Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Педагогический институт математики и информатики
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Система задач по теме «Содержательный подход к измерению информации»
Выполнила студентка
3 курса, группы 3 ИКВ
Климова Екатерина Сергеевна
Москва, 2014 год
Система задач по теме «Содержательный подход к измерению информации»
Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности заданий варьируется от базового до углубленного. Учащимся бывает трудно полностью формулировать условие задачи, поэтому им предложены задачи с не сформулированным вопросом и задачи с неполным составом условий.
В результате изучения темы учащиеся должны:
Система задач содержит 4 блока:
-
задачи на половинное деление;
-
задачи на знание формулы;
-
задачи с не сформулированным вопросом (в задачах этой серии не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче отношений);
-
задачи с неполным составом условий (в этих задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным, учащиеся должны указать, каких данных не хватает, и проанализировать при введении, каких данных, какое решение будет иметь задача).
Блок 1
-
В коробе грибника лежат грибы: белые, подосиновики и мухоморы. Всего 32 гриба. Сообщение о том, что вынули мухомор, несет 4 бита информации. Мухоморов в 3 раза меньше, чем белых. Сколько грибов каждого типа?
a) белых — 6, подосиновиков — 24, мухоморов — 2
b) белых — 12, подосиновиков — 16, мухоморов — 4
c) белых — 3, подосиновиков — 28, мухоморов — 1
d) белых — 9, подосиновиков — 20, мухоморов — 3
-
В зелье Баба Яга положила: мухоморы и поганки. Всего 16 грибов. Сообщение о том, что положила мухомор, несет 2 бита информации. Сколько было поганок?
a)12 b)11 с)8 d)14
-
Среди 32 монет — одна фальшивая (более легкая). Укажите минимальное количество взвешиваний на двухчашечных весах без гирь, которое потребуется для поиска фальшивой монеты.
a)2 b)3 с)4 d)5
-
Среди 64 монет — одна фальшивая (более легкая). Укажите минимальное количество взвешиваний на двухчашечных весах без гирь, которое потребуется для поиска этой монеты.
a)3 b)4 c)5 d)6
-
Среди 80 монет — одна фальшивая (более легкая). Укажите минимальное количество взвешиваний на двухчашечных весах без гирь, которое потребуется для поиска этой монеты.
a)4 b)5 c)6 d)7
Блок 2
-
В корзине лежат 16 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар?
-
Какое количество информации содержится в неинформационном сообщении?
-
Найти количество информации в однозначном сообщении.
-
Измерить количество информации при ответе на вопрос: «Какие завтра намечаются осадки?»
-
Какое количество информации потребуется для кодирования одного шахматного поля?
-
Получено сообщение, объемом 10 бит. Какое количество сообщений возможно составить из полученных данных?
-
Какое количество слов получится из фразы в 8 бит?
-
В корзине лежит 16 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение, что достали белый шар?
-
Сообщение о том, что ваш друг живет на 6 этаже несет 4 бита информации. Сколько этажей в доме.
-
За четверть ученик получил 100 оценок. Сообщение о том, что он получил четверку, несет 2 бита информации. Сколько четверок ученик получил за четверть?
Блок 3
-
При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 7 бит информации.
-
Сообщение о том, что ваш друг живёт на 10 этаже, несёт 4 бита информации.
-
Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц; на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов.
-
Информационное сообщение объёмом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа.
-
Сообщение, записано с помощью 16-ти символьного алфавита, имеет 1/16 часть Мбайта.
Блок 4
-
Группа школьников пришла в бассейн. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке №3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?
-
В корзине лежат шары разного цвета. Сколько информации несёт сообщение о том, что из корзины достали красный шар?
-
Была получена телеграмма: «Встречайте, вагон 7.» Какое количество информации было получено из данной телеграммы?
-
Занятия могут состояться в одном из кабинетов, номера которых от 1 до 16. Сколько информации содержит сообщение о том, что занятия будут проходить в кабинете №7?
-
В мешке лежат 16 красных яблок. Сколько информации содержит сообщение о том, что достали красное яблоко?
-
Сколько бит информации содержит сообщение, что случайным образом выбрано одно число в диапазоне от 11 до 74 включительно?
-
Задумано нечётное число от 1 до 7. Сколько бит информации в сообщении о том, какое число угадано? Сколько вопросов надо задать, чтобы угадать это число?
-
Сообщение о том, что выступать за всю команду будет игрок под номером 5, содержит 3 бита информации. Сколько игроков в команде?
-
Сообщение о том, что угадали одно число в диапазоне от 0 до М, содержит 5 бит информации. Сколько чисел содержит диапазон? Чему равно М?
-
В коробке лежат три различных карандаша красного оттенка (розовый, малиновый, бордовый), три различных карандаша синего оттенка (голубой, лазурный, тёмно-синий) и несколько карандашей различных оттенков зелёного цвета. Сообщение о том, что достали бордовый карандаш, содержит 3 бита информации. Сколько карандашей зелёного оттенка находится в коробке?
Ответы и решения
Блок 1
1. Здесь идет речь о разновероятных событиях. Формула подсчет количества информации в данном случае:
24 = 1/Р, где
i — количество бит информации, которое содержится в сообщении, что произошло событие — достали мухомор; i = 4 (по условию); Р — вероятность события, что достали мухомор.
24 = 1/Р, следовательно, Р = 1/16.
С другой стороны, Р = Х/32, где X — количество мухоморов. Тогда Х = 2.
2. Здесь идет речь о равновероятных событиях. Формула подсчета количества информации в данном случае:
2i=1/Р, где
i - количество бит информации, которое содержится в сообщении, что произошло событие— положили мухомор; i = 2 (по условию).
Р - вероятность события, что положили мухомор. 22 = 1/Р, Р = 1/4.
С другой стороны, Р = Х/16, где X — количество мухоморов. Тогда X = 4, 16-4 = 12 (поганок).
3. Обычно ученики пытаются искать решение по формуле N = 2i, где N — количество вариантов. А здесь надо отойти от стереотипов и искать оптимальный алгоритм.
1 шаг. 11, 11, 10 — отложить (в 11 монетах)
2 шаг. 4, 4, 3 — отложить (в 4 монетах)
3 шаг. 1, 1; 2 — отложить (в 2 монетах)
4 шаг. 1, 1.
Если при взвешивании на 1-м шаге фальшивая монета окажется в группе из 10 монет, то можно добавить одну нефальшивую и продолжить выполнять уже записанный алгоритм.
4. Оптимальный алгоритм.
1-й шаг. 21, 21, 22 — отложить (в 22 монетах),
2-й шаг. 7, 7, 8 — отложить (в 8 монетах),
3-й шаг. 3, 3, 2 — отложить (в 3 монетах),
4-й шаг. 1,1,1 — отложить.
Если при взвешивании на 1-м шаге фальшивая монета окажется в группе из 21 монеты, то можно добавить одну нефальшивую к и продолжить выполнять уже записанный алгоритм.
5. Оптимальный алгоритм.
1-й шаг. 27, 27, 26 — отложить (в 27 монетах),
2-й шаг. 9, 9, 9 — отложить,
3-й шаг. 3, 3, 3 — отложить,
4-й шаг. 1,1,1 — отложить.
Если при взвешивании на 1-м шаге фальшивая монета окажется в группе из 26 монет, то можно добавить одну нефальшивую и продолжить выполнять уже записанный алгоритм.
Блок 2
1. Вытаскивание из корзины любого из 16 шаров – события равновероятные. Поэтому для решения задачи применима формула 2 i = N. Здесь N = 16 – число шаров. Решая уравнение 2 i =16, получаем ответ: i = 4 бита.
2. N=0 = 2i=0 = i=«пустое множество»
3. N=1 = 2i=1 = i=0 бит
4. N=4 = 2i=4 = i=2 бит
5. N=8*8=64 = 2i=64 = i=6 бит
6. i=10 = 210=1024 = N=1024 сообщения
7. i=8 = 28=256 = N=256 слов
8. N=16 = 2i=16 = i=4
9. i=4 = 24=16 = N=16 этажей
10. i =2 = 22=4 = N=4 отметки. Это очевидно. Отметки «2», «3», «4», «5». Всего получено 100 отметок, а вот сколько из них четверок, не понятно даже ёжику.
Блок 3
-
Чему равно число N?
Дано: i=7 бит
Найти: N
Решение: N = 27 = 128
Ответ: диапазон чисел имеет значение от 1 до 512.
-
Сколько этажей в доме?
Дано: i=4 бита
Найти: N
Решение: N = 24 = 16 этажей.
Пояснение: события равновероятны, т.к. номера этажей не повторяются.
Ответ: 16 этажей.
-
Какой объём информации во всей книге?
Дано: k1=150; k2=40; k3=60
Найти: I
Решение: 150*40*60 = 360000 символов.
Т.к. 1 символ весит 1 байт, информационный объем книги равен
I=360 000 байтов.
Переведем байты в более крупные единицы:
360 000 / 1024 = 351,56 Кб
351,56 / 1024 = 0,34 Мб
Ответ: Информационный объем текста 0,34 Мб.
-
Сколько символов содержит алфавит?
Дано: i=1,5 Кбайта
Найти: N
Решение: 1,5 Кбайта=1,5 * 1024 байта = 1,5 * 1024 *8 бит = 12288 бит
12288/3072 = 4 бита - на один символ
Значит N=2^4 = 16 символов в алфавите
Ответ: 16 символов
-
Сколько символов содержит сообщение?
Дано: i=1/16 часть от Мб
Найти: N
Решение: В 16ти символьном алфавите каждый символ весит 4 бита, так как 2⁴=16.
i=(1/16)*1024*1024*8=1024*512=524288бит(1/16 часть мегабайта перевели в биты)
524288/4=131072 символа
Ответ: 131072 символа.
Блок 4
1.Сколько всего дорожек в бассейне?
Предположим, что в бассейне 4 дорожки.
Пояснение: номер дорожки (3) не влияет на количество информации, так как вероятности событий в этих задачах мы приняли считать одинаковыми.
Дано: N=4
Найти: i
Решение: из 4 дорожек необходимо выбрать одну, т.е. N = 4.
N=2i
4=2i
i=2 бита
Ответ: 2 бита.
2. Сколько всего шаров в корзине?
Предположим, что в корзине 16 шаров.
Дано: N=16
Найти: i
Пояснение: события равновероятны, т.к. всех цветов в коробке присутствует по одному.
Решение: N=2i
из 16 равновероятных событий нужно выбрать одно.
Поэтому N = 16, следовательно, i = 4 (16 = 24).
Ответ: 4 бита.
3.Сколько всего в составе поезда вагонов.
Предположим, в составе 32 вагона.
Дано: N= 32
Найти: i
Решение: так как из 16 вагонов нужно выбрать один, то N = 16,
N=2i
32=2i
i=5 бита
Ответ: 5 бит.