Система контроля и оценивания обучающихся.
Одним из важных структурных элементов каждого учебного занятия и
всего образовательного процесса в целом является проверка знаний и умений
обучающихся, так как она свидетельствует о результатах обучения. Эти действия учителя особенно значимы как для получения образовательной информации о состоянии образовательного процесса, так и для стимулирования учебной работы школьников.
Контроль имеет большое значение, ибо благодаря ему управление
учебно-познавательной деятельностью обучаемых приобретает принципиально важный компонент - обратную связь. В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
Тематическая структура содержания образования и тематическое осуществление процесса обучения требуют такого же тематического подхода к проверке и оценке знаний, умений и навыков обучающихся. Преимущество тематического учета состоит в том, что он показывает обучающемуся, какие тот имеет пробелы в изучении учебной программы.
Оценивание конечного результата усвоения темы проводится в форме диагностического теста.
Организация диагностического теста.
Цель диагностического тестирования: выявление пробелов в знаниях обучающихся по изученной теме, классификация типичных ошибок.
Каждый обучающийся в течении учебного года получает серию диагностических тестов, которые проводятся после изучения каждой учебной единицы и предназначены для руководства его продвижением. Сведения по результатам проверок служат только для того, чтобы обучающийся мог легко обнаружить неясности или ошибки и исправить их, а учитель – определить уровень обученности обучающегося, причины того или иного отклонения достигнутых результатов от запланированных ранее.
Обучающиеся, которые выполнили правильно диагностический тест в объёме 90 – 100%, получают отметку «4» или «5». Последние задания предлагаются со звёздочкой (как дополнительные). Они рассчитаны на обучающихся, интересующихся математикой и оцениваются дополнительно, так как их решение, хотя и основано на программном материале, требует смекалки, выполнения более сложных логических шагов. Работа рассчитана на 15 – 25 мин.
Анализ ошибок обучающегося помогает учителю организовать с ним конкретную работу по ликвидации пробелов, используя коррекционно – развивающие материалы.
Организация коррекционно – развивающих занятий.
В тематическое планирование включены уроки коррекции и развития.
Цель коррекционных занятий: обеспечение усвоения обязательного уровня всеми обучающимися, предоставление возможности ученику повторно проработать те разделы учебной единицы, которые остались не усвоенными им, проведение повторного диагностирования знаний, умений и навыков ученикам.
По результатам диагностического тестирования выделяются типичные ошибки, допущенные большинством обучающихся. Либо учитель помогает обучающимся устранить пробелы в знаниях путем повторного объяснения, либо ученик – консультант оказывает индивидуальную помощь, либо ученик самостоятельно изучает справочный материал.
Материалы составлены в форме отдельных листов. Раздел «Справочный материал» предлагается обучающемуся для самостоятельного прочтения. В этот материал включены основные теоретические сведения по изучаемой теме. Затем ученик самостоятельно или с консультантом прорабатывает упражнения раздела « Проверьте себя». Раздел «Проверьте себя» содержит алгоритмы решения заданий или рекомендации по их выполнению, простейшие примеры и опорные задачи с образцами решения. Раздел «Решите самостоятельно» (повторное диагностирование) содержит упражнения обязательного уровня. Однако обучающийся может обращаться к теоретическому материалу или к образцам решения заданий. Те обучающиеся, которые успешно справились с заданиями повторного диагностирования, могут продолжить работу с материалами среднего уровня трудности.
Цель развивающих занятий: повышение образовательного уровня обучающихся на основе базовых знаний, умений и навыков, применяемых в новой ситуации (средний уровень трудности), обеспечение развивающего эффекта обучения, дающего возможность обучающимся самостоятельно строить математические модели практических задач, решать их и ориентироваться в нестандартных ситуациях (повышенный уровень трудности).
На этапе развития основной формой организации учебной деятельности обучающихся является групповая работа. При этом предоставляется возможность равного участия каждого ученика в работе группы. Обучающимся предлагаются листы, в которых включены задания среднего и повышенного уровня трудности для совершенствования и углубления программы. После самостоятельного выполнения заданий группа приступает под руководством учителя к проверке ответов, обсуждению результатов, выявлению наиболее рациональных путей решения. Кроме того, обучающиеся могут работать по индивидуальному плану.
Одной из целей коррекционно – развивающих занятий является воспитание у обучающихся активности и учебной самостоятельности. Ученику предоставляется право выбора способов проработки учебного материала. Самостоятельная работа является основной формой организации коррекционно – развивающих занятий.
Диагностический тест.
Квадратные уравнения.
Вариант 1.
1.Какой из многочленов является квадратичным трехчленом:
а) 8х2+4-; в) 4х-9 + 2х2;
б) 2х4-5х2+1; г) х2+ -2.
2.Квадратичным уравнением называется уравнение вида:
а) ах + в = 0; в) = 0;
б) ах2 + вх + с = 0; г) свой
З.Укажите из приведенного квадратные уравнения:
а) +5х2 -4 = 0; в)5х2-5х +6 = 0;
б) х2 -5х +6 = 0; г) 6- 2х2 = 0.
4. Укажите второй коэффициент уравнения 2х2 - 7х -9 = 0:
а) 2; в) -7;
б) 7; г)-9.
5.Какое из чисел является корнем уравнения х2 + 7х -8 = 0:
а) -1; в) 1;
б) 0; г) 2.
6.Сколько корней имеет уравнение х2 = 4:
а) 0; в) 2;
б) 1; г) свой
7. Решите уравнение х2 + 7х = 0:
а) 0; в)-7 и 0;
б) -7; г) свой
8.Найдите дискриминант уравнения 2х2 - х -10 = 0:
а) 9; в) -81;
б) 81; г) свой
9. Решите уравнение х2 + 7х + 3 = 0:
а) 1 и 3; в) корней нет;
б) -3 и -1; г) свой
10*.Произведение двух натуральных чисел равно 20. Найдите эти числа, если одно из них на 8 больше другого:
а) 2 и 10; в) -10 и 2;
б) -2 и -10; г) свой
Диагностический тест.
Квадратные уравнения.
Вариант 2.
1.Какое из уравнений является квадратным:
а) 2х - 5 = 0; в) х3 + 8х = 0;
б) 2х2 -7 = 0; г) х4 - 9х +1 = 0.
2.Укажите неполное квадратное уравнение:
а) 2х2 -11 = 0; в) Зх-2=0;
б) х2 + 7 - 4х = 0 ; г) 7х=0.
З.Какое из чисел является корнем уравнения 4х2 -11х - 3 = 0:
а) -1; в) 3;
б) -2; г) 5.
4. Составьте квадратное уравнение, у которого старший коэффициент равен 6,второй коэффициент равен 5, свободный член равен 1:
а) 6х2 + 5х +1; в) х2 + 5х + 6 = 0;
б) 6х2 + 5х +1 = 0; г) свой о
5.Составить и записать квадратное уравнение, если а =3; в =-5; с =0:
а)3х2-5 = 0; в) -5х2+3х = 0;
б) Зх2 - 5х = 0; г) свой
6.Выбрать уравнение, которое не имеет корней:
а) х2 + 4 = 0; в) 2х + х2 = 0;
б) х2 -5х = 0; г) (9-х)2 =0.
7. Решите уравнение 5х2 - 20 = 0:
а) -2; в) 2;
б) -2 и 2; г) свой
8.Определите число корней квадратного уравнения х2 + 4х + 4 = 0:
а) 1; в) нет корней;
б) 2; г) свой ответ.
9. Найдите корни уравнения Зх2 - 5х + 2 = 0:
а) и 1; в) и 2;
б) -1 и - ; г) свой
10*.Произведение двух натуральных чисел равно 27. Найдите эти числа, если одно из них на 6 больше другого:
а) -9 и 3; в) -9 и -3;
б) 3 и 9; г) свой
Диагностический тест.
Рациональные уравнения.
Вариант 1.
1.Дано уравнение х2 +px + q = 0. Чему равно∙ ,если являются корнями уравнения:
а) р; в) q;
б) -р; г) свой
2.Найдите сумму корней уравнения х2 + Зх + 2 = 0:
а) 3; в) 2;
б) -3; г) свой
З.У какого из заданных уравнений произведение корней равно -11:
а) х2 - 6х +11 = 0; в) х2 -11х - 6 = 0;
б) х2 +6х -11 = 0; г) х2+11х-6 = 0.
4. Определите знаки корней уравнения х2 - 5х +6 = 0:
а) одного знака; в) 0 и положительный корень;
б) разного знака; г) свой
5.Разложи на множители квадратный трехчлен х2 +7х +12 = 0 по формуле ах2 +вх + с = а (х - )(х - ), где - корни трехчлена:
а) (х-7)(х-4); в) (х+8)(х+6);
б) (х+7)(х+4); г) свой
6.Решите уравнение = 0:
а) -2; в) 3;
б) 2; г) свой
7. Найдите корни уравнения = 2:
а) -5 и 5; в) 5;
б) - ; г) свой
8.Найдите общий знаменатель дробей и :
а) х; в) х (х+2);
б ) х+2; г) свой
9. Лодка проплыла 20 км по течению реки с собственной скоростью х км/ч. Скорость течения реки 2 км/ч. Найдите время, затраченное лодкой:
а);
в);
б) ; г) свой
Диагностический тест.
Рациональные уравнения.
Вариант2.
1. и ,корни уравнения х2 + рх + q = 0. Чему равна сумма корней + :
а) р; в) q;
б)-р; г) свой
2.Найдите произведение корней уравнения х2 - 5х + 6 = 0:
а) -5; в) 6;
б) 5; г) свой
З.У какого из заданных уравнений сумма корней равна - 6:
а) х2 -6х2 +11 = 0; в) х2 -11х -6 = 0;
б) х2 +6х -11 = 0; г) х2 +11х -6 = 0.
4. Один из корней уравнения х2 + 17х -38 = 0 положительный. Какой знак имеет второй корень этого уравнения:
а) равен нулю; в) больше нуля;
б) меньше нуля; г) свой
5.При каком значении а значение дроби равно 0
а) 0; в) 0,25;
б) 1; г) свой
6.Решите уравнение = 3:
а) 1; в) 11;
б) 7; г) свой
7. Найдите корни уравнения = :
а) 3; в) -5;
б) 5; г) свой
8. При каких значениях х выражение не имеет смысла:
а) 2; в) 0;
б) -3; г) свой
9. Собственная скорость лодки 20 км/ч. Скорость течения реки х км/ч.
Найдите время, затраченное лодкой, если известно, что она проплыла 6 км против течения реки:
а) ; в) ;
б) ; г) свой
Квадратные уравнения.
Тема « Основные понятия».
а) Справочный материал.
Квадратным уравнением называют уравнение вида a+bx+c=0, где
а, Ь, с - любые числа.
а-первый (или старший) коэффициент,
b-второй коэффициент;
с-свободный член.
Квадратные уравнения бывают:
-полные (уравнения, в которых присутствуют все три слагаемых),
-неполные (уравнения, в которых присутствуют не все три слагаемых, а
всегда присутствует),
-приведенными (уравнения, в которых а=1 ),
-неприведенными (уравнения, в которых а 1 )
Корнем квадратного уравнения а +bx+c=0 называют всякое значение
переменной, при котором квадратный трехчлен а +Ьх+с обращается в нуль.
Решить квадратное уравнение - значит найти все его корни или установить,
что корней нет.
Решение квадратных неполных уравнений:
1. Если уравнение имеет вид а =0, то оно имеет один корень х=0.
2. Если уравнение имеет вид а +bx+c=0, то используется метод
разложения на множители: х(ах+b)=0
х=0 или ах+b=0
ах = -b
х = -
В итоге получаем два корня.
3. Если уравнение имеет вид а +с=0, то преобразуем его к виду а = - с
= - .
Если - -отрицательное число, то уравнение х2= - .не имеет корней.
Если - - положительное число, то уравнение имеет два корня = и = - .
б) Проверьте себя.
1. Какое из уравнений является квадратным:
а) 8х-5=0
б) 8х2-5=0
в) 8х3+3х2=0
г) 8х4+9х+1=0
Решение:
а) не квадратное уравнение, т.к. нет слагаемого ах2
б) квадратное уравнение, т.к. имеет вид а +bx+c=0, в котором b=0
в) не квадратное уравнение, т.к. есть слагаемое ах3
г) не квадратное уравнение, т.к. есть слагаемое ах4
2. Какие из уравнений
а) Зх+х2=0
б) 2х-5=4
в) -Зх2+2х-5=0
г) 2х2-7=0
д)-х2+8х-1=0
е) х2-9х=0
ж) х+2=0
з) 5х2=0
являются: а) неполными квадратными
б) приведенными квадратными
Решение:
а) неполными квадратными уравнениями являются:
Зх+х2=0
2х2-7=0
х2-9х=0
5х2=0
т.к. имеют два слагаемых, один из которых ах2.
б) приведенными квадратными уравнениями являются:
Зх+х2=0
х2-9х=0 т.к. а=1.
3. Назовите коэффициенты квадратного уравнения:
а) 4х2-Зх-1=0
б)Зх-Зх2+18=0
в) х2-х-6=0
г) х2-3х=0
д) 2х2+3=0
Решение:
Коэффициент а всегда стоит перед х2, коэффициент в - при х, свободный
член с - слагаемое без переменной.
а) а=4 в=-3 с = -1
б) а=-3 в=3 с =18
в) а=1 в = -1 с = -6
г) а=1 в = -3 с = 0
д) а=2 в = 0 с = 3
4. Составьте квадратное уравнение, у которого старший коэффициент
равен 6, второй коэффициент равен 8, свободный член 2.
Решение:
Старший коэффициент - это а при х2, второй коэффициент -это в при
х, свободный член-это с.
а=6 в=8 с=2
6х2+8х+2=0
5. Являются ли числа -1; 0; 1 корнем уравнения +2х-3=0?
Решение:
корень квадратного уравнения - это значение х, подстановка
которого в уравнение обращают его в верное числовое равенство 0=0.
а) х = -1
(-1)2+2(-1)-3=0
1-2-3=0
-4=0
равенство неверное,
значит -1 - не является корнем уравнения +2х-3=0.
б) х=0
02+2∙0-3=0
-3=0
неверно
0 - не корень уравнения +2х-3=0 .
в) х=1
12+2∙ 1-3=0
0=0
верно
1 - является корнем уравнения х2+2х-3=0.
6. Решить уравнение:
а) 2х2-18=0
б) 9х2=0
в) Зх2-12х=0
г) х2+4=0
Решение:
а) уравнение имеет вид а+с=0. Преобразуем к виду
х2= -
2х2-18=0
х2=18:2
х2=9
т.к. 90, то уравнение имеет два корня
=3 x2 = -3
Ответ: =3 x2 = -3
б) уравнение имеет вид a =0. Один корень х=0.
9х2=0
х=0
Ответ: х=0.
в) уравнение имеет вид а +bx=0.
Вынесем за скобки х:
Зх2-12х=0
х(Зх-12)=0
х=0 или Зх-12=0
Зх=12
х=12:3
х=4
Ответ: =0; =4.
г) уравнение имеет вид а +с=0. Преобразуем к виду = -
х2+4=0
х2= - 4
т.к. – 4 в) Решите самостоятельно:
1. Из уравнений
а) 2х-х2=0
б) 3+х3+х2=0
в) х2+1=0
г) 0
д) х2-6х+5=0
е) 8х2-х=0
ж) 9-6х+2х2=0
з) 5х-10=0
выпишите:
а) квадратные уравнения;
б) неполные квадратные уравнения;
в) приведенные квадратные уравнения.
2. Назовите коэффициенты квадратного уравнения:
а) Зх2+4х+1=0
б) -х2-х+6=0
в) х2+2-Зх=0
г) Зх2+2х=0
д) 8-9х2=0
е) 11х2=0
3. Составьте квадратное уравнение, в котором свободный член равен – 8,
старший коэффициент равен 10, коэффициент при х равен -7.
4. Какие из чисел 0; 2; -1 являются корнями уравнения -х-2=0 .
5. Решите уравнения:
а )Зх2-12=0
б) 7х2=0
в) 2х2+6х=0
г) 10х+2х2=0
д) 6х2+24=0
е) 1,8х2=0
Тема « Формулы корней квадратных уравнений»
а) Справочный материал
ax2+bx+c=0
D=b2-4ac
D - дискриминант квадратного уравнения.
Количество корней квадратного уравнения зависит от значений D.
Если:
D0, то два корня: =
D=0, то один корень х = -
Dб) Проверьте себя.
Решите уравнения:
а) х2-4х+3=0
б) 5х2+14х-3=0
в) 2х2-Зх-2=0
г) 4х2-4х+1=0
д) 6х2+Зх-1=0
Решение:
а) х2-4х+3=0
План действий | Решение |
1. запишите значения коэффициентов | а=1 b= - 4 с=3 |
2. вычислите D= -4ас.
| D = (-4)2-4∙ 1∙3=16-12=4
|
3.определите количество корней. | т.к. 40, то уравнение имеет 2 корня
|
4.найдите корни по формулам = | = =3 = =1 |
Ответ: | =l; x2=3. |
б) 5х2+14х-3=0
а=5 b=14 с=-3
D=b2-4ac
D=142-4∙5∙(-3)=196+60=256
2 корня
=
= = =0,2 . = = = - 3
Ответ : = - 3.
в) 2х2-Зх-2=0
а=2 b=-3 с=2
D = b2-4ac
D = (-3)2-4∙2∙(-2)=9+16=25
2 корня
=
= = =2 . = = = - 0,5
Ответ: =2; х2=-0,5.
г) 4х2-4х+1=0
а=4 b=-4 с=1
D = b2-4ac
D = (-4)2-4∙4∙ 1=16-16=0
1 корень
х= -
х= - =
Ответ: х=
д) 6х2+Зх-1=0
а=6 b=3 с=1
D = b2-4ac
D= 32-4∙6∙ 1=9-24= -15
корней нет
Ответ: корней нет.
2. Сколько корней имеет уравнение:
а) Зх2-5х+2=0
б) 2х-х2+3=0
в) х2-4х+4=0
г) 2х2+2х+3=0
Решение.
Количество корней определяем по значению D=-4ас.
а) Зх2-5х+2=0
План действий | Решение |
1. запишите значения коэффициентов | а=3 b= -5 с=2 |
2. вычислите D= -4ас.
| D = (-5)2-4∙ 3∙2=25-24=1
|
3.сравни D с нулём | 10 |
4. определите количество корней. | т.к. D0, то уравнение имеет 2 корня. |
Ответ: | 2 корня |
б) а=-1 в=2 с=3 D=22-4∙(-l)∙3=4+12=160
т.к. D0, то уравнение имеет два корня.
в) а=1 в=-4 с=4 D=(-4)2-4∙l∙4=16-16=0
т.к. D=0, то уравнение имеет 1 корень.
г) а=2 в=2 с=3 D=22-4∙2∙3=4-24= -20т.к. D
в) Решите самостоятельно.
1. Найдите дискриминант квадратного уравнения:
а) 5х2-4х+1=0
б) х2-6х+9=0
в)Зх-х2+10=0
г) Зх-1+6х2=0
2. Сколько корней имеет уравнение:
а) х2-8х+16=0
б) х2+5х+6=0
в) 7х2-2х+1=0
г) х2-5х=0
3. Решите уравнение:
а) 7х2-6х-1=0
б) х2-6х+5=0
в) х2+5х-14=0
г) 10х2+5х-0,6=0
Тема «Теорема Виета».
а) Справочный материал.
Пусть xt и х2 - корни квадратного уравнения а +bx+c=0 . Тогда
+x2 = -
∙x2 =
Для приведенного квадратного уравнения x2+px+q=0 теорема Виета
звучит так:
сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму
коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение
корней равно свободному члену.
x2+px+q=0
х,+х2=-р
x2=q
б) Проверьте себя.
1) Найти сумму и произведение корней уравнений:
а)у2+17у+60=0
План действий | Решение |
1. Определи вид квадратного уравнения:
| приведенное |
2. Найди значения р и q
| р=17; q=60 |
3. Запиши сумму корней по теореме Виета для приведенного уравнения | +х2= -17 |
4. Запиши произведение корней по теореме Виета для приведенного уравнения | x2= 60 |
б) 5у2+у-3=0
План действий | Решение |
1. Определи вид квадратного уравнения:
| неприведенное |
2. Найди значения р и q
| р=1; q= - 3 |
3. Запиши сумму корней по теореме Виета для приведенного уравнения | +х2= - |
4. Запиши произведение корней по теореме Виета для приведенного уравнения | x2= - |
в) у2-12=0
План действий | Решение |
1. Определи вид квадратного уравнения:
| приведенное |
2. Найди значения р и q
| р=0; q= - 12 |
3. Запиши сумму корней по теореме Виета для приведенного уравнения | +х2= 0 |
4. Запиши произведение корней по теореме Виета для приведенного уравнения | x2= - 12 |
2) Определите знаки корней уравнения:
а) у2-23у+22=0
б) у2-13у-11=0
Решение:
Если свободный член уравнения отрицательное число, то корни
квадратного уравнения имеют разные знаки ( один корень
положительный, другой - отрицательный)
Если свободный член положительное число, то корни квадратного
уравнения имеют одинаковые знаки (оба положительные или оба
отрицательные)
а) т.к. q=22, 220, значит корни или оба положительные, или оба
отрицательные, т.е. одного знака.
б) т.к. q=-l 1, -11
в) Решите самостоятельно.
1. Найдите сумму и произведение корней уравнения:
а)х2-14х+33=0
б) х2+12х-28=0
в) х2+2х-15=0
г) 7х2-2х-14=0
2. Определите знаки корней уравнений:
а) х2+11х+20=0
б) у2-15у-13=0
3. Один из корней квадратного уравнения -21х+54=0 равен 3.
Определите знак второго корня уравнения.
Средний уровень трудности.
Квадратные уравнения.
Решите уравнение:
а) (4х + 1)(х – 3) = 9; в) 5= - 6х – 44;
б) = 3х – 8; г) 0,6+ 0,8х – 7,8 = 0.
2. Число 8 является корнем уравнения + pх – 32 = 0. Найди значение p и второй корень уравнения.
3. При каком значении а число 3 является корнем уравнения +ах – 51=0.
4. Решите задачу, выделяя три этапа математического моделирования:
Площадь прямоугольного треугольника 180 . Найдите катеты треугольника, если их сумма 39 см.
5. При каких значениях m имеет один корень уравнение - mх + 9 = 0.
6. Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа 8 и
-4.
Повышенный уровень трудности.
Квадратные уравнения.
1.При каком значении а уравнение имеет один корень - 2ах + 3а = 0.
2.Решите уравнения, разложив его левую часть на множители:
а) - 8х + 15 = 0;
б) + 6х + 8 = 0.
3.При каких значениях параметра p уравнение
(2p – 3) + (3p – 6)х + - 9 = 0 является:
а) приведённым квадратным уравнением;
б) неполным неприведённым квадратным уравнением;
в) неполным приведённым квадратным уравнением;
г) линейным уравнением?
4. и - корни уравнения - 9х + 11 = 0. Не решая уравнение, найти:
а) + ; б) + ; в).
5. Дано уравнение - (p + 1)х + ( - 9p – 12) = 0. Известно, что произведение его корней равно – 21. Найдите значения параметра.