СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система внеурочной деятельности по русскому языку и литературе как средство формирования познавательного интереса учащихся.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

учащихся.

 

Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.

Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности

Просмотр содержимого документа
«Система внеурочной деятельности по русскому языку и литературе как средство формирования познавательного интереса учащихся.»

Система внеурочной деятельности по русскому языку и литературе как средство формирования познавательного интереса учащихся.




Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.

Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, а иногда и дарования, глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, почерпнуть знания в области языкознания и лингвистики.

Задачи и принципы внеклассной работы в школе

Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, это постоянно действующие виды работ во внеурочное время: кружки русского языка, литературные гостиные, клубы любителей русской словесности, драматические кружки, стенная печать, издание рукописных журналов, научно-исследовательские  работы по предмету.
С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы, олимпиады, всевозможные путешествия, деловые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми и т д.

Задачами внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе являются:

  1. Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета

  2. Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; самостоятельности в получении знаний.

  3. Расширение запаса знаний школьников:

А) по русскому языку: в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики    русского языка, культуры устной и письменной речи

Б) по литературе: в области литературоведения, библиографии, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету.

  1. Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность  преодоления отставания по русскому языку и литературе.

  2. Выявление особо одарённых детей и развитие их творческие индивидуальных способностей.

  3. Воспитание у школьников чувства ответственности за общее дело, переживания за успех совместного мероприятия.

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение,  стихотворение, спектакль, композиция, выпущенная газета.  Всё это осуществляется под чутким руководством педагога. Известный писательВасилий Белов  в своей книге «Лад» высказал очень близкую мне мысль: «Каждый ребёнок хочет играть, т.е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом?  Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом «не нашли себя, своего лица, своего таланта, либо не научились жить и трудиться, не развили таланта».

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности.

Среди общедидактическихпринципов, на которых я основываю мою внеклассную деятельность, следует, прежде всего, назвать принцип научности. Данный принцип состоит в требовании сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям. Это требование дидактики я стараюсь выполнять не только на уроках, но и во внеклассной работе. Я также знакомлю детей с биографиями выдающихся лингвистов, стараюсь приобщить к проблемам, которые ещё ждут своего решения (на уровне морфемики, истории языка: - ТЬ в инфинитиве – окончание или суффикс?).

Внеклассные мероприятия требуют от учителя – словесника также соблюденияпринципа последовательности и систематичности в изложении материала. Как и на уроках, я выстраиваю материал во внеурочное время перед ребятами в определённой системе. Важно следить, чтобы между уроками и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определённая преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу удаётся лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учеников от известного к неизвестному, от простого к сложному, от лёгкого к трудному.

Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принципсвязи теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной деятельности.

Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учениками является общедидактический принцип доступности преподносимого материала. Всегда надо помнить о том, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе предъявляет высокие требования к учителю, так как она подводит итог достижениям школьников в изучении предмета не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Специфика условий работы в нашей школе (отсутствие параллельных классов) накладывает некоторые ограничения в подготовке и проведении того или иного общего внеурочного дела, но всегда стараюсь соблюдать ещё два принципа:

  1. Добровольное участие школьников в мероприятиях

  2. Комфортность  (мероприятие должно проводиться в удобное для учащихся время и в удобной форме).

Формы реализации внеурочной деятельности учащихся по русскому языку и литературе

С учётом вышеуказанных требований к проведению внеклассных занятий и условий работы в нашем образовательном учреждении мы разрабатываем план мероприятий для проведения Декады русской словесности (март). Необходимо на протяжении всего учебного года проводить внеклассные мероприятия по изучаемому предмету. Ученики должны знать, что их ждут в любое время в кабинете литературы, что им рады, что с ними хотят сотрудничать, открывать новые страницы в литературоведении и языкознании.
Попробуем представить весь комплекс внеклассных мероприятий, проводимых в школе:

  1. Декада Русской Словесности (в ходе её проводим Конкурс знатоков русского языка – по материалам международной интернет – олимпиады «Русский медвежонок»; «шоколадную лихорадку» по литературе; блиц-опросы, викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, марафоны). Декада Русской Словесности – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету, углубления знаний, полученных на уроках. Это пора творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план – причем, довольно строгий, он предполагает активность всех участников. Проведение декады – давняя традиция в нашей школе, цель которой – вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей. Мне кажется, что проведение предметной декады формирует и развивает творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников. В план Декады Русской словесности также включаем:

  • Литературно-музыкальные вечера; литературные гостиные.

  • Выпуск школьной газеты «Родничок».

  • Экскурсии по литературным местам,  в музеи, театры.

  • Встречи с интересными людьми.

  • Школьные конкурсы сочинений имеют традиционный график:

- Сентябрь – «Школьные годы чудесные»

- Октябрь – «Мой любимый учитель»

- Ноябрь – «Закон и порядок»

- Декабрь – «Чудеса в новогоднюю ночь»

- Февраль – «Армия родная»

- Март – «Самый близкий человек»

- Апрель – «С любовью к природе»

- Май – «Расскажи мне о войне»

К каждому мероприятию готовимся заранее. Наблюдая за учениками, прихожу к выводу, что процесс подготовки для ребят важен не менее, чем участие и проведение общего дела. Если ученики видят, что педагог заинтересован, любит свою работу и зажигает окружающих своим энтузиазмом, то можно быть уверенным в успехе своих начинаний и можно смело рассчитывать на поддержку детей.

Большой интерес у учащихся вызывают творческие проекты. Создание тематических презентаций  по творчеству любимых писателей и поэтов — один из них. Работу над творческими проектами планирую в календарно-тематическом плане на весь год, связывая с программой, в специальной тетради веду учёт результатов работы учеников над проектами.

  В итоге выполнения проекта были созданы оригинальные работы с мультимедийным сопровождением, которые мы используем в качестве наглядно-иллюстративного материала на уроках русского языка и литературы.

Так, по литературному краеведению созданы проекты (2011 - 2012 год):

  • «Изображение природы в повести Г.А. Федосеева «Злой дух Ямбуя»;

  • «Образ Улукиткана в повести Г.А. Федосеева «Последний костёр»;

  • «Храм природы» в очерках В.А. Овчар»;

Очень интересным получился интегрированный проект (литература + технология + этнография) на тему «Что ели герои Гоголя?», подготовленный ученицами 5 и 7 класса. Для проектов по русскому языку мы берём материал по истории языка («Чашка ЧАЯ или чашка ЧАЮ?»), в ходе подготовки проекта дети проводят собственные исследования, изучают дополнительную литературу по предмету, обращаются к справочникам и энциклопедиям, развивают навыки работы со словарями всех видов.

Работа над проектами в школьном НОУ «Эрудит» (секция филологии существует более 15 лет) ставит уровень преподавания на более высокую ступень. Учащиеся обогащают словарный запас, совершенствуют речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки. Школьники научились выделять главную и второстепенную информацию, выбирать уместный тон речи при чтении вслух. При говорении они уже не только доказательно отвечают на вопросы учителя, но и сами выдвигают тезисы, аргументируют свою позицию, соблюдают правила ведения диалога. Метод проектов помогает учащимся видеть и понимать межпредметные связи. Дети творчески подходят к достижению целей, поставленных перед выполнением проекта. Внеурочная деятельность приобрела для них новый смысл: это не просто развлечения, а новые открытия.

Работа учителя в НОУ носит систематический характер: занятия проводятся не реже одного раза в неделю, участниками НОУ могут стать дети, независимо от оценки по предмету, в начале учебного года дети пишут заявление о приёме в НОУ, определяют тему предстоящего исследования, над которой будут работать на протяжении полугодия, которую представят на школьной научно-практической конференции в феврале, а затем – на районной конференции «Эрудит». Для каждого участника НОУ учителем (он выполняет в данном случае обязанности тьютора) составляется Программа индивидуального сопровождения (утверждается на МО), в нашем случае это «Программа сопровождения ребёнка, имеющего филологические способности».

За годы существования НОУ в секции филологии работали десятки детей, нами подготовлено почти 60 научно-исследовательских работ, многие стали призовыми. В рамках НОУ проводятся встречи с интересными людьми, с бывшими выпускниками – студентами академий и университетов, которые рассказывают об учёбе в вузах (все, как правило, отмечают пользу от собственного участия в работе НОУ).

Важным звеном системы внеурочной работы с детьми по русскому языку и литературе является такое творческое объединение, как кружок по журналистике. Свой кружок юных журналистов мы создали очень давно, хотя были перерывы в его работе. В настоящее время им руковожу я, создана образовательная программа кружка, занятия проводим два раза в неделю, участники – 9 детей из 2 – 9 классов, в плане работы – конкурсы литературного творчества всех уровней – от школьного (имеется график) до всероссийского. В течение прошедшего года мы провели 7 школьных конкурсов сочинений, приняли участие в районных и областных конкурсах «Мой Пушкин», «Я выбираю спорт»(1 место), «Строка, рождённая Победой» (2 место), «Люди нашего села» и других.

Сотрудничаем со СМИ («Зейские огни» - 3 публикации, «Амурский дилижанс» - 17 публикаций). Приняли участие в районном мероприятии, посвящённом годовщине Победы («Авторадио»), областном празднике, посвящённом 200 – летию Царскосельского лицея. Публикации юных журналистов Новоивановской школы размещены в последнем сборнике «Чистая лампада», редактором которого был Б. Черных.

Наш кружок имеет собственное периодическое издание – газету «Родничок» (выходит ежемесячно тиражом 25 экз.), в котором публикуются школьные новости, творческие работы учащихся. Создание этой газеты способствует развитию и совершенствованию словесного творчества учащихся, вовлечению школьников разного возраста в мир художественного творчества. Вместе с ребятами разрабатываем проект газеты. Мы советуемся, выбираем лучший вариант. Планируем, где лучше разместить материал, подбираем фотографии и рисунки. Я предлагаю информацию, дети решают, как лучше расположить ту или иную статью. Газета имеет 4 странички: 2 - школьные новости и 2 - творчество наших учеников.

В организации внеурочной работы с детьми по русскому языку и литературе мы не ограничиваемся литературным творчеством – задача ставится более глубокая – развитие художественного вкуса, воспитание потребности открывать новое. Большинство юных филологов являются артистами театральной студии, принимают участие в театральных постановках, в областных смотрах театрального творчества среди детей и молодёжи. Интересно проходит «Неделя театра» в школе. Руководит театральной студией «Аленький цветочек» моя коллега, учитель математики, которая сама участвует в работе народного театра «Арлекин»(стаж актрисы 9 лет). В гости к ребятам приходят артисты народного театра «Арлекин», проводятся викторины по истории театра, конкурсы инсценировок, дети выезжают в Благовещенск на спектакли Амурского театра драмы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!