СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системы образования в различных странах мира

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет из себя реферат, зачтенный в качестве итоговой работы на курсах повышения квалификации. 

Просмотр содержимого документа
«Системы образования в различных странах мира»







РЕФЕРАТ

«СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА»




Выполнил преподаватель высшей категории, к.т.н. Непомящев А.А.


Введение

Опыт всегда двигал прогресс вперед. Опыт в образовании, вернее, в выборе системы образования – не исключение. Вот почему так важно, изучив опыт зарубежных коллег, выбрать то, что может быть полезно для применения в российских реалиях.

Ни для кого не секрет, что основы демократии, вернее, демократизации, проникли и в образовательные системы целого ряда зарубежных стран. Основные принципы – вариативность или дифференциация, возможность доступа к образованию всех слоев общества. Но, главное, это прозрачность всех этапов образовательной системы, и, как следствие – возможность ее преемственности.

В современном мире, когда прогресс шагает вперед семимильными шагами, бывает так, что информация, ее актуальность и ценность, устаревает практически мгновенно. Вот почему в мире действует устойчивая тенденция внедрять в образовательную систему как можно более совершенные и современные разработки и технологии. Кроме того, процесс образования должен постоянно быть в состоянии так называемого апгрейда и учитывать передовой опыт как можно большего количества участников образовательного процесса. Именно поэтому вопрос модернизации образовательной системы в настоящий момент как никогда актуален.

В соответствии с вышеизложенным, проблема изучения образовательных систем ведущих мировых стран, таких, как Германия, Соединенные штаты Америки, Великобритания, является актуальной как с научной, так и с практической точек зрения.

1. Образовательные системы: основы и особенности

1.1 Великобритания

1.1.1 Образование начального и среднего уровня

Великобритания во многих вопросах всегда была достаточно консервативной страной, и развитие системы образования всегда было одним из важнейших вопросов государственного уровня, вне зависимости от того, какие политические силы находятся или находились у власти. Решения, касаемые образования, принимаются здесь на самом высоком правительственном и парламентском уровне. Первый закон об образовании был принят здесь еще в 1944 году. Надо сказать, что в нем с английской педантичностью были прописаны и упорядочены практически все образовательные переделы. Кроме того, именно в этом законе были утверждены управленческие образовательные органы. Естественно, этот закон со временем изменялся и дополнялся в свете новых реалий. Так, в шестидесятые годы, назрела проблема снижения качества образования и, как следствие, необходимость кардинального изменения существующих законодательств в области образования. К слову сказать, подобная проблема существует и в нынешней Англии.

В настоящий момент образовательная структура туманного Альбиона, собственно, как и его политическо-экономическая система, делится на три части:

  1. Уэльс и Англия

  2. Шотландия

  3. Северная Ирландия.

Кроме, пожалуй, Шотландии, в остальных объектах нет сколько-нибудь значимой разницы в получении образования. В общем и целом, нынешняя образовательная система Соединенного Королевства делится на дошкольное, начальное, общее среднее, дальнейшее и высшее образование. Часто применительно к термину «дошкольное» употребляется термин «воспитание».

По статистическим данным на 2019 год, в Англии процент детей возраста от трех до пяти лет, посещающих детские сады или соответствующие частные центры, составляет 51,2%. Причем, начиная с пятилетнего возраста, дети попадают под систему обязательного обучения и идут в школу.

Таким образом, в Англии дети в возрасте от 5 до 16 лет обязательно должны учиться. Соответствующие положения закреплены в так называемом Акте о реформе образования, который был принят в 1988 году. В соответствии с этим актом, возрастной контингент обучающихся делится на четыре возрастных типа: 5-7 лет, 7-11 лет, 11-14 лет и 14-16 лет.

Под начальным образованием в Великобритании понимается возраст первой и второй стадий, то есть от пяти до одиннадцати лет. В этот возрастной промежуток все ученики распределяются по классам в соответствии с возрастом и получают знания от одного учителя. Продолжительность урока варьируется, опять-таки, в зависимости от возраста учеников, и в среднем составляет от 15 до 45 минут. В конце учебного процесса ученики не экзаменуются. Соответствующих свидетельств и аттестатов об окончании учебы они также не получают. В процентном соотношении 40-50 % учебы отдается на изучение английского языка, порядка 20% уходит на физическую подготовку, 15% - прикладное и декоративное искусства и только оставшееся время (около 15%) идет на такие предметы, как история, география, математика религия и прочие.

Школы в Великобритании делятся на два типа: объединенные и грамматические. Самые распространенные – это объединенные школы. В такие школы идут те, кто окончил начальную школу, причем неважно, с каким результатом, высоким или же низким. Это было сделано с целью уравнять возможности для получения образования. На мой взгляд, корни нынешней «инклюзии» лежат именно в этих английских объединённых школах.

Задача грамматических школ – иная. Тут целью ставится дальнейшее обучение выпускников в ВУЗах. Система здесь следующая: закончив пятый класс, можно уйти из школы и продолжить образование в другом месте, а можно остаться в шестом классе (обучение в нем будет продолжаться два года) и учиться в нем по программе индивидуального обучения.

В дальнейшем обучение очень похоже на нашу систему среднего профессионального образования: колледжи, институты, разнообразные учебные центры и тому подобное. В среднем, количество различных учебных заведений вышеназванного профиля насчитывает порядка 700-800 единиц. Таким образом, шестнадцати-восемнадцатилетние подростки могут получить в них различные уровни образования, включая высшее.

В Англии все учебные заведения, в которые попадают после школы, контролируются властью, то есть соответствующими местными структурами. Только статус заведения, как «королевской хартии», имеет исключение. В настоящее время в Великобритании наблюдается тенденция роста обучающихся, получающих так называемое дневное обучение. Именно поэтому практически все выпускники колледжей в дальнейшем идут получать высшее образование.

Забытая (к величайшему сожалению!) в России система профессионально-технических училищ нашла свое воплощение в Англии. Естественно, с учетом национальных особенностей. Здесь такого рода обучение осуществляется либо в так называемых технических колледжах, лидо прямо на производстве в специально организованных для этого центрах. Уровень подготовки – от обычного рабочего до профессионального мастера. Время, которое нужно потратить на обучение, варьируется, в зависимости от желаемого результата, от 1 до 5 лет.

1.1.2 Развитие системы высшего образования

На данный момент в Великобритании высшее образование – это политехнические колледжи и университеты. Такая система сложилась к шестидесятым годам прошлого уже века, когда остро стала проблема нехватки специалистов высшей школы. Безусловно, данная проблема была тесно связана с социальной, политической и экономической жизнью Англии того времени, однако, и надо отдать должное мобильности английских властей в этом вопросе, благодаря кардинальному реформированию высшего образования уже к концу шестидесятых годов XX века количество университетов в Англии увеличилось до двадцати трех. Примерно в то же время был создан первый технологический университет, а в 1969 заработал так называемый Открытый университет, осуществлявший немыслимое по тем временам новшество – дистантное обучение!

Неудивительно, что к концу 1970 года количество студентов высшего звена уже исчислялось примерно в 300000 при числе университетов – сорок пять единиц. Кроме того, следует особо отметить, что высшее образование ставило ориентир на специалистов, которые останутся работать в стране, то есть местный фактор в высшем образовании был доминирующим. Параллельно шел рост так называемого альтернативного коммерческого образований, а также развивался сектор искусства.

В 1979 году произошло некоторое изменение в политической системе страны: правительство стало практически целиком состоять из консерваторов. Естественно, вектор развития образования претерпел некоторые изменения. Теперь за основу принималось объединение и усреднение всех образовательных сегментов, а основной целью образования стало не столько развитие умений и навыков, сколько воспитание качественных управленцев социально-финансовой сферы. Дальнейшими действиями консерваторов стало снижение уровня финансирования высшего образования, которое стартовало в 1980 году. Естественно, данная непопулярная мера объяснялась необходимостью развить коммерческую деятельность высших учебных заведений, необходимость их тесного контакта и взаимодействия с различными отраслями промышленности. Все эти нововведения, кстати, жестко контролировались соответствующими инстанциями, вплоть до Королевской инспекции. Нечто подобное, только с национальным размахом и колоритом, проходило и у нас в России в девяностые годы прошлого века.

В такой обстановке интересы университетов и политехнических колледжей стали диаметрально противоположными. Первые стремились попасть под юрисдикцию местных властей, вторые, наоборот, тяготели к централизации, поскольку тогда было проще работать с коммерческими фирмами и предприятиями промышленности.

Особо стоит остановиться на структурном делении университетов. В Англии они делятся на унитарные и коллегиальные. Типичные коллегиальные университеты всем известны. Это Кембриджский и Оксфордский. Они включают в свой состав 29 и 39 колледжей соответственно. Унитарные университеты состоят собственно из факультетов и учебных отделений.

Действуют университеты на основании уставов или королевских хартий. Руководит университетом канцлер, он назначается напрямую королевой, однако, эта должность в большей степени носит формальный характер. На самом деле все задачи исполняет ректор или вице-канцлер. Органы университета – это сенат (академический орган) и совет (административный орган). В ведении совета находятся такие важные вопросы, как финансирование и формирование профессорско-преподавательского состава.

Октябрь – традиционное начало обучения в Великобритании. Учатся в английских вузах в течение триместров, каждый из которых длится от 8 до 10 недель. С июня по октябрь студенты уходят на летние каникулы.

Процедуру сдачи экзаменов составляют хартии. Как правило, количество основных экзаменов, которые обязательно надо сдать – два. Первый сдается после года обучения, второй – после третьего. В зависимости от результата выпускник получает соответствующую степень (университетскую или степень Совета по национальным академическим квалификациям).

В настоящее время образовательная система Великобритании, особенно высшее образование, претерпевает ряд реформ. В частности, планируются следующие нововведения:

- централизация финансирования;

- создание вузами специального органа аудиторской проверки качества образования;

- в целях развития экономических связей создание прочных контактов вузов с различными отраслями промышленности и коммерческими предприятиями;

- обеспечение взрослым гражданам более открытого доступа для получения высшего образования.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что изменения в образовании Великобритании направлены не только на повышение качества образования, но и на его взаимосвязь с социально-экономическими реалиями страны.

1.2 Германия

Германия, в вопросах образования, является еще более консервативной, чем Англия. Здесь сплошная классика: уровень образования состоит из трех ступеней, начальная, средняя и высшая школы. И хотя на всех трех ступенях есть различные частные школы и вузы, государственных учреждений значительно больше. Получение германскими гражданами обязательного бесплатного среднего образования обязательно и закреплено на законодательном уровне. Кроме того, во многих вузах страны обучение также является бесплатным.

Жизнь современной германской образовательной системе дала Веймарская республика в далеком 1920 году. Именно тогда школа была разделена на три части:

- полная народная школа;

- реальная школа;

- гимназия.

Полная народная школа давала всем бесплатное образование, тогда как в реальной школе и гимназии за учебу надо было платить. Такой порядок сохранялся вплоть до пятидесятых годов двадцатого века.

Удивительно, но, насколько образование в Германии находится под жестким государственным контролем, настолько дошкольное отдано в частные руки практически полностью. Более 80 % германских детских садов для детей от 3 до 5 лет – частные.

Начало школьного возраста в Германии – 6 лет, обязательная продолжительность обучения – 9 лет (в некоторых районах – 10 лет).

Начальная школа, как первая ступень обучения, длится с I по IV, а в некоторых районах – с I по VI классы. Особенность этой ступени обучения в том, что практически все предметы (музыка, математика, немецкий язык, история края, религия и прочие) преподаются в одной связке, то есть по принципу комплексного обучения. И только к концу третьего-началу четвертого класса некоторые предметы выделяются в отдельный блок.

Полная народная школа обучает вплоть до 9-10 классов. Стоит отметить, что обучающихся в этой школе настраивают на выбор профессии, поэтому на профессиональное мастерство отдается большое количество часов.

Огромный плюс системы германского образования в том, что если ты окончил полную народную школу, но желаешь также получить и диплом реальной школы, то такая возможность у тебя есть! Только сначала придется пройти дополнительные занятия по математике (в реальной школе уровень ее преподавания выше) и сдать соответствующие экзамены по физике, химии, английскому языку и биологии, поскольку эти предметы в реальной школе обязательны. По похожей схеме выпускники реальной школы могут продолжить учебу в гимназии.

Но вот высшее образование могут получить только те, кто успешно окончит гимназию. По статистике, количество подростков, идущих в гимназию, составляет около 16% от общего их количества, а окончивших полный курс гимназии (а это тринадцать классов) еще вполовину меньше. По той же статистике больше всего отчислений идет после X класса.

Германия поддерживает профессиональное образование на государственном уровне. Получить такое образование обязаны все выпускники полной народной школы. Многие получают его, уже работая на производстве. Срок обучения составляет три года при количестве часов от 6 до 8 в неделю.

Существует в Германии и школы, в которых можно получить различные специальности. Эти школы так и называются – «школа специальностей». Проучившись в такой школе от одного года до четырех лет, можно получить профессии в таких отраслях, как медицина, домоводства, сельское хозяйство и прочие.

Количество высших учебных заведений в Германии на данный момент составляет порядка 350 заведений. Большая часть из них, естественно, государственные, и даже имеющиеся частные без соответствующей лицензии (понятно, государственной) работать не смогут.

Вузы Германии, как и вузы Великобритании, во многом нацелены на взаимодействие с промышленными предприятиями. Разница, на мой взгляд, в том, что в Германии часто инициаторами такого взаимодействия выступают сами предприятия, создавая с вузами определенные исследовательские центры для проведения необходимых исследований. Примерно так в советское время работали разнообразные НИИ. Стоит особо отметить, что при таком сотрудничестве практику на фирме проходят студенты и даже преподаватели, а сотрудники фирмы, в свою очередь, обязательно должны пройти практику в вузе.

Самой интересной особенностью германской образовательной системы является «Закон о стимулировании образования». В соответствии с этим законом студентам в месяц государство платит порядка 600 евро. Отличие от привычной нам стипендии в том, что около половины от этой суммы выплачивается всем независимо от успеваемости, а вторая половина считается кредитом. Школьники получают только дотации, на стипендию могут претендовать лишь те, у кого есть соответствующие документы о низких доходах их родителей, не позволяющих ребенку самостоятельно получить образование.

Анализ германской образовательной системы позволяет сделать вывод о правильном подходе государства к проблеме получения образования. В результате такого подхода, с одной стороны, образование, полученное в Германии, является вполне ликвидным в других странах, а с другой стороны, оно сохраняет национальный колорит и традиции.

1.3 США

Образовательная система, сложившаяся в США на сегодняшний день, впитала в себя все исторические, социальные, экономические и национальные особенности страны. Поэтому американское образование существенно отличается от образования европейского. В лучшую или худшую сторону, давайте разбираться.

Поскольку США считают себя оплотом мировой демократии, то в этой стране государственного образования просто нет. В каждом штате свои порядки и своя образовательная структура. Поэтому такие принципы, как самофинансирование, самоуправление и самоопределение являются неотъемлемой частью всех образовательных систем в этой стране. Причем, как многое в Америке, школьное самоуправление возводится чуть ли не в национальный ранг и всячески приветствуется и поощряется. На деле получается, что учебные программы, образовательные стандарты, финансовые вложения в развитие, выдача свидетельств об образовании, система оценивания и перевода в следующий класс, даже утверждение штатного преподавательского состава – все дается на откуп руководству каждого конкретного штата.

Несмотря на такую свободу и демократию, в образовательной системе США все-таки можно выделить определенную структуру:

- дошкольное образование;

- «всеохватывающая» (по сути, общеобразовательная) школа с двенадцатилетним обучением;

- профессиональное и высшее образования (в Америке такое образование называют послесредним).

Целью дошкольного образования является подготовка детей к школе. Естественно, все разработки для дошкольного обучения построены на так любимых американцами принципах демократии, самостоятельности и индивидуальности.

Когда американскому ребенку исполняется 6 лет, он начинает учиться в элементарной (по-нашему, начальной) школе. Учится он там до 12 лет. Изучаемые предметы весьма разнообразны: математика, английский язык, естествознание, литература, гражданское право, пение, музыкальное искусство, рисование, физкультура. Далее идет средняя школа, которая делится на школу младшего звена и школу старшего звена. Младшее звено, состоящее из учеников VII-IX классов, около трети от общего количества учебных часов изучают обязательную для всех программу, а оставшееся время отведено для освоения предметов, которые каждый ученик выбирает для себя сам. Старшее звено, а это уже классы с десятого по одиннадцатый, осваивают пять обязательных дисциплин и большое множество предметов самого разнообразного направления.

Цифры, показывающие количество ресурсов, задействованных в американском образовании, конечно, впечатляют: около 90000 образовательных учреждений, порядка 45 миллионов обучающихся, из них около 10 миллионов – это учащиеся высших учебных заведений, почти 2 миллиона учителей.

Навыки, необходимые для получения профессии, ученики получают как в обычных школах, так и в специальных центрах профессиональной подготовки. Такие центры обычно организуют сразу несколько школ. В результате массовости таких центров, почти две трети обучающихся получают профессиональные навыки различных профессий.

В высшем образовании соединенных штатов, конечно, большое количество разнообразных программ и дисциплин, однако, все они воплощаются в жизнь, строго следуя социальным нормам и идеологии страны.

Еще одной особенностью американских вузов является то, что каждый вуз существует как отдельный городок. Такие городки называются кампусами. В них есть все необходимое для нормального осуществления не только образовательного процесса, но и жизни: лекционные и лабораторные залы и здания, общежития, дома для преподавателей, столовые, спортивные и концертные залы.

На мой взгляд, одной из актуальных проблем американского высшего образования (да и не только американского) является резкое снижение популярности инженерно-технических профессий. Для этого многие специалисты предлагают провести серьезную реорганизацию всей системы высшей школы. В противном случае, в недалеком будущем может появиться серьезный дефицит инженеров-технологов, причем по самым разнообразным специализациям.

Есть у американских вузов и свои плюсы – в большинство из них принимают всех желающих. Потом из этого количества идет отбор лучших, которым создаются лучшие же условия для дальнейшего обучения. Такая система называется селективностью. Еще один плюс – профессионально подобранный профессорско-преподавательский состав с высокой долей докторов наук в нем (в самых престижных вузах страны этот показатель достигает 100 %).

2. Систем образования: общий анализ

2.1 Среднее образование

В конце двадцатого века практически во всех рассматриваемых в данном реферате странах общее образование претерпело существенные изменения: бесплатное образование увеличилось по срокам, а между школой начального звена и средней школой появилось промежуточное звено.

Завершая начальную ступень и пройдя неполное среднее обучение, ученики могут попасть в один из трех образовательных потоков:

- дальнейшее обучение по полной образовательной программе (здесь ориентир идет на теорию и готовит слушателей к учебе в вузе);

- обучение в средней школе с дальнейшим поступлением в высшие учебные заведения технического характера;

- получение профессии в специальных заведениях (аналог наших ПТУ).

Образование в большинстве своем находится под государственным контролем. Однако во всех странах есть школы, вузы и прочие образовательные заведения частного характера, где обучение происходит за соответствующую плату. Кроме того, существуют и элитные школы, попасть в которые весьма трудно. Типичный пример таких заведений - Public schools в Великобритании и Independent schools в США.

В разных странах отношение к частным учебным организациям разное по степени лояльности. Практически полную свободу они имеют, пожалуй, только в США, в Великобритании и Германии предпочтение отдается государственным образовательным структурам, однако, при распределении финансов и субсидий все школы находятся в равных правах.

Отличительной особенностью финансирования образования практически во всех развитых странах (Великобритания, Германия и США – не исключение) является то, что затраты на него являются одной из основных бюджетных статей и составляют немалый удельный вес по отношению к общим затратам.

К слову сказать, педагоги рассматриваемых стран в большинстве своем ратуют за модернизацию методов, форм, средств и содержания образовательного процесса. Во всех трех странах, также крайне активно ведется полемика о путях повышения эффективности образовательного процесса. Кстати, в соединенных штатах Америки вопрос качества образования стоит наиболее остро. Но, для его решения, используется, на мой взгляд, не самый эффективный метод, который заключается в так называемой аккредитационной системе: если школа или вуз экономически рентабельны, и показатели качества образования на высоте, тогда прошедшее аккредитацию заведение может рассчитывать на льготное финансирование и кредитование.

В Великобритании и Германии подход к улучшению качества образования несколько иной. Здесь идут по принципу «лучше меньше, да лучше», то есть количество часов, отданных на обязательное образование, уменьшается, но зато уровень преподавания непрерывно растет. Если добавить к этому жесткую централизованность образования (управление, вопросы кадров, даже повышение квалификации – все контролируется одной структурой), то положительный результат не заставит себя долго ждать.

Итак, анализ систем образования Англии, Германии и США позволяет сделать следующие общие выводы:

- полная средняя школа имеет среднюю продолжительность учебы порядка двенадцати лет;

- делится полная средняя школа, как правило, на три ступени: начальная ступень, средняя ступень и старшая ступень;

- средняя школа – обязательна. Далее есть несколько вариантов дальнейшего обучения: высшее учебное заведение (академическое образование) и среднеспециальное образование (профессиональное образование);

- старшая школа, длящаяся с десятого по двенадцатый класс, дает профильный уровень обучения по нескольким специализациям;

- старшая школа делает упор на обязательные предметы. Количество их невелико, но изучение достаточно углубленное;

- не все закончившие среднюю школу могут получить документ об успешном ее окончании;

- чаще всего в высшее учебное заведение можно поступить, либо выиграв конкурс дипломов, либо успешно пройдя специальный тест. Он может быть общий для всех, а может быть и индивидуальным. Это зависит от каждого конкретного вуза.


2.2 Высшее образование

Высшее образование в настоящее время претерпевает существенные изменения. К сожалению, не всегда они положительны и ведут к повышению качества оказываемых услуг, хотя всегда преследуют именно эту цель. В рассматриваемых странах прослеживается та же тенденция. С одной стороны, престиж образования, особенно высшего, непрерывно растет, степень его воздействия на социальные, экономические, даже политические процессы в стране, также расширяется, с другой – налицо заметные упрощения в университетских программах и повышение престижа частного образования.

Поэтому проблема качества стоит во главе угла. В Англии ее решают путем усиления контроля государства за всеми высшими школами. Осуществляет ее так называемый Совет по высшему образованию. От решения Совета во многом зависти, какое финансирование получит тот или иной вуз. В Германии вопросами образования, особенно высшего, также ведает только государство. В США также происходит нечто подобное английской системе контроля, но, опять-таки, с национальным американским колоритом и их страстью к демократии: здесь действует не один Совет, а множество, и именуются они Агентствами, причем не всегда они государственные и об уровне их компетенции в вопросах образования можно дискутировать.

Заключение

Еще Отто фон Бисмарк сказал: «Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы». Действительно если в образовании есть проблемы, то они (проблемы) очень быстро перейдут на все сферы жизни общества. Именно поэтому нам в России так важно отладить нашу систему образования, чтобы она давала грамотных специалистов и вела к духовному, интеллектуальному, профессиональному и прочим ростам в обществе. А знание системы устройства образовательных систем других развитых стран, критический их анализ, позволит не слепо копировать все без разбора, а отделить «зерна от плевел». Можно с уверенностью заявить, что такой анализ в будущем может позволить создать единую образовательную систему.

Список использованной литературы

  1. Дмитриева В.П. О системе классического образования в Англии. // Учительская газета. - 2001. - №28-29. - с. 11-23.

  2. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика, 2002, №7.

  3. Курдюмова И.М. Инспектирование школ Великобритании // Педагогика. 2001. - №3. - С. 80-8

  4. Барбарига А.А. Среднее и среднее специальное образование в современной Англии. – Киев, 2005.

  5. Вейзеров В.А. Дошкольное образование и воспитание в Британии // Образование в современной школе, 2005, №4.

  6. Воробьев Н.Е., Иванова Н.В. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии // Педагогика, 2002, №7.

  7. Лысова Е. Б. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе. // «Педагогика», 2004. №3.

  8. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. – М., 2003.

  9. Высшее образование в США // Педагогика, 2004, №3.

  10. О.М. Карпенко Высшее образование в странах мира / О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. - М.: Современный гуманитарный университет, 2012. - 244 c.

  11. Галаган А.И. Финансирование образования в развитых зарубежных странах. – М., 2003.

  12. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!