ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Системно - деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС ООО ориентирующий на результаты образования, как системообразующего компонента ФГОС ООО»
Доклад подготовил: учитель географии ГКОУ СОШ №3 при исправительном учреждении с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края Миронов Евгений Иванович.
2019г
"Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого".
Антуан де Сент-Экзюпери.
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище» (Learning: The Treasure Within) сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование 21 века: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть».
Учиться знать - умение ученика ежедневно конструировать собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.
Учиться делать – акцент на практическом применении изученного.
Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и своё сообщество.
Умение быть – акцент на умениях, необходимых индивиду для развития своего потенциала.
Все эти особенности легли в основу новых ФГОС.
Основа ФГОС
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи. Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества. Развитие у обучающихся способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам. Индивидуальный подход к ученикам. Развитие коммуникативных навыков у учащихся. Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение обучающихся в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности обучающихся к самообразованию.
Понятие системно-деятельностного подхода и его цели.
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
Основные принципы
Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных методов, перечень которых приведен ниже.
Это методы: деятельности; системности; минимакса; психологического комфорта; творчества. Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.
Принцип деятельности.
Системно-деятельностный подход в образовании основан именно на данном принципе. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом обучающиеся не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.
Принцип системности.
Второй важнейший принцип системно-деятельностного подхода – принцип системности. Смысл его заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого возможно проведение уроков на стыке наук. В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира.
Принцип минимакса.
Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Принципы психологического комфорта и творчества.
Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию Большое значение имеет соблюдение преподавателем принципа творчества. Для этого он должен стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности. системно деятельностный подход в образовании.
Основные технологии
Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии. На практике преподаватели применяют нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода.
Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с обучающимися формулирует тему урока и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания.
Благодаря использованию технологии оценивания, у обучающихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.
Технология продуктивного чтения позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией. Таким образом, эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки. Современному преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Нет сомнения, что основой всех основ является учитель, его личность, образ мышления. Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения.
Вспомним показатели владения педагогом системно-деятельностным подходом в обучении.
Показатели владения педагогом системно-деятельностным подходом в обучении:
Имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребенку - принятие концепции ФГОС
Системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений - развитиепредметной компетентности
Проектирует цели курса, тему урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов - формирование УУД
Создает мотивационно-целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников - формирование УУД
Организует поисковую, проектную, проблемную деятельность детей - технологии ФГОС
Организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения - использование различных форм организации познавательной деятельности учащихся
Организовывает самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями - технология оценивания
Владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания - обучение навыкам само- и взаимооценки
Осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов - формирование навыков анализа и самоанализа учебного занятия.
Исходя из вышеизложенного можно определить главные требования к современному учителю.
Так что же требуется от современного учителя?
1). Принятие концепции ФГОС, готовность к изменению стиля работы (самооценка готовности к принятию концепции ФГОС).
2). Приобретение теоретических основ ФГОС (педсоветы, семинары)
3). Изменения в педагогической деятельности (практикоориентированные формы методической работы).
4). Непрерывность образования (не только ПК, но и самообразование).
Данные требования обусловили задачи и направления работы по методическому сопровождению внедрения ФГОС.
Показать путь – вот как изменяется функция учителя: она теперь заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса
Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С.Выготский, «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». Значит, главная задача– обучить учителя, чтобы он, образно говоря, перестал быть самым трудным предметом ФГОС.
Известно, что обычные знания бесполезны, но если знания добыты в процессе самостоятельного мыслительного откровения - тогда они становятся радостным достижением человека.
Заключение.
Итак, системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование.
Педагогическая болезнь – когда ученики получают готовые знания, педагогический успех – когда у школьников есть живой интерес к познанию, желание действовать.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. И именно нам, современным учителям, необходимо не только понять, но и действовать.
Чтобы реализация системно-деятельностного подхода была полноценной, необходимо изучать не каждый предмет отдельно, а заниматься межпредметным изучением. Если на уроках перед обучающимися будут ставиться практические задачи из реальной жизни на стыке наук, процесс обучения будет для них более запоминающимся и интересным. Соответственно программа будет усваиваться активнее. Также ученики лучше поймут взаимосвязь между различными научными дисциплинами.
Список используемой литературы:
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ.// Официальные документы в образовании. – 2013. - №2,№3.- С.2-92; Администратор образования. – 2013. - №3.- С.2-78,№4. – С.11-33.
2. О рассмотрении Комплекса мер по модернизации общего образования на 2012. Письмо Минобрнауки России от 25.01.2012№сМ-53/18.// Вестник образования.- 2012. - №4. – С.60
3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Минобрнауки России.// Вестник образования. – 2011. - №4. – С.10
4.Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.
5. Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010
6. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа: [http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/]
7. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа: [http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
8. Перевалова Т. П. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии. //География. Все для учителя. – 2013. - №6. – С.11. (Основа).