СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Систематизация и обобщение знаний и умений обучащихся, как обязательное условие формирования успешного обучения в условиях новых образовательных стандартов»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для преподавателей образовательных учреждений

Просмотр содержимого документа
««Систематизация и обобщение знаний и умений обучащихся, как обязательное условие формирования успешного обучения в условиях новых образовательных стандартов»»





















Тема доклада на педсовете:

 

«Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся,

 как обязательное условие формирования успешного обучения

 в условиях новых образовательных стандартов»

 

 

 

 

 

 

                                                                  








Подготовил:   

Подолько В.И.  

 

 

 

 

 

 

 



 

2022г

 

 

 

Введение

 

Систематизация знаний является составной частью процесса обучения. По определению систематизация - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации систематизации и обобщения знаний обучающихся, используют его в основном ради показателей достигнутого. Форма знаний обучающихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленная систематизация учебной деятельности обучающихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работы на уроках.

Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения обучающимися нового материала.

Поэтому нами введены новые элементы систематизации знаний:

- Типы систематизации (знания и умения)

- Виды систематизации (предварительная, текущая, итоговая)

- Зачетная система (работа с экспертами)

- Новое планирование темы

Проблема систематизации знаний обучающихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме систематизации и обобщения знаний обучающихся.

 

В ходе исследования выдвинута гипотеза:

«Если преподаватель будет систематически, всесторонне использовать различные формы систематизации и обобщения знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность обучающихся в изучении предмета, а, следовательно, будет повышаться и качество обучения».

 

Теоретико-методологические основы систематизации и обобщений знаний обучающихся

 

1.1. Цели и функции систематизации в процессе обучения

 

Основная цель систематизации знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов обучающихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой.

Во – вторых, конкретизация основной цели систематизации связана с обучением обучающихся приемам взаимосистематизации и самосистематизации, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

В - третьих эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Если перечисленные цели систематизации знаний и умений обучающихся реализовать, то можно говорить о том, что систематизация выполняет следующие функции:

1. Контролирующую.

2. Обучающую (образовательную).

3. Диагностическую.

4. Прогностическую.

5. Развивающую.

6. Ориентирующую.

7. Воспитывающую.

 

Контролирующая функция

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений обучающихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

При помощи систематизации определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

 

Обучающая функция

Обучающая функция систематизации заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе формы обучающиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Форма помогает выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Систематизация способствует также обобщению и систематизации знаний.

 

Диагностическая функция

Сущность диагностической функции систематизации – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях обучающихся и порождающих их причинах затруднений обучающихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

 

Прогностическая функция

Прогностическая функция формы служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате формы получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

 

 

 

 

Развивающая функция

Развивающая функция систематизации состоит в стимулировании познавательной активности обучающихся, в развитии их творческих способностей. Систематизация обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе систематизации развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Систематизация оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

 

Ориентирующая функция

Сущность ориентирующей функции систематизации - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным обучаемым и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Систематизация ориентирует обучающихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты обучающихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Систематизация помогает обучающемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

 

Воспитывающая функция

Воспитывающая функция систематизации состоит в воспитании у обучающихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Форма побуждает более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функции систематизации подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает систематизация более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

 

1.2. Принципы и типы систематизации и обобщения

 

Систематизация должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, регулярной и индивидуальной. Раскроем эти принципы систематизации подробнее.

а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой формы. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств систематизации. Цели систематизации предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов формы, какой ожидается эффект от проведения формы. При конкретизации целей систематизации исходят из целей воспитания, развития и обучения обучающихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

б) Объективность систематизации предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость обучающихся и снижают воспитательное значение систематизации. Объективность систематизации зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания систематизации, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов систематизации, организованность проведения систематизации. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество систематизации.

в) Под всесторонностью систематизации понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание обучающимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов формы.

г) Под регулярностью подразумевается постепенная систематизация, которая сочетается с самим учебным процессом.

Индивидуальность систематизации требует оценки знаний, умений, навыков каждого обучаемого.

 

Типы систематизации

 

В зависимости от того, кто осуществляет систематизацию за результатами деятельности обучающихся, выделяют следующие три типа систематизации:

Внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью обучаемого)

Взаимный (осуществляется обучаемым над деятельностью товарища)

Самосистематизация (осуществляется обучаемым над собственной деятельностью)

 

Внешняя систематизация

В процессе систематизации преподавателем знаний и умений обучающихся выделяют следующие компоненты:

Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания систематизации.

Различные способы выражения результатов систематизации: оценка и отметка.

Выбор видов, форм, способов и средств систематизации, соответствующих поставленным целям.

Содержание систематизации

Установление содержания систематизации зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию, чтобы они служили основой для разработки средств для систематизации знаний и умений обучающихся.

Рассмотрим два из них:

Первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущи сформированным в результате обучения знаниям и умениям обучающихся: полноте, глубине, обобщенности, осознанности.

Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видам деятельности. Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание, воспроизведение.

 

Оценка и отметка

 

Процесс систематизации знаний и умений обучающихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.

Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.

Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.

Существуют различные способы оценивания в зависимости от того, с чем производится сравнение действий обучаемого при оценке. Если сравниваются действия, производимые обучаемым в настоящем, с аналогичными действиями, произведенными этим же обучаемым в прошлом, то мы имеем личностный способ оценивания. Если сравнение происходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий, то обращаемся к нормативному способу. В случае сопоставительного способа оценивания происходит сравнение действий обучаемого с аналогичными действиями других обучаемых.

В текущей учебной работе преподаватель, как правило, использует личностный способ оценивания; при подведении итогов изучения темы, и т.д. – нормативный.

Оценка и отметка определяются знаниями и умениями обучаемого, которые он показал в процессе систематизации. Одним из показателей, по которому преподаватель имеет возможность судить об этих знаниях, умениях, служат погрешности, допущенные обучающимися при работе со средствами систематизации, предложенными преподавателем.

 

Погрешности делят на ошибки и недочеты.

 

Ошибка – это погрешность, свидетельствующая о том, что обучаемый не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по дисциплине.

Недочетом считают погрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным. К недочетам относят также неаккуратность при записи решения, небрежное выполнение чертежа и т.д.

Приведенное деление погрешностей на ошибки и недочеты является условным. Размытость границы между ошибкой и недочетом может быть одной из причин необъективной оценки знаний и умений обучаемого.

 

Формы систематизации

В соответствии с формами обучения на практике выделяют 3 формы систематизации: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Индивидуальная систематизация.

При индивидуальном контроле каждый обучаемый получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма систематизации целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных обучающихся.

Такая форма систематизации всегда планируется: преподаватель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

Групповая систематизация.

При проведении такой систематизации знаний класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 обучающихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели систематизации группам предлагают одинаковые или разные задания.

Групповую форму систематизации применяют:

а) При повторении, с целью обобщения и систематизации учебного материала.

б) При выделении приемов и методов решения конкретных задач.

в) При выявлении наиболее рационального решения заданий.

Иногда групповую систематизацию проводят в виде уплотненного опроса.

 

Фронтальная систематизация.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого систематизации изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях обучающихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах обучающихся. Это позволяет преподавателю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

Взаимная систематизация

Роль взаимного систематизации качества и эффективности учебной деятельности обучаемых трудно переоценить.

Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимная систематизация помогает также преподавателю осуществлять форму знаний обучающихся. Взаимоформа знаний значительно активизирует деятельность обучающихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного систематизации раскрываются индивидуальные особенности.

 

Самосистематизация

На хорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированию этих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы.

В другом - в формировании критического отношения обучающихся к результатам своей работы, требовательности к себе. Постоянного внимания учителя требует и проблема воспитания у обучающихся веры в свои способности. Известно, что многие боятся приступать к решению задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход здесь только один – прививать обучающимся умения и навыки самосистематизации. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом обучаемые фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности. Укажем приемы формирования критического отношения учеников к результатам своей работы. обучающимся предлагается рассмотреть решения ряда примеров и оценить их. Обычно эти решения содержат типичные ошибки, которые надо обнаружить. Иногда требуется выяснить, верен ли ответ к заданию. Навыки самосистематизации можно развивать и на занимательных задачах, основанных на обычной житейской смекалке. Эти задачи привлекают внимание всех обучающихся, даже тех, которые не имеют особых успехов.

Давать определение иногда имеет смысл не в окончательном виде. Более содержательные беседы с классом получаются тогда, когда ученики предлагают свой вариант определения, который затем уточняется.

 

Последовательно работая над привитием умений, связанных с систематизацией и само систематизацией в деятельности обучающихся, можно добиться заметных результатов. При этом растет общая культура обучаемых, их работы и ответы становятся более грамотными.

 

 

            Вывод

          Исследовательский метод обучения, или как называют его просто исследовательским обучением, позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность обучащихся. Исследовательское обучение, не создает новых объективных научных данных, но моделирует научный поиск и приводит к субъективно новым научным знаниям у обучаемых.

   Хорошо поставленная систематизация знаний обучающихся позволяет  преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения обучающимися изучаемого материала, но и увидеть  свои  собственные  удачи  и  промахи.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!