14
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 83 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
И ИСПРАВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ
Практические рекомендации
для учителей начальных классов.
Учитель - дефектолог
Межерицкая Н.К.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты проблемы (кратко)……………………………… …3
2.Система дидактических игр и упражнений, направленных на предупреждение и исправление дисграфии.
Коррекция ошибок чтения и письма на уровне буквы;………………3
Коррекция ошибок чтения и письма на уровне слога; ……………….4
Коррекция ошибок чтения и письма на уровне слова;………………4-5
Коррекция ошибок чтения и письма на уровне словосочетания……5-6
Коррекция ошибок чтения и письма на уровне предложения……….6
3.Конспект урока «Дифференциация звуков З-З' .
«Полет на звездолете» 1 класс………………………………….…………...7-9
4. Литература …………………………………………………………………..10
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций : слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладение письмом, дисграфию.
Дисграфия - это частичное нарушение письма, проявляющаяся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонетического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройство памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Выделяются следующие группы ошибок при дисграфии:
а) графически сходных ( в-д; л – м; ц-щ);
б) обозначающих фонетически сходные звуки (д-т, б-п; г-к)
Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавление букв, слогов (весена - вместо весна, стана – вместо страна, кулбок – вместо клубок).
Искажения структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов ( например истплых странлетя грачи – вместо Из теплых стран летят грачи).
Аграмматизмы на письме ( например много карандашов, нет ключов, на ветков).
Коррекция ошибок чтения и письма на уровне буквы
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности.
Поэтому проводится предварительная работа по развитию пространственных ориентировок : определение схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов; схемы тела стоящего напротив; последовательности предметного ряда; последовательности числового ряда; графическое обозначение направлений.
- Выкладывание букв из палочек, с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.
- Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и зеркальные буквы.
- Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.
- Найти недостающие элементы букв. Игра «Буква сломалась».
- Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв семечками, ниточками и др.
- Демонстрация букв в разном положении.
- Определение буквы, «написанной» на спине ( пальцем по коже), на ладони, в воздухе ( с закрытыми глазами, с открытыми глазами).
- Систематическое придумывание детьми слов на данную букву.
- Поиск букв , наложенных друг на друга.
- Реконструирование букв.
- Придумывание слов на данную букву в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
-Определение букв, которые можно выложить из трех ( И,А, П,Н, С, К) и их двух (Т, Г, Х) палочек.
- Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
Коррекция ошибок чтения и письма на уровне слога
- Придумывание слов на заданный слог.
- Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука – красный цвет, для согласного твердого – синий, для согласного мягкого – зелёный, А также обратное задание : по данной схеме назвать слог.
- Работа с таблицами типа:
.А С.
.У М.
В результате этой работы выявляется слогообразующая роль звука. Без гласного нет слога.
- Игра «Живые буквы» . Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару так, чтобы получился слог.
- Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.
Коррекция ошибок чтения и письма на уровне слова
Вначале дается понятие «слово». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В,С, поэтому при изучении буквы «А» знакомим детей с союзом «а». Составляем предложения, используя картинки, между которыми написана буква «а» (противительный союз):
Морковь-овощ, а яблоко- фрукт. Морковь растет в огороде, а яблоко – в саду.
Для работы с предлогами используются схемы.
Отгадывание ребусов.
Учим детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой? Какая? Какое? Какие?
Для уяснения лексического значения слова используются задания на подбор нужного слова к смысловому ряду.
Деление слов на слоги. Игра «Телеграф» Выделение ударного слога.
Подбор слов к слоговым схемам.
Исключение лишних слов.
Составление слов из данных слогов.
Составление слова с использованием начальных звуков.
Замена одного звука ( буквы) для получения нового слова. Чтение слов в обратном порядке: шалаш – сон – наган.
Игра «Слово рассыпалось».
Подбор слов к данной рифме.
Работа со сложными словами. Какие два слова спрятались в одном? Например : самокат- сам катит.
Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам.
Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.
Работа с омонимами.
Работа по профилактике ошибок в ловах, имеющих приставки. Дифференцирование приставки и предлога.
Чтение слов по полбуковке.
Работа с изографами.
Коррекция ошибок чтения и письма на уровне словосочетания
Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы : какой? какая? какие? чей? чья? чье? чьи? Яблоко (какое?) – сочное, спелое, вкусное, крупное, зеленое, гнилое. След (чей?) – заячий, волчий, лисий.
Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое, теплые?
Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочитание.
Зеленый листья
Зеленая платье
Зеленое дуб
Зеленые лужайка
«Помоги Незнайке исправить ошибку» Например: длинная вечер ( длинный) , красный яблоко ( красное).
Подбор как можно большего количества к данному слову. Например, что можно сделать с яблоком ? ( купить, съесть, нарисовать, вылепить и др.)
Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например, прийти к …( дому, дедушке).
Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например. Женя упал – Женя упала.
Коррекция ошибок чтения и письма на уровне предложения
Составление предложений по схемам. И обратное задание: составление схем к данным предложениям.
Перестановка слов: Юли, красивая. Кукла, у. – У Юли красивая кукла.
Исключение слов из предложения:
пропуск предлогов : Мы гуляли …. Лесу.
пропуск прилагательных : Летом листья клена зеленые, а осенью …..
пропуск существительных : яблоки растут на …..
пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь …
пропуск глаголов : Саша …. Машину.
закончить логически фразы : Врач – это человек, который…. ( лечит).
предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась.
постановка точек в предложениях, написанных на доске или на карточках.
Все будущие затруднения в письме почти безошибочно можно предсказать в дошкольном возрасте, определив при этом даже вид будущей дисграфии. В случае выявления хотя бы одного «слабого звена» необходимо сделать все возможное для своевременного его выравнивания, а значит и для предупреждения специфических ошибок чтения и письма.
Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ 
«ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЁТЕ»
( 1 класс)
Цели: тренировать учащихся в различении твёрдых и мягких согласных звуков, дифференциации звуков [з ]- [з']; развивать фонетический слух, артикуляцию, звуковой анализ и внимание , память, мышление.
Ход урока
Организационный момент.
Игра с перебрасыванием мяча: « Что происходит в природе?»
Человек легко находит,
Что в природе происходит.
Логопед | Дети |
Солнце – что делает? | Светит, греет |
Ручьи – что делают? | Бегут, журчат |
Капель – что делает? | Звенит |
Птицы – что делают? | Прилетают, вьют, поют |
Ветерок – что делает? | Играет, ласкает |
| |
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение для щёк и губ «Пускаем кораблики».
- Кораблики плывут по волнам (уголки губ попеременно поднимаются),
- «исхудавшие за зиму зверята»,
- «сосулька тает» ( острый язык чередуется с широким языком),
- «капель стучит по крыше» ( т-т-т-т-т),
- «лопаются почки на деревьях» (д-д-д-д-д).
3.Новая тема.
О б о р у д о в а н и е : глобус; рисунки звездолета, девочки, мальчика, инопланетянина; звуковые линейки.
- На какой планете мы живем?
- Кто мы? (Дети Земли)
- А кто живет на звёздах? (Дети Звёзд)
- Они посылают нам свои любимые звуки [з ]- [з'] и приглашают в гости.
1. Х а р а к т е р и с т и к а з в у к о в .
- На чём мы отправимся в путь? (На звездолёте)
- Почему его так назвали?
- Достаньте звуковые линейки, измерьте это слово.
- Сколько звуков в этом слове? Какие по счету звуки [з ] ( 1 и 4)
- Выходим на связь с обитателями Звезды.
П р о и з н о ш е н и е з в у к о в в слогах, развитие просодии.
ЗА - ЗО – ЗУ (произносится вопросительно)
ЗЯ – ЗЁ – ЗЕ - ЗЮ (произносится утвердительно)
ЗВЕ - ЗВЯ – ЗВЕ (произносится удивленно)
ЗВУ – ЗВА – ЗВЫ ( произносится радостно)
- Звездные дети просят нас взять с собой земные предметы , в названии которых есть звуки
[з ], [з']. Что возьмём?
- Догадайтесь какой предмет я возьму : в его названии два звука А , первый звук В, третий – З Это …. ( ваза). А ещё я хочу взять с собой « зди - гво». Что это? ( Гвозди)
Нас не посадят на Звезду , если мы не запомним и не запишем их пароль.
З р и т е л ь н ы й д и к т а н т
З С Ш К П Р
Минутка релаксации
- Все уселись в звездолёт и отправились в полёт!
Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово?
Изобразите позы человека в состоянии невесомости.
- А сейчас мы подлетаем к Звезде. « К Звезде далёкой добрались! Звездолёт наш , опустись!»
4. З в у к о – с л о г о в о й а н а л и з и с и н т е з.
- Сейчас мы узнаем имена звёздных мальчика и девочки, которые нас встречают.
Собери слово из звуков: А З А
З О Н И К
- А ещё у них есть друг З У С Я !
Он может танцевать, петь и светится, как фонарик.
Он любит вот что: фир – зе, зюм – и . Что это? (Зефир, изюм)
- А мы какую ягоду привезли в поджарок детям Звёзд? Посмотрите на схему (звукобуквенный анализ слова «земляника»)
- Какое знакомое слово прячется в слове «земляника»? ( слово – Земля). Почему ягоду так назвали? Составьте красивое предложение с этим словом.
- Вспомните, что ещё мы привезли Азе и Зонику. Напечатайте в своих тетрадях по три слова.
В з а и м о п р о в е р к а т е т р а д е й.
- Расскажите Азе, Зону и Зусе о нашей планете. Какая она?
Р а с с м а т р и в а н и е г л о б у с а.
Мальчик Зон говорит, что если к его имени подставить впереди звук О , получится – ОЗОН. Повторите это слово. А вы знаете, что в атмосфере Земли есть озоновый слой? Он предохраняет живые организмы от вредного влияния ультрафиолетовых лучей. Нам надо учиться беречь озоновый слой. Как? Спросите у своих мама и пап, а на следующем уроке мы это обсудим.
- Ну, а теперь пора прощаться. Мы приглашаем детей Звёзд в нам в гости! Произнесём слова: «Все уселись в звездолёт и отправились в полет!»
Подведение итогов.
-Что понравилось на уроке? Что интересное и новое узнали сегодня?
ЛИТЕРАТУРА:
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического образования у детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебно-метод. пособие / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии: собр.соч./Л.С.Выготский- М ., 1995.-Т.5
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М .: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004.
Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя/ В.В. Лайло – М.: Дрофа, 2001
Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности : пособие для учителя/ В.В. Лайло – М.: Дрофа, 2002
Лукашенко М.Л. Дисграфия. Исправление ошибок при письме / М.Л. Лукашенко . Н.Г. Свободина – М.: Эскимо, 2004
Лурия А.Р. Речь и мышление / А.Р.Лурия – М., 1975
Нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия /под ред. Л.С. Волковой – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – КН IV. – (Методическое наследие).
Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
Ястребова А.В. Как помочь детям с недостатками речевого развития / А.В. Ястребова , Т.П. Бессонова – М ., 1999