СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПО ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аверкина Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МБУ «Школы №91».
Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса, в том числе и в систему оценивания.
В первую очередь, меняется роль оценки и функции в образовательном процессе. Система оценивания будет выступать как самостоятельный элемент содержания; как средство повышения эффективности преподавания и учения.
Оценка делится на внутреннюю оценку и внешнюю оценку. Но если раньше внутреннюю оценку ставили только учителя, то теперь оценочной деятельностью будут заниматься совместно ученик и учитель.
Главные вопросы в оценочной деятельности: как оценивать, что оценивать, с какой целью оценивать работу учащегося на уроке. Самый сложный, наверное, вопрос в том, как оценивать. Но прежде всего хочется назвать некоторые принципы, которыми следует руководствоваться учителю при осуществлении оценочной деятельности:
любая деятельность ученика должна быть оценена;
оценка должна содержать в себе побуждающие для учащегося стимулы, должна способствовать тому, чтобы у учащегося проснулось желание учиться или желание узнать больше, основательнее, глубже;
оценка должна отмечать изменения, происходящие с учащимся, позитивные или негативные;
оценка не должна быть наказанием для учащегося со стороны учителя;
оценке учителя должна предшествовать самооценка учащегося, а отсюда необходимое условие - постоянно учить детей самооценке и саморефлексии;
оценка должна быть понятна учащемуся и восприниматься им как объективная;
оценку должен давать не только учитель, но и учащиеся друг другу.
Что же конкретно следует оценивать? Можно оценивать успехи детей, можно неудачи, можно и то и другое вместе. Можно деятельность детей по добыванию знаний. Можно конечный результат учебной деятельности.
На мой взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи. Оценочной деятельностью занимается не только учитель и не главным образом учитель. Очень важно сместить акценты в этом вопросе таким образом, чтобы учащиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание и своего ответа, и ответа товарища.
Чтобы ребёнок начал концентрировать результаты своих действий, затем
последовательность шагов к цели, и, наконец, научился бы проверять основания самого плана действия, на уроках русского языка можно использовать следующие технологические приёмы:
- практиковать взаимопроверку обучающих, самостоятельных и домашних работ (взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля, ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль);
- предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно изложенного материала;
- приучать ребят контролировать деятельность учителя, предлагать задать вопрос учителю (в игровой форме “ты учитель – я ученик”);
- проводить сравнительный анализ своих работ. Результаты анализа учащиеся заносят в специальную таблицу и на основе выявленных затруднений совместно с учителем разрабатывают индивидуальные планы их ликвидации;
- очень эффективны листы самоконтроля, где учащиеся фиксируют свои знания по разным темам;
- самим детям составить задания: отделить известное от неизвестного;
- выбрать какое-либо выполненное ранее творческое задание (сочинение,
лингвистическую сказку), сделать в нем правку и затем выполнить его заново.
Я в своей педагогической деятельности применяю следующие формы учета достигнутых результатов: оценка, бальная система, самооценка. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.
Различаю три типа контроля:
-внешний контроль учителя за деятельностью учащихся;
-взаимный контроль учащихся;
-самоконтроль.
Внешний контроль приучает учащихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля.
При взаимоконтроле вырабатывается более ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели своей. Проведение самоконтроля направлено на осознание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок.
При обучении самоконтролю особое внимание следует уделить ознакомлению и овладению учащимися приемами проведения контролирующих действий.
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практике я использую следующие приемы:
-сверка с образцом (ответом);
-повторное решение задачи, выполнение упражнения;
-проверка полученных результатов;
-использование различных способов выполнения заданий;
-примерная оценка искомых результатов;
-проверка на частном случае.
При проведении самоконтроля ключевым звеном является проверка с готовым или составленным образцом. Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным. Приведу примеры формирования некоторых приемов самоконтроля:
1. Оценивание при помощи знаковых символов.
При проверке письменной работы (домашнего задания, самостоятельной работы и т.д.) ученик правильно решенное задание помечает «+», неправильное «–».
2.Оценивание по заданной инструкции.
После самостоятельного выполнения задания детям предлагается проверить и оценить свою работу и работу товарища, используя ранее известные методики оценивания (цветовые сигналы, знаковые символы и т. д.) с образцом по инструкции учителя.
3. Проверка по образцу.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу (тест, диктант, решают задачи). Затем проводят проверку своей работы карандашом по образцу вместе с классом или индивидуально, отмечают свои ошибки и выставляют себе отметку. Аналогично проводится и взаимопроверка. Ученики, сидящие за одной партой, обмениваются работами для проверки.
4. Оценить ответ одноклассника.
Ученикам предлагается оценить ответ одноклассника, т.е. указать ошибки, допущенные в ответе, дополнить, сделать соответствующий вывод или проверить правильность решённой задачи.
5. Работа в группах. При работе в группах разрешается выставлять отметки друг другу и учитывать их при оценивании работы группы.
При самооценке я часто использую на уроках русского языка в 6 классе листы самоконтроля, в которых учащиеся сами оценивают свои работы. Например, лист самоконтроля к отдельному заданию выглядит следующим образом:
Самооценка к упражнению 134 Фамилия, имя______________________
ЗАДАНИЕ | + полностью справился ? допустил 1-2-3 ошибки - не справился (допустил больше 3 ошибок) |
Правописание безударных гласных в корне слова | |
Правописание окончаний глаголов | |
Правописание падежных окончаний существительных | |
Фонетический разбор слова | |
Морфемный разбор имени существительного | |
ОЦЕНКА | |