СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система занятий по подготовке учащихся к выполнению заданий ВСОШ по русскому языку.Занятие 5 Глагол в старославянском языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие 4.Глагол (начало)

Просмотр содержимого документа
«Система занятий по подготовке учащихся к выполнению заданий ВСОШ по русскому языку.Занятие 5 Глагол в старославянском языке»

Занятие городского межшкольного факультатива по русскому языку для 9 классов  Глагол в старославянском языке

Занятие городского межшкольного факультатива по русскому языку для 9 классов

Глагол в старославянском языке

Решаем задание ВСОШ Многие русские народные сказки начинаются традиционной сказочной формулой «Жили-были…». Сегодня эта фраза воспринимается лишь как рифмованный повтор, однако в древности это была особая форма глагола. Какая это была форма и что она обозначала? 10.09.22

Решаем задание ВСОШ

  • Многие русские народные сказки начинаются традиционной сказочной формулой «Жили-были…». Сегодня эта фраза воспринимается лишь как рифмованный повтор, однако в древности это была особая форма глагола. Какая это была форма и что она обозначала?

10.09.22

Проверка Плюсквамперфект; обозначала действие, происходившее в далёком прошлом. 10.09.22

Проверка

  • Плюсквамперфект; обозначала действие, происходившее в далёком прошлом.

10.09.22

Плюсквамперфект; обозначала действие, происходившее в далёком прошлом 10.09.22
  • Плюсквамперфект; обозначала действие, происходившее в далёком прошлом

10.09.22

Супин   (от лат. supinum «лежащее на спине, обращённое назад, обратное») — неизменяемая глагольная форма, образовывавшаяся от основы инфинитива при помощи суффикса -тъ; служил в древнерусском  языке  для указания цели движения, выраженного другим глаголом. 10.09.22
  • Супин   (от лат. supinum «лежащее на спине, обращённое назад, обратное») — неизменяемая глагольная форма, образовывавшаяся от основы инфинитива при помощи суффикса -тъ; служил в древнерусском  языке  для указания цели движения, выраженного другим глаголом.

10.09.22

10.09.22

10.09.22

10.09.22

10.09.22

Система времен  было восемь грамматических глагольных времен : настоящее, аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект, будущее простое, будущее сложное I, будущее сложное II.  Настоящее время обозначало (и обозначает в сря) действие, совпадающее с моментом речи или происходящее постоянно; образовывалось путем присоединения личных окончаний к глагольной основе настоящего времени : язъ несу, ты несеши … По формам настоящего времени глаголы делятся на пять классов: один нетематический и четыре тематических. 1 класс -о/е: нести, терети 2 класс -но/не: стати, крикнути 3 класс jo/je: знати, дЬлати, писати 4 класс -и: любити, просити .Нетематические глаголы: быти, дати, Ьсти, вЬсти («знать, ведать»), имати 10.09.22

Система времен

  • было восемь грамматических глагольных времен : настоящее, аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект, будущее простое, будущее сложное I, будущее сложное II.
  • Настоящее время обозначало (и обозначает в сря) действие, совпадающее с моментом речи или происходящее постоянно; образовывалось путем присоединения личных окончаний к глагольной основе настоящего времени : язъ несу, ты несеши …
  • По формам настоящего времени глаголы делятся на пять классов: один нетематический и четыре тематических. 1 класс -о/е: нести, терети 2 класс -но/не: стати, крикнути 3 класс jo/je: знати, дЬлати, писати 4 класс -и: любити, просити .Нетематические глаголы: быти, дати, Ьсти, вЬсти («знать, ведать»), имати

10.09.22

Прошедшее время Аорист  обозначал прошедшее действие, которое было единичным и не требовало каких-либо дополнительных характеристик; образовывался с помощью древнего суффикса *-s- (буква называлась сигмой, поэтому и аорист назывался сигматическим), присоединяющегося к основе инфинитива непосредственно (древний аорист) или с соединительным гласным -о- (новый аорист): язъ несохъ, ты несе… Имперфект  обозначал прошедшее действие, которое либо было длительным, либо повторяющимся, либо состояло из нескольких актов ; образовывался присоединением к основе инфинитива суффикса -Ьах- (-аахъ-, -ахъ- в зависимости от конечного гласного основы): язъ несяхъ, ты несяше…  … 10.09.22

Прошедшее время

  • Аорист обозначал прошедшее действие, которое было единичным и не требовало каких-либо дополнительных характеристик; образовывался с помощью древнего суффикса *-s- (буква называлась сигмой, поэтому и аорист назывался сигматическим), присоединяющегося к основе инфинитива непосредственно (древний аорист) или с соединительным гласным -о- (новый аорист): язъ несохъ, ты несе…
  • Имперфект обозначал прошедшее действие, которое либо было длительным, либо повторяющимся, либо состояло из нескольких актов ; образовывался присоединением к основе инфинитива суффикса -Ьах- (-аахъ-, -ахъ- в зависимости от конечного гласного основы): язъ несяхъ, ты несяше… …

10.09.22

Перфект указывал на такое прошедшее время, которое своим результатом в настоящем характеризует лицо/предмет (прошедшее время, непосредственно связанное с настоящим); образовывался аналитически сочетанием действительного причастия прошедшего времени на -л- (от глагола, который обозначал перфектное действие) и спрягаемыми личными формами вспомогательного глагола быти в настоящем времени : язъ есмь неслъ (-а), ты еси неслъ (-а) Плюсквамперфект (давнопрошедшее) обозначал действие, которое предшествовало другому прошедшему действию; образовывался аналитически сочетанием действительного причастия прошедшего времени на -л- (от глагола, который обозначал давнопрошедшее действие) и спрягаемыми личными формами вспомогательного глагола быти в имперфекте: язъ бяхъ неслъ, ты бяше неслъ (-а) … 10.09.22
  • Перфект указывал на такое прошедшее время, которое своим результатом в настоящем характеризует лицо/предмет (прошедшее время, непосредственно связанное с настоящим); образовывался аналитически сочетанием действительного причастия прошедшего времени на -л- (от глагола, который обозначал перфектное действие) и спрягаемыми личными формами вспомогательного глагола быти в настоящем времени : язъ есмь неслъ (-а), ты еси неслъ (-а)
  • Плюсквамперфект (давнопрошедшее) обозначал действие, которое предшествовало другому прошедшему действию; образовывался аналитически сочетанием действительного причастия прошедшего времени на -л- (от глагола, который обозначал давнопрошедшее действие) и спрягаемыми личными формами вспомогательного глагола быти в имперфекте: язъ бяхъ неслъ, ты бяше неслъ (-а) …

10.09.22

Будущее время Будущее простое по формам совпадало с настоящим временем, но образовывалось от глаголов совершенного вида . У глагола быти спрягаемые формы настоящего и простого будущего времени образовывались от разных основ : есмь, еси, есть … - наст. вр.; буду, будеши, будеть … - буд. вр.  Будущее сложное I указывало на действие , которое будет происходить после момента речи; образовывалось аналитически сочетанием инфинитива глагола (который обозначал действие в будущем) с личными формами вспомогательных глаголов  начяти, почяти, хотЬти, имЬти в настоящем времени : язъ имамъ нести, ты имаши нести … Будущее сложное II обозначало действие, которое будет происходить раньше другого будущего действия; образовывалось аналитически сочетанием действительного причастия прошедшего времени на -л- (от глагола, который обозначал действие в будущем) и спрягаемыми личными формами вспомогательного глагола быти в простом будущем времени : язъ буду неслъ (-а), ты будеши неслъ (-а) … 10.09.22

Будущее время

  • Будущее простое по формам совпадало с настоящим временем, но образовывалось от глаголов совершенного вида .
  • У глагола быти спрягаемые формы настоящего и простого будущего времени образовывались от разных основ : есмь, еси, есть … - наст. вр.; буду, будеши, будеть … - буд. вр.
  • Будущее сложное I указывало на действие , которое будет происходить после момента речи; образовывалось аналитически сочетанием инфинитива глагола (который обозначал действие в будущем) с личными формами вспомогательных глаголов начяти, почяти, хотЬти, имЬти в настоящем времени : язъ имамъ нести, ты имаши нести … Будущее сложное II обозначало действие, которое будет происходить раньше другого будущего действия; образовывалось аналитически сочетанием действительного причастия прошедшего времени на -л- (от глагола, который обозначал действие в будущем) и спрягаемыми личными формами вспомогательного глагола быти в простом будущем времени : язъ буду неслъ (-а), ты будеши неслъ (-а) …

10.09.22

Система наклонения

  • У старославянского глагола было 4 наклонения: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное и «достигательное» (супин)
  • Изъявительное  наклонение (индикатив), или прямое, указывает на соответствие между содержанием высказываемого и действительностью. Действие (состояние, процесс), обозначаемое глаголом в изъявительном наклонении, мыслится говорящим как действительно происходящее, происходившее или имеющее произойти: внд^ in» народы мъногы (‘Увидел Иисус много людей’); въстдвъ ндж къ отьцоу
  • Повелительное  наклонение, или императив, выражает непосредственное волеизъявление (просьбу или приказание говорящего) с целью побудить слушающего к определенному действию: реме же оць »:ъ рдвомъ свонлгь нанесете од'Ьждж прьвж«ж i овл’Ьц’йте н... (Остром, ев.. Лука, XV) (‘Сказал же отец рабам своим: «Принесите одежду лучшую и оденьте его...»’).
  • Условное   (сослагательное) наклонение, или конъюнктив, указывает на отсутствие прямого соответствия содержания высказываемого с действительностью: ...нлиыгЬ ннколнже не ддлъ ксн козь-лдте да съ дроугы монмн възкеселнлъсд выуъ (Остром, ев., Лука, XV) (‘...и мне ты не дал ни разу козленка, дабы я повеселился со своими друзьями’).
  • Супин  (достигательное наклонение) указывал на цель действия при глаголах движения: ндж рывъ довить (Зогр. ев.) (‘Иду рыбу ловить’).

10.09.22

В Евангелии от Иоанна приведены такие слова Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите  друг друга…» (Ин, гл. XIII, ст. 34). В форме какого наклонения употреблён выделенный глагол? Как образуется эта форма? Поставьте ударение в этом слове. 10.09.22
  • В Евангелии от Иоанна приведены такие слова Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга…» (Ин, гл. XIII, ст. 34). В форме какого наклонения употреблён выделенный глагол? Как образуется эта форма? Поставьте ударение в этом слове.

10.09.22

Проверь себя В повелительном . Форма образуется при помощи формообразующей частицы да и формы 2 л. мн. ч. Да л юбите. 10.09.22

Проверь себя

  • В повелительном . Форма образуется при помощи формообразующей частицы да и формы 2 л. мн. ч. Да л юбите.

10.09.22

Сравните употребление архаичных форм глаголов в произведениях русских писателей XIX—XX веков. Соответствуют ли они исконным нормам употребления? а) 1. Чей хлеб ем, того и вем. 2. Смазь... – Что есть смазь? – А вот я сейчас покажу тебе… (Н. Г. Помяловский). б) 1. Ты... садись, брат. Наши есмы  , воспляшем с нами. 2. Христос был социалист, а мы, попы и архиереи, как сему противимся, то мы и есьмы антихристы. 3. Ибо я и сам понимал, что я в сердцах не вем что говорю. Но Леонтий засмеялся и говорит: – Спи, дядя, ты невегласы глаголешь ! (Н. С. Лесков) 10.09.22
  • Сравните употребление архаичных форм глаголов в произведениях русских писателей XIX—XX веков. Соответствуют ли они исконным нормам употребления?
  • а) 1. Чей хлеб ем, того и вем. 2. Смазь... – Что есть смазь? – А вот я сейчас покажу тебе… (Н. Г. Помяловский).
  • б) 1. Ты... садись, брат. Наши есмы , воспляшем с нами. 2. Христос был социалист, а мы, попы и архиереи, как сему противимся, то мы и есьмы антихристы. 3. Ибо я и сам понимал, что я в сердцах не вем что говорю. Но Леонтий засмеялся и говорит: – Спи, дядя, ты невегласы глаголешь ! (Н. С. Лесков)

10.09.22

а) 1. Чей хлеб ем, того и  вем . 2. Смазь... – Что есть смазь? – А вот я сейчас покажу тебе… (Н. Г. Помяловский). б) 1. Ты... садись, брат. Наши  есмы , воспляшем с нами. 2. Христос был социалист, а мы, попы и архиереи, как сему противимся, то мы и есьмы антихристы. 3. Ибо я и сам понимал, что я в сердцах невесть что говорю. Но Леонтий засмеялся и говорит: – Спи, дядя, ты невегласы глаголешь! (Н. С. Лесков)  10.09.22
  • а) 1. Чей хлеб ем, того и вем . 2. Смазь... – Что есть смазь? – А вот я сейчас покажу тебе… (Н. Г. Помяловский).
  • б) 1. Ты... садись, брат. Наши есмы , воспляшем с нами. 2. Христос был социалист, а мы, попы и архиереи, как сему противимся, то мы и есьмы антихристы. 3. Ибо я и сам понимал, что я в сердцах невесть что говорю. Но Леонтий засмеялся и говорит: – Спи, дядя, ты невегласы глаголешь! (Н. С. Лесков)

10.09.22

Переведите текст на современный русский литературный язык. Определите, в какой форме стоят выделенные глаголы. Муж-дружинник. И бяста унего два мужа , не племени его, но боярина, и та испросистася къ Цесарюградус родом своимъ. И поидоста по Дънепру, идуче мимо и узрэста на горэ городокъ. И въспрошаста , ркуще: «Чий се городъ?» Они же ркоша: «Была суть три братья — Кий, Щекъ, Хоривъ, иже сдэлаша городъ сий, и изъгы60 боша, а мы сэдимъ род ихъ, и платимы дань козаром». Асколдъ же и Диръ остаста в городе семъ, и многы варягы съвокуписта и начаста владэти польскою землею, Рюрикуже княжящув Новэгородэ. 10.09.22

Переведите текст на современный русский литературный язык. Определите, в какой форме стоят выделенные глаголы. Муж-дружинник.

  • И бяста унего два мужа , не племени его, но боярина, и та испросистася къ Цесарюградус родом своимъ. И поидоста по Дънепру, идуче мимо и узрэста на горэ городокъ. И въспрошаста , ркуще: «Чий се городъ?» Они же ркоша: «Была суть три братья — Кий, Щекъ, Хоривъ, иже сдэлаша городъ сий, и изъгы60 боша, а мы сэдимъ род ихъ, и платимы дань козаром». Асколдъ же и Диръ остаста в городе семъ, и многы варягы съвокуписта и начаста владэти польскою землею, Рюрикуже княжящув Новэгородэ.

10.09.22

И было у него два дружинника (они были боярами, но не его племени), и они отпросились в Царьград со своими семьями. И пошли по Днепру и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили, говоря:
  • И было у него два дружинника (они были боярами, но не его племени), и они отпросились в Царьград со своими семьями. И пошли по Днепру и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили, говоря: "Чей это город?" Они же отвечали: "Были три брата — Кий, Щек и Хорив, которые заложили этот город и погибли. А мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе и, объединив многих варягов, стали владеть польской землей, когда Рюрик княжил в Новгороде.
  • Выделенные глаголы употреблены в форме прош. вр. (аорист) , двойственном числе .

10.09.22

10.09.22

10.09.22

бяше около города лесъ и боръ великъ, и бяху ловяще зверь, бяхуть бо мудре и смыслени, и нарицахуся поляне, от нихъ же суть поляне — кияне и до сего дни.  10.09.22
  • бяше около города лесъ и боръ великъ, и бяху ловяще зверь, бяхуть бо мудре и смыслени, и нарицахуся поляне, от нихъ же суть поляне — кияне и до сего дни.

10.09.22

Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были люди те мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне — киевляне и доныне. 10.09.22
  • Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были люди те мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне — киевляне и доныне.

10.09.22

Переведите текст на современный русский язык.  В лэто 862.. И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и пришед къ Ильмерю, и сруби город надъ Волховом, и прозваша и́ Новъгород, и сэдэту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити: овому Полътескъ, овому Ростовъ, другому Бэлоозеро. И по тэмь городомъ суть находницэ варязи; пэрвыи населници в Новэгородэ словенэ, и в Полотьскэ кривичи, Ростовэ меряне, Бэлэозерэ весь, Муромэ мурома. И тэми всэми обладаше Рюрикъ. 10.09.22

Переведите текст на современный русский язык.

В лэто 862.. И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и пришед къ Ильмерю, и сруби город надъ Волховом, и прозваша и́ Новъгород, и сэдэту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити: овому Полътескъ, овому Ростовъ, другому Бэлоозеро. И по тэмь городомъ суть находницэ варязи; пэрвыи населници в Новэгородэ словенэ, и в Полотьскэ кривичи, Ростовэ меряне, Бэлэозерэ весь, Муромэ мурома. И тэми всэми обладаше Рюрикъ.

10.09.22

Проверь себя В год 862-й.  И принял Рюрик всю власть один, и пришел к Ильменю и заложил город над Волховом, и на­звали его Новгород, и сидел он здесь, княжа, и раздал дружинникам своим волости и города: одному Полоцк, другому — Ростов, третьему — Белоозеро. И по этим городам живут пришельцы Варяги; первопоселенцы в Новгороде — словене, а в Полоцке — кривичи, в Ростове — меряне, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над всеми ними властвовал Рюрик.  10.09.22

Проверь себя

  • В год 862-й. И принял Рюрик всю власть один, и пришел к Ильменю и заложил город над Волховом, и на­звали его Новгород, и сидел он здесь, княжа, и раздал дружинникам своим волости и города: одному Полоцк, другому — Ростов, третьему — Белоозеро. И по этим городам живут пришельцы Варяги; первопоселенцы в Новгороде — словене, а в Полоцке — кривичи, в Ростове — меряне, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над всеми ними властвовал Рюрик.

10.09.22

Решаем задания ВСОШ Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси ?  10.09.22

Решаем задания ВСОШ

  • Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси ?

10.09.22

Ответ От альфы до омеги, от аза до ижицы.  А, я  – названия первой и последней букв современной русской азбуки .  Альфа, омега  – названия первой и последней букв греческой азбуки.  Аз, ижица – названия первой и последней букв церковнославянской азбуки.  10.09.22

Ответ

  • От альфы до омеги, от аза до ижицы. А, я  – названия первой и последней букв современной русской азбуки . Альфа, омега  – названия первой и последней букв греческой азбуки. Аз, ижица – названия первой и последней букв церковнославянской азбуки.

10.09.22

Решаем задания ВСОШ В черновых вариантах романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сохранились строки, описывающие раздумья Татьяны Лариной над тем, как ей подписать письмо к Онегину:  Подумала, что скажут люди,  И подписала: Т. Л.  Что значит Т. Л., это понятно – очевидно, «Татьяна Ларина». Но почему в последней строке сбивается ритм и отсутствует рифма?   10.09.22

Решаем задания ВСОШ

В черновых вариантах романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сохранились строки, описывающие раздумья Татьяны Лариной над тем, как ей подписать письмо к Онегину:

Подумала, что скажут люди, И подписала: Т. Л. Что значит Т. Л., это понятно – очевидно, «Татьяна Ларина». Но почему в последней строке сбивается ритм и отсутствует рифма?

10.09.22

Ответ  В приведенном отрывке инициалы Т. Л. надо читать как названия церковнославянских букв: твердо, люди. В этот случае рифма сохраняется.   10.09.22

Ответ

В приведенном отрывке инициалы Т. Л. надо читать как названия церковнославянских букв: твердо, люди. В этот случае рифма сохраняется.

10.09.22

Решаем задания ВСОШ Инициалы Онегина тоже включены в стихотворную строку. Как читаются они и почему? Задумавшись, моя душа,  Прелестным пальчиком писала  На отуманенном стекле  Заветный вензель О да Е .  10.09.22

Решаем задания ВСОШ

  • Инициалы Онегина тоже включены в стихотворную строку. Как читаются они и почему?
  • Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О да Е .

10.09.22

Ответ  Инициалы Е. Онегина во втором отрывке надо читать как названия букв в гражданской азбуке: О, Е.  Обращение к разным типам азбук может служить дополнительной характеристикой героев: Татьяна Ларина ориентирована на

Ответ

Инициалы Е. Онегина во втором отрывке надо читать как названия букв в гражданской азбуке: О, Е. Обращение к разным типам азбук может служить дополнительной характеристикой героев: Татьяна Ларина ориентирована на "преданья старины глубокой" (церковнославянская азбука), а Евгений Онегин – на западную культуру (гражданская азбука).

10.09.22

Переведите текст на современный русский язык. 10.09.22

Переведите текст на современный русский язык.

10.09.22

Проверь себя 10.09.22

Проверь себя

10.09.22