Системно-деятельностный метод
в образовании и воспитании
(из опыта работы )
Автор : Железина Елена Евгеньевна,
учитель начальных классов
2017 год
«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем» Конфуций
«Великая цель образования это не знания, а действия» Г. Спенсер
Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Только
с помощью
действия!!!
Как помочь его самоопределению?
Методологическая основой стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – Я умею! У меня получится!!!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так, потому что…. (формирование мировоззрения)
Принцип минимакса
- . Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- . Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Мотивирование к учебной деятельности
- включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне (“надо”)
- высказываются добрые пожелания, чтобы у детей возникла положительная эмоциональная направленность (“хочу”)
- устанавливаются тематические рамки (“могу”)
Планирование учебной деятельности на уроке
Определение темы и задач урока
Знакомство с новым материалом
Работа в группах
Рефлексия
Что делаем для формирования ?
1.Организация групповой работы учащихся и работа в паре.
- Работу начали с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- - полное внимание к однокласснику;
- - серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- - терпимость, дружелюбие:
- -никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
- - распределять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
2. Выстраивание бесед на уроке и в жизни.
Работа в парах, группах
Формы контроля и самоконтроля
Рефлексия
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Виды рефлексий:
- Физическая (успел – не успел);
- Сенсорная ( самочувствие: комфортно - дискомфортно);
- Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Классификация приемов рефлексии
ДЕРЕВО УСПЕХА
Рефлексия
содержания
учебного
материала
3-4 ошибки
1-2 ошибки
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
без ошибок
Рефлексия эмоционального состояния
Рефлексия
деятельности
ЛЕСЕНКА УСПЕХА
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.
Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.
Мозговой штурм
Создание банка идей . Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.
Методический потенциал учителя
Технология применения интерактивной системы оценки качества знаний VOTUM
SMART Notebook
СПАСИБО
за внимание!