СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Система выявления развития и поддержки одарённых детей в современном образовательном процессе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Данная презентаци поможет подготовитья к проведению методического объединения.

Просмотр содержимого документа
««Система выявления развития и поддержки одарённых детей в современном образовательном процессе»»

«Система выявления развития и поддержки одарённых детей в современном образовательном процессе» Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.  Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. 2017год

«Система выявления развития и поддержки одарённых детей

в современном образовательном процессе»

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

2017год

ОДАРЕННОСТЬ - стратегический государственный ресурс

2015 год - проект приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка и критериев выявления одаренных детей, проявивших склонность к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству, а также порядок сопровождения таких детей и мониторинга их дальнейшего развития»

2012 год - Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему

2016 год - приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей»

2005 год - приоритетный национальный проект «Образование»

2009 год- Целевая программа

«От одаренного ребенка к повышению интеллектуального потенциала нации»

2011 год - Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

2015 год - проект постановления Правительства РФ «О выявлении одаренных детей»

2012 год - Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов

2010 год - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

ОДАРЕННОСТЬ - стратегический государственный ресурс

2005 год: приоритетный национальный проект «Образование» (направление поддержки «Талантливая молодежь»);

2009 год: Целевая программа «От одаренного ребенка к повышению интеллектуального потенциала нации»;

год:

2010 год: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

2011 год: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;

2012 год: Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему;

2012 год: Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.

2015 год: проект приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка и критериев выявления одаренных детей, проявивших склонность к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству, а также порядок сопровождения таких детей и мониторинга их дальнейшего развития»

2015 год: проект постановления Правительства РФ «О выявлении одаренных детей»

2016 год: приказ Минобрнауки РФ (ОТ 24 ФЕВРАЛЯ 2016 ГОДА № 134) «Об утверждении перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей»

ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.  ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.   ТАЛАНТ  - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.

ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения

в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.

КРИТЕРИИ выявления одаренных детей Документы: диплом, грамота победителя / призера заключительного этапа конкурсного мероприятия; наличие поощрения обучающегося  за успехи; обучение в ОО на оценки «отлично»;      Согласно проекту Постановления Правительства РФ «О выявлении одаренных детей» и проекту приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка и критериев выявления одаренных детей, проявивших склонность к техническому и гуманитарному творчеству изобретательству а также порядок сопровождения таких детей и мониторинга их дальнейшего развития») КРИТЕРИИ выявления одаренных детей Документы: диплом, грамота или иной документ победителя / призера заключительного этапа конкурсного мероприятия; наличие поощрения обучающегося за успехи в учебной и внеучебной, в т.ч. физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно- технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности; обучение в образовательной организации на оценки «отлично»;   4 4

КРИТЕРИИ выявления одаренных детей

Документы:

  • диплом, грамота победителя / призера заключительного этапа конкурсного мероприятия;
  • наличие поощрения обучающегося

за успехи;

  • обучение в ОО на оценки «отлично»;

Согласно проекту Постановления Правительства РФ «О выявлении одаренных детей» и проекту приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка и критериев выявления одаренных детей, проявивших склонность к техническому и гуманитарному творчеству изобретательству а также порядок сопровождения таких детей и мониторинга их дальнейшего развития»)

КРИТЕРИИ выявления одаренных детей

Документы:

  • диплом, грамота или иной документ победителя / призера заключительного этапа конкурсного мероприятия;
  • наличие поощрения обучающегося за успехи в учебной и внеучебной, в т.ч. физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно- технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
  • обучение в образовательной организации на оценки «отлично»;

4

4

КРИТЕРИИ выявления одаренных детей Документы: документ, удостоверяющий исключительное право на результат интеллектуальной деятельности; публикации; грант; высокие результаты обследований детей.      удостоверяющий исключительное право на результат интеллектуальной деятельности; публикации в научном (учебно- научном, учебно-методическом) международном, всероссийском, ведомственном или региональном издании, в изданиях организаций, осуществляющих образовательную и (или) научную деятельность; Грант; высокие результаты психологических и (или) психолого- педагогических обследований детей  5 5

КРИТЕРИИ выявления одаренных детей

Документы:

  • документ, удостоверяющий исключительное право на результат интеллектуальной деятельности;
  • публикации;
  • грант;
  • высокие результаты обследований детей.
  • удостоверяющий исключительное право на результат интеллектуальной деятельности;
  • публикации в научном (учебно- научном, учебно-методическом) международном, всероссийском, ведомственном или региональном издании, в изданиях организаций, осуществляющих образовательную и (или) научную деятельность;
  • Грант;
  • высокие результаты психологических и (или) психолого- педагогических обследований детей

5

5

ПРИЗНАКИ одаренности

Признаки одарённости охватывают два аспекта поведения одарённого ребёнка: Согласно теории Богоявленской Д.Б.,

« Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

- наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.

Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

 

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

 

6

ВИДЫ одаренности

  • Художественная одаренность;
  • общая интеллектуальная и академическая одаренность;
  • творческая одаренность;
  • лидерская одаренность;
  • практическая одаренность

Виды одаренности:

Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Главным является то, что дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Как пример академической одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность.

Творческая одаренность. Особо выделен такой вид одаренности, как творческая (или творческое, продуктивное мышление). Здесь есть необходимость остановится лишь на некоторых моментах. Прежде всего, до сих пор продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые – увы! – вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы; яркий темперамент. Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.

Лидерская одаренность. Наконец, о лидерской одаренности (используются также понятия «социальная одаренность», «социальный интеллект», «организаторские способности»). Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти способности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность.

Практическая одаренность. Роберт Стернберг, психолог из Йельского университета, выделяет «практическую одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще. Будущий менеджер или предприниматель может иметь в школе репутацию весьма среднего ученика без каких-либо замечательных особенностей. Люди, которые с успехом применяют интеллект УК окружающей действительности, не обязательно отличается в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их таланта. Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стенберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Например, для компенсации слабых сторон человек вырабатывает свои способы, включая привлечение других людей для выполнения того, что он не может делать хорошо, Очевидно, сто этот вид одаренности имеет общие черты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя.

7

Модель организации психолого-педагогического сопровождения развития детской одаренности в ОУ Модель организации психолого-педагогического сопровождения развития детской одаренности в ОУ Реализация программ формирования психологической готовности педагогов (родителей) к работе с одаренными детьми (информационный, диагностический , мотивационный, коррекционно-развивающий блоки) Реализация механизма психологического и психолого-педагогического мониторинга развития детской одаренности (педагоги, родители, педагог-психолог, ребенок)

Модель организации психолого-педагогического сопровождения развития детской одаренности в ОУ

Модель организации психолого-педагогического сопровождения развития детской одаренности в ОУ

  • Реализация программ формирования психологической готовности педагогов (родителей) к работе с одаренными детьми (информационный, диагностический , мотивационный, коррекционно-развивающий блоки)
  • Реализация механизма психологического и психолого-педагогического мониторинга развития детской одаренности (педагоги, родители, педагог-психолог, ребенок)

Сложности подготовки учителей, работающих с одаренными детьми отсутствие ясного представления об особенностях одаренных детей и их потребностях; низкая готовность к работе с высокоинтеллектуальными детьми, равнодушие к их проблемам; враждебный настрой по отношению к детям, создающим определенную угрозу учительскому авторитету; ориентация на тактику количественного увеличения знаний, а не качественное изменение субъектного опыта. Сложности подготовки учителей, работающих с одаренными детьми отсутствие ясного представления об особенностях одаренных детей и их потребностях (сложности выявления и диагностики); низкая готовность к работе с высокоинтеллектуальными детьми, равнодушие к их проблемам (непонимание и неприятие); враждебный настрой по отношению к детям, создающим определенную угрозу учительскому авторитету; ориентация на тактику количественного увеличения знаний, а не качественное изменение субъектного опыта.

Сложности подготовки учителей, работающих с одаренными детьми

  • отсутствие ясного представления об особенностях одаренных детей и их потребностях;
  • низкая готовность к работе с высокоинтеллектуальными детьми, равнодушие к их проблемам;
  • враждебный настрой по отношению к детям, создающим определенную угрозу учительскому авторитету;
  • ориентация на тактику количественного увеличения знаний, а не качественное изменение субъектного опыта.

Сложности подготовки учителей, работающих с одаренными детьми

  • отсутствие ясного представления об особенностях одаренных детей и их потребностях (сложности выявления и диагностики);
  • низкая готовность к работе с высокоинтеллектуальными детьми, равнодушие к их проблемам (непонимание и неприятие);
  • враждебный настрой по отношению к детям, создающим определенную угрозу учительскому авторитету;

ориентация на тактику количественного увеличения знаний, а не качественное изменение субъектного опыта.

Негативные проявления  адаптации одаренных детей в ОУ Неприязнь к школе. Протестные формы поведения. Перфекционизм (стремление к совершенству). Переживание неудовлетворенности. Конфликтность. Повышенная чувствительность и уязвимость. Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых. Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание) Негативные проявления адаптации одаренных детей в ОУ Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Протестные формы поведения. Перфекционизм (стремление к совершенству). Переживание неудовлетворенности. Конфликтность. Повышенная чувствительность и уязвимость. Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых. Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание)

Негативные проявления адаптации одаренных детей в ОУ

  • Неприязнь к школе.
  • Протестные формы поведения.
  • Перфекционизм (стремление к совершенству).
  • Переживание неудовлетворенности.
  • Конфликтность.
  • Повышенная чувствительность и уязвимость.
  • Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых.
  • Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание)

Негативные проявления адаптации одаренных детей в ОУ

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Протестные формы поведения.

Перфекционизм (стремление к совершенству).

Переживание неудовлетворенности.

Конфликтность.

Повышенная чувствительность и уязвимость.

Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых.

Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание)

Учитель для одаренного ребенка   (Б. Блум)  учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету; учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения; учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень. Учитель для одаренного ребенка учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету; учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения; учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Учитель для одаренного ребенка (Б. Блум)

  • учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
  • учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
  • учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Учитель для одаренного ребенка

  • учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
  • учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
  • учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Учитель должен быть  (по Н.И. Ильичевой): увлечен своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни.   Учитель должен быть (по Н.И. Ильичевой): увлечен своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни. 

Учитель должен быть (по Н.И. Ильичевой):

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни. 

  • Учитель должен быть (по Н.И. Ильичевой): увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни. 

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми   быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы; иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий круг интересов и умений; иметь помимо педагогического еще какое-либо образование; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей; Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы; иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий круг интересов и умений; иметь помимо педагогического еще какое-либо образование; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми

  • быть доброжелательным и чутким;
  • разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • иметь широкий круг интересов и умений;
  • иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми

  • быть доброжелательным и чутким;
  • разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • иметь широкий круг интересов и умений;
  • иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми   иметь живой и активный характер; обладать чувством юмора; проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение; обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью; иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний. иметь живой и активный характер; обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму); проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение; обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью; иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми

  • иметь живой и активный характер;
  • обладать чувством юмора;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  • иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
  • иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
  • иметь живой и активный характер;
  • обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  • иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
  • иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Содержание программ развития психологической готовности к работе с одаренными детьми

1. Закономерности психического развития ребенка и особенности проявления признаков одаренности (общей и различных видов специальной).

2. Методы выявления одаренности и организация диагностического обследования одаренных детей.

3. Концептуальные модели, которые могут быть использованы при разработке учебных программ для одаренных детей.

4. Учет результатов психолого-педагогического обследования ребенка при составлении образовательной учебной программы.

5. Основы дифференцированного и индивидуализированного подходов к составлению учебных программ.

Содержание программ развития психологической готовности к работе с одаренными детьми

1. Закономерности психического развития ребенка и особенности проявления признаков одаренности (общей и различных видов специальной).

2. Методы выявления одаренности и организация диагностического обследования одаренных детей.

3. Концептуальные модели, которые могут быть использованы при разработке учебных программ для одаренных детей.

4. Учет результатов психолого-педагогического обследования ребенка при составлении образовательной учебной программы.

5. Основы дифференцированного и индивидуализированного подходов к составлению учебных программ.

Содержание программ развития психологической готовности к работе с одаренными детьми 6. Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одаренными детьми. 7. Выбор методов преподавания в работе с одаренными детьми. 8. Развитие и стимулирование интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. 9. Аффективное (эмоциональное) и социальное развитие одаренного ребенка. 10. Требования к личности учителя, работающего с одаренными детьми.  6. Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одаренными детьми. 7. Выбор методов преподавания в работе с одаренными детьми. 8. Развитие и стимулирование интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. 9. Аффективное (эмоциональное) и социальное развитие одаренного ребенка. 10. Требования к личности учителя, работающего с одаренными детьми.

Содержание программ развития психологической готовности к работе с одаренными детьми

6. Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одаренными детьми.

7. Выбор методов преподавания в работе с одаренными детьми.

8. Развитие и стимулирование интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

9. Аффективное (эмоциональное) и социальное развитие одаренного ребенка.

10. Требования к личности учителя, работающего с одаренными детьми.

6. Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одаренными детьми.

7. Выбор методов преподавания в работе с одаренными детьми.

8. Развитие и стимулирование интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

9. Аффективное (эмоциональное) и социальное развитие одаренного ребенка.

10. Требования к личности учителя, работающего с одаренными детьми.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми»

«а» - 3, «б» - 1, «в» - 2

49 и более баллов. Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми.

От 24 до 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных действий.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми» Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом: «а» - 3, «б» - 1, «в» - 2. Результаты:

49 и более баллов. Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

От 24 до 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато.

Литература Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс] / Э.А. Аксенова // Интернет-журнал

Литература

  • Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс] / Э.А. Аксенова // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. - http://www.eidos.ru/journal/2007/ 0115-9.htm.
  • Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных [Текст] / А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева. - М., 1991.
  • Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006.
  • Толмачева А.А. Информационные технологии в обучении исключительных детей: опыт США [Текст]: Учебное пособие / Под общ. ред. Т.В. Цырлиной. - Курск, 2006.