В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться: на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и формирование личностных компонентов, а главное: применять эти знания в жизни.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
- Это общее недоразвитие психики ребенка, в котором центральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психических функций. Эти дети меньше испытывают потребность в познании, чем их нормальные сверстники.
- Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей. Механическое чтение правил, непонимание правил и неспособность применить их на практике. Неспособность к абстрагированию, неспособность переключаться с одной мысли на другую. Отсутствует разноплановость мышления, нарушена критичность мышления
Быть успешным.
Принадлежать обществу и быть его частью.
На образование в течение жизни.
На дружбу и значимые отношения
На полноценную жизнь
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2.Каждый человек способен чувствовать и думать.
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4.Все люди нуждаются друг в друге.
5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7.Для наших школьников прогресс скорее в том, что они должны делать только то, что могут.
8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Технология сопровождения
Цель ФГОС для УО школьника
- Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения на практике.
Цель реализации системно-деятельностного подхода
- Цель его заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
- Т.о. меняется роль учителя на уроке. Он организует продуктивную самостоятельную работу обучающихся, обогащает жизненный опыт своих воспитанников, оказывает адресную помощь каждому ребёнку, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая её преодолевать, помогает овладеть способами познания (главное средство достижения планируемых результатов образования).
Специальные методики для обучения детей с УО.
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Использование тестов с заданиями, которые требуют минимального заполнения.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с нарушением интеллекта.
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Наличие предварительной оценки качества выполнения работ перед оглашением отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
«Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».
У.Джеймс
Спасибо за внимание!