ФГОС, пункт 7 (общие положения).
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
“ Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по ее усвоению” В.Г.Белинский
Системно - деятельностный подход предполагает:
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Деятельностный подход
– это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Только с
помощью
действия
Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Как помочь его самоопределению ?
Целью деятельностного подхода
является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результаты.
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач :
Действие связано с принятием цели и принятием решения .
Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия .
Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Инструментарий оценки
- Оценочное суждение
- Оценочные шкалы
- Качественный анализ
- Качественный анализ в процентах
- Портфель достижений
Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого
Важно развивать такие стороны:
- рефлексию,
- анализ,
- планирование.
Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.
Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы :
Моделирование урока с позиции СДП
1. Самоопределение к деятельности начинается с мотивации.
2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля.
3. Совместная с учащимися постановка цели.
4. Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы).
5. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.
7. Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).
8. Рефлексия.
Структура урока с позиции СДП
учитель
ученик
Создание проблемной ситуации
Принятие проблемной ситуации
Выявление проблемы
Управление поисковой деятельностью
Самостоятельный поиск
Обсуждение результатов
Организация деятельности учащихся
Деятельность по
реализации цели
Планирование
действий по
реализации цели
Рефлексия по поводу полученного результата
Постановка
цели деятельности
Формирование
компетенций у школьников
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
формирование универсальных способов действий
Последовательная реализация ДП повышает эффективность образования по показателям :
- придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;