СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система опорных планов по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютерное сознание современной молодежи требует новых подходов к преподаванию любого предмета. Педагоги занимаются экспериментальной работой, размышляют о перспективах инновационной деятельности, разрабатывают современные подходы, используя ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Система опорных планов по русскому языку»

И.В.Жукова

МБОУ СОШ №4,г.Иваново



Система опорных планов по русскому языку


Компьютерное сознание современной молодежи требует новых подходов к преподаванию любого предмета. Педагоги занимаются экспериментальной работой, размышляют о перспективах инновационной деятельности, разрабатывают современные подходы, используя ИКТ.

Преподавание русского языка включает в себя множество различных аспектов, одним из которых является систематизация и структурирование теоретических знаний по предмету. Необходимость четко, компактно, логично закрепить знания в памяти учащихся возникла сразу же, еще в начале моей педагогической деятельности. Разбросанность и бессистемность получаемых сведений в умах учеников, даже самых сильных, удивляла и огорчала. Поэтому появилась необходимость создания и отработки стройной системы, в результате поисков названной «Системой опорных планов».

С 5 по 9 класс ученики все полученные теоретические сведения по русскому языку ежеурочно с помощью учителя оформляют в общих тетрадях (в клетку – 96 листов) «Опорные планы». Идет процесс медленного и постоянного накопления, закрепления и углубления (от класса к классу) материала.

В результате у каждого ученика появляется умение четко классифицировать любую орфограмму, пунктограмму, возникает видение теоретического материала по любому разделу лингвистики в виде страницы опорного плана (наподобие файла в компьютерной программе).

Ученик легко и свободно ориентируется во всем материале программы русского языка с 5 по 9 класс (этот навык становится совершенно естественным), самостоятельно конструирует, систематизирует знания, что особенно важно в эпоху ИКТ.

В результате системной ежеурочной пятилетней деятельности по программе у каждого ученика в 9 классе на руках оказывается тетрадь с 45 опорными планами , в которых он легко и свободно ориентируется, выполняя то или иное лингвистическое задание. Последней разработкой является проект, представляющий компьютерный диск, аналогичный тетради, которым учащийся пользуется в 10-11 классах для повторения и углубления изученного материала в среднем звене (первооснова, на которую накладываются дополнительные сведения, например, из справочника Д.Э. Розенталя и т.д.)

Хочется отметить, что диск является результатом, так как все-таки главным в этой системе становится постоянное заполнение опорных планов (по мере накопления знаний с 5 по 9 классы), а не «раздача» дисков с уже заготовленными таблицами.

Для того чтобы учащиеся получили полноценные знания, научились систематизировать и структурировать материал, хорошо его видели и легко ориентировались, важно выдержать саму технологию работы над опорными планами – ежеурочную, системную, с постоянным углублением и расширением материала.

Например, опорный план «Орфограммы в приставках» накапливается в течение трех лет ( по традиционной системе- учебник Ладыженской-более 20 параграфов).

В методической работе учителя особых трудностей нет, система доступна, конкретна, разнообразит педагогическую деятельность, одновременно облегчая ее, так как ежеурочно при выполнении заданий учителю требуется многое уточнять, вспоминать, конкретизировать, классифицировать, возвращаясь уже к изученному в предыдущих классах (учебников нет, детская память размыта). Ученики сами легко ориентируются в тетради «Опорные планы», находят, вспоминают, рассказывают.

Методика такова, что после или перед теоретическим материалом любого параграфа оформляется таблица (если бы у каждого был компьютер, можно было бы работать с диском вместо тетради – за этим будущее). На последующем уроке она воспроизводится устно, письменно – по необходимости; ответ корректируется учениками, а впоследствии этим материалом ученики пользуются при выполнении любых заданий, тестов, при подготовке к экзаменам, ЕГЭ.

Исключительная целесообразность этой системы заключается в том, что, например, при выполнении задания по учебнику 10 класса требуется знать разнообразные орфографические правила,


и, если они забыты, ученик сам классифицирует орфограмму по опорным планам, пользуясь навыком, полученным с 5 класса.

Перечень опорных планов, фотографии тетрадей и несколько образцов прилагаются.

Результаты радуют: во время экзамена по русскому языку ученики, занимающиеся по этой системе, теоретически намного грамотнее остальных; билет рассказывают по опорным планам, приученные к их воспроизведению, в карточке легко классифицируют все виды орфограмм и пунктограмм, автоматически справляются со всеми видами разборов. Экзамен по билетам сдают легко и свободно.

Единственным условием работы системы является наличие одного педагога, ведущего класс в течение пяти лет (с 5 по 9 классы).

Достижения учащихся в освоении теоретического материала представлены нами в таблице. При выполнении грамматических заданий по различным разделам лингвистики большая часть учащихся показывает высокий уровень теоретической грамотности.







Теоретическая грамотность учащихся

(по результатам выполнения грамматических заданий к годовым контрольным работам по русскому языку)



Год


Класс

(учитель – Жукова И. В.)

Качество ЗУН

( «4» и «5»)


2003/04

6 «г»

84%

7 «а»

92%


2004/05

5 «г»

87%

7 «г»

72%

2005/06

6 «г»

78%




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!