МАСТЕР-КЛАСС: ОБУЧЕНИЕ НА СТАНЦИЯХ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ АКТИВИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Журавлёва Надежда Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» г. Черногорск
учитель немецкого языка высшей квалификационной категории
Аннотация
Данная статья посвящена актуализации познавательной деятельности учащихся. Обучение на станциях, как один из видов группового взаимодействия на уроках иностранного языка, вызывает неподдельный интерес у учащихся благодаря многим составляющим данного метода. Одним из показателей профессионализма педагога и эффективности выбранной им методики является стабильность или рост уровня качества образования обучающихся. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков
Ключевые слова: актуализация познавательной деятельности учащихся, гуманизация образования, системно-деятельностный подход, методика станционного обучения, индивидуальная траектория развития обучающихся, формирование ключевых компетенций, речевое взаимодействие, образовательные стандарты, рефлексия
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель: реализация деятельностного подхода через использование на уроках немецкого языка методики станционного обучения.
Задачи:
продемонстрировать использование данной методики в сочетании с элементами лингвострановедческого метода, технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационных технологий;
рассмотреть возможности использования методики станционного обучения в сочетании с игровыми технологиями.
Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых. Обществу требуются творческие личности, способные к саморазвитию. Образовательные стандарты ставят перед собой ряд задач, ориентированных на то, чтобы большая часть учебного времени была представлена самостоятельной активной работой учащихся. Мы находим решение этой задачи, а именно активировать учащихся к самостоятельной деятельности, в различных формах групповой работы.
Возникает необходимость использования системно-деятельностного подхода в практике обучения и воспитания школьников. Именно такой подход даёт возможность раскрыть подлинные познавательные возможности каждого ученика и в соответствии с этим сделать учебный процесс более разнообразным, интересным, комфортным, что в конечном итоге повышает эффективность обучения.
Системно-деятельностный подход, обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и самообразованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход в образовании помогает учителю активизировать возможности каждого обучаемого, при этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебно-познавательных возможностей ученика. Чем больше ученик говорит на иностранном языке, тем лучше он освоит речевой материал на продуктивном уровне. Активация учащихся на уроке позволяет реализовать коммуникативный подход, цель которого развитие коммуникативной компетенции.
В числе современных педагогических технологий, используемых при подготовке уроков в рамках системно-деятельностного подхода, особого внимания заслуживает методика станционного обучения.
Системно-деятельностный подход в рамках урока с использованием методики станционного обучения базируется на следующих принципах:
позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом,
позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях),
учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя,
учебная деятельность – управляемый учебный процесс,
учебное действие – действие по созданию образа,
образ – слово, рисунок, схема, план,
оценочное действие – Я умею! У меня получится!
эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…(формирование мировоззрения).
Методика станционного обучения особенно эффективна при подготовке и проведении уроков закрепления пройденного материала, уроков-практикумов, а также уроков контроля усвоения новой темы.
При проведении урока по методике станционного обучения следует выделять три этапа:
1) подготовительный;
2) процессуальный;
3) рефлексивный.
Подготовительный этап — самый трудоёмкий для учителя. На подготовительном этапе учитель выбирает учебную тему, определяет цели урока, продумывает, сколько станций следует включить в урок, разрабатывает задания для каждой станции. Количество станций зависит от сложности, объёма заданий и времени на их выполнение.
Станция – это определённое место в аудитории (стол, доска, стена, подоконник с номером и названием), на котором лежат или прикреплены рабочие листы с инструкцией и разработанными по теме заданиями. Ученики берут лист с заданием и выполняют его на своем месте. Нужно только предупредить учащихся, что они не могут приступить к выполнению задания следующей станции, не выполнив задания предыдущей.
Важный момент в подготовительном этапе — это разработка маршрутной карты (приложение 1). Маршрутная карта — это лист с номерами и названиями станций, полями для баллов на каждой станции. Ученики пишут сумму баллов, полученных на всех станциях, а затем совместно с учителем переводят сумму баллов в оценку.
Процессуальный этап — это непосредственно урок, на котором учащиеся, переходя от станции к станции, выполняют задания. Ученики сами решают, работать ли им индивидуально, в парах или в малых группах. Для работы в группе могут объединяться учащиеся с разным уровнем языковой подготовки, работа организуется таким образом, что выполнение задания зависит не от лидера в группе, а от каждого члена, так как каждый играет определенную роль и вносит свой вклад в решение общей задачи. Порядок следования от станции к станции дети выбирают сами. Учитель не ограничивает время выполнения задания на каждой станции. Он только сообщает ученикам, сколько всего времени отводится на выполнение заданий на всех станциях. Процессуальный этап может длиться целый урок или часть урока. Это зависит от количества станций и трудности заданий. Роль учителя на рефлексивном этапе заключается в том, чтобы проанализировать типичные ошибки учащихся, провести коррекционную работу. На каждой станции нужно предусмотреть задания разных уровней сложности, чтобы ученики могли выбрать задание по своим силам. Методика станционного обучения успешно применяется во внеклассной работе для проведения предметных конкурсов, состязаний, заочных путешествий и других форм внеклассной работы учителя.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Практическая часть представляет собой имитационную игру (демонстрация заключительного урока по теме «Party» на основе УМК по немецкому языку авторов М. М. Аверина, Ф. Джин, Л. Рорман. Немецкий язык. Второй иностранный язык. «Горизонты» 5 класс. Издательства «Просвещение» Москва и „Cornelsen“Берлин. 2014г.) c использованием методики станционного обучения в сочетании с элементами информационно-коммуникационных технологий, лингвострановедческого метода. Ученикам предлагается проходить станции в следующем порядке: лексика — грамматика — чтение — письмо. Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает маршрутную карту (приложение 1).
Станция «Лексика» включает в себя 2 типа заданий: лексический кроссворд (приложение 2) и дополнение предложений (приложение 3). Первый тип задания является более лёгким, а второй тип предполагает не только лексические, но и грамматические знания учащихся.
Станция «Грамматика» включает в себя элементы информационно-коммуникационной технологии, так как является лексико-грамматическим тестом (приложение 4).
Следующая станция — станция «Релаксация», которая выполняет не только функцию релаксации, но и обучающую функцию, так как содержит страноведческий материал. Таким образом, демонстрируется сочетание методики станционного обучения с лингвострановедческим подходом. (приложение 5). Здесь предложено задание на развитие критического мышления обучающихся. Суть данного задания заключено в необычной характеристике слова или абстрактного понятия. На первой строчке пишется само слово, ниже два глагола, которые, по мнению ученика, связаны с исходным понятием, затем, на третьей строчке три прилагательных, характеризующих данное понятие, на четвёртой строке — метафора или некое слово, близкое к данному понятию и на последней строке собственное отношение к понятию. Далее идёт станция «Чтение», которая выполняет контролирующую функцию (приложение 6).
Станция «Письмо» включает в себя также 2 задания: на cоставление диалога (приложение 7) и более сложное задание — написание ответного письма (приложение 8).
В сочетании с игровыми приёмами методика может широко применяться в начальной школе. Станции приобретают своё прямое значение, урок превращается в путешествие в замечательную страну. Сопровождение урока звуками тепловозного гудка, иллюстрированные задания обеспечивают высокую мотивацию обучающихся, их стойкий познавательный интерес.
Использование данной методики на уроках немецкого языка способствует формированию ключевых компетенций:
предметные компетенции (коммуникативная, социокультурная, лингвострановедческая, стратегическая);
учебно-познавательные;
ценностно-смысловые;
информационные.
В заключение хотелось бы отметить, чтобы воспитать инициативного, творческого и социально успешного ученика сам учитель, прежде всего, должен овладеть новой для себя компетентностью, которая состоит не в передаче готовых знаний, а в развитии ученика средствами своего предмета.
Приложение 1
Reiseplan (Laufzettel)
Teilnehmer (Name, Vorname)__________________________________________________
Station | Aufgaben | Ergebnis |
Lexik-Station | Kreuzworträtsel | |
Mache die Sätze komplett! | |
Grammatik-Station | Testarbeit | |
Relaxpause-Station | Elfchen | |
Lesen-Station | Text | |
Schreiben-Station | Dialog | |
Antwort auf die E-Mail |
Приложение 2
Suchen Sie die bekannten Wörter zum Thema «Party»!
S | A | U | E | R | T | A | S | T | N | A | M | C | F | X | J | N |
B | M | K | O | P | E | L | N | P | E | P | V | F | M | B | D | O |
R | T | O | K | I | L | O | I | K | M | F | E | N | G | C | B | T |
H | G | K | M | F | L | A | S | C | H | E | G | U | E | U | F | A |
X | C | B | N | M | E | K | X | Z | G | L | E | D | S | W | G | U |
H | U | N | G | E | R | M | F | B | E | S | T | E | C | K | I | D |
F | N | P | L | I | T | E | R | M | S | A | A | L | H | T | M | V |
G | J | N | A | S | Z | S | O | C | C | F | R | S | E | F | R | L |
W | T | Y | S | V | H | S | M | U | H | T | I | A | N | P | Z | B |
Z | D | E | G | A | B | E | L | L | I | Q | E | L | K | B | K | L |
A | R | F | V | X | Z | R | I | J | R | H | R | A | O | S | U | D |
E | X | B | J | L | P | U | M | W | R | V | B | T | K | K | M | F |
M | F | H | K | A | R | T | O | F | F | E | L | S | A | L | A | T |
S | B | U | L | H | K | M | N | H | K | L | M | B | V | S | D | F |
N | E | K | L | V | N | C | A | D | H | K | T | L | O | P | L | B |
H | Y | R | G | S | B | M | D | N | M | D | S | V | I | W | O | U |
N | R | E | W | K | ӓ | S | E | B | R | ö | T | C | H | E | n | |
Приложение 3 Machen Sie diese Sätze komplett! Ben kommt auch zur Party und … Musik … . Die Oma bringt … … mit. Die Eltern … ihr ein Handy. Beate will für Monika … … kaufen. Die Party … bis 11 Uhr. Monika hat Geburtstag und sie will Peter … . |
Приложение 4 Verbinde die Sӓtze, schreib sie richtig mit deshalb und füle die Tabelle aus. 0 Wir haben Ferien. a. Er geht ins Bett. 1. Morgen habe ich Geburtstag. b. Wir können lange sclafen. 2. Lea ist Geburtstagskind. c. Meine Mutter macht eine Obsttorte. 3. Mein Bruder ist Müde. d. Er macht eine Party. 4. Tim will sein Geburtstag groβ feiern. e. Sie muss keine Hausaufgaben machen. 0 Wir haben Ferien, deshalb können wir lange schlafen. 1. _________________________________________________________ 2. _________________________________________________________ 3. _________________________________________________________ 4. _________________________________________________________ 5. _________________________________________________________ |
Приложение 5 Machen Sie das Elfchen zum Wort «Party»! Новая немецкая поэзия "Elfchen". Unter dem klangvollen Namen "Elfchen" versteht man eine besondere Gedichtform, die exakt aus elf Wörtern zusammengesetzt ist. Elfchen sind bei den Kindern in der Grundschule sehr beliebt. На первой строчке пишется само слово, ниже два глагола, которые, по вашему мнению, связаны с исходным понятием, затем, на третьей строчке три прилагательных, характеризующих данное понятие, на четвёртой строке — метафора или некое слово, близкое к данному понятию и на последней строке собственное отношение к понятию. |
Приложение 6 Lies den Text und die Aussagen unten. Markiere bitte richtig (r) oder falsch (f) Rebeccas Geburtstag. Im Mӓrz hat Rebecca Geburtstag. Sie hat viele Freunde und Freundinnen, deshalb schreibt sie viele Einladungen. Sie will ihren Geburtstag groβ feiern, deshalb macht sie eine Party. Ihre Oma backt einen Kuchen. Ihr Bruder war letztes Woche krank, jetzt muss er noch schnell ein Geschenk für sie besorgen. Am Samstag kommen ihre Freunde und bringen viele Geschenke mit. Rebecca bekommt auch lustige Glückwünsche. | r | f | 0 Rebecca hat viele Freunde. | + | | 1. Rebecca hat im Frühling Geburtstag. | | | 2. Sie macht keine Geburtstagsparty. | | | 3. Ihre Oma macht Kuchen. | | | 4. Ihr Bruder hat schon ein Geschenk für sie. | | | 5. Die Party ist am Samstag | | | |
Приложение 7 Schreib den Dialog richtig! Das macht dann … 12 Euro 30. Ein Brot und zwei Apfelkuchen. Es ist ein bisschen mehr. 350 Gramm Kӓse. Geht es? Guten Tag. Sie wünschen? Haben Sie Orangensaft? Ich brauche 5 Flaschen. Ich hӓtte gern 300 Gramm Kӓse und 200 Gramm Salami. Ja, bitte. Wiedersehen! Ja, natürlich. Sonst noch etwas? Ja. Und ich brauche noch zwei Flaschen Kirschensaft. Leider haben wir keinen Kirschensaft. Möchtest du vielleicht einen anderen Saft? Möchtest du eine Tüte? Vielen Dank und auf Wiedersehen! |
Приложение 8 |