Система оценивания как механизм формирования позитивного отношения ребенка к учебной деятельности.
Образовательная поддержка должна быть направлена на формирование позитивного отношения к учебной деятельности. Чаще всего ребенку помогаем выполнить домашнее задание. За домашнее задание ребенок получает положительную оценку, но пробелы в знаниях не уменьшаются, да и на уроке ребенку скучно, т.к. он не уверен в своих знаниях, а иногда он думает, что «все равно получу 2» и не выполняет задания на уроке, а очень часто нарушает дисциплину. Учителю необходимо знать и понимать, что дети по-разному усваивают учебный материал, по–разному относятся к тому, что нужно узнать, понять, запомнить.
Я считаю, что,прежде всего,нужно у ребенка сформировать мотивацию к учебной деятельности, т.е. создать ситуацию успеха (помочь ребенку получать хорошие оценки и тем самым побудить интерес к предмету). Как это сделать? Я поделюсь приемами работы, которые использую на уроках русского языка и литературы. Эти приемы мне помогают оценивать ребенка (положительно) и побуждают интерес у ребенка к предмету.
Эти приемы помогают ребенку получить положительную оценку, ребенок рад, и это для него успех.
1. В рабочей тетради на первой странице считаем с ребенком количество ошибок и на полях записываем. Ребенку говорю: я проверяю тетрадь, а ты на каждой странице считай ошибки, если их меньше, чем на первой, то ставь на полях «+», если больше, то ставь на полях «-». Как наберешь 10 плюсов, в журнал поставлю «4».
Вывод: ребенок старается меньше допустить ошибок, развивает внимание.
2. В словарных диктантах дети допускают много ошибок. Задание: с помощью словаря проверить слова, если все ошибки исправит ребенок ставлю «4».
Вывод: у ребенка развивается навык работы со словарем; ребенок учится видеть свои ошибки.
Эти приемы направлены на повешения техники чтения, работу с художественным текстом, умение выступать перед аудиторией.
3. Очень часто ребенок не учит правило – причина низкая техника чтения. Прошу ребенка «без запинки, очень красиво, выразительно» прочитать правило.
Вывод: ребенок читает правило, чаще всего запоминает.
4. Домашнее задание: из художественного произведения (чаще всего из учебника «Литература» и из произведения, которое изучаем) задаю задание: например, выписать предложения с прямой речью; предложения с вводными словами и т.д.
Вывод: ребенок читает произведение, развивает умение видеть пунктуационное или орфографическое правило, повышается техника чтения.
Совет: учителя – люди творческие: задание можно придумывать разные, но желательно, чтобы каждому ребенку (особенно «неуспешному») указать страницу. Дети не «спишут друг у друга».
5. Дети не любят писать сочинения. Я предлагаю написать сочинение по опорным словам или предложениям. Чаще всего дети используют различные пособия: «Сочинения на 5» и др. Конечно, нам хочется, чтобы ребенок сам написал, часто говорим, что это не твои мысли, что списал. А если ребенку трудно? Он не может, не умеет, а может не хочется ему? Я предлагаю ребенку выступить ребенку перед классом.
Вывод: ребенок запоминает то, что написал.
6. На уроках литературы: дети очень часто не читают произведение. Причины самые разные: низкая техника чтения, нет желания и т.д. Очень часто детям зачитываю или рассказываю самые интересные эпизоды из произведения. Многие читают сами, некоторые просят родителей.
7. В своей работе использую тип урока « Урок – оценка»
Детям раздаю карточки:
№п.п. | Задание: | Я это знаю на : | Оценка учителя: |
1 | Находить имена существительные среди других частей речи. | | |
2 | Определять синтаксическую роль имен существительных. | | |
3 | Производить морфологический разбор имен существительных. | | |
| | | |
Совет: Ребенок оценивает свои знания часто на «4» или «5». Соглашайтесь. Суммируйте его оценки и разделите на количество заданий. Проверьте работу, оцените каждый вид работы и в таблицу поставьте оценки. Суммируйте свои оценки и разделите на количество заданий. Чаще всего оценка у учителя получается ниже, чем у ученика. Суммируйте вашу оценку и оценку ученика, разделите на 2, получается балл чуть выше. Я думаю, что вам этот прием показался сложным, но детям нравится такая система оценивания, сначала они ставят себе положительные оценки, потом свои знания оценивают объективно.
Не бойтесь поставить положительную оценку, говорите чаще ребенку «спасибо» и называйте его по ИМЕНИ. Нам, взрослым, нужно просто по-новому взглянуть на привычные темы, немножко пофантазировать, не надоедать ученикам избитой фразой: «Откройте учебник, пишем упражнение» или «Читаем вслух по цепочке», и тогда обязательно урок будет интересным. Конфуций писал: «Тот, кто способен в старом открывать новое, достоин называться учителем». Попробуйте, я уверена, что у вас получится, и вашим ученикам понравится.