Системно-деятельностный подход в обучении
в соответствии с ФГОС
«Образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека…» Дьюи
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и наделить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу.
ФГС второго поколения определяет модель ученика будущего. Ставится вопрос об оптимизации обучения – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Каждый ребенок наделен от рождения одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе его собственной деятельности.
Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры.
Начальная школа даёт сегодня не только базовые навыки, такие как умение читать, слушать и говорить, а формирует устойчивую потребность в саморазвитии, самообразовании.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Поэтому мне как учителю необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
В психологии обучения есть тезис, который давно является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого
Важно развивать такие стороны:
1) рефлексию,
2) анализ,
3) планирование.
Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Что важно знать и уметь учителю начального образования?
знать принципы деятельностного подхода;
уметь реализовать его на практике;
освоить новую систему оценивания – критериальную;
освоить принципы организации диалога на уроке.
Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными.
Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Расшифруем так:
ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;
СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – У меня получится! Я умею!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. Моё мнение такое-то (формирование мировоззрения).
Деятельностный подход к обучению предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
умения решать значимые жизненные задачи.
Таким образом, для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.
Развитие учебно-познавательных мотивов
Распространенные приемы мотивации:
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
- Что заметили?
- Разные окончания у слова «ветка»
- Как вы можете это объяснить? (Тема: «Знакомство с падежами»)
Предлагается тема урока и слова-«помощники»
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
- Сформулируйте цели урока
- По названию произведения попробуйте определить жанр, тему и возможные события.
- Сколько нужно приобрести линолеума для нашего класса? (тема: «Площадь прямоугольника»)
Например, при изучении темы «Алфавит» учитель просит одного ребёнка прочитать список учащихся из классного журнала. Затем задаёт вопрос: «Случаен ли порядок фамилий?» Дети убеждаются, что их фамилии записаны в алфавитном порядке. Учитель спрашивает: «Где ещё вам может понадобиться знание алфавита?» Ответив на этот вопрос, ученики осознают важность изучения этой темы.
Урок математики во 2 классе по теме «Метр»
- Какие единицы измерения длины вы знаете? (сантиметр, дециметр)
Задание: Найти периметр школьного коридора, используя данные единицы измерения.
-Что вас удивило?
- Вы сможете выполнить задание? В чём затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически невозможно)
-Какой возникает вопрос?
2) Выполнение учащимися определенных действий
Вершина урока, когда ученики заряжены на активный поиск. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные взаимоотношения с любым источником знаний: с книгой, с любым умелым и знающим человеком.
Для воспитания привычки спрашивать у учителя необходимо использовать в 1-2 классах задания, когда вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечает. С этой целью с детьми обсуждаем:
Как сесть за партой, чтобы смотреть на партнера.
Как положить учебник, чтобы по нему удобно было работать.
Как помогать, как просить о помощи.
Как соглашаться, как возражать.
Когда споры необходимы, когда недопустимы.
Детей соединяю в группы с учетом их личных склонностей; самому слабому нужен не только сильный, сколько терпеливый и доброжелательный. Развитые дети не могут долго сидеть со слабыми, им нужен равный по силам.
При оценке работы группы предлагаю оценивать ответ по 5 критериям (5П)
Полно
Правильно
Последовательно
Примеры
Пояснения
Важно подчеркнуть человеческие достоинства (дружелюбие, приветливость) и выяснить, удалось ли сотрудничество.
Прежде, чем ввести детей в собственную исследовательскую деятельность, следует ознакомить их с методикой исследования.
-«Подумать самостоятельно»
-«Понаблюдать»
-«Спросить у другого человека»
-«Посмотреть в книгах»
-«Посмотреть по телевизору»
-«Получить информацию из компьютера»
-«Провести эксперимент»
В ходе поиска ребята строят предположения, обдумывают способ их проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, обобщают, доказывают, делают выводы. Методы исследования, адресующие учащихся к познавательной и справочной литературе, к словарям, ресурсам Интернета позволяют решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её изобилия.
3)Осознанное применение приобретенных знаний
Творческие задания (Нарисовать плакат «Охрана вод» и составить под ним обращение к ребятам на тему «Берегите воду»)
Составь памятку, алгоритм
Исследовательская работа
4) Контролирующая и оценочная деятельность
Главное – создать условия, в которых каждый обучающийся видит результат сам и сам оценивает его в сравнении с ранее достигнутым.
Пример, на уроках обучения грамоте после отработки навыков написания элементов букв, буквосочетаний, отдельных слов предлагаю подчеркнуть те начертания, которые особенно удались.
Работа и общение в паре (дает на проверку соседу свою работу, или рассказывает, доказывает свой выбор правильного ответа на вопрос. Каждый ученик оценивает свой результат)
Самоконтроль (Проверь себя, Сравни свой ответ с текстом, Найди ошибку и т.д.)
Рефлексия
Вопросный план
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать еще?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Реализации данного условия способствуют вопросы и задания, связанные с их жизненным опытом и направленные на развитие рефлексии: «Как бы поступил ты? Почему?», «Вспомни, не было ли в твоей жизни такой ситуации? Расскажи об этом», «Вспомни те мысли из этого произведения, которые кажутся тебе важными для твоей жизни». Применить полученные знания на практике позволяют собственные творческие работы ребят: загадки, стихотворения, рассказы, сказки.
В условиях деятельностного подхода человек, личность, выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
7