Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка № 7 Дзержинского района Волгограда»
400137, г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 36
ИНН/КПП 3443905565 / 344301001, ОГРН 1023402981030
Тел. 31-61-93, 53-69-39 (факс)
СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(из опыта работы воститателя
высшей квалификационной категории
Земковой Натальи Геннадьевны)
Волгоград 2017
Нет необходимости доказывать, что чтение определяет общее развитие ребенка. Когда же можно начинать обучать ребенка чтению? Чем раньше, тем лучше. Данные советских психологов свидетельствуют об особом «чутье» ребенка 3 – 4-летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает. Ребенок, как говорит Д.Н.Богословский, как бы теряет свои «лингвистические способности. Введение ребенка в языковую деятельность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
Используя в своей работе методику Санкт – Петербургского педагога – новатора Н.А.Зайцева, я попробовала начать обучение чтению во II младшей группе. Эта методика подразумевает использование таблиц складов и «звучащих» кубиков. Вот здесь я и столкнулась с прблемой. Дети заскучали. Им было трудно усвоить само понятие «склады», буквы трудно запоминались только по таблице, потому что внимание ребенка 3-х лет ограничено.
Появилась необходимость дополнить методику Н.А. Зайцева игровым материалом.
Исходя из проблем поставила перед собой следующие задачи:
Познакомить детей с буквами, научить различать понятия «звук» и «буква», используя дидактические игры и игровые приемы.
Развивать элементарные навыки чтения по складам у детей трехлетнего возраста.
Развивать сообразительность, воображение ребенкуа, умение быстро находить правильное решение в дидактических играх.
Уже несколько лет я обучаю детей чтению по системе Н.А.Зайцева. Вначале с детьми старших групп, а затем – с детьми II младшей группы.
Свою работу я начинаю с проведения диагностики, а также использую тест Дж. Чейли Исходя из полученных результатов, поделив детей на подгруппы, составила перспективный план, в который включила игры – занятия по обучению чтению Чтобы не увеличивать нагрузку на детей, заменяю одно из занятий по развитию речи занятием по обучению чтению.
С чего же и как я начинаю обучение чтению?
Прежде всего необходимо дать ребенку первоначальные понятия о буквах и звуках, объяснить их сходства и различия. Чем «делаются» звуки? Ртом. А чем «делается » буква? Рукой с карандашом или ручкой. Буква воспринимается глазами. Мы ее видим. А звук мы воспринимаем ушами. Звук мы слышим. Можно ли услышать буквы? Нет. Буква глуха и нема. Но у нее есть название – имя, значит ее можно сказать и увидеть, но сами буквы молчат. А можно ли увидеть звуки? Нет! Звуки невидимы, мы их только слышим.
Когда ребенок усвоил, в чем состоит различие между буквой и звуком, процесс обучения пойдет более эффективно.
Необходимо помнить, что путь ребенка к быстрому и свободному чтению лежит через игры в буквы и звуки.
Большую роль я отвожу играм – звукоподражаниям. Это может быть элемент рассказа или стихотворения. Со старшими детьми мы составляем их вместе. С младшими же короткие дидактические рассказы составляю сама. Это может быть рассказ о прогулке в лес, где дети слушают голоса птиц, журчание ручейка, шум деревьев, или рассказ о забавных встречах мальчика с домашними животными на улице села, или рассказ о том, как дети или куклы устроили самодеятельный оркестр из разных инструментов. Многократное звукоподражание в в ходе рассказа быстро подхватывают дети, которым это доставляет огромное удовольствие. В этот период большое значение имеет развитие речевого слуха. В этом случае я использую дидактические игры, в которых перед детьми ставлю задачу угадать, какое слово я произнесла. Эту задачу варьирую. Первый вариант: дети угадывают шепотом произнесенное слово, смотря мне в лицо, т.е. слуховое восприятие сочетается со зрительным. Второй вариант: дети воспринимают слова только на слух, не глядя мне в лицо.
Любима детьми и другая игра: «Угадай, кто сказал», которая также способствует развитию речевого слуха, т.к. заставляет их внимательно вслушиваться в речь говорящего.
Педагогами и психологами уже давно замечено, что возможности детского интеллекта поразительны. Память ребенка велика по объему и может принять большое количество информации.
Чтобы у ребенка быстрее происходило отвлечение от формы и цвета, у меня имеются различные по виду буквы: разного цвета и размера, буквы на магнитной доске, буквы, изготовленные из наждачной бумаги.
Чтобы занятие было успешным, я соблюдаю следующие принципы:
ребенок должен понимать, что надо делать в каждом упражнении и сначала выполнить его мысленно, а потом практически;
перед ребенком ставится только одна задача, т.к. объем его памяти ограничен;
нагрузка в упражнениях должна быть максимальной. Например: ребенок должен не только узнавать букву, но и делать это быстро.
Знакомство с буквой у нас начинается с того, что я предлагаю детям пофантазировать, на что похожа буква, найти ее среди других букв, разбросанных на фланелеграфе. Мы составляем ее из спичек, лепим из пластилина.
Очень любят дети дидактическое упражнение «Полубуковка»: воспитатель выставляет на наборном полотне уже изученные буквы и закрывает их нижнюю половину. Дети по верхней части должны правильно определить каждую букву. Подобное упражнение весьма полезно для выработки техники чтения, поскольку в процессе чтения верхняя часть начертания букв несет основную зрительно-ориентировочную нагрузку.
Не меньшее удовольствие у детей вызывает дидактическое упражнение «Поставь букву правильно»



I I I I I
Для лучшего запоминания букв я изготовила дидактическое пособие «Вертолина». Два диска наложены друг на друга, нижний закреплен, на нем написаны буквы,. Верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной в букву, сектор. Дети по очереди вращают диск. Нужно назвать правильно ту букву, на которой остановилась прорезь.
Пока ребенок еще не научился читать, но уже знает буквы, ему можно предложить игру «Узнай слово». На карточках крупно написаны печатными буквами слова – названия персонажей любой сказки. Например, «Репка» - дед, бабка, кошка, внучка, Жучка. Нужно разложить карточки на столе, чтобы ребенок мог видеть каждое слово. Я начинаю рассказывать сказку, а ребенок в соответствии с этим рассказом передвигает карточку.
Воспитатель: «Посадил дед репку». Ребенок находит слово «дед» и кладет перед собой, затем находит слово «репка» и пододвигает к себе.
Воспитатель: «Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед тянуть репку. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку». Ребенок находит слово «бабка» и кладет за словом «дед».
Воспитатель: «Тянут-потянут репку, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку». Ребенок берет карточку со словом «внучка» и кладет его рядом со словом «бабка». И так сказка рассказывается до конца.
Если ребенок не в состоянии узнать слово, ему на помощь прихожу я и придвигаю к нему карточку со словом сама. При повторном рассказывании ребенок проделывает это уже самостоятельно
Можно поиграть в аналогичную игру «Гости».
Воспитатель: «К нам скоро придут гости. Какую посуду мы поставим на стол?» Таблички с названием посуды напечатаны заранее и поставлены рядом с посудой (около чайника – табличка «Чайник» и т.д.) Ребенок называет слово, смотрит на табличку и берет предмет.
В этих играх ребенок учится узнавать слова, еще не умея читать,- как картинки. Это способствует освоению навыков быстрого чтения.
С большим удовольствием дети приняли игру «Цветок - Обучайка». Эта игра состоит как бы из двух этапов. На первом этапе дети обводят фломастером буквы по контуру. Когда они овладевают навыком написания букв, переходим ко второму этапу – самостоятельному написанию букв под диктовку.
Обдумывая, как лучше и эффективнее подключить к занятиям обучения детей чтению элементы игрового и занимательного характера, я стараюсь привлечь к себе в помощь сказочных героев, создавать с их помощью различные побудительные ситуации: «Поможем Незнайке!», «Что придумал Буратино?». Так же сказочные герои приходят, предлагая интересные игры при изучении букв: А – Айболит, Б – Белоснежка, В – Вини-Пух, Г – гномики и т.д.
Много раз я убеждалась, что при обучении чтению невозможно обойтись без дидактических игр. Дидактическая игра кроме познавательных имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается и основная цель обучения. Упражнения, проводимые в форме игры, совсем по-другому воспринимаются детьми: они без усилий, с интересом и даже с удовольствием повторяют нужные действия. Например, упражнение «Найди букву среди других» не вызывает у детей должного интереса. Но если это упражнение заменить дидактической игрой «Помоги Карлсону найти нужную букву», дети с удовольствием помогают своему любимому герою.
Очень любят дети слушать сказки и приключения букв, сочинять свои. Чтобы ребенку был более понятен механизм образования складов, я рассказываю им сказку о том, как буквам скучно жить по одной и поэтому они очень любят ходить друг к другу в гости. Изготовила пособие «Поплывем на лодочке». (Море с заливами, в которых разместились гласные буквы. На маленькую лодочку сажаем по очереди согласные буквы. Они по очереди причаливают то перед одной, то перед другой гласной, а ребенок читает получающиеся склады.
Аналогично проходит игра «Дождик» или «Тучка».



М ( К )
А О У И
( В тучке живет буква М (может жить любая согласная). Молния попала в букву А (любая другая гласная) и образовался склад. Дети читают МА)
Работая с детьми трех – четырех лет я столкнулась с такой проблемой: прочитав слог «ДО», дети не понимают, что это такое и сами добавляют: «ДОМ». Это вполне нормальное желание достроить до «понятного».
Чтобы внимание ребенка во время слогового слияния было направлено на значение слова, я решила провести дидактическую игру «Малыш». Я рассказываю ребенку правила: «Ты малыш, а малыши говорят не всегда понятно. Ты говоришь вот это (показываю склад). А я буду мамой малыша и угадаю, что малыш просит». Ребенок читает: «ПИ», а я сразу спрашиваю: «Ты хочешь пирогов или порожков?» Когда дети поймут смысл этой игры, мы меняемся ролями. Теперь я малыш, а ребенок мама или папа.
Исходя из игровой задачи дидактической игры, дети осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Например, используя дидактическую игру «Волшебный домик», я ставила обучающую задачу:
- развитие умения определять последовательность букв в слове.
Эта задача «прячется» в игровой:
-найти слова, которые «живут» в домике.

РЫБАК
РЫБА

РАК
БАК
После того, как ребенок научится соединять любую согласную букву с гласной, он начинает читать. До быстрого чтения еще далеко. В этот период опять на помощь приходят любимые детские игрушки и сказочные человечки: Буквочет, Чебурашка, Дюймовочка и др. Здесь и разгадывание ребусов, и чтение слов, которые получаются путем замены букв (СЫН – СОН, КОТ – КИТ, РОТ – КОТ…), перестановки букв (ЛИСА – СИЛА, НИТКИ – ТКАНИ…)
Большой восторг у детей вызывает игра «Живое слово»,
где каждый ребенок не ребенок, а буква. И Буратино (тоже ребенок) составляет то или иное слово. А в игре «Рассыпанные буквы» я даю детям определенные буквы из разрезной азбуки, и дети самостоятельно составляют слова.
Для того, чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снизился, я ее модифицирую за счет замены оборудования (ввожу новые предметы, картинки, условные обозначения), или ввожу новые правила. Например, в дидактической игре «Что видел зайка?»:
I вариант: Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять-
Вышел зайка погулять.
Где зайчишка побывал?
Что зайчишка повидал?
Ребенок выходит к доске, берет зайку и указывает на букву, которую называет воспитатель.
II вариант: Зайка указывает на склады.
III вариант: Зайка сам составляет склады и простые слова : ДОМ. СЫР…
Не стоит думать, что все описанные дидактические игры и упражнения я использую только во время занятий по обучению грамоте. В эти же игры дети с удовольствием играют и во второй половине дня, как вместе со мной, так и самостоятельно.
Процесс обучения чтению был бы неполным без поддержки родителей. В начале учебного года я познакомила их с предстоящей работой, с методикой Н.А Зайцева. По моей просьбе все родители изготовили разрезные азбуки, помогли мне в изготовлении пособий. Регулярно я провожу беседы, один раз в месяц работает консультационный пункт, где все желающие получают консультации по обучению детей чтению.
Используемая мною технология Н.А. Зайцева, приемы, методы и средства работы помогли мне достичь следующих результатов:
На начало года
- Знала буквы, показывала и называла их только одна девочка – Вероника С.
- Знали не все буквы – 5 человек
- Совсем не знали буквы – 13 человек.
При повторной диагностике в феврале дети показали следующие знания:
- Знают все изученные по плану буквы – 15 человек
- Не усвоили запланированные буквы – 4 человека.
По II пункту диагностики на начало года высокий уровень не показал никто, т.к. никто не различал понятия «буква» и «звук».
Трое детей показывали нужную букву, но не всегда правильно произносили звук: МЭ, КЭ, ТЭ…
С низким уровнем оказались 16 человек.
При повторной диагностике 7 человек хорошо разбирались в понятиях «буква» и «звук». Все дети научились правильно произносить согласные звуки: М. К, Т.
По III пункту диагностики дети показали следующие результаты:
- На начало года ни один ребенок не умел читать простые слова и склады.
Во время повторной диагностики:
- 5 детей свободно прочитывали слова типа ДОМ, МАМА, показывая высокий уровень,
- 6 детей пытались прочитать склады,
- 7 детей испытывали трудности в слиянии звуков.
Меня очень радует то, что у каждого ребенка есть хоть небольшой, но успех в обучении чтению. Юля П. и Аня В. В начале года не знали ни одной буквы, а сейчас различают понятия «буква» им «звук», показывают некоторые буквы.
А вот Наташа З., не знавшая на начало года ни одной буквы, сейчас уже читает одно- и двухслоговые слова.
До конца года еще есть время, и я думаю, что каждый ребенок поднимется еще на ступеньку выше в овладении сложным процессом чтения.
Данный опыт может быть использован в любом дошкольном учреждении, работающим по любой программе. Системой работы может воспользоваться каждый воспитатель II младшей группы.
В своей работе использовала исследования психологов Эльконина, Д.Н.Богоявленского, рекомендации педагогов Б.Н.Никитина, Н.А.Зайцева, Г.С.Швайко, А.И.Максакова, Г.А.Тумаковой, Л.С.Михайловой.









ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аксенова А., Якубовская Э. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.; Просвещение, 1991.
Ильины. Букварь ХХI века. – Санкт – Петербург. АО «Сфера», 1992.
Максаков А. Правильно ли говорит ваш ребенок.- М.; Просвещение, 1988.
Максаков А., Тумакова Г. Учите играя. – М.; Просвещение, 1983.
Михайлова Л. Как подготовить ребенка к школе. – Волгоград: Братья Гранины, 1996.
Новоторцева Н. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Селиверстов В. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
Тумакова Г. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М.: Просвещение, 1991.
Швайко Г. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1983.