).

4.Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

     5. Чтение фрагмента «Приезд приказных в Кистенёвку».

(От слов ««Владимир подошел к чиновникам» до слов « — Кто там смел рот разинуть, — сказал грозно исправник…»

 Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» Троекурова?
         ( Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова).
          

6.

Как можно их озаглавить?

7. Домашнее задание. Ответить на проблемный вопрос: мог ли Кирила Петрович Троекуров загладить свою вину, совершить благородный поступок: отказаться от Кистенёвки уже после смерти Дубровского – старшего? Свой ответ обоснуйте.














Просмотр содержимого документа
«urok_4-6»

Урок 4

Бунт крестьян в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Почему Владимир Дубровский стал разбойником?

1.Проверка домашнего задания. Ответ на проблемный вопрос.

Продолжение и завершение анализа 5 главы.

Чтение фрагмента «Бунт крепостных» от слов ««А ты кто такой, — сказал Шабашкин с дерзким взором…» до слов «Народ утих, разошелся — двор опустел. 

2.Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Как нарастает гнев и возмущение крепостных?

(Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин — Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.
 

  • Найдите и перечитайте реплику «голоса из толпы», ответ на нее исправника и возражение того же голоса. Почему исправник так возмутился словами крестьянина?
      (Потому что крестьяне не желают признавать своим барином Троекурова).

  • Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками?
     (Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя).

3.Чтение и анализ 6 главы.

Чтение фрагмента «Владимир Дубровский в «печальном доме». От слов «Итак, все кончено, — сказал он сам себе… до слов «Владимир с отвращением прошел мимо их в переднюю — двери были заперты».

4.Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • В какой момент Владимир Дубровский пришёл к решению сжечь «печальный дом»?

  ( Владимир Дубровский пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием и поведением оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского).

Поможем школьникам увидеть антитезу во втором абзаце главы: «мир семейственного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой Владимир Дубровский видит попранную честь отца и вызывающее поведение подьячих.

  • Что побудило крестьян присоединиться к В. Дубровскому?

(Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление).

5. Продолжение чтения 6 главы. Фрагмент «Поджог Кистеневки и отъезд Дубровского» от слов «Не нашед ключа, Владимир возвратился в залу, — ключ лежал на столе…» до слов «Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора».

6.Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

     

7. Чтение фрагмента «Пожар в Кистенёвке» от слов «Поднялся ветер» до слов

« груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистеневки». (До конца 6 главы).

8. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

( Вопрос достаточно сложен для шестиклассников. Кузнец Архип губит подьячих, но с риском для жизни спасает кошку с крыши горящего сарая. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь...» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон. Помогая Троекурову вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду).
 Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
      «— Архипушка, — говорила ему Егоровна, — спаси их, окаянных, Бог тебя наградит.
      — Как не так, — отвечал кузнец».
      — Где мы уже слышали эти слова?
      Сделаем вывод, что в сцене с приказными (глава V) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.
 9. Рассмотрим иллюстрацию Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» (с. 89. учебника).
Составьте устный рассказ по этому рисунку. Кто изображён на иллюстрации?
      На иллюстрации Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский. Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло; «пламя взвилось и осветило весь дом». Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, нянька Орина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и — за фигурой Антона — кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.
      Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.
      Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «...умрем, не оставим тебя, идем с тобою».      

10. Начинаем читать 7 главу (От слов «Вскоре другие вести дали другую пищу любопытству и толкам». До слов «…разбойники оказывали ему непонятное уважение… » и отвечаем на вопрос:

что заставило Владимира Дубровского стать разбойником?

(Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию, но главная причина в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду в справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а их у Дубровского не было).
   

11. Подведение итогов урока. Как можно озаглавить 6 и 7 главу?

Какова их роль в романе?

Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли вы то, что он совершил?

12. Домашнее задание.  Перечитать 9 главу, подготовить пересказ от лица одного из участников праздничного обеда: Маши (девочки), Дефоржа или Троекурова (мальчики). Перечитать главу 11, устно кратко ответить на вопрос: Как Дубровский стал Дефоржем?

    




Урок5

Осуждение произвола и деспотизма, защита чести и независимости личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

1.Чтение и анализ 8 главы. ( Сначала и до слов «Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который и прибыл в Покровское во время происшествий, нами теперь описываемых»).

2. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

 4. Затем обращаем внимание детей, что в этой главе на сцене появляется новый герой - француз-Дефорж, учитель маленького Саши. Кто он такой?

Учащиеся отвечают на вопрос домашнего задания: Как Дубровский стал Дефоржем?

     Дубровский на почтовой станции встретился с французом, который ехал к Троекурову, чтобы служить учителем у маленького Саши. Дубровский предложил французу денег за то, чтобы он отдал ему все документы и тотчас же уехал во Францию. Француз согласился. Так Дубровский стал Дефоржем.

 5.Продолжаем чтение 8 главы. От слов «Сей учитель понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностию…» до слов «Неожиданным образом получила она о нем совершенно новое понятие».

5. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

6. Чтение фрагмента «благородные увеселения Троекурова». От слов

«На дворе у Кирила Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат …» до конца 8 главы.

7.Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

8. Пересказ 9 главы с изменением лица рассказчика.

.

9.Беседа по 9 главе.

Вопросы беседы:

  • Как ведет себя Троекуров во время обеда? Обратите внимание на его диалог с исправником.

  •  Какие качества проявляет Троекуров во время обеда? 
        (Поможем школьникам ответить, что Троекуров грубо и деспотично обращается со своими гостями, издевается над ними, унижает их человеческое достоинство («Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей...»)

  • Сравните рассказы Спицына и Глобовой. Какую характеристику Дубровскому дает каждый из них?
       (Антон Пафнутьич Спицын в своем рассказе говорит о Дубровском: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерет».
          Анна Савишна Глобова не дает прямой характеристики Дубровскому, но пересказывает слова приезжего генерала: «...Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет...» Глобова говорит: «Я догадывалась, кто был его превосходительство, нечего мне было с ним толковать». Но в словах помещицы чувствуется некоторая симпатия и уважение к человеку, который разоблачил плутни приказчика и таким образом вернул ей деньги).

  • Как вы думаете, с какой целью автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой? Какой прием при этом использует автор?
        (Автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой, чтобы показать представление, которое сложилось у окрестных помещиков о Дубровском, выразить противоречивые чувства людей в адрес разбойника поневоле, более полно представить читателям облик главного героя. Автор использует антитезу, чтобы показать трусость Антона Пафнутьича и достойное поведение Анны Савишны).

  • Что сказал Троекуров, когда исправник прочитал приметы Дубровского? Почему Троекуров пришел к такому выводу?

«— И только, — сказал Кирила Петрович.— Только, — отвечал исправник, складывая бумагу.— Поздравляю, господин исправник. Ай да бумага! по этим приметам немудрено будет вам отыскать Дубровского. Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы, не прямой нос, да не карие глаза! Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем бог тебя свел. Нечего сказать, умные головушки приказные».

  • Какие качества проявил Дубровский во время праздничного обеда в Покровском? Почему никто из гостей не догадался, что Дефорж — это Дубровский?
      ( Во время праздничного обеда в имении Троекурова Дубровский проявил выдержку, хладнокровие, актерские качества, благородство и умение владеть собой.
    Никто из гостей Троекурова не догадался, что Дефорж — это Дубровский, потому что никто не мог даже ожидать, что враг Троекурова окажется у него дома в роли француза-учителя. Дубровский ничем не выдал себя. Он не реагировал на рассказы о себе и разговаривал только с Сашей и только на французском языке. Никто даже не заподозрил, что он знает русский язык).

10.Итог урока. Почему А. С. Пушкин нарушил последовательность изложения? Как можно озаглавить 8-9 главу?
  (Пушкин нарушил последовательность изложения событий, чтобы читатель почувствовал себя в роли гостя на обеде, который слушает разговоры о Дубровском и не знает, что тот сидит с ним рядом; чтобы читатель испытал то же удивление, что и Антон Пафнутьич, у которого отнимают драгоценную сумку. Пушкин хотел создать тайну, интригу, и ему это удалось). 11. Домашнее задание. Перечитать 11 и 13 главу. Составить (письменно) план основных событий глав 8-11.

Примерный план основных событий глав VIII—ХI 
      1) Француз-учитель прибыл в Покровское.
      2) Разговор Кирилы Петровича с французом.
      3) «Благородные увеселения русского барина».
      4) Дефорж убивает медведя.
      5) «...Гости начали съезжаться».
      6) Праздничный обед в Покровском.
      7) Рассказы Спицына и Глобовой.
      8) Приметы Дубровского.
      9) Окончание праздника.
      10) Антон Пафнутьич ложится спать в комнате Дубровского.
      11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.
      12) Учитель-француз ждет лошадей в доме смотрителя.
      13) Дубровский покупает у француза документы.
      14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.
      15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.































Урок 6

Романтическая история любви Владимира и Маши в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

1.Проверка домашнего задания. (План событий).

2. Чтение и анализ 12 главы. От слов «Однажды, пришед в залу, где ожидал ее учитель… до слов « — Обещаюсь, — прошептала бедная красавица…»

3. Беседа по 12 главе.

Вопросы беседы:

  • Какое обещание дала Марья Кириловна Дубровскому?
    ( Шестиклассники могут не сразу понять, что означает обещание не отвергнуть преданности. Расскажем им о том, что в средневековой Европе существовала традиция рыцарски служить своей даме, не требуя от нее ничего, кроме того, чтобы дама принимала преданность своего рыцаря. Дубровский понимает, что Марья Кириловна не может стать его женой. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь. Такую любовь мы сейчас называем романтической).

4.Продолжение чтения 12 главы. От слов «Взволнованная свиданием с Дубровским, Марья Кириловна возвращалась из саду» до слов «Марья Кириловна была ни жива ни мертва»).

  • Почему Дубровский был вынужден бежать из Покровского?

( Потому что Антон Пафнутьич Спицын его выдал, всем стало известно, что Дефорж и Дубровский - одно и то же лицо).          

5. Переходим к чтению и анализу 13-14 главы.

Вопросы беседы:

  • Какие события происходят после отъезда Дефожа-Дубровского из Покровского?

(Знакомство Маши с князем Верейским).

  • Прочитайте описание встречи князя Верейского с Троекуровыми. 13 глава. (От слов «Князю было около пятидесяти лет…» до слов « Разговор не прерывался»).

  • Каким его изображает автор? Что роднит его с Троекуровым и в чем их различие?

(Верейский- старый волокита, любящий всякие излишества не меньше Троекурова. Из-за этих излишеств он подорвал своё здоровье и казался намного старше своих лет. Верейский производил впечатление светского человек, умеющего поддержать беседу, особенно галантного в обращении с дамами.

Князь был пустым человеком. Всю жизнь он провел за границей, жил на деньги, которые ему присылал приказчик из имения, и в первый раз приехал посмотреть на это имение в пятьдесят лет. Этим он отличается от своего соседа: Кирила Петрович Троекуров жил в своем поместье и сам распоряжался хозяйством. Но Троекуров тоже изнурял себя всякого рода излишествами: вспомним, что он каждый вечер был навеселе и два раза в неделю страдал от обжорства.
      Двух соседей роднит еще и то, что каждый из них заботился только о своем собственном благополучии и считал, что все остальные созданы, чтобы прислуживать им и доставлять удовольствие).

  • Что следует вскоре после знакомства Маши Троекуровой с князем Верейским?

(Сватовство князя). (14глава).

  • Найдите в тексте и прочитайте сцену сватовства. Как относится к возможности этого брака Маша?

(«Кирила Петрович был не один. Князь Верейский сидел у него. При появлении Марьи Кириловны князь встал и молча поклонился ей с замешательством для него необыкновенным.— Подойди сюда, Маша, — сказал Кирила Петрович, — скажу тебе новость, которая, надеюсь, тебя обрадует. Вот тебе жених, князь тебя сватает. Маша остолбенела, смертная бледность покрыла ее лицо. Она молчала. Князь к ней подошел, взял ее руку и с видом тронутым спросил: согласна ли она сделать его счастие. Маша молчала.— Согласна, конечно, согласна, — сказал Кирила Петрович, — но знаешь, князь: девушке трудно выговорить это слово. Ну, дети, поцелуйтесь и будьте счастливы. Маша стояла неподвижно, старый князь поцеловал ее руку, вдруг слезы побежали по ее бледному лицу. Князь слегка нахмурился.— Пошла, пошла, пошла, — сказал Кирила Петрович, — осуши свои слезы и воротись к нам веселешенька». «Теперь, князь, поговорим о деле, то есть о приданом».

«Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным... брак пугал ее как плаха, как могила... «Нет, нет, — повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»).

Необходимо обратить внимание учащихся, что именно в день сватовства Маши и Верейского на сцене снова появляется Дубровский. Перед тем, как Машу позвали в комнату к Троекурову «в окошко тихонько протянулась рука, кто-то положил на пяльцы письмо и скрылся, прежде чем Марья Кириловна успела образумиться». И плача у себя в комнате «она вспомнила о письме и жадно бросилась его читать, предчувствуя, что оно было от него. В самом деле оно было писано им и заключало только следующие слова: «Вечером в 10 час. на прежнем месте».

  • Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился ее судьбой?
          (Кирила Петрович относился к своей дочери как к собственности и без ее согласия решил выдать Марью Кириловну замуж за князя, который был много старше ее. Душевные переживания Маши были для него досадным недоразумением. Делом он считал только вопрос приданого).
    6. Чтение и анализ 15 главы. Фрагмент «Вторая встреча Дубровского и Маши в саду». С начала и до слов «Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною — я буду вашей женою».

Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Что предлагает Маше Дубровский?

(Избавить её от ненавистного жениха).

  • Почему Маша отвергает эту помощь?

(Потому что она не хочет быть причиной какого-либо злодейства, пусть даже совершенного во благо).

  • Какой выход из создавшегося положения видит для себя Маша Троекурова?

(Она надеется тронуть сердце отца своими просьбами и слезами. Она надеется, что отцовская любовь победит деспотизм и упрямство. «Он упрям, но он так меня любит». И только в крайнем случае, если отец останется непреклонен, Маша станет женой Дубровского).

7. Продолжаем чтение фрагмента. От слов «Бедная, бедная моя участь, — сказал он, горько вздохнув…» и до конца.

Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Почему Дубровский говорит, что в его сердце нет места ненависти?

(«Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже и в моих преступлениях». В его сердце живет любовь к Маше Троекуровой, воля которой для Дубровского священна. А любовь несовместима с ненависть и местью).

  • Какой предмет оставляет Маше Дубровский? С какой целью?

(Дубровский оставляет Маше кольцо, чтобы в случае необходимости помощи Дубровского она положила его в дупло дуба).

  • На ваш взгляд, любит ли Маша Дубровского?

  • (Нет, для неё брак с разбойником - это крайнее, вынужденное средство избежать ещё худшей участи - брака со старым, отвратительным князем. Из двух зол она выбирает меньшее. «Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною — я буду вашей женою»). Возможна и другая точка зрения!

8. Анализ главы 16.

Вопросы беседы:
  Найдите подтверждение вашей точке зрения в тексте.


Для ответа на вопрос «как характеризуют Машу её поступки в сцене объяснения с отцом»? можно перечитать эту сцену от слов

«— Папенька, — закричала она жалобным голосом…» до слов

«С этим словом Кирила Петрович вышел и запер за собою двери…»

9.

10.Домашнее задание. Перечитать 17 главу +

Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики героев: Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики героев

Герои

Владимир Дубровский

Маша Троекурова

Портрет, возраст

  

  

Социальный уровень, воспитание

  

  

Прошлое героев

  

  

Первое впечатление друг о друге

  

  

Изменения в отношении героев друг к другу

  

  

Поступки

  

  

Ключевые черты характера

  

  

Авторское отношение к герою

  

  

Выводы

  

  









Просмотр содержимого документа
«urok_7-8»

Урок 7

Два мальчика. Развязка романа А.С.Пушкина «Дубровский».

 1.



 3.

4.

Как её можно озаглавить?

5. Домашнее задание. Перечитать главы 18-19.



 Урок 8

Развязка романа «Дубровский»

1.Анализ 18 главы.

Беседа по главе.

Вопросы беседы:

Найдите подтверждение вашим мыслям в тексте романа.

(После того как Дубровский признался Марье Кириловне в любви, она обещала позвать Дубровского на помощь в случае необходимости. Однако она сама в отчаянии рассказала отцу, что может прибегнуть к заступничеству Дубровского. Отец сделал все возможное, чтобы этого не случилось. Марья Кириловна не смогла выйти из дома, чтобы предупредить Дубровского, не смогла вовремя положить кольцо в дупло дуба. Марья Кириловна не решилась вовремя сказать отцу, что не хочет идти замуж за Верейского, не решилась сказать «нет» в церкви. Она ждала таинственного романтического избавителя, ничего не сделав для своего избавления сама. Когда же Дубровский со своими людьми остановил карету, она упрекнула его в том, что он не пришел вовремя, и сказала: «Я согласилась, я дала клятву...»).

 2.  Если есть возможность, учитель покажет ученикам репродукцию картины В. В. Пукирева «Неравный брак». Социальные типы этой картины несколько иные, чем у Пушкина: разбогатевший чиновник цинично покупает себе молодую жену, невесту-бесприданницу; но неизменной остается бесправность женщин того времени в России.
 3.  Рассмотрите иллюстрацию Е. Е. Лансере (с. 142, ч. 1 учебника). Какой фразой из романа «Дубровский» можно было бы назвать ее? Опишите то, что вы видите на этой иллюстрации.
 4. Чтение и анализ 19 главы.

      Читаем вслух главу 19. Сначала и до слов «И старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул ли он, или только задумался».

слов «Вдруг Дубровский вздрогнул: в укреплении сделалась тревога…» и до конца.

5. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • А. С. Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими словами в тексте он «опровергает» своё утверждение?

(А. С. Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками, но сам же опровергает это утверждение, описывая их быт. Так, караульный «вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкой с искусством, обличающим опытного портного». После обеда разбойники вставали и молились Богу, потом некоторые разбрелись по лесу, а другие прилегли вздремнуть, «по русскому обыкновению», как это делают крестьяне..
      Караульщик ведет себя не как разбойник, привыкший к постоянной опасности, а как человек, играющий в разбойника. Он любуется заплатой и, сидя верхом на пушке, поет во все горло грустную песню. Человек, который чувствует грусть и печаль, не станет петь во все горло. Он будет петь негромко, задумчиво. Тем более не станет петь человек, стоящий в карауле, потому что он должен прислушиваться, нет ли где врага. И конечно, у настоящих разбойников не будет выходить из двери шалаша «старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая»).
 6. Завершение чтения 19 главы.

От слов «Вдруг Дубровский вздрогнул: в укреплении сделалась тревога…» и до конца.

7 .Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

(Дубровский покинул своих крестьян по нескольким причинам. Во-первых, он понимал, что после штурма его крепости солдатами правительство отправит более крупные силы на то, чтобы ликвидировать разбойничье гнездо, и он уже не сможет продержаться со своими разбойниками-крестьянами. Во-вторых, у него было уже достаточно денег, чтобы обеспечить себе жизнь за границей (в России он уже не смог бы жить под своим именем) и обеспечить деньгами своих крестьян. В-третьих, исчезла главная причина, по которой Дубровский все еще оставался в Кистеневской роще: Марья Кириловна стала княгиней Верейской и отказалась от его помощи).

8.Итоговая беседа
      Подведем итоги изучению романа. Первый вопрос ориентирован на понимание учениками социальной проблематики романа.
      — Почему Андрей Гаврилович Дубровский проиграл тяжбу с Кирилой Петровичем Троекуровым?
      Дубровский проиграл тяжбу с Троекуровым, потому что документы у него сгорели, а Троекуров подкупил судей и чиновников. Подобострастный Антон Пафнутьич Спицын лжесвидетельствовал в пользу Троекурова, а судьи доказали, что настоящим законом для них являются деньги.
      — Как вы думаете, могла ли история любви Дубровского к Марье Кириловне иметь счастливый конец?
      У молодого Дубровского не было средств и связей, чтобы обратиться за помощью к царю, как он обещал своим крестьянам. Своими разбойничьими нападениями он поставил себя вне закона.
      История его отношений с Марьей Кириловной не могла иметь счастливой развязки. Даже если бы он успел вовремя и не дал свершиться бракосочетанию, то что бы он смог предложить Марье Кириловне взамен? Участь жены разбойника, вынужденного бежать за границу, скрывать всю жизнь свое настоящее имя и не иметь возможности приехать на родину.
      Если бы Дубровский даже убил князя Верейского, то Троекуров отдал бы дочь замуж за другого человека или заточил бы ее в монастырь.
      Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести и не нарушил слова, данного Марье Кириловне, что «ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию».
      — Как бы вы сформулировали главную мысль произведения?
      Главную мысль этого произведения трудно сформулировать однозначно. Можно выразить ее так: благородным и честным людям ненавистно низкопоклонство, бесчестие, всевластие денег, они не могут примириться с фактом, что можно купить даже решение судей.
9
. Работа с определением «роман». Скажем ученикам, что на следующем уроке они закончат изучение первого романа, который входит в школьную программу. Прочитаем определение «романа» (с. 143), и выпишем его себе в тетрадь

10. Домашнее задание. Подготовить небольшое сообщение (0, 5-1 стр.) о жизни дворянства в 19 веке. Эта информация понадобится нам при написании сочинения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя