СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный поход на уроках физики.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный поход на уроках физики.»





Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Ильи Петровича Чайковского»








РЕФЕРАТ

Системно-деятельностный подход на уроках физики.













Выполнил: учитель физики

Шалавина Н.В.







г. Воткинск

2019






Содержание.

Введение.

Системно-деятельностный подход в обучении.

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода.

Насыщение уроков развивающими и творческими заданиями и задачами.

Начало исследовательской деятельности.

Копилка заданий и методических приемов в преподавании физики в 7-9 классе.

1. «Создание» обучающимися нового знания на уроке;

2. Обучение применению отдельных элементов знания;

3. Систематизация знаний в процессе решения физических задач;

4. Организация внеурочной деятельности школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Заключение














Введение.

«Физика - удивительная вещь: она интересна, даже если в ней ничего не понимаешь» - это слова неоднократного победителя Турниров Юных физиков Михаила Арова как нельзя лучше характеризуют предмет, который я преподаю в школе всего второй год.

Мне предстоит не только научить решать задачи по физике и показать действие основных физических законов, но и убедить учеников, что эти знания им нужны. Только когда ученики поймут, что физика пригодится для дальнейшего непростого существования в обществе, тогда они скажут: «НАДО!» и будут самостоятельно добывать знания. А я буду им помогать это делать.

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:

• уметь самостоятельно приобретать знания;

• применять их на практике для решения разнообразных проблем;

• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Цель: активизировать учебный процесс таким образом, чтобы ученики хотели и умели получать знания, могли их применять в жизненных ситуациях.

Задачи:

  • проанализировать документы об образовании, ознакомиться с теоретическим материалом о системно-деятельностном подходе в преподавании физики.

  • создать копилку заданий по физике с применением системно-деятельностного подхода в 7-9 классах.

Системно-деятельностный подход в обучении


В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных учебных действий (далее УУД), обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.
















Дидактические принципы системно-деятельностного подхода


1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися

обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом

себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности  – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать.

Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему образования, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.

В таблице представлены виды деятельности, которые можно использовать на уроке физики при получении различных категорий знаний.

Тип знания

Деятельность, адекватная знанию данного типа

Понятие о физическом теле

Создание понятия о физическом теле.

Распознавание реальных объектов, соответствующих понятию «тело».

Создание объектов, соответствующих понятию.

Понятие о физическом явлении

Создание понятия о физическом явлении.

Распознавание явления в конкретных ситуациях (КС). Воспроизведение явления в КС.

Понятие о физической величине

Создание понятия о физической величине.

Определение значения физической величины в КС. Воспроизведение КС с заданным значением физической величины.

Физический закон

Установление физического закона.

Нахождение значений величин, входящих в закон, в КС. Объяснение и предсказание поведения объектов КС. Воспроизведение КС, подчиняющихся закону.

Научный факт

Установление научного факта.

Распознавание КС, соответствующих научному факту. Воспроизведение КС, соответствующих научному факту.

Физическая теория

Создание физической теории.

Объяснение известных явлений, законов.

Предсказание новых объектов, явлений, законов. Объяснение и предсказание поведения объектов в КС (качественные задачи).

Нахождение величин, характеризующих явление в КС (расчетные задачи).

Измерительные приборы и технические устройства

Разработка измерительного прибора или технического устройства.

Измерение величин в КС или эксплуатация технического устройства.



Всегда ли нам удастся осуществить системно-деятельностный подход? Самая большая проблема, с которой можно столкнуться при осуществлении данного подхода – неготовность учащихся к такому виду деятельности. И это не нежелание учиться, дети хотят учиться и познавать новое, они просто не умеют этого делать. Ведь творить, исследовать, действовать – это не всегда легко. Просто дать инструкции о проведении исследовательской деятельности вовсе не достаточно, во всяком случае, для большинства детей, особенно, если они к этому не приучены.

Выделю некоторые трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, при внедрении учителем системно-деятельностного подхода:

  1. Неготовность к осмысленной работе – вместо списывания с доски учитель предлагает открывать новое самостоятельно.

  2. Отсутствие элементарных навыков в учебной деятельности – работы по образцу, воспроизведения по алгоритму, понимание значимости действий по алгоритму в дальнейшей работе, умение работать с информационными источниками, умения применять полученные знания и т.д.

  3. Неумение анализировать собственные знания и умения – на вопрос «Что непонятно в данном решении задачи?» учащиеся отвечают: - «Все».

  4. Психологический дискомфорт при работе в группе, команде – боязнь высказывать собственное мнение, обосновывать выбранное решение, быть готовым к критике.

Названные трудности порождают для учителя сложности при внедрении системно-деятельностного подхода, а впрочем, и любого другого подхода или методики преподавания.

При реализации деятельности обучающихся на уроке наиболее важны теоретические положения теории учебной деятельности, разработанные Д.Б. Элькониным,  В.В. Давыдовым:  

1. Деятельность имеет следующие структурные элементы:

1)   объект или предмет деятельности, на которые направлена активность субъекта деятельности;

2)  орудия деятельности – те материальные предметы, которыми пользуется субъект;

3)  материальные условия, в которых деятельность совершается;

4)   результат деятельности.

2. В деятельности выделяют 4 этапа:

1)    ориентировочный;

2)    составление программы деятельности;

3)    исполнительный;

4)    контрольно – коррекционный.

3. Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

Потребности мотив цель и задача действие операции результат рефлексия

В основе организации деятельностного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся, т.е. принцип «открытия» ими научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике. Вместе с тем деятельностное обучение предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности обучающихся по усвоению системы научных понятий и методов исследования, способов логического мышления, при этом не исключается объяснение преподавателя и решение обучающимися тренировочных задач и упражнений для выработки необходимых умений и навыков.

Но, к сожалению, попытки применения на практике принципов системно-деятельностного подхода, проблемного обучения, принципов развивающего обучения встречаются с серьезными трудностями. Среди этих трудностей первым можно назвать значительное несоответствие между объемом обязательного учебного материала и времени, отводимом на его изучение. Традиционная методика по схеме «прослушай – прочитай – воспроизведи» требует как минимум в 3 – 4 раза меньших затрат времени, чем методика изучения того же материала на основе принципа проблемного обучения и деятельностного подхода.

 Реализация на уроках технологий деятельностного подхода может быть осуществлена путем применения следующих технологий:

- «создания» обучающимися нового знания на уроке;

- обучения применению отдельных элементов знания;

- систематизации знаний в процессе решения физических задач;

- организация внеурочной деятельности школьников через проектно-исследовательскую  деятельность.





Насыщение уроков развивающими и творческими заданиями и задачами.

Развивающих заданий может быть много. Главная идея для их подбора следующая: задания должны приглашать к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству в его разных видах, к полету фантазии. В них непременно должны присутствовать вопросы: «Ваше мнение?», «Как вы думаете?», «Каким будет Ваше предложение?», «Что предпринять?», «Как объяснить?», «Если произойдет, как поступить?», «Какую идею вы выдвинете?», «Согласны вы с тем, что…?», «Как улучшить?» и так далее.

Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях. Поэтому они имеют большое значение для конкретизации знаний учащихся, для привития или умения видеть различные конкретные проявления общих законов. Без такой конкретизации знания остаются книжными, не имеющими практической ценности. Решение задач способствует более глубокому и прочному условию физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли к настойчивости в достижения поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает навыков самостоятельной работы и служит незаменимым средством для развития самостоятельности суждения. Решение задач - это один из методов познания взаимосвязи законов природы.

Решение задач на уроке иногда позволяет в вести новые понятия и формулы, выяснить изучаемые закономерности, подойти к изложению нового материала. Содержание физических задач расширяет круг знаний учащихся о явлениях природы и техники.

В процессе решения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применить полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой.

Решение задач - одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся. Школьная учебная физическая, задача это, во-первых, образование мышления и деятельности, во-вторых, по функции, это средство, инструмент воспроизводства мышления и деятельности в условиях обучения, в-третьих, это объект изучения и исследования. Отсюда и особенности отношения. Из приведенного ниже рисунка четко видны взаимные переходы «знак» (знаковая система) – «объект (явление) природы», причем в ходе работы с задачей происходит изменение знаковых систем (переформулировка требования, изменение языка задания и др.). В этих отношениях и переходах и реализуется (выражается) мышление. Со знаками надо работать на доске и в тетрадях, с объектами лучше экспериментировать, но можно их и изображать, понимая, что это обозначение реальности.

Учебная деятельность по решению задач – это увлекательная (совместная, напряженная, эмоциональная, обязательно результативная) деятельность по достижению победы над самим собой, над материалом задачи. Не так важно, какие справочники вы используете, в какой консультации нуждаетесь, как быстро решаете. Главное – усвоить методы научного мышления и деятельности.

К задаче не может быть прикладного отношения, например, просто решить на оценку. Оценка важна, но нормы оценки вместе с задачами тоже должны изменяться. Не надо забывать и опыт: чтобы уметь решать задачи – надо их решать.

Используя личностно ориентированный подход при решении задач по физике, я помогаю ребенку раскрыться, самореализоваться. В данном случае я говорю об индивидуальном подходе.

Задачи по физике разнообразны по содержанию и дидактическим целям. Их можно классифицировать по различным признакам.

По способу выражения условия физические задачи делятся на четыре основных вида: текстовые, экспериментальные, графические и задачи-рисунки, каждый из них, в свою очередь, разделяется на количественные (расчетные) и качественные (задачи-вопросы). В то же время основные задачи можно разделить по степени трудности на легкие и трудные, тренировочные и творческие задачи и другие типы. В учебном процессе по физике наиболее часто используют текстовые задачи – задачи, в которых условие выражено словесно, причем в условии есть все необходимые данные, кроме физических постоянных. По способам решения их разделяют на задачи-вопросы и расчетные.

Задачи-вопросы. При решении задач-вопросов требуется объяснить то или иное физическое явление или пересказать, как оно будет протекать в определенных условиях.

Задачи-рисунки. К задачам-вопросам тесно примыкают задачи-рисунки. В них требуется устно дать ответ на вопрос или изобразить новый рисунок, являющийся ответом на вопрос задачи. Решение таких задач способствует воспитанию у обучающихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности.

Количественные задачи. С целью проявления интереса у учащихся, я даю для решения задач количественные задачи. Количественные задачи – это задачи, в которых ответ на постоянный вопрос не может быть получен без вычислений. Чтобы воспитать у обучающихся навык сознательного подхода к решению количественных задач, нужна определенная система работы и продуманная методика обучения.

Графические задачи. Графическое решение задач часто встречается в темах: «Тепловые явления», «Электрические явления» в 8 классе. По роли графиков в решении задач различают такие, ответ на которые может быть получен на основе анализа уже имеющегося графика и в которых требуется графически выразить функциональную зависимость между величинами. Решение графических задач способствует уяснению функциональной зависимости между величинами, привитию навыков работы с графиками. В этом их познавательное значение.

Текстовые задачи. К текстовым задачам относятся абстрактные задачи, речь в которых идет о явлениях и процессах, наблюдаемых в повседневной жизни, задачи с историческим содержанием, занимательные задачи.

Тестирование. В своей педагогической практике я начинаю решение простейших задач, в которых внимание учащихся сосредоточено на закономерности, изучаемой темы, или на уточнении признаков нового понятия, установлении его связи с другими понятиями. Затем постепенно перехожу к более трудным задачам. В новой программе по физике рекомендуется: «решение физических задач должно проводиться в оптимальном сочетании с другими методами обучения», причем требования к умениям и навыкам по решению физических задач четко определяются для каждого класса. Эти указания важно учитывать в своей работе.

Основные признаки отличия тестов школьной успеваемости, например, от контрольной работы, состоит в том, что с их помощью можно:

  • Проверить большой объем изученного материала малыми порциями;

  • Быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.

Основными достоинствами тестовой формы контроля являются:

• учёт индивидуальных особенностей учащихся;

• проверка качества усвоения не только практического, но теоретического учебного материала;

• возможность детальной проверки каждой темы курса;

• осуществление оперативной диагностики результата, овладение учебным материалом каждым учеником;

• экономия учебного времени при проверке знаний и оценке результатов обученности;

• оживление процесса обучения.

Тесты обеспечивают мне возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне. Кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. И кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, то есть владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.



































Начало исследовательской деятельности

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Для начала исследовательской деятельности мы должны раскрыть ее сущность, ее виды и возможности реализации.

На уроках физики большая возможность привить основы этой деятельности во время выполнения лабораторных работ. Первые уроки проходят с детальным инструктажем учителя. Дети должны понимать особенность лабораторных работ. Каждая работа имеет цель, которая должна быть достигнута определенным набором действий и в конце должен быть получен результат и сделан вывод. На первых порах учитель сообщает инструкцию выполнения работы, а потом ставится только цель, а учащиеся должны самостоятельно определить пути ее достижения. В дальнейшем можно предлагать домашние экспериментальные задания, которые можно выполнять индивидуально или группами.















Копилка заданий и методических приемов в преподавании физики в 7-9 классе.


  1. «Создание» обучающимися нового знания на уроке;

Проблемы, позволяющие поставить цели урока:

  1. Купила рулон обоев. На нем написано: 10+/-0,05. Прочитайте.

  2. Почему мел остается на доске?

  3. Почему снашиваются подошвы ботинок?

  4. Трубу на огороде с широкой заменили на узкую. Каким стало давление воды?

  5. Ваза с водой и цветами стоит на столе. Скатерть выдернули. Разобьётся ли ваза.

  6. Необходимо перелить воду из большой бочки в маленькую банку. Как это сделать с помощью гибкой трубки, не беря ее в рот.

Подборка качественных задач, которые можно использовать в качестве проблемных, имеется в папке по следующим темам (Приложение 1.1)

Пример таких задач из подборки в Приложении 1.2


  1. Обучение применению отдельных элементов знания;

2.1 На примере темы «Электромагнитная индукция» изложение материала ведется нетрадиционно, с учетом требований деятельностного подхода.

Это тема 9 класса. Дети знают, куда направлен вектор магнитной индукции, куда направлены магнитные линии и представляют, что такое магнитный поток.


Для понятия магнитный поток показываю тетрадь (площадка, сквозь которую проходят магнитные линии). Т.е. магнитный поток – это число линий, пересекающих какую – либо площадку.

Помним, что вокруг проводника с током тоже существует магнитное поле. Напоминаем опыт Эрстеда.

Направление магнитных линий

определяется двумя способами

1) правилом Буравчика

2) правилом правой руки.

Вокруг проводника с током существует магнитное поле.

Можно ли с помощью магнита получить ток? Эту идею долго вынашивал Фарадей. Он несколько лет носил в кармане магнит и катушку.

Есть катушка, магнит, длинные провода (чтобы исключить действие магнита на амперметр или гальванометр), амперметр. Амперметр ставил в другую комнату и проводил опыт. Показываю этот опыт. Спрашиваю, что увидели, как получили ток, что делали с катушкой и магнитом?

Раздаю миллиамперметры, катушки, магниты и тетради для лабораторных работ.

Оформляем работу. Лабораторная работа №4.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Цель: выяснить, как получить индукционный ток, от чего зависит его величина и направление. (ставим вместе с обучающимися)

Оборудование: катушка, миллиамперметр, магнит.

Опыт 1. Индукционный ток появляется, если я …

Опыт 2. Величина тока зависит от ….

Если я ,то I 1= ,

если , то I 2=


Опыт 3. Направление тока зависит от ….

Если я

Вывод:

Учащиеся самостоятельно составляют план проведения ЛР и выполняют ее.


На следующем уроке разбираем результаты опытов.

Еще раз показываю, что ток возникает, когда контур замкнут и когда изменяется магнитный поток.

Величина тока зависит от скорости движения магнита.

Направление тока зависит от способа изменения магнитного потока.

Разбираем теорию.

Рисуем катушку (одно кольцо) и начинаем вводить в нее магнит северным полюсом. Надо определить направление индукционного тока.

Существует правило Ленца (диктуем его): индукционный ток имеет такое направление, что созданное им магнитное поле противодействует тому изменению, из-за которого этот ток и возник.

Прочитайте, вникните и определите направление индукционного тока в кольце. (ничего не понятно).

Один умный человек разложил это правило на 5 пунктов – гадалку.

1. Что было;

2. Что стало;

3. В чем изменение;

4. Противодействие;

5. Направление тока по правилу буравчика.

Пользуемся гадалкой и определяем направление индукционного тока.

Теперь вытащим магнит из кольца


Получили противоположные направления тока.

Еще один случай, когда выносим рамку из магнитного поля


Д.З. 1) южный полюс внести и вынести

2) рамку внести в магнитное поле магнитный поток.

(Приложение 2.1)

2.2 На примере темы «Магнитный поток» в 9 классе деятельностный подход реализуется также с успехом. Сначала разбирается жизненная ситуация, затем она переносится на новый материал. (Приложение 2.2)


  1. Систематизация знаний в процессе решения физических задач;

По всем темам программы по физике в 7-9 классе имеется копилка задач, задания в которых носят деятельностный характер, связаны с жизнью, носят развивающий характер. ( Приложение 3.)

  1. Организация внеурочной деятельности школьников через проектно-исследовательскую  деятельность.

Проекты, выполненные в 2017-18 году учащимися 7 класса.

1. Космос у нас дома. Базуева С., Самарина М., Колотова К., Залилова Т.,

2. Физика на кухне. Ващенко Е., Варламова П.

3. Источники звука. Солодянкина К., Базуева В., Макарова О.

4. Загадочный воздушный шарик. Собина А. ,Максимова К., Митюшина Ю.

Защита проектов состоялась на школьной конференции «Сохраним мир потомкам»

Проекты, выполняемые в 2018-19 году учащимися 7 и 8 класса.

1. Электричество в нашей жизни.

2. Трение в нашей жизни.

Защита предстоит.

(Приложение 4.1)

Проектная деятельность организуется на уроке и дома.

Рис. 1. Модель сообщающихся сосудов.

Рис. 2. Модель электроскопа.

Рис. 3. Модель шлюза.


Рис. 4. Коллекции проводников.


Заключение.

Чтобы чему-нибудь научить, надо самой чему-нибудь научиться. Изучив литературу о системно-деятельностном подходе, проанализировав опыт работы коллег, получив консультации коллег, пройдя курсы усовершенствования по физике, поучаствовав в различных мастер- классах (Приложение 5), я начала применять элементы системно- деятельностного подхода на уроках физики в 7, 8 и 9 классах.

Необходимость активизировать учебный процесс таким образом, чтобы ученики хотели и умели получать знания, могли их применять в жизненных ситуациях, возникает на каждом уроке. И с каждым новым уроком я нахожу приемы, задания, практические работы. Результатом является повышенный интерес учащихся к предмету физики, высокое качество знаний по физике (Приложение 6) , участие учащихся в различных конкурсах и НПК (Приложение 7).





















Используемая литература.

https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2016/04/24/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-na-urokah-fiziki

https://www.1urok.ru/categories/21/articles/3883

http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/46-year-2015/nomer-20150307/904-primenenie-sistemno-deyatelnostnogo-podkhoda-na-urokakh-fiziki

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodika_resheniya_fizicheskih_zadach_093920.html













17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!