СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход в обучении в соответствии с ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на секции учителей начальных классов августовского совещания 

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в обучении в соответствии с ФГОС»

Системно-деятельностный подход в обучении

в соответствии с ФГОС

«Образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека…» Дьюи

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и наделить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу.

ФГС второго поколения определяет модель ученика будущего. Ставится вопрос об оптимизации обучения – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

Каждый ребенок наделен от рождения одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе его собственной деятельности.

Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры.

Начальная школа даёт сегодня не только базовые навыки, такие как умение читать, слушать и говорить, а формирует устойчивую потребность в саморазвитии, самообразовании.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.

Поэтому мне как учителю необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.

В психологии обучения есть тезис, который давно является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».

Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,

  • решать задачи,

  • отвечать за результаты.

Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого

Важно развивать такие стороны:

1) рефлексию,

2) анализ,

3) планирование.

Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Что важно знать и уметь учителю начального образования?

  • знать принципы деятельностного подхода;

  • уметь реализовать его на практике;

  • освоить новую систему оценивания – критериальную;

  • освоить принципы организации диалога на уроке.

Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными.

Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Расшифруем так:

ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;

ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;

СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – У меня получится! Я умею!

Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. Моё мнение такое-то (формирование мировоззрения).

Деятельностный подход к обучению предполагает:

  1. наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

  2. выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

  3. освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

  4. формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

  5. умения решать значимые жизненные задачи.

Таким образом, для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.

  1. Развитие учебно-познавательных мотивов

Распространенные приемы мотивации:

  • «Задание, для выполнения которого не достает знаний» (Запишите только названия животных тундры в 2 столбика по принципу: «знаю», «не знаю» )

  • «Ситуация неожиданность»

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

- Что заметили?

- Разные окончания у слова «ветка»

- Как вы можете это объяснить? (Тема: «Знакомство с падежами»)

  • «Домысливание»

Предлагается тема урока и слова-«помощники»

Повторим

Изучим

Узнаем

Проверим

- Сформулируйте цели урока

  • «Отсроченная отгадка» (В конце урока дается загадка или удивительный факт, чтобы начать с нее следующее занятие)

  • «Прогнозирование»

- По названию произведения попробуйте определить жанр, тему и возможные события.

  • «Актуальность»

- Сколько нужно приобрести линолеума для нашего класса? (тема: «Площадь прямоугольника»)

Например, при изучении темы «Алфавит» учитель просит одного ребёнка прочитать список учащихся из классного журнала. Затем задаёт вопрос: «Случаен ли порядок фамилий?» Дети убеждаются, что их фамилии записаны в алфавитном порядке. Учитель спрашивает: «Где ещё вам может понадобиться знание алфавита?» Ответив на этот вопрос, ученики осознают важность изучения этой темы.

  • «Проблемная ситуация»

Урок математики во 2 классе по теме «Метр»

- Какие единицы измерения длины вы знаете? (сантиметр, дециметр)

Задание: Найти периметр школьного коридора, используя данные единицы измерения.

-Что вас удивило?

- Вы сможете выполнить задание? В чём затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически невозможно)

-Какой возникает вопрос?

2) Выполнение учащимися определенных действий

Вершина урока, когда ученики заряжены на активный поиск. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные взаимоотношения с любым источником знаний: с книгой, с любым умелым и знающим человеком.

Для воспитания привычки спрашивать у учителя необходимо использовать в 1-2 классах задания, когда вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечает. С этой целью с детьми обсуждаем:

  • Как сесть за партой, чтобы смотреть на партнера.

  • Как положить учебник, чтобы по нему удобно было работать.

  • Как помогать, как просить о помощи.

  • Как соглашаться, как возражать.

  • Когда споры необходимы, когда недопустимы.

Детей соединяю в группы с учетом их личных склонностей; самому слабому нужен не только сильный, сколько терпеливый и доброжелательный. Развитые дети не могут долго сидеть со слабыми, им нужен равный по силам.

При оценке работы группы предлагаю оценивать ответ по 5 критериям (5П)

Полно

Правильно

Последовательно

Примеры

Пояснения

Важно подчеркнуть человеческие достоинства (дружелюбие, приветливость) и выяснить, удалось ли сотрудничество.

Прежде, чем ввести детей в собственную исследовательскую деятельность, следует ознакомить их с методикой исследования.

-«Подумать самостоятельно»

-«Понаблюдать»

-«Спросить у другого человека»

-«Посмотреть в книгах»

-«Посмотреть по телевизору»

-«Получить информацию из компьютера»

-«Провести эксперимент»

В ходе поиска ребята строят предположения, обдумывают способ их проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, обобщают, доказывают, делают выводы. Методы исследования, адресующие учащихся к познавательной и справочной литературе, к словарям, ресурсам Интернета позволяют решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её изобилия.

3)Осознанное применение приобретенных знаний

  • Творческие задания (Нарисовать плакат «Охрана вод» и составить под ним обращение к ребятам на тему «Берегите воду»)

  • Составь памятку, алгоритм

  • Исследовательская работа

4) Контролирующая и оценочная деятельность

Главное – создать условия, в которых каждый обучающийся видит результат сам и сам оценивает его в сравнении с ранее достигнутым.

  • Пример, на уроках обучения грамоте после отработки навыков написания элементов букв, буквосочетаний, отдельных слов предлагаю подчеркнуть те начертания, которые особенно удались.

  • Работа и общение в паре (дает на проверку соседу свою работу, или рассказывает, доказывает свой выбор правильного ответа на вопрос. Каждый ученик оценивает свой результат)

  • Самоконтроль (Проверь себя, Сравни свой ответ с текстом, Найди ошибку и т.д.)

  • Рефлексия

Вопросный план

  1. Какую задачу ставили на уроке?

  2. Удалось решить поставленную задачу?

  3. Каким способом?

  4. Какие получили результаты?

  5. Что нужно сделать еще?

  6. Где можно применить новые знания?

  7. Что на уроке у вас хорошо получилось?

  1. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Реализации данного условия способствуют вопросы и задания, связанные с их жизненным опытом и направленные на развитие рефлексии: «Как бы поступил ты? Почему?», «Вспомни, не было ли в твоей жизни такой ситуации? Расскажи об этом», «Вспомни те мысли из этого произведения, которые кажутся тебе важными для твоей жизни». Применить полученные знания на практике позволяют собственные творческие работы ребят: загадки, стихотворения, рассказы, сказки.



В условиях деятельностного подхода человек, личность, выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.











7