СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный метод в образовании и воспитании (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология применения интерактивной системы оценки качества знаний VOTUM

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный метод в образовании и воспитании (из опыта работы)»

   Системно-деятельностный метод в образовании и воспитании (из опыта работы ) Автор : Железина Елена Евгеньевна, учитель начальных классов  2017 год

Системно-деятельностный метод

в образовании и воспитании

(из опыта работы )

Автор : Железина Елена Евгеньевна,

учитель начальных классов

2017 год

«Тот, кто, обращаясь к старому,  способен открывать новое  и шагать в ногу со временем,  достоин быть учителем»  Конфуций

«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем» Конфуций

«Великая цель образования  это не знания, а действия»  Г. Спенсер  Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Только с помощью действия!!! Как помочь его самоопределению?

«Великая цель образования это не знания, а действия» Г. Спенсер

Каким образом включить ученика в образовательный процесс?

Только

с помощью

действия!!!

Как помочь его самоопределению?

Методологическая основой стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – Я умею! У меня получится!!! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так, потому что…. (формирование мировоззрения)

Методологическая основой стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – Я умею! У меня получится!!!

Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так, потому что…. (формирование мировоззрения)

Принцип минимакса . Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). . Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип минимакса

  • . Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • . Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Мотивирование к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне (“надо”) высказываются добрые пожелания, чтобы у детей возникла положительная эмоциональная направленность (“хочу”) устанавливаются тематические рамки (“могу”)

Мотивирование к учебной деятельности

  • включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне (“надо”)
  • высказываются добрые пожелания, чтобы у детей возникла положительная эмоциональная направленность (“хочу”)
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”)
Планирование учебной деятельности на уроке Определение темы и задач урока Знакомство с новым материалом Работа в группах Рефлексия

Планирование учебной деятельности на уроке

Определение темы и задач урока

Знакомство с новым материалом

Работа в группах

Рефлексия

Что делаем для формирования ?  1.Организация групповой работы учащихся и работа в паре. Работу начали с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться: -  полное внимание к однокласснику; -  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;   - терпимость, дружелюбие:   -никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку». - распределять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) 2. Выстраивание бесед на уроке и в жизни.

Что делаем для формирования ?

1.Организация групповой работы учащихся и работа в паре.

  • Работу начали с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
  • -  полное внимание к однокласснику;
  • -  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  •   - терпимость, дружелюбие:
  •   -никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
  • - распределять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

2. Выстраивание бесед на уроке и в жизни.

Работа в парах, группах

Работа в парах, группах

Формы контроля и самоконтроля

Формы контроля и самоконтроля

Рефлексия  Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.  Виды рефлексий: Физическая (успел – не успел);  Сенсорная ( самочувствие: комфортно - дискомфортно);  Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);  Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Виды рефлексий:

  • Физическая (успел – не успел);
  • Сенсорная ( самочувствие: комфортно - дискомфортно);
  • Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Классификация приемов рефлексии ДЕРЕВО УСПЕХА  Рефлексия  содержания учебного материала 3-4 ошибки 1-2 ошибки 1.   сегодня я узнал… 2.   было интересно… 3.   было трудно… 4.   я выполнял задания… 5.   я понял, что… 6.   теперь я могу… 7.   я почувствовал, что… 8.   я приобрел… 9.   я научился… 10.   у меня получилось … 11.   я смог… 12.   я попробую… 13.   меня удивило… 14.    урок дал мне для жизни… 15.   мне захотелось… без ошибок  Рефлексия эмоционального состояния  Рефлексия деятельности ЛЕСЕНКА УСПЕХА

Классификация приемов рефлексии

ДЕРЕВО УСПЕХА

Рефлексия

содержания

учебного

материала

3-4 ошибки

1-2 ошибки

1.   сегодня я узнал…

2.   было интересно…

3.   было трудно…

4.   я выполнял задания…

5.   я понял, что…

6.   теперь я могу…

7.   я почувствовал, что…

8.   я приобрел…

9.   я научился…

10.   у меня получилось …

11.   я смог…

12.   я попробую…

13.   меня удивило…

14.    урок дал мне для жизни…

15.   мне захотелось…

без ошибок

Рефлексия эмоционального состояния

Рефлексия

деятельности

ЛЕСЕНКА УСПЕХА

Самостоятельная работа Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

Мозговой штурм Создание банка идей . Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей. Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать. Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Мозговой штурм

Создание банка идей . Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.

Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.

Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Методический потенциал учителя Технология применения интерактивной системы оценки качества знаний VOTUM

Методический потенциал учителя

Технология применения интерактивной системы оценки качества знаний VOTUM

SMART Notebook

SMART Notebook

СПАСИБО за внимание!

СПАСИБО

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!