СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены материалы по теме "Системное строение общества" для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы»

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

Общество В широком смысле В узком смысле обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей круг людей, объединённых общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание) отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество) человечество в целом исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)

Общество

В широком смысле

В узком смысле

обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей

круг людей, объединённых общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание)

отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество)

человечество в целом

исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)

Функции общества • Воспроизводство и социализация человека.  • Производство материальных благ и услуг.  • Распределение продуктов труда (деятельности).  • Регламентация и управление деятельностью и поведением людей.  • Духовное производство и регулирование активности людей.

Функции общества

Воспроизводство и социализация человека.

Производство материальных благ и услуг.

Распределение продуктов труда (деятельности).

Регламентация и управление деятельностью и поведением людей.

Духовное производство и регулирование активности людей.

Общественные отношения — многообразные формы  взаимодействия людей, а также связи , возникающие между различными социальными группами (или внутри них) Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями Моральные Производственные отношения Религиозные Политические Экологические отношения Правовые Художественные Отношения по детопроизводству Философские

Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи , возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

Материальные отношения

Духовные (идеальные) отношения

Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него

Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями

Моральные

Производственные отношения

Религиозные

Политические

Экологические отношения

Правовые

Художественные

Отношения по детопроизводству

Философские

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система , т. е. такая система, которая способна, серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. Система — это комплекс взаимодействующих элементов.  Э лементом называется некоторый далее неразложимый  компонент системы , принимающий непосредственное участие в её создании.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система , т. е. такая система, которая способна, серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость.

Система — это комплекс взаимодействующих элементов.

Э лементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы , принимающий непосредственное участие в её создании.

Общество — это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система , включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединённые кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции , самоструктурирования и самовоспроизведения. Подсистемами называют промежуточные комплексы , более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Общество — это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система , включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединённые кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции , самоструктурирования и самовоспроизведения.

Подсистемами называют промежуточные комплексы , более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

сферы общественной жизни Основные сферы общественной жизни Экономическая Деятельность людей и отношения между ними Социальная Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения Учреждения (организации) Заводы, фирмы, банки, биржи и др. Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий Политическая  Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др. Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями Духовная Парламент, правительство, партии, общественные организации и др. Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

сферы общественной жизни

Основные сферы общественной жизни

Экономическая

Деятельность людей и отношения между ними

Социальная

Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения

Учреждения (организации)

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий

Политическая

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями

Духовная

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека Основные сферы общественной жизни Базовые потребности человека • Материальные потребности  • Потребность в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности  • Потребность в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке Политическая  • Потребность в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравствен' ном совершенствовании Экономическая Социальная Политическая Духовная

Основанием для разграничения сфер

общественной жизни служат

базовые потребности человека

Основные сферы

общественной жизни

Базовые потребности человека

Материальные потребности

Потребность в контактах, общении с

другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности

Потребность в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке Политическая

Потребность в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравствен' ном совершенствовании

Экономическая

Социальная

Политическая

Духовная

Характеристика общества как сложноорганизованной, саморазвивающейся системы • Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. • Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений • Обществу присуща самодостаточность • Общество отличает исключительная динамичность, незавершённость и альтернативность развития. • Общество выделяет особый статус субъектов , определяющих его развитие. • Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.

Характеристика общества как сложноорганизованной, саморазвивающейся системы

Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.

Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений

Обществу присуща самодостаточность

Общество отличает исключительная динамичность, незавершённость и альтернативность развития.

Общество выделяет особый статус субъектов , определяющих его развитие.

Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.

Планы на тему: «Системное строение общества: элементы и подсистемы» План №1: «Общество как система», «Общество и его системное строение», «Общество как целостная система» 1) Понятие общества как системы. 2) Подсистемы общества: –  социальная; –  политическая; –  экономическая; –  духовная. 3) Характеристики общества как системы: –  динамизм; –  открытость; –  самоорганизованность; –  самодостаточность. 4) Функции общества: –  управление общественной жизнью; –  создание и распределение материальных благ; –  воспроизводство населения; –  создание культуры. 5) Взаимодействие и взаимовлияние подсистем общества.

Планы на тему: «Системное строение общества: элементы и подсистемы»

План №1: «Общество как система», «Общество и его системное строение», «Общество как целостная система»

1) Понятие общества как системы.

2) Подсистемы общества:

–  социальная;

–  политическая;

–  экономическая;

–  духовная.

3) Характеристики общества как системы:

–  динамизм;

–  открытость;

–  самоорганизованность;

–  самодостаточность.

4) Функции общества:

–  управление общественной жизнью;

–  создание и распределение материальных благ;

–  воспроизводство населения;

–  создание культуры.

5) Взаимодействие и взаимовлияние подсистем общества.

План №2: «Общество как сложная динамическая система» 1) Понятие общества как динамической системы. 2) Подсистемы общества: –  социальная; –  политическая; –  экономическая; –  духовная. 3) Характерные черты общества как динамической системы: –  динамизм (постоянные изменения); –  самодостаточность; –  наличие взаимодействующих элементов (подсистем); –  взаимосвязь всех элементов системы; –  самоуправляемость. 4) Взаимодействие и взаимовлияние подсистем общества.

План №2: «Общество как сложная динамическая система»

1) Понятие общества как динамической системы.

2) Подсистемы общества:

–  социальная;

–  политическая;

–  экономическая;

–  духовная.

3) Характерные черты общества как динамической системы:

–  динамизм (постоянные изменения);

–  самодостаточность;

–  наличие взаимодействующих элементов (подсистем);

–  взаимосвязь всех элементов системы;

–  самоуправляемость.

4) Взаимодействие и взаимовлияние подсистем общества.

План №3: «Общество как открытая система» 1) Понятие общества как открытой системы. 2) Характерные черты общества как открытой системы: –  взаимосвязь с природой; –  динамизм (постоянные изменения); –  высокая мобильность. 3) Влияние общества на природу: –  использование природных ресурсов для производства; –  строительство городов, изменение ландшафта и вырубка лесов; –  засорение природы отходами жизнедеятельности и производства; –  существование экологических проблем. 4) Влияние природы на общество: –  природа – основной источник средств существования; –  природа – среда обитания человека; –  природа – основной источник средств производства; –  природа – фактор, влияющий на развитие личности. 5) Взаимодействие общества и природы.

План №3: «Общество как открытая система»

1) Понятие общества как открытой системы.

2) Характерные черты общества как открытой системы:

–  взаимосвязь с природой;

–  динамизм (постоянные изменения);

–  высокая мобильность.

3) Влияние общества на природу:

–  использование природных ресурсов для производства;

–  строительство городов, изменение ландшафта и вырубка лесов;

–  засорение природы отходами жизнедеятельности и производства;

–  существование экологических проблем.

4) Влияние природы на общество:

–  природа – основной источник средств существования;

–  природа – среда обитания человека;

–  природа – основной источник средств производства;

–  природа – фактор, влияющий на развитие личности.

5) Взаимодействие общества и природы.

План №4: «Взаимосвязь сфер жизни общества»

1) Понятие «общество».

2) Сферы жизни (подсистемы) общества:

–  социальная;

–  политическая;

–  экономическая;

–  духовная.

3) Связь сфер жизни общества:

–  все сферы жизни общества взаимосвязаны друг с другом;

–  все сферы находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние друг на друга;

–  все сферы жизни общества взаимообуславливают друг друга.

4) Влияние экономической сферы на другие сферы общественной жизни:

–  существование общества невозможно без производства материальных благ;

–  общественное производство и отношения собственности определяют развитие социальной структуры общества;

–  экономика служит материальной основой политики и во многом определяет ее направления;

–  в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

5) Влияние политики на другие сферы жизни общества:

–  определение направление развития общества, создание норм, регулирующих общественные отношения;

–  регулирование экономических отношений;

–  финансирование образования, искусства, науки.

6) Влияние духовной сферы на другие сферы общественной жизни.

План №5: «Общество как форма совместной жизнедеятельности людей» 1) Понятие общества в широком смысле. 2) Понятие общества в узком смысле 3) Сферы жизни общества: –  социальная; –  политическая; –  экономическая; –  духовная. 4) Функции общества: –  управление общественной жизнью; –  создание и распределение материальных благ; –  воспроизводство населения; –  создание культуры. 5) Взаимодействие общества и природы. 6) Общество и культура. 7) Типология обществ: –  простые и сложные; –  дописьменные и письменные; –  традиционные, индустриальные, постиндустриальные. 8) Тенденции развития современных обществ.

План №5: «Общество как форма совместной жизнедеятельности людей»

1) Понятие общества в широком смысле.

2) Понятие общества в узком смысле

3) Сферы жизни общества:

–  социальная;

–  политическая;

–  экономическая;

–  духовная.

4) Функции общества:

–  управление общественной жизнью;

–  создание и распределение материальных благ;

–  воспроизводство населения;

–  создание культуры.

5) Взаимодействие общества и природы.

6) Общество и культура.

7) Типология обществ:

–  простые и сложные;

–  дописьменные и письменные;

–  традиционные, индустриальные, постиндустриальные.

8) Тенденции развития современных обществ.

План №6: «Общество и природа», «Влияние природы на человека и общество», «Взаимодействие человека и природы» 1) Понятие общества как части материального мира. 2) Влияние общества на природу: –  использование природных ресурсов для производства; –  строительство городов, изменение ландшафта и вырубка лесов; –  засорение природы отходами жизнедеятельности и производства; –  существование экологических проблем. 3) Понятие природы как части материального мира. 4) Влияние природы на общество: –  природа – основной источник средств существования; –  природа – среда обитания человека; –  природа – основной источник средств производства; –  природа – фактор, влияющий на развитие личности. 5) Взаимодействие общества и природы.

План №6: «Общество и природа», «Влияние природы на человека и общество», «Взаимодействие человека и природы»

1) Понятие общества как части материального мира.

2) Влияние общества на природу:

–  использование природных ресурсов для производства;

–  строительство городов, изменение ландшафта и вырубка лесов;

–  засорение природы отходами жизнедеятельности и производства;

–  существование экологических проблем.

3) Понятие природы как части материального мира.

4) Влияние природы на общество:

–  природа – основной источник средств существования;

–  природа – среда обитания человека;

–  природа – основной источник средств производства;

–  природа – фактор, влияющий на развитие личности.

5) Взаимодействие общества и природы.

План №7: «Общественные отношения и их виды» 1) Понятие «общественные отношения». 2) Структура общественных отношений: –  субъекты; –  характер взаимодействий; –  нормы, регулирующие отношения. 3) Субъекты общественных отношений: –  индивиды; –  малые и большие социальные группы; –  организации; –  социальные институты. 4) Виды общественных отношений по субъектам: –  межличностные; –  внутригрупповые; –  межгрупповые; –  этнические; –  международные. 5) Виды общественных отношений по содержанию: –  экономические; –  социальные; –  политические; –  моральные. 6) Взаимосвязь различных типов общественных отношений.

План №7: «Общественные отношения и их виды»

1) Понятие «общественные отношения».

2) Структура общественных отношений:

–  субъекты;

–  характер взаимодействий;

–  нормы, регулирующие отношения.

3) Субъекты общественных отношений:

–  индивиды;

–  малые и большие социальные группы;

–  организации;

–  социальные институты.

4) Виды общественных отношений по субъектам:

–  межличностные;

–  внутригрупповые;

–  межгрупповые;

–  этнические;

–  международные.

5) Виды общественных отношений по содержанию:

–  экономические;

–  социальные;

–  политические;

–  моральные.

6) Взаимосвязь различных типов общественных отношений.

План №8: «Общественное сознание и его формы» 1) Понятие «общественное сознание». 2) Формы общественного сознания: –  экономическое сознание; –  политическое сознание; –  правовое сознание; –  нравственное сознание; –  эстетическое сознание; –  религиозное сознание; –  научное сознание; –  философское сознание. 3) Уровни общественного сознания: –  обыденно-практический; –  научно-теоретический. 4) Типы общественного сознания: –  групповое; –  классовое; –  общечеловеческое. 5) Общественное сознание как главный элемент духовной сферы жизни общества.

План №8: «Общественное сознание и его формы»

1) Понятие «общественное сознание».

2) Формы общественного сознания:

–  экономическое сознание;

–  политическое сознание;

–  правовое сознание;

–  нравственное сознание;

–  эстетическое сознание;

–  религиозное сознание;

–  научное сознание;

–  философское сознание.

3) Уровни общественного сознания:

–  обыденно-практический;

–  научно-теоретический.

4) Типы общественного сознания:

–  групповое;

–  классовое;

–  общечеловеческое.

5) Общественное сознание как главный элемент духовной сферы жизни общества.

Задания ЕГЭ

1. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

Об­ще­ство как си­сте­ма имеет слож­ный ха­рак­тер, по­сколь­ку вклю­ча­ет в себя мно­же­ство уров­ней и эле­мен­тов. Так, можно го­во­рить о че­ло­ве­че­ском об­ще­стве в __________(А) мас­шта­бе, об об­ще­стве в пре­де­лах одной стра­ны, о раз­лич­ных об­ще­ствен­ных груп­пах, в ко­то­рые вклю­чен каж­дый че­ло­век. Мак­ро­струк­ту­ра об­ще­ства со­сто­ит из четырёх __________(Б), ко­то­ры­ми яв­ля­ют­ся ос­нов­ные сферы че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти — ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ной, со­ци­аль­ной, по­ли­ти­че­ской, ду­хов­ной. Каж­дая из этих из­вест­ных вам сфер имеет своё соб­ствен­ное слож­ное __________(В) и сама яв­ля­ет­ся слож­ной си­сте­мой. По­это­му можно го­во­рить об __________(Г)

си­стем, со­сто­я­щих из ряда раз­лич­ных уров­ней.

Во-вто­рых, ха­рак­тер­ной чер­той об­ще­ства как си­сте­мы яв­ля­ет­ся на­ли­чие в её со­ста­ве раз­но­ка­че­ствен­ных эле­мен­тов, как __________(Д) (раз­лич­ных тех­ни­че­ских устройств, учре­жде­ний и т. п.), так и иде­аль­ных (цен­но­стей,

идей, тра­ди­ций и т. п.). В-тре­тьих, ос­нов­ным эле­мен­том об­ще­ства как си­сте­мы яв­ля­ет­ся __________(Е), ко­то­рый об­ла­да­ет спо­соб­но­стью по­ста­нов­ки целей и вы­бо­ра средств осу­ществ­ле­ния своей де­я­тель­но­сти.

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

1)  стро­е­ние

4)  че­ло­век

2)  гло­баль­ный

5)  цен­ност­ный

7)  цель

3)  эле­мент

6)  под­си­сте­ма

8)  ма­те­ри­аль­ный

Спи­сок тер­ми­нов:

9)  иерар­хия

2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние). При­ро­да ,  об­ще­ство ,  эко­но­ми­ка ,  по­ли­ти­ка ,  си­сте­ма .  3. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. 1) Об­ще­ство яв­ля­ет­ся ча­стью при­ро­ды. 2) При­ро­да пол­но­стью опре­де­ля­ет раз­ви­тие об­ще­ства. 3) Со­вре­мен­но­му об­ще­ству свой­ствен­но со­слов­ное стро­е­ние. 4) Со­во­куп­ность всех на­ро­дов, на­се­ля­ю­щих нашу пла­не­ту, пред­став­ля­ет собой об­ще­ство. 5) Об­ще­ством можно на­звать опре­де­лен­ный этап ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства.  4. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния: 1) рас­крой­те смысл по­ня­тия «об­ще­ство» (в самом ши­ро­ком смыс­ле / как часть мира); 2) со­ставь­те два пред­ло­же­ния: − одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о четырёх сфе­рах (под­си­сте­мах) об­ще­ства; − одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность любой из этих сфер (под­си­стем).

2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

При­ро­да об­ще­ство эко­но­ми­ка по­ли­ти­ка си­сте­ма .

3. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Об­ще­ство яв­ля­ет­ся ча­стью при­ро­ды.

2) При­ро­да пол­но­стью опре­де­ля­ет раз­ви­тие об­ще­ства.

3) Со­вре­мен­но­му об­ще­ству свой­ствен­но со­слов­ное стро­е­ние.

4) Со­во­куп­ность всех на­ро­дов, на­се­ля­ю­щих нашу пла­не­ту, пред­став­ля­ет собой об­ще­ство.

5) Об­ще­ством можно на­звать опре­де­лен­ный этап ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства.

4. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния:

1) рас­крой­те смысл по­ня­тия «об­ще­ство» (в самом ши­ро­ком смыс­ле / как часть мира);

2) со­ставь­те два пред­ло­же­ния:

одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о четырёх сфе­рах (под­си­сте­мах) об­ще­ства;

одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность любой из этих сфер (под­си­стем).

5. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те дан­ное слово (сло­во­со­че­та­ние). Со­ци­аль­ный ин­сти­тут; рынок; го­су­дар­ство; по­ли­ти­че­ская пар­тия; СМИ.  6. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це. СФЕРЫ УЧРЕ­ЖДЕ­НИЯ (ОР­ГА­НИ­ЗА­ЦИИ) Эко­но­ми­че­ская За­во­ды, фирмы, банки, рынки и др. ... Го­су­дар­ство, пар­ла­мент, пра­ви­тель­ство, су­деб­ная си­сте­ма, пар­тии и др. 7. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке об­ще­ствен­ные яв­ле­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.   1) воз­ник­но­ве­ние го­су­дар­ства 2) ге­не­ти­че­ская пред­рас­по­ло­жен­ность к от­дель­ным за­бо­ле­ва­ни­ям 3) про­яв­ле­ния на­след­ствен­но­сти 4) фор­ми­ро­ва­ние наций 5) чув­ствен­ное вос­при­я­тие мира 6) раз­ви­тие рынка

5. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те дан­ное слово (сло­во­со­че­та­ние).

Со­ци­аль­ный ин­сти­тут; рынок; го­су­дар­ство; по­ли­ти­че­ская пар­тия; СМИ.

6. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

СФЕРЫ

УЧРЕ­ЖДЕ­НИЯ (ОР­ГА­НИ­ЗА­ЦИИ)

Эко­но­ми­че­ская

За­во­ды, фирмы, банки, рынки и др.

...

Го­су­дар­ство, пар­ла­мент, пра­ви­тель­ство, су­деб­ная си­сте­ма, пар­тии и др.

7. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке об­ще­ствен­ные яв­ле­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) воз­ник­но­ве­ние го­су­дар­ства

2) ге­не­ти­че­ская пред­рас­по­ло­жен­ность к от­дель­ным за­бо­ле­ва­ни­ям

3) про­яв­ле­ния на­след­ствен­но­сти

4) фор­ми­ро­ва­ние наций

5) чув­ствен­ное вос­при­я­тие мира

6) раз­ви­тие рынка

8. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ОТ­НО­ШЕ­НИЯ

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

Эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния

От­но­ше­ния, воз­ни­ка­ю­щие и вос­про­из­во­ди­мые в про­цес­се ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства

... от­но­ше­ния

От­но­ше­ния, воз­ни­ка­ю­щие в об­ще­стве и от­ра­жа­ю­щие от­но­ше­ние го­су­дар­ства к своим граж­да­нам и их груп­пам, граж­дан к су­ще­ству­ю­щей го­су­дар­ствен­ной вла­сти

9. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке черты об­ще­ства как ди­на­мич­ной си­сте­мы и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) обособ­ле­ние от при­ро­ды

2) от­сут­ствие вза­и­мо­свя­зи под­си­стем и об­ще­ственных ин­сти­ту­тов

3) спо­соб­ность к са­мо­ор­га­ни­за­ции и са­мо­раз­ви­тию

4) вы­де­ле­ние из ма­те­ри­аль­но­го мира

5) по­сто­ян­ные из­ме­не­ния

6) воз­мож­ность де­гра­да­ции от­дель­ных эле­мен­тов

10. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

Со­ци­аль­ный ин­сти­тут об­ще­ство как си­сте­ма со­ци­аль­ная груп­па сфера об­ще­ствен­ной жизни об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния .

11. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.   1) Об­ще­ство пред­став­ля­ет собой часть мира, обосо­бив­шу­ю­ся от при­ро­ды, но не по­те­ряв­шую связь с ней. 2) Об­ще­ство яв­ля­ет­ся ди­на­мич­ной си­сте­мой, в ко­то­рой по­сто­ян­но воз­ни­ка­ют новые и от­ми­ра­ют ста­рые эле­мен­ты и связи между ними. 3) Ре­во­лю­ция как форма со­ци­аль­ных из­ме­не­ний, как пра­ви­ло, на­прав­ле­на на ча­стич­ное пре­об­ра­зо­ва­ние от­дель­ных сто­рон об­ще­ствен­ной жизни. 4) Об­ще­ство как си­сте­му ха­рак­те­ри­зу­ет обособ­лен­ность, от­сут­ствие связи эле­мен­тов. 5) Раз­ви­тие об­ще­ства от менее со­вер­шен­но­го к более со­вер­шен­но­му на­зы­ва­ют про­грес­сом.  12. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к ин­сти­ту­там со­ци­аль­ной сферы об­ще­ства. 1) день­ги 2) семья 3) суд 4) брак 5) усы­нов­ле­ние 6) со­сло­вие

11. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Об­ще­ство пред­став­ля­ет собой часть мира, обосо­бив­шу­ю­ся от при­ро­ды, но не по­те­ряв­шую связь с ней.

2) Об­ще­ство яв­ля­ет­ся ди­на­мич­ной си­сте­мой, в ко­то­рой по­сто­ян­но воз­ни­ка­ют новые и от­ми­ра­ют ста­рые эле­мен­ты и связи между ними.

3) Ре­во­лю­ция как форма со­ци­аль­ных из­ме­не­ний, как пра­ви­ло, на­прав­ле­на на ча­стич­ное пре­об­ра­зо­ва­ние от­дель­ных сто­рон об­ще­ствен­ной жизни.

4) Об­ще­ство как си­сте­му ха­рак­те­ри­зу­ет обособ­лен­ность, от­сут­ствие связи эле­мен­тов.

5) Раз­ви­тие об­ще­ства от менее со­вер­шен­но­го к более со­вер­шен­но­му на­зы­ва­ют про­грес­сом.

12. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к ин­сти­ту­там со­ци­аль­ной сферы об­ще­ства.

1) день­ги

2) семья

3) суд

4) брак

5) усы­нов­ле­ние

6) со­сло­вие

13. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния,

1) рас­крой­те смысл по­ня­тия «об­ще­ство»;

2) со­ставь­те два пред­ло­же­ния:

одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о при­зна­ках об­ще­ства как си­сте­мы;

одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность по­ня­тия об­ще­ства в узком смыс­ле.

14. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния,

1) рас­крой­те смысл по­ня­тия «об­ще­ство»;

2) со­ставь­те два пред­ло­же­ния:

одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о при­чи­не воз­ник­но­ве­ния ин­сти­ту­тов об­ще­ства (со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов);

одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность семьи как со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та.

15. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми фак­та­ми и ис­то­ри­че­ски­ми ти­па­ми об­ществ: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ФАКТЫ

А) аг­рар­но-сы­рье­вой тип хо­зяй­ства

 

ИС­ТО­РИ­ЧЕ­СКИЕ ТИПЫ

Б) по­яв­ле­ние мас­со­вой куль­ту­ры

 

В) раз­ви­тие гло­баль­ных ком­пью­тер­ных сетей

1) ин­фор­ма­ци­он­ное

Г) со­зда­ние кон­вей­е­ра

2) ин­ду­стри­аль­ное

Д) ве­ду­щая роль науки в про­из­вод­стве

3) тра­ди­ци­он­ное

16. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и его из­ме­не­ни­ях и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.   1) Об­ще­ство — это со­во­куп­ность всех форм объ­еди­не­ния людей и спо­со­бов их вза­и­мо­дей­ствия. 2) Ре­во­лю­ция как форма со­ци­аль­ных из­ме­не­ний, как пра­ви­ло, осу­ществ­ля­ет­ся по ини­ци­а­ти­ве вла­сти. 3) B ос­но­ве раз­гра­ни­че­ния сфер об­ще­ствен­ной жизни - ба­зо­вые по­треб­но­сти че­ло­ве­ка. 4) Гу­ма­ни­сти­че­ский кри­те­рий про­грес­са свя­зы­ва­ют с ро­стом про­из­вод­ства и по­вы­ше­ни­ем про­из­во­ди­тель­но­сти труда. 5) Об­ще­ство пред­став­ля­ет собой си­сте­му, со­сто­я­щую из вза­и­мо­свя­зан­ных и вза­и­мо­дей­ству­ю­щих эле­мен­тов.  17. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную ди­на­ми­ку.  1) про­гресс 2) струк­ту­ра 3) эво­лю­ция 4) ре­фор­ма 5) ре­во­лю­ция 6) си­сте­ма

16. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и его из­ме­не­ни­ях и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Об­ще­ство — это со­во­куп­ность всех форм объ­еди­не­ния людей и спо­со­бов их вза­и­мо­дей­ствия.

2) Ре­во­лю­ция как форма со­ци­аль­ных из­ме­не­ний, как пра­ви­ло, осу­ществ­ля­ет­ся по ини­ци­а­ти­ве вла­сти.

3) B ос­но­ве раз­гра­ни­че­ния сфер об­ще­ствен­ной жизни - ба­зо­вые по­треб­но­сти че­ло­ве­ка.

4) Гу­ма­ни­сти­че­ский кри­те­рий про­грес­са свя­зы­ва­ют с ро­стом про­из­вод­ства и по­вы­ше­ни­ем про­из­во­ди­тель­но­сти труда.

5) Об­ще­ство пред­став­ля­ет собой си­сте­му, со­сто­я­щую из вза­и­мо­свя­зан­ных и вза­и­мо­дей­ству­ю­щих эле­мен­тов.

17. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную ди­на­ми­ку.

1) про­гресс

2) струк­ту­ра

3) эво­лю­ция

4) ре­фор­ма

5) ре­во­лю­ция

6) си­сте­ма

18. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и его раз­но­вид­но­стях и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.   1) Каж­дая сфера об­ще­ства яв­ля­ет­ся слож­ной са­мо­ор­га­ни­зу­ю­щей­ся си­сте­мой. 2) Ос­нов­ной фак­тор про­из­вод­ства тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства — де­неж­ный ка­пи­тал. 3) B ин­фор­ма­ци­он­ном об­ще­стве воз­ник­ла мас­со­вая куль­ту­ра. 4) Об­ще­ство яв­ля­ет­ся ди­на­мич­ной си­сте­мой. 5) В ши­ро­ком смыс­ле под об­ще­ством по­ни­ма­ют все формы объ­еди­не­ния и спо­со­бы вза­и­мо­дей­ствия людей.

18. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и его раз­но­вид­но­стях и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Каж­дая сфера об­ще­ства яв­ля­ет­ся слож­ной са­мо­ор­га­ни­зу­ю­щей­ся си­сте­мой.

2) Ос­нов­ной фак­тор про­из­вод­ства тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства — де­неж­ный ка­пи­тал.

3) B ин­фор­ма­ци­он­ном об­ще­стве воз­ник­ла мас­со­вая куль­ту­ра.

4) Об­ще­ство яв­ля­ет­ся ди­на­мич­ной си­сте­мой.

5) В ши­ро­ком смыс­ле под об­ще­ством по­ни­ма­ют все формы объ­еди­не­ния и спо­со­бы вза­и­мо­дей­ствия людей.

Ответы

  • 261984
  • си­сте­ма
  • 45
  • 1. Cмысл по­ня­тия, на­при­мер: Часть мира, обосо­бив­ша­я­ся от при­ро­ды, но со­хра­нив­шая связь с ней, вклю­ча­ю­щая в себя со­во­куп­ность всех форм объ­еди­не­ния людей и спо­со­бов их вза­и­мо­дей­ствия. 2. Одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о четырёх сфе­рах (под­си­сте­мах) об­ще­ства, на­при­мер: Тра­ди­ци­он­но учёные вы­де­ля­ют че­ты­ре сферы об­ще­ствен­ной жизни: со­ци­аль­ную, эко­но­ми­че­скую, по­ли­ти­че­скую и ду­хов­ную. 3. Одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса сущ­ность любой из этих сфер (под­си­стем), на­при­мер : По­ли­ти­че­ская сфера жизни об­ще­ства свя­за­на с осу­ществ­ле­ни­ем вла­сти, с де­я­тель­но­стью по управ­ле­нию де­ла­ми об­ще­ства в усло­ви­ях не­сов­па­де­ния ин­те­ре­сов и целей раз­лич­ных со­ци­аль­ных общ­но­стей.
  • со­ци­аль­ный ин­сти­тут
  • по­ли­ти­че­ская
  • 146
  • по­ли­ти­че­ские
  • 356
  • об­ще­ство как си­сте­ма
  • 125
  • 13
  • 1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: «со­во­куп­ность всех видов вза­и­мо­дей­ствия и форм объ­еди­не­ния людей, ко­то­рые сло­жи­лись ис­то­ри­че­ски».

2)два пред­ло­же­ния с ин­фор­ма­ци­ей об об­ще­стве, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер:

«Вы­де­ля­ют такие при­зна­ки об­ще­ства как си­сте­мы как слож­но­ор­га­ни­зо­ван­ность, ди­на­мич­ность, от­кры­тость и т.д.»;

Об­ще­ством в срав­ни­тель­но узком зна­че­нии этого слова может быть на­зва­но объ­еди­не­ние людей в связи с их об­щи­ми ин­те­ре­са­ми (на­при­мер, об­ще­ство лю­би­те­лей книги»).

14. 1) смысл по­ня­тия, на­при­мер : об­ще­ство - обосо­бив­ша­я­ся от при­ро­ды, но тесно свя­зан­ная с ней часть мира, вклю­ча­ю­щая в себя спо­со­бы вза­и­мо­дей­ствия людей и формы их объ­еди­не­ний; 2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о при­чи­не воз­ник­но­ве­ния ин­сти­ту­тов об­ще­ства (со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов), опи­ра­ю­щей­ся на зна­ние курса, на­при­мер: Воз­ник­но­ве­ние ин­сти­ту­тов об­ще­ства (со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов) свя­за­но с не­об­хо­ди­мо­стью удо­вле­тво­рить ос­нов­ные (ба­зо­вые) по­треб­но­сти об­ще­ства; 3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса сущ­ность семьи как со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та, на­при­мер: Как со­ци­аль­ный ин­сти­тут семья ха­рак­те­ри­зу­ет­ся опре­делённой струк­ту­рой и со­во­куп­но­стью со­ци­аль­ных норм, санк­ций и об­раз­цов по­ве­де­ния, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щих от­но­ше­ния между су­пру­га­ми, ро­ди­те­ля­ми и их детьми и дру­ги­ми род­ствен­ни­ка­ми.  15. 32121 135 26 145

14. 1) смысл по­ня­тия, на­при­мер : об­ще­ство - обосо­бив­ша­я­ся от при­ро­ды, но тесно свя­зан­ная с ней часть мира, вклю­ча­ю­щая в себя спо­со­бы вза­и­мо­дей­ствия людей и формы их объ­еди­не­ний;

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о при­чи­не воз­ник­но­ве­ния ин­сти­ту­тов об­ще­ства (со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов), опи­ра­ю­щей­ся на зна­ние курса, на­при­мер: Воз­ник­но­ве­ние ин­сти­ту­тов об­ще­ства (со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов) свя­за­но с не­об­хо­ди­мо­стью удо­вле­тво­рить ос­нов­ные (ба­зо­вые) по­треб­но­сти об­ще­ства;

3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса сущ­ность семьи как со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та, на­при­мер: Как со­ци­аль­ный ин­сти­тут семья ха­рак­те­ри­зу­ет­ся опре­делённой струк­ту­рой и со­во­куп­но­стью со­ци­аль­ных норм, санк­ций и об­раз­цов по­ве­де­ния, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щих от­но­ше­ния между су­пру­га­ми, ро­ди­те­ля­ми и их детьми и дру­ги­ми род­ствен­ни­ка­ми.

15. 32121

  • 135
  • 26
  • 145


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!