СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система дидактичесих игр и упражнений, направленных на предупреждение и исправление дисграфии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе изложены теоретические аспекты работы по коррекции и предупреждению дисграфических ошибок письма учащимися начальных классов при обучении грамоте. и предложена система  коррекционных упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Система дидактичесих игр и упражнений, направленных на предупреждение и исправление дисграфии»

14


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 83 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»













СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ,

НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

И ИСПРАВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ







Практические рекомендации

для учителей начальных классов.







Учитель - дефектолог

Межерицкая Н.К.







СОДЕРЖАНИЕ

1.Теоретические аспекты проблемы (кратко)……………………………… …3

2.Система дидактических игр и упражнений, направленных на предупреждение и исправление дисграфии.

  • Коррекция ошибок чтения и письма на уровне буквы;………………3

  • Коррекция ошибок чтения и письма на уровне слога; ……………….4

  • Коррекция ошибок чтения и письма на уровне слова;………………4-5

  • Коррекция ошибок чтения и письма на уровне словосочетания……5-6

  • Коррекция ошибок чтения и письма на уровне предложения……….6



3.Конспект урока «Дифференциация звуков З-З' .

«Полет на звездолете» 1 класс………………………………….…………...7-9



4. Литература …………………………………………………………………..10

















































Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций : слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладение письмом, дисграфию.

Дисграфия - это частичное нарушение письма, проявляющаяся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонетического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройство памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Выделяются следующие группы ошибок при дисграфии:

  • Искаженное написание букв (например, э - є, С – Ɔ).

  • Замены рукописных букв:

а) графически сходных ( в-д; л – м; ц-щ);

б) обозначающих фонетически сходные звуки (д-т, б-п; г-к)

  • Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавление букв, слогов (весена - вместо весна, стана – вместо страна, кулбок – вместо клубок).

  • Искажения структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов ( например истплых странлетя грачи – вместо Из теплых стран летят грачи).

  • Аграмматизмы на письме ( например много карандашов, нет ключов, на ветков).


Коррекция ошибок чтения и письма на уровне буквы


В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности.

Поэтому проводится предварительная работа по развитию пространственных ориентировок : определение схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов; схемы тела стоящего напротив; последовательности предметного ряда; последовательности числового ряда; графическое обозначение направлений.

- Выкладывание букв из палочек, с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

- Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и зеркальные буквы.

- Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.

- Найти недостающие элементы букв. Игра «Буква сломалась».

- Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв семечками, ниточками и др.

- Демонстрация букв в разном положении.

- Определение буквы, «написанной» на спине ( пальцем по коже), на ладони, в воздухе ( с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

- Систематическое придумывание детьми слов на данную букву.

- Поиск букв , наложенных друг на друга.

- Реконструирование букв.

- Придумывание слов на данную букву в определенной позиции (начало, середина, конец слова).

-Определение букв, которые можно выложить из трех ( И,А, П,Н, С, К) и их двух (Т, Г, Х) палочек.

- Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.


Коррекция ошибок чтения и письма на уровне слога


- Придумывание слов на заданный слог.

- Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука – красный цвет, для согласного твердого – синий, для согласного мягкого – зелёный, А также обратное задание : по данной схеме назвать слог.

- Работа с таблицами типа:

.А С.

.У М.

В результате этой работы выявляется слогообразующая роль звука. Без гласного нет слога.

- Игра «Живые буквы» . Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару так, чтобы получился слог.

- Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.



Коррекция ошибок чтения и письма на уровне слова


Вначале дается понятие «слово». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В,С, поэтому при изучении буквы «А» знакомим детей с союзом «а». Составляем предложения, используя картинки, между которыми написана буква «а» (противительный союз):

Морковь-овощ, а яблоко- фрукт. Морковь растет в огороде, а яблоко – в саду.

Для работы с предлогами используются схемы.

Отгадывание ребусов.

Учим детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой? Какая? Какое? Какие?

Для уяснения лексического значения слова используются задания на подбор нужного слова к смысловому ряду.

Деление слов на слоги. Игра «Телеграф» Выделение ударного слога.

Подбор слов к слоговым схемам.

Исключение лишних слов.

Составление слов из данных слогов.

Составление слова с использованием начальных звуков.

Замена одного звука ( буквы) для получения нового слова. Чтение слов в обратном порядке: шалаш – сон – наган.

Игра «Слово рассыпалось».

Подбор слов к данной рифме.

Работа со сложными словами. Какие два слова спрятались в одном? Например : самокат- сам катит.

Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам.

Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.

Работа с омонимами.


Работа по профилактике ошибок в ловах, имеющих приставки. Дифференцирование приставки и предлога.

Чтение слов по полбуковке.

Работа с изографами.


Коррекция ошибок чтения и письма на уровне словосочетания


  • Сочетания существительных и прилагательными


  1. Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы : какой? какая? какие? чей? чья? чье? чьи? Яблоко (какое?) – сочное, спелое, вкусное, крупное, зеленое, гнилое. След (чей?) – заячий, волчий, лисий.

  2. Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое, теплые?

  3. Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочитание.

Зеленый листья

Зеленая платье

Зеленое дуб

Зеленые лужайка

  1. «Помоги Незнайке исправить ошибку» Например: длинная вечер ( длинный) , красный яблоко ( красное).


  • Сочетание существительных с глаголами


  1. Подбор как можно большего количества к данному слову. Например, что можно сделать с яблоком ? ( купить, съесть, нарисовать, вылепить и др.)

  2. Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например, прийти к …( дому, дедушке).

  3. Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например. Женя упал – Женя упала.


  • Сочетание существительных с числительными.


Коррекция ошибок чтения и письма на уровне предложения


  • Составление предложений по схемам. И обратное задание: составление схем к данным предложениям.

  • Перестановка слов: Юли, красивая. Кукла, у. – У Юли красивая кукла.

  • Исключение слов из предложения:

  1. пропуск предлогов : Мы гуляли …. Лесу.

  2. пропуск прилагательных : Летом листья клена зеленые, а осенью …..

  3. пропуск существительных : яблоки растут на …..

  4. пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь …

  5. пропуск глаголов : Саша …. Машину.

  6. закончить логически фразы : Врач – это человек, который…. ( лечит).


  • Выделение границ предложений в тексте.

  1. предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась.

  2. постановка точек в предложениях, написанных на доске или на карточках.

  • Выделение всех слов в предложении, подсчет их количества и составление нового предложения с тем же количеством слов.


Все будущие затруднения в письме почти безошибочно можно предсказать в дошкольном возрасте, определив при этом даже вид будущей дисграфии. В случае выявления хотя бы одного «слабого звена» необходимо сделать все возможное для своевременного его выравнивания, а значит и для предупреждения специфических ошибок чтения и письма.



Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

«ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЁТЕ»

( 1 класс)

Цели: тренировать учащихся в различении твёрдых и мягких согласных звуков, дифференциации звуков [з ]- [з']; развивать фонетический слух, артикуляцию, звуковой анализ и внимание , память, мышление.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Игра с перебрасыванием мяча: « Что происходит в природе?»

Человек легко находит,

Что в природе происходит.



Логопед

Дети


Солнце – что делает?

Светит, греет

Ручьи – что делают?

Бегут, журчат

Капель – что делает?

Звенит

Птицы – что делают?

Прилетают, вьют, поют

Ветерок – что делает?

Играет, ласкает





  1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение для щёк и губ «Пускаем кораблики».

- Кораблики плывут по волнам (уголки губ попеременно поднимаются),

- «исхудавшие за зиму зверята»,

- «сосулька тает» ( острый язык чередуется с широким языком),

- «капель стучит по крыше» ( т-т-т-т-т),

- «лопаются почки на деревьях» (д-д-д-д-д).

3.Новая тема.

О б о р у д о в а н и е : глобус; рисунки звездолета, девочки, мальчика, инопланетянина; звуковые линейки.



- На какой планете мы живем?

- Кто мы? (Дети Земли)

- А кто живет на звёздах? (Дети Звёзд)

- Они посылают нам свои любимые звуки [з ]- [з'] и приглашают в гости.



1. Х а р а к т е р и с т и к а з в у к о в .

- На чём мы отправимся в путь? (На звездолёте)

- Почему его так назвали?

- Достаньте звуковые линейки, измерьте это слово.

- Сколько звуков в этом слове? Какие по счету звуки [з ] ( 1 и 4)

- Выходим на связь с обитателями Звезды.

  1. П р о и з н о ш е н и е з в у к о в в слогах, развитие просодии.



ЗА - ЗО – ЗУ (произносится вопросительно)

ЗЯ – ЗЁ – ЗЕ - ЗЮ (произносится утвердительно)

ЗВЕ - ЗВЯ – ЗВЕ (произносится удивленно)

ЗВУ – ЗВА – ЗВЫ ( произносится радостно)



- Звездные дети просят нас взять с собой земные предметы , в названии которых есть звуки

[з ], [з']. Что возьмём?

- Догадайтесь какой предмет я возьму : в его названии два звука А , первый звук В, третий – З Это …. ( ваза). А ещё я хочу взять с собой « зди - гво». Что это? ( Гвозди)



Нас не посадят на Звезду , если мы не запомним и не запишем их пароль.

З р и т е л ь н ы й д и к т а н т

З С Ш К П Р



  1. Минутка релаксации

- Все уселись в звездолёт и отправились в полёт!

Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово?

Изобразите позы человека в состоянии невесомости.



- А сейчас мы подлетаем к Звезде. « К Звезде далёкой добрались! Звездолёт наш , опустись!»







4. З в у к о – с л о г о в о й а н а л и з и с и н т е з.



- Сейчас мы узнаем имена звёздных мальчика и девочки, которые нас встречают.

Собери слово из звуков: А З А

З О Н И К

- А ещё у них есть друг З У С Я !

Он может танцевать, петь и светится, как фонарик.

Он любит вот что: фир – зе, зюм – и . Что это? (Зефир, изюм)

- А мы какую ягоду привезли в поджарок детям Звёзд? Посмотрите на схему (звукобуквенный анализ слова «земляника»)

- Какое знакомое слово прячется в слове «земляника»? ( слово – Земля). Почему ягоду так назвали? Составьте красивое предложение с этим словом.

- Вспомните, что ещё мы привезли Азе и Зонику. Напечатайте в своих тетрадях по три слова.

В з а и м о п р о в е р к а т е т р а д е й.



- Расскажите Азе, Зону и Зусе о нашей планете. Какая она?

Р а с с м а т р и в а н и е г л о б у с а.

Мальчик Зон говорит, что если к его имени подставить впереди звук О , получится – ОЗОН. Повторите это слово. А вы знаете, что в атмосфере Земли есть озоновый слой? Он предохраняет живые организмы от вредного влияния ультрафиолетовых лучей. Нам надо учиться беречь озоновый слой. Как? Спросите у своих мама и пап, а на следующем уроке мы это обсудим.

- Ну, а теперь пора прощаться. Мы приглашаем детей Звёзд в нам в гости! Произнесём слова: «Все уселись в звездолёт и отправились в полет!»

  1. Подведение итогов.

-Что понравилось на уроке? Что интересное и новое узнали сегодня?



















ЛИТЕРАТУРА:



Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического образования у детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебно-метод. пособие / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.



Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии: собр.соч./Л.С.Выготский- М ., 1995.-Т.5



Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М .: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004.



Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя/ В.В. Лайло – М.: Дрофа, 2001



Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности : пособие для учителя/ В.В. Лайло – М.: Дрофа, 2002



Лукашенко М.Л. Дисграфия. Исправление ошибок при письме / М.Л. Лукашенко . Н.Г. Свободина – М.: Эскимо, 2004



Лурия А.Р. Речь и мышление / А.Р.Лурия – М., 1975



Нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия /под ред. Л.С. Волковой – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – КН IV. – (Методическое наследие).



Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997



Ястребова А.В. Как помочь детям с недостатками речевого развития / А.В. Ястребова , Т.П. Бессонова – М ., 1999