СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по русскому языку по разделу "Лексика и фразеология", 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по русскому языку по разделу "Лексика и фразеология", 10 класс»

Раздел 13. Лексика и фразеология

Урок 49. Слово как лексическая единица. § 39

Цели: систематизировать знания по разделу «Лексика»; повторить и обобщить знания о слове как о центральной единице языка.


Ход урока:


1. Слово учителя: введение в тему.


2. Структурирование знаний.

Чтение определения термина «Лексика» (стр. 216). Выявление нескольких значений. Какое ключевое слово их объединяет? Таким образом, объектом изучения лексики является слово.


Какова основная мысль высказывания Виссариона Григорьевича Белинского?

«Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого лёгкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления».


В чем заключается особенность слова? (Слайд 2)

Библия: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».

(Процесс творения, создания сопровождается процессом наименования. В этом заключается основное назначение слова – быть наименованием, знаком, выполнять номинативную функцию).


Лексическое значение. Способы объяснения ЛЗ. (Слайды 3-4).

Типы ЛЗ слова (слайд 5).


Помимо ЛЗ слово может заключать в себе эмоциональную, экспрессивную оценку и стилистическую окраску. (Слайд 6)


Задание 1. Проанализируйте каждое слово. Используя результаты вашего анализа, скажите, какие признаки могут совмещаться в слове?

Слово

Образность

Эмоциональность

Оценочность

Дом

+

-

-

Домишко




Крохотуля




Дурак




Сирень




Подлиза




Дармоед




Тусовка




Ржать




Курица (о человеке)





Подводим итоги. Записываем в тетрадь.

Признаки слова.

  1. Слово обладает лексическим значением

  2. Может быть эмоционально окрашенным

  3. Имеет звуковую оболочку.

  4. Обладает воспроизводимостью


3. Работа с учебником.

Упр. 131 (устно): понятие «несвободное лексическое значение». Приводим примеры.

Упр. 132 (устно): понятие «лексическая сочетаемость слов».


4. Однозначные (моносемантические) слова и многозначные слова. (Слайды 7, 8).


Задание 2. Найдите многозначные слова в данных текстах. (Слайд 9).

1) За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

(Г. Бойко)

2) Вот шофер какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил – вертел баранку.

А зачем крутил – вертел? –

Лучше взял бы да и съел!...

(А. Шибаев)


3) Со столба кричит он: «Есть!

Вспыхнул свет в окошке!»

А на столб ему залезть

Помогли две кошки.

(Е. Руженцев)


- Каким образом создаётся многозначность? (Слайд 10). Запись в тетрадь:

  • путем переноса названия по сходству: ручка (человека – двери), зерно (пшеницы – истины);

  • в результате сходства выполняемых функций: перо (гусиное – стальное), кондуктор (должностное лицо, сопровождающее поезд – приспособление, направляющее инструмент);

  • в результате обозначения по смежности: выплавили чугун – купили большой чугун (изделие).


5. Метафора, метонимия, синекдоха.

Самостоятельная работа с учебником. Задание: прочитать статью учебника на стр.220-222, сопоставить свои знания с материалом статьи. Что нового вы узнали?


6. Упр. 134.


Домашнее задание: знать материал § 39, выучить записи в тетради. Упр. 133, 135 – устно.



Урок 50. Омонимия. Паронимия.

Цель:

1. Расширить представление об омонимах и паронимах.

2. Готовить учеников к экзаменам.


Ход урока:

1. Проверка домашнего задания. (Слайд 1). Блиц-опрос по материалам прошлого урока:

- Что такое лексика?

- Что называют Лексическим значением?

- Назовите типы лексических значений.

- Несвободное, связанное значение – это…

- Если в слове одно лексическое значение, то такое слово называют…

- Если в слове несколько лексических значений, то его называют…

- Назовите основные способы переноса лексических значений слова.

- Метафора – это…

- На какие группы можно разбить метафоры?

- Метонимия – это…

- Какие виды метонимии бывают?

- Синекдоха – это…


Проверка домашних упражнений.


2. Новый материал. Ввод в тему. (Слайд 2).

Ответьте на вопросы-шутки (устно).

Какой ячмень нельзя молотить?

Какую соль нельзя положить в суп?

Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?

Какую строчку не может прочесть ни один ученый?

Всякий ли пар способен подниматься к верху?

У каких башмаков не бывает каблуков?

Каким гребнем голову не расчешешь?

Из какого крана нельзя напиться?

В какой клетке не держат птиц и зверей?

В каких лесах не водится дичь?

Каким поясом нельзя подпоясаться?

Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем?


3.Это омонимы. А какие слова называют омонимами? (Сначала формулируем сами, затем проверяем себя по учебнику).

В учебнике находим основные причины появления омонимов. Краткая запись в тетрадь.


4. Задание. Определите, выделенные слова являются многозначными или омонимами? За помощью обращаемся к материалу учебника (стр. 224). (Слайды 3-4)

Один директор музея говорил своей сотруднице-экскурсоводу:

– Понимаете, в вашей беседе с экскурсантами есть все, как в печке, которую начали топить: есть дрова, растопка, поддувало, труба, огонь. Но нет тяги.

Этот очень точный образ применим ко многим книгам. Все как будто в них есть: и герои, и язык, и сюжет, и ум автора, и знание им жизни. Нет только тяги. И вот дрова не пылают, а шипят, чадят, едва прогорают. И читать такие книги нет никакой возможности. Нет тяги.

I. ТЯ́ГА, -и, жен.

1. см. тянуть.

2. Тянущая, движущая сила. Электрическая т. Реактивная т. Конная т. Живая т. (силами тягловых животных).

3. Совокупность локомотивов, обеспечивающих эксплуатацию подвижного состава (спец.). Служба тяги.

4. Движение газов, дыма в топочных и вентиляционных устройствах. Хорошая т. В печи.

5. перен. Стремление, тяготение к чему-н. Т. К знаниям.

|прил. тяговый, -ая, -ое (ко 2, 3 и 4 знач.; спец.). Т. двигатель.

II. ТЯ́ГА, -и, жен. (спец.). Весенний перелёт крупных птиц (вальдшнепов, гусей, уток) в поисках самки. Стоять на тяге (охотиться во время такого перелёта).

Дать тягу (прост.) поспешно убежать, уехать.


5. Объясните, за счет чего возникают неуместные каламбуры в следующих предложениях. (Слайд 5)

  • У нас в питомнике много собак, мы в основном питаемся за их счет.

  • После тяжелого приступа больной начал отходить.

  • Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

  • Сейчас судьи вынесут очки.

  • Вот уже третью встречу команда уходит с поля без голов.

  • Многие люди теряются на улице, в магазине из-за отсутствия информации.

  • За год учебы мы потеряли шесть студентов.

  • Кресла в зале обделаны красным бархатом.

  • Продавца можно подобрать и в своем поселке.


6. Виды омонимов. Работа с презентацией. (Слайд 6).Создаём опорные конспекты.


7. Найдите в отрывках лексические омонимы, омоформы, омофоны и омографы. Проследите, как используют их авторы для создания шуток и каламбуров.

1) Муза мне чаек мешает,

Помогает и мешает (Вознесенский).

2) А что же делает супруга

Одна в отсутствии супруга? (Лермонтов)

3) Защитник вольности и прав

В сем случае совсем не прав (Пушкин).

4) Сбежал с горы и замер в чаще.

Кругом мелькают фонари…

Как бьется сердце – злей и чаще!…

Меня проищут до зари (Блок).

5) Ноги давит узкий хром –

В день обмозолишься и станешь хром (Маяковский).

6) …Ваши принципы просты:

Вы очень любите остроты,

Но Вы боитесь остроты (Безыменский).

7) Область рифм моя стихия

И легко пишу стихи я (Минаев).


8. Как называются слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях? Паронимы. (Слайд 8).


9. Подготовка к экзаменам: выполнение упр. 139, 140.

Материал для выполнения упр. 139:

«Надеть» сочетается с неодушевленными существительными. От него зададим падежный вопрос к существительному: надеть что? шапку.

«Одеть» управляет одушевленными сущ. в форме винительного падежа. От него к зависимому слову зададим вопрос: одеть кого? малыша, ребенка.

Предоставить — 1. Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. 2. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться.

Представить — 1. Предъявить, сообщить что-либо кому-либо. 2. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. 3. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо (о награде, повышении по службе и т. п.). 4. Воспроизвести в мыслях, вообразить кого-что-либо (обычно со словом «себе»). 5. Изобразить, показать кого-что-либо.

Логический — Относящийся к логике как науке о законах и формах мышления, отвечающий её законам. (Употребляется в словосочетаниях терминологического характера.)

Логичный — Разумный, последовательный, закономерный; рассуждающий, поступающий последовательно.

Явственный — Хорошо различимый, ясный.

Явный — 1. Не скрываемый, не тайный, открытый. 2. Совершенно очевидный.


Домашнее задание: упр. 136, 138. Выучить теоретический материал.



Урок 51. Синонимия. Антонимия. § 43

Цели:

1) повторить и углубить знания учащихся по теме, познакомить с видами синонимов: лексическими, стилистическими, контекстуальными, градацией, формировать умение находить синонимы в тексте, анализировать текст;

2) развивать речь учащихся, языковоё чутьё, мышление, самостоятельность;

3) осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.


Ход урока:


1. Проверка домашней работы.

1) Упражнения.

2) Блиц-опрос по материалам прошлого урока:

- Какие слова называют омонимами?

- Назовите основные причины появления омонимов.

- Виды омонимов.

- Паронимы – это…


3) Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

Герой все время находится в подвесном состоянии.

Любой поступок заслуживает осуждения.

Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

На поляне мы увидели высокий земельный холм.

Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.

Ему была представлена возможность поехать на юг.

На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».

Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

Маяковский стоял у источников нашей поэзии.

В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

Командировочные должны получить командировочные удостоверения

Он сказал обидчивое слово.

Обед был сытым и веселым.

Она одела шубу, потому что на улице холодно.


  1. Новый материал.

Прокомментируйте слова Л.Н.Толстого. Объясните расстановку знаков препинания. Охарактеризуйте предложения с точки зрения структуры.

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. (Лев Николаевич Толстой)


3. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

  • Храбрый, веселый, отважный, бесстрашный.

  • Мысли, думы, размышления, чувства.

  • Выразить, сформулировать, назвать, придумать.

  • Обаятельный, смешной, очаровательный, неотразимый.

  • Воплотить, реализовать, привести, осуществить.


Определение темы: синонимы.


4. Работа с учебником. Читаем, ищем ответы на вопросы:

- Что такое синонимы?

- Что мы называем синонимическим рядом?

- За счёт чего русский язык пополняется синонимами?

- Какие виды синонимов мы знаем?

- Приём нагнетания синонимов называется…


Создаём опорные конспекты.


5. Работа с текстом (запись в тетради):

Скоро захохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. (Л.Кассиль)

Задание: Найдите в тексте языковые и контекстуальные синонимы.

(Захохотали, смеялся, хихикала, усмехался. Захохотали, улыбались, крякнул, визжали, заливались).


6. Антонимы. Работа с учебником.

- Какие слова мы называем антонимами?

- Какие виды антонимов мы знаем?

- Какие изобразительные средства основаны на антонимии?


7. Закончить пословицу, используя явление – антонимия

Корень учения горек, а плод его …

Ласточка день начинает, а соловей …

Ученье – свет, а неученье - …

Мягко стелет, да жестко … 

Не бойся врага умного, а бойся друга …

Знай больше, говори ….

Лучшая вещь новая, лучший друг –

Легко сказать, да…

Правой рукой строит, а левой…


8. Найдите в цитатах общеязыковые и контекстуальные антонимы.

Я царь, я раб, я червь, я Бог (Г. Державин).

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок).

Для вас — века, для нас — единый час (А. Блок).

Мы, как послушные холопы, держали щит меж двух враждебных рас монголов и Европы! (А. Блок). Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н Некрасов.),
То серьезный, то потешный, нипочем, что в дождь, что в снег, – он идет, святой и грешный, русский чудо-человек (А. Твардовский).

Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая (М. И. Цветаева).


9. Обобщение. Что нового узнали?


Домашнее задание. Выучить материал параграфов. Упр. 143. Выписать предложения с градацией. Упр. 144 (устно). Упр. 148: найти и выписать контекстуальные антонимы.



Урок 52. Формирование и развитие русской лексики. Освоение заимствованных слов русским языком. §44-45.

Цели:

1) дать понятие о заимствованных словах, показать значение слов для русского языка, научить бережно обращаться с языком, т.е. правильно, уместно использовать заимствованные слова в своей речи;

2) развивать внимание, память, логику; расширить познавательные интересы учащихся.


Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.


2. Повторение темы «Синонимы. Антонимы». Прочитайте стихотворение. Какой основной приём лежит в основе его написания?

И мира нет — и нет нигде врагов;

Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;

В пыли влачусь — и в небесах витаю;

Всем в мире чужд — и мир обнять готов.

 

У ней в плену неволи я не знаю;

Мной не хотят владеть, а гнёт суров;

Амур не губит и не рвёт оков;

И жизни нет конца и мукам — краю.

 

Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю;

И жажду гибели — спасти молю;

Себе постыл — и всех других люблю;

Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю;

 

И смерть и жизнь — с тоскою прокляты;

И этому виной, о донна, — ты!

(Петрарка, пер. Ю.Верховского)


3. Работа в группах.


1 группа.

Задание 1. Найдите в предложениях синонимы. Какие из них следует отнести к контекстуальным?

1) Как хорошо, как удивительно, как прекрасно! (Ю. Герман) 2)Не понял, не уразумел, не дошло — значит, ты безнадёжно отстал (А. Озеров) 3)А перед ним распахнулся неведомый ещё мир... Мир беспредельных знаний, в которых он был ничем, пустяком, соринкой, попавшей в бурю (Ю. Герман) 4) Ты молода, бурна, звучна, юна — тебя не старят годы, ты всё такая же, весна! (М.Светлов) 5) И стоит он, околдован, не мертвец и не живой, сном волшебным очарован, весь опутан, весь окован лёгкой цепью пуховой (Ф. Тютчев)


Задание 2. Найдите в отрывках антитезу, оксюморон.

1) Таинственно шумит лесная тишина

Незримо по лесам поет и бродит Осень….

Темнеет день за днем-и вот опять слыщна

Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен (И.А.Бунин)


2) Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла. (М.Ю. Лермонтов).


3) И как могла я ей простить

Восторг хвалы твоей влюблённой...

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнажённой (А. Ахматова).


4) Долго-ль мне гулять на свете,

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком? (Пушкин)



2 группа.

Задание 1. Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени признака (градация синонимов).

Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.


Задание 2. Найдите в отрывках антитезу, оксюморон.

1) С того часу начались для Ильи сладостные мучения, светло опаляющие душу (И.С.Шмелев).


2) В первый раз я от месяца греюсь. В первый раз от прохлады согрет…(С.А.Есенин)


3) Я – одинокий сын земли, Ты – лучезарное виденье. (Блок)


4) В тревожно-радостном полусне я слышу это, все торопящееся кап, кап…Радостное за ним стучится, что непременно будет., и оно-то мешает спать…кап-кап..кап-кап..кап-кап…(И.С.Шмелев)


3 группа.

Задание 1. Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-.

Смелый человек - …

Тихая погода - …

Жестокий враг - …

Добродушный смех –

Ясное небо - …

Напрасный труд - …

Непонятливый человек –

Тихие шаги - …


Задание 2. Найдите в отрывках антитезу, оксюморон.

1) Любуясь месяцем, оглядывая даль,

Мы чувствуем в душе ту тихую печаль,

Что слаще радости…

Откуда чувства эти? (Н.А.Некрасов)


2) Ты усыпитель – я зеватель. (А. А. Дельвиг)


Убогая роскошь наряда (Н.А.Некрасов)


3) Есть тоска веселая в алостях зари. (С.А.Есенин)


4) А ночью слышать буду я

Не голос яркий соловья,

Не шум глухой лесов,

А крик товарищей моих,

Да брань смотрителей ночных,

Да визг, да звон оков. (Пушкин)



4 группа.

Задание 1. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

Собака, Бобик, животное, Барбос.


Задание 2. Найдите в отрывках антитезу, оксюморон.

1) Кому сказать, с кем поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив (С.А.Есенин)


2) Пусть арфа сломана – аккорд ещё рыдает... (Надсон)


3) Звучит земля-последнее оружье-

Сухая влажность черноземных га…(О.Э. Мандельштам)


4) О, как мучительно тобою счастлив я! (А. Пушкин)


5 группа.

Задание 1. Подберите возможные синонимы. К каким словам нельзя подобрать общеязыковые синонимы?

Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель.


Задание 2. Найдите в отрывках антитезу, оксюморон.

1) Унылая пора! Очей очарованье ,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса (А.С.Пушкин)


2) Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт… (Пушкин)


3) Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! — в бессмертие твое. (Державин)


4) Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними?

(Шекспир, пер. Б. Пастернака)



Ответы:

2 группа. (Гигантский, огромный, большой, крохотный, микроскопический)


3 группа. (Бесстрашный, безветренная, беспощадный (безжалостный), беззлобный, безоблачное, бессмысленный, бестолковый, бесшумные)


4 группа.

Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

Собака, Бобик, животное, Барбос.

5 группа. (Темнота – потёмки, сумерки. Отметка – оценка, балл)


4. Новый материал. Лекция с использованием презентации. Содержит задания и элементы беседы.

Содержание слайдов:

Слайд 3. Состав лексики современного языка: исконно русская заимствованная

Слайд 4. Исконно русская лексика. 1) индоевропеизмы; 2) общеславянская лексика (около 2000 слов, тем не менее этот сравнительно небольшой лексический запас составляет ядро русского словаря, в него входят наиболее употребительные, стилистически нейтральные слова, используемые как в устной, так и в письменной речи); 3) восточнославянская лексика; 4) собственно русская лексика

Слайд 5. 1) Индоевропеизмы - слова, сохранившиеся от эпохи индоевропейского языкового единства

К индоевропейскому праязыку - основе восходят слова, обозначающие растения, животных, металлы и минералы, орудия труда, формы хозяйствования, виды родства и т. д.: дуб, лосось, гусь, волк, овца, медь, бронза, мед, мать, сын, дочь, ночь, луна, снег, вода, новый, шить и др.

По предположениям ученых, в V—IV тысячелетиях до н.э. существовала древнейшая индоевропейская цивилизация, объединявшая племена, жившие на обширной территории. Так, по исследованиям одних лингвистов, она простиралась от Волги до Енисея, другие считают, что это была балкано-дунайская, или южно-русская, локализация. Индоевропейская языковая общность дала начало европейским и некоторым азиатским языкам (например, бенгальскому, санскриту).


Слайд 6. 2) Общеславянская лексика - слова, унаследованные нашим языком из общеславянского (праславянского), послужившего источником для всех славянских языков (украинского, чешского, польского, болгарского и т.д.).

Конкретные существительные: голова, горло, ладонь; поле, гора, лес, береза, корова, свинья; серп, вилы, нож, гость, слуга, друг; пастух, пряха,;

Отвлеченные существительные( их меньше): вера, воля, вина, грех, счастье, слава, ярость, мысль.

глаголы: видеть, слышать, расти, врать, учить, писать, ковать;

прилагательные: добрый, молодой, старый, мудрый, хитрый;

числительные: один, два, три;

местоимения: я, ты, мы, вы;

местоименные наречия: там, где, как

некоторые служебные части речи: над, а, и, да, но…

Этот язык-основа существовал в доисторическую эпоху на территории междуречья Днепра, Буга и Вислы, заселенной древними славянскими племенами. К VI—VII вв. н.э. общеславянский язык распался, открыв путь к развитию славянских языков, в том числе и древнерусского.

Общеславянская лексика насчитывает около двух тысяч слов, тем не менее, это ядро русского словаря, в него входят наиболее употребительные, стилистически нейтральные слова, используемые как в устной, так и в письменной речи.


Слайд 7. Общеславянский язык к VI – VII в.в. распался на три группы: южную, западную, восточную

На восточнославянском (древнерусском) языке говорило население Киевской Руси.

В составе восточнославянской лексики можно выделить:

1) названия животных, птиц: собака, белка, галка, селезень, снегирь;

2) наименования орудий труда: топор, клинок;

3) названия предметов домашнего обихода: сапог, ковш, ларец, рубль;

4) названия людей по профессии: плотник, повар, сапожник, мельник;

5) названия поселений: деревня, слобода и другие лексико-семантические группы.

Вследствие распада древнерусского языка к XIV – XV в.в. формируются три самостоятельных близкородственных языка: русский, украинский и белорусский.


Слайд 8. Слова, появившиеся в нашем языке после XIV – XVв.в., называются собственно русскими

Собственно русскими словами являются почти все существительные, образованные с помощью суффиксов -щик, -овщик, -льщик, -тельство, -ша (каменщик, гробовщик, чистильщик, надругательство, маникюрша), с помощью суффикса –тель со значением действующего предмета (огнетушитель, взрыватель), от префиксальных глаголов при помощи безаффиксного способа словообразования (разбег, зажим), с помощью суффикса –ость от прилагательных (партийность). Собственно русскими по происхождению являются наречия типа по-матерински, по-иностранному, отпричастные образования на –е типа торжествующе , сложносокращенные сущ. (ТГУ, леспромхоз) и др.


Слайд 9.Формирование русской лексики. Словарный состав русского языка складывался в течение многих веков. Существует два основных пути формирования лексики:

1) прямой путь, при котором из имеющихся в языке элементов возникают так называемые исконные слова языка;

2) путь заимствования, при котором новые слова приходят со стороны, из других языков.


Слайд 10.Освоение заимствованных слов

При переходе слов из другого языка в русский происходят процессы освоения. Слова осваиваются:

1) фонетически; 2) графически; 3) грамматически; 4) лексически.


Слайд 11. Признаки заимствованных слов – стр. 239-241

1. Начальная буква А почти всегда свидетельствует о нерусском происхождении слова: абажур, алый, армия.

2. Наличие в слове буквы Ф: кофе, фотограф, февраль.

3. Сочетания ке, ге, хе: ракета, кедр, скелет, герб, кеды, парикмахер, оркестр, пакет, трахея.

4. Зияния (соседство двух и более гласных в корнях слов): поэт, какао, аут, диета, баул, караул, ореол, дуэль.

5. Буква Э: эра, эпоха, этаж, эволюция, каноэ, эффект, этика, алоэ, мэр, пэр, эхо, элемент.

В русских словах буква Э бывает редко: эх, э, этот, этакий, поэтому.

6.Сочетания пю, бю, вю, кю, сю: пюре, купюра, карбюратор, бюст, бюллетень, дебют, гравюра


Слайд 12. 1)начальное ДЖ: джемпер, джаз, джем, джоуль, джентльмен, джокер;

2) конечное –ИНГ: митинг, пудинг, прессинг, смокинг, браунинг.

3)конечное –МЕН или –МАН: спортсмен, шоумен, бизнесмен

4) конечное ударное –Е(-Э),-И, -О: кашне, пенсне, турне, филе, колье, жалюзи;

5) конечное –АЖ: пилотаж, саквояж, пляж, вираж. этаж, багаж, массаж, вернисаж;

6) конечное –АНС: ассонанс, диссонанс, аванс, романс, сеанс, декаданс.


Слайд 13. Источники заимствования. Наиболее ранние заимствования из германских, финно-угорских и тюркских языков. Из германских языков: слова бытовой лексики: багор, ларец, якорь; имена собственные: Игорь, Олег. Из финно-угорских: названия рыб, рек, населенных пунктов: килька, навага, салака, семга; Цна, Истра.

Из тюркских: слова, связанные с бытовой сферой: башмак, войлок, лапша, сундук, чемодан, чугун, чулок


Слайд14. Слова греческого происхождения

1) названия предметов быта (кровать, фонарь),

2) церковно-религиозные понятия (ангел, евангелие, епископ, ладан, монах),

3) научные термины (диалект, лексикон, синтаксис, история, математика, грамматика, география, геометрия),

4) имена собственные (Евгений, Елена, Василий, Софья)

5) политические термины (монархия, демократия, гегемония, пролетариат),

6) термины искусства, литературы (монолог, эпиграф, эпиграмма, симфония, ямб, строфа и др.)


Слайд 15. Латинизмы. Латынь – язык Древнего Рима (5 – 6 века до н.э.)

Приметы латинских слов – конечные -ум, -ус, -ция, -тор, -ура, -ент: пленум, аквариум, опиум, корпус, ляпсус, реакция, конституция, автор, новатор, экватор, документ, инцидент, конус, нация, секция, цензура, диктатура.


Слайд 16. Тюркские заимствования. Большая часть слов тюркско- татарского происхождения заимствована во время татарского нашествия (13 – 14 века). Тюрксизмы вошли в наш язык устным путем.

Это названия одежды: тулуп, сарафан, чулок, башлык, армяк;

слова, связанные с хозяйством, бытом: амбар, сарай, очаг, чугун, карандаш.

названия кушаний: изюм, балык, шашлык, арбуз, баклажан, лапша;

«торговые слова»: деньги, безмен, аршин, товар.


Слайд 17. Старославянизмы (слова, пришедшие из старославянского языка, диалекта древнеболгарского языка). Многие из старославянских слов имели параллели в русском языке, поэтому были понятны. Старославянские слова в силу своей книжности выражали более отвлеченные понятия. См. учебник


Слайд 18. В следующих примерах найдите старославянизмы, укажите их признаки, подберите к каждому из них однокоренное русское слово.

1)…Раздался звучный глас Петра. 2)И он промчался пред полками могущ и радостен, как бой. 3)…Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат. 4)Тих полет полнощи. 5) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. 6) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья. (Из произведений А.С.Пушкина)

Ответы: глас – голос, пред – перед, могущ – могуч, млат – молот, полнощи – полночи, бразды – борозды, младость – молодость.

- Сравните по значению старославянские и исконно русские слова. Схожи ли они по значению? С какой целью использовал А.С.Пушкин старославянизмы?


Слайд 19. Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, конкретное географическое название. Это река эпическая — зловещая. Что означает ее название?

Ответ дает история языка. Чередование полногласия и неполногласия в корнях слов: Смородина Смрадна


Слайд 20. Заимствования из немецкого. Немецкие слова пополнили русскую военную лексику: штык, фронт, солдат, шомпол, штурм. Немало слов пришло из языка немецких ремесленников: слесарь, рубанок, стамеска, верстак, планка, клейстер. Признаки слов немецкого происхождения:

- конечное –мейстер: гроссмейстер, полицмейстер, капельмейстер, концертмейстер, балетмейстер, почтмейстер.

- начальное шт: штамп, штык, штраф, шторы, штанга, шпион, шприц, штат, штольня…


Слайд 21 Французские слова. Заимствовались в основном в эпоху Петра Первого и в послепетровское время. Тематически французская лексика, представленная в русском языке, разнообразна:

1) слова, связанные с искусством: жанр, конферанс, сюжет, режиссер, амплуа, фойе, репертуар, ложа, фельетон;

2)слова бытового назначения: костюм, капот, корсет, корсаж, жакет, жилет, пальто, манто, блуза, фрак, браслет, вуаль, жабо, этаж, мебель, комод, кабинет, буфет, салон, туалет, трюмо, люстра, абажур, портьера, сервиз, лакей, бульон, котлета, крем, рагу, десерт, мармелад, пломбир;

3) военные термины: авангард, капитан, сержант, артиллерия, марш, манеж, кавалерия, редут, атака, брешь, батальон, салют, гарнизон, курьер, генерал, лейтенант, блиндаж, рекрут, сапер, корнет корпус, десант, флот, эскадра.


Слайд 22. Голландский язык: в основном слова, связанные с морским делом: гавань, боцман, лоцман, компас, крейсер, буксир, матрос. Другие слова: брюки, зонт, ситец, кабель, трос, квитанция.


Английские слова: морская лексика: аврал, яхта, мичман, трал, танкер, катер;

общественно-политическую лексика: митинг, спикер и др.

спортивная терминология: футбол, волейбол, нокаут, рекорд, тайм, раунд, теннис, хоккей, финиш, рефери.


Украинские заимствования. Экзотические заимствования: бандура, парубок, дивчина, галушка, карбованец, гривна.Другие слова: борщ, девчата, детвора, бублик, хлебороб, школяр.


Слайд 23. Спишите, определите по различным признакам, из какого языка пришло слово.

- Фильмотека, телескоп, термометр, прототип, параметр, аргонавт, зоопарк, агроном;

- сарафан, сарай, казна, барабан, балаган, таракан, алыча, лапша;

- пари, шасси, жалюзи, павильон, медальон, резервуар, тротуар, силуэт, авеню, пилотаж, макияж;

- брифинг, прессинг, спиннинг, пудинг, бриджи, бюджет, киллер, брокер


Проверь себя

2) Широко известные международные элементы греческого.

3) сингармонизм (созвучие) гласных – фонетическая примета тюркских языков

4) конечное ударное -е, -э, -о при неизменяемости слов, сочетания –уэ, -уа, конечное –аж во французском.

5) конечное –инг, -ер, сочетание –дж- - приметы английского языка.


Слайд 24. Неродственные заимствования выделяются подгруппы: из греческого – грецизмы; из латинского – латинизмы; из тюркских – тюркизмы; из скандинавских – … из западноевропейских: из немецкого (германизмы), голландского, английского (англицизмы), французского (галлицизмы)… скандинавизмы


Gutta cavat lapidem - Капля камень точит

Ars longa, vita brevis - Жизнь коротка, искусство вечно

Medica mente , non medicamentis - Лечи умом , а не лекарством

Otium post negotium - Отдых после дела.


Домашнее задание: Выучить теоретический материал, упр. 151, 153, 154 (письменно).


Урок 53. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. Подготовка к ЕГЭ. § 46. § 47

Цель урока: развивать познавательную самостоятельность обучающихся, их коммуникативные способности на основе изучения лексики с точки зрения активного и пассивного словарного запаса.


1. Проверка домашнего задания.


2. Орфографическая разминка.

1. Трудные случаи произношения некоторых слов

Не вставлять лишний гласный звук: бессребреник, будущий, пирожное, учреждение, сведущий, чрезвычайный, чрезмерный.

2. Не вставлять лишний согласный звук: инцидент, компрометировать, конкурентоспособный, констатировать, одышка, поскользнуться, почерк, почтамт, грейпфрут, дерматин.


3. Выскажите своё мнение по поводу высказывания Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».


4. Лексическая разминка.

Замените иноязычные слова русскими синонимами: Агрессор, аморфный, апломб, генеральный, иллюзия, мемуары, архитектор, дефект, полисемантичный, фрагмент, сервиз, вояж, индивидуальный, коллективный, лаконичный, метаморфоза.


5. Лекция с элементами беседы, заданиями. Составление опорных конспектов. Работа по презентации.


В лексике отражаются все процессы развития общества. Появление нового предмета, понятия, возникновение нового явления требуют своего наименования. Предмет перестает использоваться, понятие становится неактуальным или забывается обряд – с ними «уходят» из активного употребления их номинации.

Условно тезаурус (все слова в языке) делят на две группы: активно, т. е. часто употребляемые и редко употребляемые, живущие в глубинах сознания и подсознания носителей языка, а также в памятниках письменности


Пассивный словарь состоит из слов, употребление которых ограничено особенностями означаемых ими явлений (названия редких реалий, историзмы, термины, собственные имена), или слов известных только части носителей языка (архаизмы, неологизмы). Д. Н. Шмелев считает, что экзотизмы, несмотря на то, что хорошо закреплены в языке, известны большинству носителей языка, относятся к пассивному словарному запасу языка.


Медленно изменяющееся ядро активного словаря состоит из стилистически нейтральных слов с развитой системой значений, высокой сочетаемостью и словообразовательной активностью. Активный словарь отражают словари-минимумы. Активный словарь исследуют социолингвистика и лингвостатистика. Пассивный словарь не включен ни в один тезаурус.


Взаимоотношения активного и пассивного словаря слова активного употребления слова пассивного состава активные, возвращающиеся и возвратившиеся неологизмы устаревшие общеязыковые индивидуальные историзмы архаизмы

Границы активного и пассивного словарей подвижны. Слова могут переходить из активного состава в пассивный и наоборот. В последние два-три десятилетия ушли из активного употребления обозначающие реалии советской действительности слова: партком, соцсоревнование, агитбригада… стандартные клише: ударник коммунистического труда, советский образ жизни…


Активный словарь. Возвращаются к активной жизни слова, бывшие в глубинных запасниках языка: наименования социальной структуры дореволюционной России – казачий круг, дворянское собрание; административная лексика – губернатор, муниципальный округ; лексика образования – гимназия, лицей; названия лиц по социальному статусу – предприниматель, акционер; религиозная лексика старославянского происхождения – благорасположенность, покаяние, милосердие; конфессиональная лексика – вера, всенощная, заповедь, литургия, исповедь


Лексика пассивного словарного запаса делится на группы – устаревшие слова (историзмы и архаизмы), – устаревающие слова, – неологизмы (в том числе индивидуальные неологизмы), – специальная терминология – экзотизмы (по мнению Д. Н. Шмелева)


Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные носителям языка. По степени устарелости различаются устаревшие и устаревающие слова


В зависимости от причин архаизации устаревшие слова делятся на два разряда: историзмы и архаизмы. Историзмы называют исчезнувшие реалии, из активного словарного запаса перешли в пассивный запас: армяк, камзол, кафтан – названия одежды. Не имеют синонимов в современном языке. Могут быть связаны с отдаленными эпохами (кольчуга), но могут и называть реалии недавнего времени, ставшие фактами прошлого (перестройка) Архаизмы – названия предметов и понятий, которые сами не устарели, но для их обозначения в современном языке используются другие слова: вежды – веки.


Группы архаизмов: а) собственно лексические архаизмы – слова, устаревшие целиком, как определенные фонетические комплексы: царское даяние, ланиты Флоры; б) лексико-словообразовательные архаизмы – отличаются от синонимичного слова современного языка только словообразовательным элементом, чаще суффиксом: рыбарь… в) лексико-фонетические архаизмы – отличаются от синонимичного слова современного языка лишь несколькими звуками: кофий, прошпект; г) семантические архаизмы – устарело одно из значений слова: позор – ‘зрелище’, современное значение ‘бесчестье”


Упр. 158 (устно).


Стилистические функции устаревших слов. Историзмы – воссоздают колорит эпохи в художественном произведении, – используются для речевой характеристики персонажей; – у классицистов – средство создания возвышенного стиля – «одическое повествование»; – у романтиков передают возвышенность чувств героев; – у символистов лексические единицы высшего языка; – у футуристов средства иронии и пародирования; – в разговорной речи - один из способов языковой игры, создания иронии или самоиронии – обнищал я зело (Антон Павлович Чехов, в письме), прелестные очи; – в исторических науках как термин или как нейтральное наименование


Неологизмы в большинстве – прямое обозначение новых предметов и явлений слова и значения слов, появившиеся в языке в какой-либо определенный период или использованные однажды.


Принадлежность слов к неологизмам является относительным свойством (разрядка, черный ящик). Борис Николаевич Головин: слова, возникшие на памяти применяющего их поколения. В развитых языках количество неологизмов, зафиксированное в газетах в течение года, составляет десятки тысяч


Окказионализмы могут передавать ироничное отношение автора текста к описываемой ситуации: Доктор выслушал младенца. А потом и говорит: - Инфлуэнца-симуленца, Притворенца, лодырит. Самуил Маршак. Чтобы понимать окказионализмы и цели их употребления, важно знать словообразовательную модель и уметь анализировать значение мотивирующего слова. Неологизм – это факт языка, а окказионализм – факт речи.

Примеры: Я влюблен, я очарован, Словом, я огончарован. А. Пушкин.

Вдоволь изъиздеваюсь, нахальный и едкий. В. Маяковский.


Упр. 161 (устно).


Задание. Назовите заимствования, историзмы и архаизмы, потенциальные и окказиональные слова. Объясните необходимость употребления. Назовите способы образования неологизмов. Какие свойства русского слова приданы заимствованиям? Зачем в некоторых случаях автор дает толкования слов? • Люди Бригора назывались как-то по-растительному: Водокрасс, Конопли, Верескилл, Папаротт, Репейнинг, и даже Терни, а у хоббитов было несколько Полыннисов, но прозвучали имена совсем обычные: Крутоберг, Лисонор, Доброкоп, Пескоройс, Тунелли. • Хоббиты – жители Края, или Хоббитании, – разделились на три рода: шерстоногов, стурсов и буроголовых. Сеча была жестокой: ордам гоблинов и диких волков противостояли отряды людей, эльфов и гномов. (По Дж. Толкину).


Задание. Объясните, что означают приведенные слова? Как они образованы и в чем их выразительность?

Скверно-модельная обувь, ящериться, стихоплут, стихоплетство, радио-билеберда, главначзавпосадкой


Лексика с точки зрения сферы ее использования лексика национального языка: общеупотребительная (неограниченного употребления), профессиональная и терминологическая, диалектная, жаргонная.


Собственно лексические диалектизмы. голицы, шубенки (сев.) - варежки; баской (сев.) - красивый; векша (сев.) -белка; стёжка (южн.) -дорожка; грёбовать (южн.) -брезгать, пренебрегать; балка (южн.) -овраг, гай (южн.) –лес

Семантические диалектизмы. виски (курск., воронеж.) -- волосы на всей голове и виски (лит., мн. ч. от висок) -- боковая часть черепа выше линии, проходящей от уха до глаза; волосы, растущие на боковой части черепа впереди уха; бодрый (южн., рязан.) -- нарядный, красиво убранный и бодрый (лит.) -- полный сил, здоровый, энергичный

Этнографические диалектизмы – понёва «вид юбки, которую носят замужние крестьянки», новина «суровый холст», туес «сосуд из берёсты», дверник «человек, открывающий дверь во время свадебного обряда».


Пример. Перед обедом надумали примерять шушпаны. Тамбовский шушпан не похож ни на мордовский балахон, ни на рязанское холщовое полукафтанье, это короткая суконная одежда вроде кофты, с перехватом и пестрой отделкой. У всех шушпаны были темно-синие, а у Татуши белый, отделанный разноцветными шерстинками и блестками, и самые громкие похвалы доставались, разумеется, ей. Нагибин.


Употребляют слова из местных говоров и советские писатели (например: А. С. Новиков-Прибой, М. А. Шолохов, П. П. Бажов, ф. В. Гладков, В. М. Шукшин, В. Белов, В. Астафьев, В. Распутин, М. Халфина и др.), которым они также служат средством придания речи особой выразительности, создания местного колорита


От лексики диалектной и профессиональной отличаются особые слова, которыми отдельные социальные группы людей по условиям своего общественного положения, специфике окружающей обстановки обозначали предметы или явления, уже имевшие в общелитературном языке названия. Такая лексика называется жаргонной. Ее разновидность - арготическая лексика имеет еще более ограниченную сферу использования и тоже не входит в состав литературного языка.

Особенно много жаргонизмов возникало до революции в речи господствующих классов, что объясняется попыткой искусственно создать особую разновидность языка путем привнесения специфических элементов и тем самым несколько отделить людей своего круга от остальных носителей национального русского языка.

Так возникли, например, русско-французский салонный жаргон дворян, торгашеско-купеческий жаргон и др. Например: плезир - в значении «удовольствие, забава», променад - в значении «прогулка»; сантименты - в значении «излишняя чувствительность», магарыч - в значении «угощение по поводу заключения выгодной сделки» и др.

Иногда жаргонная лексика появлялась в учебных заведениях дореволюционной России, например: в бурсацком жаргоне слямзил, стибрил, свистнул в значении «украл», объегорил в значении «обманул», засыпался в значении «не выдержал экзамена» и пр.

Пример. «...Прибежит в лавку, ровно с цени сорвавшись, какой-нибудь паренек и, никому не поклонясь, крикнет хозяину: "Хлябышь и дудоргу хандырит, пельмиги шишлять!.."

И хозяин вдруг встревожится, бросится в палатку и почнет там наскоро подальше прибирать, что не всякому можно показывать. Кто понял речи прибежавшего паренька, тот. ни слова не молвив, сейчас же из лавки вон... Сколько бы кто ни учился, сколько бы ни знал языков, ежели он не офеня и не раскольник, ни за что не поймет, чем паренек так напугал хозяина. А это он ему по-офеньски вскричал: "Начальство в лавку идет бумагу читать"».

П.И.Мельников-Печерский


Домашняя работа: изучить материал параграфов. Упр. 166: сочинение в формате ЕГЭ.



Урок 54. Эмоционально-экспрессивная лексика.

Цель:

1. Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

2. Дать понятие эмоционально- экспрессивной лексики и её употребление в современном обществе.

3. Создание условий для работы в группе, бесконфликтного обмена мнением, восприятие коммуникаций в ходе проведения занятия.


Ход урока.

1. Повторение прошлой темы. Работа в группах.


1 группа

1. В русском языке обнаруживаются многочисленные фразеологизмы, восходящие к библейско-евангельским текстам, переведенным на старославянский язык. Что значат следующие фразеологизмы и в каких случаях употребляются? Составьте мини-текст или предложение, употребив данные фразеологизмы.

Хлеб насущный

исчадие ада

манна небесная


2. Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных исчезнувших слов:

Близный - «близкий»

Вежа (от ведать, «знать»), «знаток»

Вель - «большой»


3. Найдите архаизмы и старославянизмы в отрывках из стихотворений Пушкина, определите их стилистическую роль.

Волхвы не боятся могучих владык…

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

«Песнь о вещем Олеге»


Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

«Я памятник себе воздвиг…»


Восстав поутру молчаливо,

Граф одевается лениво,

Отделкой розовых ногтей,

Зевая, занялся небрежно…

«Граф Нулин»


2 группа.

1. В русском языке обнаруживаются многочисленные фразеологизмы, восходящие к библейско-евангельским текстам, переведенным на старославянский язык. Что значат следующие фразеологизмы и в каких случаях употребляются? Составьте мини-текст или предложение, употребив данные фразеологизмы.

запретный плод

глас вопиющего в пустыне

притча во языцех


2. Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных исчезнувших слов:

Верень - «связка», «соединение»

Запа - «ожидание»

Волшба – «колдовство»


3. В приведенных ниже примерах найдите старославянизмы, укажите к каждому из них однокоренное русское слово.

а) … Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат.

б) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья.

в) Тих полет полнощи.

г) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая.

д) И он помчался пред полками, могущ и радостен, как бой.

е) … Раздался звучный глас Петра. (А.С. Пушкин)


3 группа

1. В русском языке обнаруживаются многочисленные фразеологизмы, восходящие к библейско-евангельским текстам, переведенным на старославянский язык. Что значат следующие фразеологизмы и в каких случаях употребляются? Составьте мини-текст или предложение, употребив данные фразеологизмы.

Разверзлись хляби небесные

камень преткновения

Фома неверующий


2. Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных исчезнувших слов:

Вор – «ограда»

Гость – «приезжий купец»

Ожерло – «горло»


3. В приведённых примерах выделите старославянизмы, укажите их функцию в речи.

1. Воскресни, боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых,

И будь един царём земли!


2. Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес.


3. Редела ночь; любовница Кефала,

Облокотясь на рдяные врата

Младого дня, из кос своих роняла

Златые зёрна перлов и опала

На синие долины и леса ...


4 группа

1. В русском языке обнаруживаются многочисленные фразеологизмы, восходящие к библейско-евангельским текстам, переведенным на старославянский язык. Что значат следующие фразеологизмы и в каких случаях употребляются? Составьте мини-текст или предложение, употребив данные фразеологизмы.

Святая святых.

Блудный сын.

Альфа и омега.


2. Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных исчезнувших слов:

Лука – «судьба, случай»

Истый – «подлинный», «настоящий».

Балдак – «трость», «палка»


3. Определите, какое заимствованное слово пытались заменить русскими или церковнославянскими. Какие из них закрепились в языке?

Резьба,

действующее лицо,

сострастие,

естествословствующий,

становая жила,

цыганство

ухищрение

обманщик

слава

паникадило

ревнительное неистовство

отзывающийся голос

Фанатизм

Эхо

Актер

Симпатия

Интрига

Шарлатанство

Люстра

Натуралист

Скульптура

Нерв

Шарлатан

репутация


5 группа.

1. В русском языке обнаруживаются многочисленные фразеологизмы, восходящие к библейско-евангельским текстам, переведенным на старославянский язык. Что значат следующие фразеологизмы и в каких случаях употребляются? Составьте мини-текст или предложение, употребив данные фразеологизмы.

Вера горами двигает.

Да минует меня чаша сия.

Златой телец.


2. Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных исчезнувших слов:

Мекать – «понимать», «думать»

Перст – «палец»

Клобук – «шапка»


3. Отметьте фонетические признаки старославянского происхождения в приведенных ниже словах. Если возможно, подберите собственно русские соответствия.

Храм

град

страна

среда

рождать

рабство

охлаждать

освещать

невежда

ладья

возвращение

безбрежный


6 группа

1. В русском языке обнаруживаются многочисленные фразеологизмы, восходящие к библейско-евангельским текстам, переведенным на старославянский язык. Что значат следующие фразеологизмы и в каких случаях употребляются? Составьте мини-текст или предложение, употребив данные фразеологизмы.

Камень преткновения.

Не сотвори себе кумира.

Нести свой крест.


2. Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных исчезнувших слов:

Ратник- «воин»

Увага - «внимание»

Плат – «кусок материи»


5. Попытайтесь объяснить этимологию следующих исконно русских слов:

Наградить

Невеста

Неделя



2. Новый материал.

Вспомните всё, что вы знали раньше об эмоционально-экспрессивная лексике. Всю информацию запишите в тетрадь в столбик. Вы можете записывать и информацию, которую знаете неточно. Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Объединим свои усилия.

Теперь сопоставьте наши записи с текстом параграфа. Какие вопросы нами не затронуты?


3. Задание 1. Составьте предложения с данными словами, употребляя их в переносном значении. Какую оценку людей они помогают нам выразить?

Попугай, лиса, пустой, железный, золотой.


Задание 2. Найдите синонимы. Какие из них часто употребляются в разговоре, а какие - в книжной речи?

А) –Мисс… э-э-э…обратился он к англичанке.- Мисс Тфайс!... Туда уходите! Слышишь?

Мисс Тфайс облила Грябова презрением и издала носовой звук.

-Что-с? Не понимаете? Ступай, тебе говорят, отсюда! Туда ступай! Туда!

(А. П. Чехов)

Б) Антон внимательно смотрел своими круглыми, немного удивлёнными глазами на происходящее.

Стоит, как чучело, и бельмы на воду таращит.

(А. П. Чехов)

В) Мы с приятелем сидели на берегу и вели бессодержательный разговор.

Ира и Юля не слушали объяснения учителя, а были заняты пустой болтовнёй.


Задание 3. Исправьте словосочетания, учитывая значение, стилистическую принадлежность и эмоционально-экспрессивную окраску слов. Употребите образованные словосочетания в мини-текстах.

а) Возвести дом

воздвигнуть курятник

построить стены

соорудить игрушки

смастерить монумент


б) Белобрысый юноша

белокурый юнец

светловолосый парень


в) Очень умаяться

зверски устать

вконец измотаться

совершенно умориться

жутко выбиться из сил

донельзя выдохнуться


Задание 4.Распределите слова и словосочетания по группам:

1) межстилевые (общелитературные) слова;

2) слова официально-делового стиля;

3) слова научного стиля;

4) слова публицистического стиля;

5) слова разговорного стиля.

Абстракция, лес, ходатайство, вышеизложенный, четыре, гомогенный, зачастую, вахта памяти, подхватить почин, истец, семантические сдвиги, препровождаться, настоящий (‘этот’), выразить своё несогласие, мирное сосуществование, несоблюдение, простыть, батя, загорелый, зелёнка, никудышный, новаторский, читать, пролейбористский, антифашистский, лексикография, подоконник, обещать


4. Обобщение.


Домашнее задание. Знать теорию, упр. 167.



Урок 55. Фразеологизмы § 49.

Цели урока:

1. Совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте.

2. Развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха.

3. Воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.


Ход работы.

1. Выскажите своё мнение по поводу высказывания Александр Сергеевич Пушкина:

Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.


2. Проверка домашнего упражнения. Блиц-опрос по материалу прошлого урока.


3. Новый материал. Ввод в тему.

Слово учителя.

Сегодня мы завершаем изучение раздела «Лексика и фразеология». И речь пойдет о фразеологизмах. Что это за словосочетания? Какова их особенность? (Ответы).

Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология.

-Что же такое фразеология? (Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.)

Фразеологический состав русского языка в широком понимании подразделяется на:

1) фразеологизмы;

2) пословицы и поговорки;

3) крылатые слова и выражения.


4. Расширение материала.

Задание 1. Работа с учебником. Упр. 168 (устно). Какие словосочетания не являются фразеологизмами? Почему?

Вывод: какими особенностями обладают фразеологизмы?


Запись в тетрадь.

Особенности фразеологизмов:

1. Сложны по составу.

2. Семантически неделимы.

3. Постоянство состава.

4. Непроницаемость структуры.

5. Устойчивость грамматической формы.

6. Закрепленный порядок слов.


Состав и значение фразеологизмов

Задание 2. Стр. 263. Наблюдение над таблицей.

Упр. 169 – закрепление.


5. Самостоятельное изучение материала: Происхождение фразеологизмов (стр. 264). Запись в тетрадь.


Задание 3. Найдите ошибки и исправьте предложения.

Услышав шум, он выскочил в коридор, в чем мать родила, в одних трусах и майке.

Изящно и просто решили эту проблему наши ученые и поставили на ней крест.

Эти люди крепко стоят на ногах, поэтому вам не удастся подрезать им крылья.

Он стоит на своем, покуда его держат ноги.

Мы не протянем рук перед Западом.


6. Стилистическое расслоение русской фразеологии:

Разговорная

Просторечная

Книжная (научная, публицистическая, официально-деловая)

Общеупотребительная


Задание 4. Закрепление. Упр. 171


Задание 5. Найдите фразеологизмы, употребляемые в книжном стиле.

Остаться с носом

Сложить голову

Бразды правления

Камень преткновения

Пальма первенства

Бить баклуши

Переливать из пустого в порожнее

Не смыкать очей


7. Обобщение. Выводы.


Самостоятельная работа

1 вариант

1. Объясните, что означают приведенные слова? Как они образованы и в чем их выразительность?

носозадирание, покупательно-отталкивающий товар, шито-крытый рынок, долампочкизм.


2. Каково назначение архаизмов в четверостишии из стихотворения «Нищий» М.Ю.Лермонтова?

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.


3. Выпишите заимствованные слова из ряда: аппарат, космодром, опричник, вече, гардероб, макароны, зодчий, дюжина, кантата, романс, урядник, винегрет, благородный, менеджер, кастинг.


4. Найдите в приведенных примерах устаревшие слова, укажите (по возможности) их значение. Какую роль они играют в тексте?

О, оратай, оратай! Внемли плачам бездомных и сирых!

Ты чапыги оставь, перекуй сошники на секиры.

Перекуй сошники на мечи, бердыши на булаты.

Грудью ворогов встреть и бойся в бою быть потяту. (С.Кирсанов)


5. В произведениях УНТ часто встречаются синонимы. Найдите синонимы в примерах, определите вид (общеязыковые, контекстуальные). Как вы думаете, какова роль синонимов в данных примерах?

1) Затужили старик со старухой, загоревали. 2) Едем с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать. 3) Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом.


6. В приведенных ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов. Исправьте предложения.

1. Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу. 2. В связи с участившимися терактами всем надо держать уши наготове. 3. Со всех своих длинных ног он бросился бежать. 4. Золотая лихорадка - вот что помутило мозги завоевателям.



Самостоятельная работа

2 вариант

1. Объясните, что означают приведенные слова? Как они образованы и в чем их выразительность?

щекопузье, изовсехсильная работа, сквернопение, рай-страна.


2. Каково назначение архаизмов в в отрывке из «Песни о вещем Олеге» Пушкина?

Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда…


3. Выпишите заимствованные слова из ряда: митинг, меню, субботник, ланиты, арба, синтаксис, фонетика, музей, алфавит, мэр, колледж, хобби, тулуп.


4. Найдите в приведенных примерах устаревшие слова, укажите (по возможности) их значение. Какую роль они играют в тексте?

Орет в поле ратай, покрикивает,

У ратая сошка поскрипывает. (Былина «Вольга и Микула»)


5. В произведениях УНТ часто встречаются синонимы. Найдите синонимы в примерах, определите вид (общеязыковые, контекстуальные). Как вы думаете, какова роль синонимов в данных примерах?

1) А день такой жаркий, такой знойный. 2) А Иван лежит в избушке – не спится ему, не дремлется. 3) Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мощь храпит. 4) Пока чудо-юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы.


6. В приведенных ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов. Исправьте предложения.

1. Хотя я и не из робкой десятки, но все же не решился один пойти на кабана. 2. Шоу Билана всегда организовано на более широкую ногу. 3. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 4. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят.


Домашнее задание: выучить конспект, упр. 172.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!