Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников
Выпускной класс – школьники, требующие особого внимания. Выпускник стоит на рубеже новой жизни, за этим рубежом нет приготовленной программы и обрисованного пути; свободный выбор станет теперь определять ход его жизни. Последний школьный год чрезвычайно важен, «Я» школьника несет ответственность за свое будущее.
Перед учителем стоит вопрос: как в условиях традиционной педагогики взрастить личность, способную не только выжить в современном обществе, но и быть востребованным и креативным. Система знаний, умений и навыков не всегда дает возможность выпускнику ощутить себя самодостаточным и успешным в этом мире, поскольку значительная часть этих знаний так и остается неиспользуемой.
Ориентация на конкурентоспособную личность – насущная потребность любой школы.
Задачи классного руководителя:
•Организация и гармонизация системы межличностных отношений внутри классного коллектива
•Создание благоприятной социальной ситуации развития
•Организация учебно-воспитательной деятельности
•Формирование толерантной, поликультурной личности учащихся
•Организация совместной деятельности в классе
Классный руководитель
•Изучает индивидуальные проблемы и особенности развития и становления каждого ученика
•Стремится выстроить со школьниками доверительные отношения
•Регулирует их контакты с одноклассниками и учителями
•Помогает в решении учебных и жизненных проблем
•Оказывает педагогическую помощь родителям
Направления воспитательной работы с классом:
гражданское и патриотическое;
нравственное и духовное;
воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
интеллектуальное;
здоровьесберегающее;
социокультурное и медиакультурное;
культуротворческое;
правовое воспитание и культура безопасности;
воспитание семейных ценностей;
формирование коммуникативной культуры;
экологическое.
Выпускник школы, человек у которого…
•Сформирован высокий уровень гражданского самосознания и ответственности за судьбу страны
•Воспитано чувство гордости за принадлежность к родному городу и Донецкой Народной Республике
•Сформированы гражданско-правовые компетентности
•Приобретён опыт общественно полезной гражданской деятельности
•Имеется потребность в изучении истории родного края
•Развита способность к самореализации в пространстве Донецкой Народной Республики
•Сформирована активная жизненная позиция
Действия классного руководителя:
•Дать психолого-педагогическую характеристику ученика
•Вести индивидуальную работу с учащимися
•Организовать самоуправление в классе
•Проводить классные часы по профориентации
•Контролировать пропуски и опоздания, самочувствие учащихся
•Подводить итог успеваемости, проверять дневники
•Контролировать занятость учащихся во внеурочное время
•Организовывать досуг учащихся
Работа с родителями:
•Собирать общие сведения о семье учащихся
•Повышать психолого-педагогические знания родителей
•Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс
•Приглашать родителей участвовать в управлении классом
•Проводить тематические родительские собрания
•Беседы-консультации
Участники образовательного процесса, задействованные в итоговой аттестации:
•Учащиеся 9-х классов
•Классный руководитель 9 класса
•Учителя-предметники
•Родители
•Администрация
•Психолог школы
Слагаемые работы классного руководителя
Обязанности классного руководителя выпускных классов
Важными целями воспитательной работы с классом считаю:
• создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;
• максимальное содействие психологическому и личностному развитию школьников, обеспечивающее им готовность к самоопределению во взрослой жизни.
Свою воспитательную работу веду по следующим направлениям:
1. Индивидуальный подход в воспитании.
Со своими детьми работаю четвертый год, поэтому коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбираю мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать, сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем.
Дети в классе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые, доверительные отношения, ребята понимают и уважают друг друга. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять.
На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми.
2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, такие как: “я и так все знаю” – отрицание возможности приобретения нового опыта. Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые, так и индивидуальные формы работы с семьей: родительские собрания, беседы по вопросам воспитания, консультации.
Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей. Я привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.
Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих в классе. Наши воспитательные действия должны быть едины и дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для социального развития ребенка.
3. Системность в работе.
Невозможно найти ту форму воспитательной работы, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Он является прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, час общения, диспут, анкетирование, виртуальные экскурсии, беседы, викторины и др. Функции классного часа различные: просветительская, ориентирующая, направляющая, формирующая.
Большое внимание в воспитательной работе уделяется воспитанию патриотизма и формированию гражданского самосознания. Это всевозможные патриотические акции, уроки мужества, конкурсы рисунков, флешмобы и др.
Серьезный участок деятельности классного руководителя – организация труда и нравственного воспитания учащихся. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д.
Похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, невзирая на его возраст, только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей.
Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Потому я и стремилась стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами, чтобы я могла помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.
Анализируя проделанную работу, могу сказать, что в основном поставленных целей мы, как классный коллектив, добиваемся. И я верю, что мои ученики найдут свое место в жизни, будут востребованы в современном обществе, создадут прекрасные дружные семьи и приведут своих детей к нам в школу.