Системно-деятельностный подход в теории и практике начального образования
Учитель начальных классов
МБОУ «ОЦ №4 Майкопского района»
Ударцева Е.В.
Развитию личности младшего школьника в государственном стандарте уделяется особое внимание. Умение учителем создавать и развивать педагогические условия способствуют становлению обучающегося активным участником деятельности. Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готовых знаний.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретается «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.
Большой объем фактических знаний в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где их применять.
Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать новую. Желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат-знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
Понятие системно-деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 году. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.) и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.)
Принцип этого метода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на « открытие нового знания». Китайская мудрость гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю - я усваиваю».
В связи с этим актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности; осознанно выделили проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике.
Ученик теперь главный деятель на уроке. Особое внимание уделяется развитию учебно - познавательных мотивов.
На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознание того вопроса, на который требуется найти ответ, а это вызывает интерес. Эта цель должна быть осознана учеником с помощью учителя. В этом случае, свою деятельность направляем на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке. В связи с этим возникает необходимость разработки приемов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке.
Для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна реализовать системно-деятельностный метод обучения.
Целая система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии системно-деятельностного метода в практическом преподавании: принципы деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, психологической комфортности, вариативности, творчества. Особое внимание я уделяю принципу минимакса, который обеспечивает дифференцированное обучение детей. Ведь очень важно, чтобы каждый ребенок имел крепкие и глубокие знания, важно при этом и то, чтобы ни один ребенок не был перегружен как в умственной сфере, так и в эмоциональной. Поэтому предлагаю учебное содержание на уровне «максимума», то есть на творческом уровне, а контроль его усвоения - на уровне «минимума», то есть на уровне стандарта. Можно сказать, что у меня в классе каждый ученик выбирает собственную дорогу: кто-то из ребят только минимум, а другим надо больше.
В своей работе я стараюсь в первую очередь обращать внимание на личные качества ученика, его наклонности и способности к тому или иному предмету. Я приветствую собственное мнение детей, неординарность мышления. Пусть не всегда верное, ошибочное, но именно оно является основой для дальнейшего развития, поиска правильного ответа. Ведь не секрет, что в наше время, когда у ребенка появляется возможность легкого получения любой информации, тяжело настроить его на работу по поиску решения трудных задач. За время работы я убедилась в том, что главное в ребенке - это умение раскрыть все его таланты, дать возможность укрепить веру в своих силах.
Одним из важных этапов на уроке является этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперед, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотелось решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Есть разные приемы мотивации. В 1-ом классе использую игровые ситуации. На уроках русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети чутки к слову. Использую известные приемы мнемотехники, которые облегчают детям запоминание, увеличивают объем памяти за счет ассоциаций.
Деятельностный метод позволяет вести поиск истины в форме диалога. Дети включаются в активную работу, каждый хочет высказаться, не бывает равнодушных. Обсуждая в диалоге вопросы, дети сами решают проблемы, делают выводы. Учитель только направляет, подводит к открытию нового знания.
Для формирования регулятивных УУД с большой результативностью использую прием «Мозговой штурм». Прием «Актуальность» называли возникновением проблемной ситуации. Применение этого приема связано с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать эти знания в жизни.
На уроках математики стараюсь подбирать задания различной сложности, при объяснении нового материала, создаю проблемную ситуацию, которая является хорошим стимулом для предположения и самовыражения учащихся. Ведь именно метод проб и ошибок формирует жизненный и учебный опыт. Все задания связаны с предыдущими темами, но не дублируют друг друга.
На уроках чтения использую такие виды работы, как предположение; поиск доказательства положительного и отрицательного отношения автора к героям, составление анализа произведения, высказывание собственного мнения к героям произведения. Дети работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равном диалоге, осознают ценность своего участия в решении учебных задач.
В процессе контролирующей и оценочной деятельности детей в парах и группах развивается контроль и самоконтроль. Этому способствует работа с рубриками «Проверь себя», «Сравни свой ответ с текстом», « Найди ошибку» и т.д.
Несколько слов о качественной оценке учителя. Использую словесные оценки «Самый умный на этом уроке», «самый догадливый», « самый активный» и т.д. В 1-м классе при безотметочной системе за правильный ответ, активность на уроке, аккуратную работу учащийся получает медаль. В конце четверти ребята подсчитывают полученные медали, получая грамоту. Так складывается ситуация успеха у ребят, которые далеко не отличники. Такая качественная оценка стимулирует к деятельности.
Новизна учебного материала, необычность его подачи побуждает школьников внимательно присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем. Еще один стимул- практическая значимость и польза предлагаемых знаний для самих обучающихся. Игра- средство побуждения учащихся к познавательной деятельности. Чтобы дети самостоятельно добывали знания и оперировали с ними, использую такие формы и приемы обучения, как ученическая исследовательская группа, выпуск стенгазет, буклетов, журналов, экскурсии, поездки. Как показывают результаты диагностических работ, учащиеся не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении.
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Значит, ведущими характеристиками выпускника начальной школы становится его умение самостоятельно мыслить, анализировать, строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.
Следовательно, воспитание ученика-исследователя - это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Список использованной литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ( Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” 2 августа 2021 г. 2. Деятельностный метод в школе. Шубина Т.Н.
2