СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно – деятельностный подход в обучении учащихся на уроках технологии.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Системно – деятельностный подход в обучении учащихся на уроках технологии.»


Системно – деятельностный подход в обучении учащихся на уроках технологии.


«Деятельность – единственный путь к знанию»

Б. Шоу


Технология венчает образование в том смысле, что аккумулирует знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.

Труд человека – это источник его физического и духовного здоровья, основа жизни человека.
Технология подготавливает учащихся к жизни в обществе с целью быстрейшей их адаптации. Сейчас господствует универсальная технологическая культура, то есть, какую бы работу мы ни делали, мы должны знать технологию производства и изготовления. Ведь технология на эмпирическом (практическом) уровне – это определённая последовательность действий при изготовлении чего-либо.
Любое производство, в любой сфере и области, построено на технологической дисциплине и знаниях технологии.

Нынешний образовательный стандарт основного общего образования по технологии ставит масштабные педагогические цели в формировании личности школьника. Технология" - это предмет, который в наибольшей степени из всех других школьных учебных дисциплин позволяет активно развивать творческую личность растущего человека.

Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

"Технология" - это предмет, который в наибольшей степени из всех других школьных учебных дисциплин позволяет активно развивать творческую личность растущего человека. Бесспорно, что когда у человека раскрываются и получают развитие в учении и работе его творческие способности, то выигрывает не только он сам, но и всё общество в целом.

Однако творчество может стать ещё более массовым и эффективным, если вести культурную своевременную и организованную подготовку к нему. Как раз на уроках технологии можно обучать детей творчеству.

Технология – это интегрированная область, которая показывает практическое применение всех остальных наук.

Технология венчает образование в том смысле, что аккумулирует знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.

Механизмом реализации системно – деятельностного подхода на уроках технологии являются:  

-  Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение).
    - Технология, основанная на создании учебной ситуации. (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира.
  - Технология, основанная на реализации проектной деятельности. 
   - Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения. 
   - Технология деятельностного метода – метода, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Системно-деятельностный подход на уроках технологии.

Цель   деятельностного   подхода   уроков   технологии является: развитие   творческих способностей учащихся, понимание нравственной ценности трудовой деятельности, испытание радости от процесса и результата труда, воспитание   ребенка как самостоятельной личности, умеющей: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. 

Задачи:          

  1. научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой   труд, применять знания, умения, полученные на уроках;            

  2. воспитывать трудолюбие, внимательность, чувство ответственности; 

 формировать эстетический вкус;               

  1. прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой    культуры, аккуратности;            

  2. развивать логическое мышление и творческие способности;            

  3. научить работать с помощью ручных инструментов, приспособлений, 

машин.

Урок   является   основной   формой   организации   учебного   процесса.   Ученик   на   уроке   является главным   деятелем.  

Деятельностный подход я реализую с помощью активных методов обучения. Активные методы обучения это - система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников в процессе овладения учебным материалом. Строятся они в основном на диалоге, свободном обмене мнениями, практической направленности, игровом действе, творческом характере обучения, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации работы, движении и рефлексии.

  1. Динамично – комфортное начало урока (задать нужный ритм, использовать методы мотивации, обеспечить рабочий настрой, проконтролировать подготовку к уроку, создать хорошую атмосферу в классе).

  2. Четкое проведение организационного момента (выявить цель и задачи урока; провести выяснение ожиданий и трудностей; использовать диалоговое взаимодействие и проблемный метод).

  3. Игровое повторение пройденного материала (использовать дидактические средства: тесты, кроссворды, ребусы).

  4. Ориентирование учащихся на изучение новых знаний (использовать знания и опыт обучающихся, применять диалоговое и проблемное обучение).

  5. Организация практической работы учащихся (групповая форма при приготовлении кулинарных блюд; парная работа при снятии мерок; индивидуальная при пошиве швейного изделия; фронтальная при изучении свойств тканей).

  6. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – путешествие, урок – соревнование, урок – семинар, урок – творческая лаборатория; проектный метод; метод сотрудничества ученика и учителя; метод здоровьесберегающих технологий; профориентационные странички; обмен опытом, защита творческих проектов, демонстрация швейных изделий, оформление выставочных стендов).

  7. Эффективное подведение итогов и рефлексия процесса обучения (использовать свободный обмен мнениями; применять метод сравнения – изделий, блюд, проектов; учитывать личностно – ориентированные и индивидуальные особенности учеников; организовывать проведение самооценки).

Включение активных методов в учебный процесс в деятельностном режиме помогают сделать процесс обучения лёгким и доступным каждому ребёнку. Поэтому улучшается психологический климат в классе и ребята, не боясь ошибок, помогают друг другу, раскрывают свои творческие способности, приобретают уверенность в себе, совершенствуют свои коммуникативные навыки, развивают речь, формируют опыт   взаимодействия   в   коллективе и усвоенные знания, используют в практической деятельности.


Слова   К.Д.   Ушинского   отражают   суть   урока   современного   типа, в   основе   которого   заложен принцип   системно­деятельностного   подхода: 

«Нужно, чтобы дети, по   возможности, учились самостоятельно, а   учитель руководил   этим   самостоятельным   процессом   и   давал   для   него материал».   Учитель   призван   осуществлять   скрытое   управление   процессом   обучения, быть вдохновителем учащихся.    

Системно - деятельностный подход на уроках технологии: 

1. Мотивация к учебной деятельности. На своих уроках я стараюсь заинтересовать детей, а именно:

1)  создать   условия   для   возникновения   внутренней   потребности («хочу»).  Для   этого   в кабинете оформлены выставки детских работ. 

2) выделяется содержательная область («могу»). 2. Подготовка мышления детей к проектированной деятельности: 

1) конспектируем новые знания, необходимые для выполнения проекта; 

2) тренировка мыслительных операций. 

3. Выявление причины затруднения (если есть). 

1) помогаю детям разобраться, что стало причиной затруднения, где возникло затруднение; 

2) выявляем причину затруднения: ­ каких конкретно знаний, умений не хватает для выполнения поставленной задачи.

4. Выход из затруднения, выполнение заданного проекта. Учащиеся 

обдумывают план действий:

1)   ставят   цель; 

2)   строят   план   достижения   цели;  

3) выбирается   метод   разрешения   затруднения;

4) самостоятельно выполняют проект. 

5.   Самопроверка   по   образцу.   Предлагаю   выполнить   самопроверку   на основе сопоставления с образцом. 

Эмоциональная направленность состоит в организации, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его на дальнейшую познавательную деятельность.

6. Рефлексия. Оценивание учащимися собственной деятельности, организация обсуждения   и запись домашнего задания.   

   Активизируя    стремление   ребенка   к постоянной   творческой   деятельности, можно   создать основу для   развития   природных   качеств   человека   и   совершенствовать их; воспитать в детях потребность     трудиться, показать     каждому     ученику, что     труд     человека   –   это   источник     его физического и духовного здоровья, основа жизни человека.  Важно чтобы ученик мог порадоваться своей работе, успеху, чтобы он знал, что его труд необходим людям.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!