Педагогическая мастерская
«Система оценки деятельности учащихся в рамках предмета ОРК СЭ»
- «Индукция»
Изучая нормативные документы комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", мы убедились, что при преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Это было своеобразным противоречием между оценкой деятельности учащихся и использованием безотметочной системы.
На первом проведенном уроке ОРК СЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»), я объяснила учащимся, что по нашему предмету мы не будем ставить оценки, так как по ОРК СЭ предполагается безотметочная система оценивания, но мы можем разработать свою систему оценивания, о которой учащимся было предложено подумать до следующего урока.
А чтобы идеи детей направить в нужное русло, нужно четко определить, что же мы будем оценивать?
- Просмотрите пожалуйста и запишите то, что вы использовали для оценки деятельности учащихся или хотели бы дополнить.
Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:
· работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные словники, памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, поделки и т.п.);
· индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
· статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и / или дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;
· результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).
- «Самоконструкция»
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
- Запишите все, что вы знаете о данных видах оценивания на уроках ОРК СЭ.
Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности к изучению предмета в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.
Показатели «предметной» готовности к изучению данного курса основываются на показателях ожидаемой подготовки.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), а также в формах сбора данных (в том числе – с помощью итоговых тестов) или демонстрации примеров применения полученных знаний и освоенных способов деятельности; возможна также любая комбинация этих форм.
- «Социоконструкция»
Сейчас объединитесь в пары. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над характеристикой данных видов оценивания.
- «Социализация»
- Вам нужно объединиться в группы по 4 человека, так чтобы вам было удобно работать.
Аналогов системы оценивания нет и в Интернете, но на одном из сайтов я нашла «Положение о безотметочной системе оценивания курса ОРКСЭ в начальной школе», которым и руководствовалась в дальнейшем.
- Такое положение поможет вам разработать критерии оценивания на урок ОРК СЭ. Вы можете изобразить свою систему оценивания для того, чтобы затем представить ее группой.
5. «Афиширование»
- Представление результатов работы. Необходимые пояснения по ходу представления группами своей системы оценивания. Обсуждение представленной системы оценивания.
6. «Разрыв»
Обратите внимание на большое количество противоречий в системе оценивания, которые нужно обязательно обсуждать с детьми.
Таким же путем пошли и мы обсудили с учащимися, что конкретно мы будем оценивать. Ребятам хотелось иметь оценки по предмету, и тогда мы решили использовать символы оценки деятельности, которые означали следующее:
- «Солнце» - день: я активно работал, участвовал в работе группы, принимал участие в игре, рассказывал стихотворение, выполнил рисунок и т.д. (бодрствовал на уроке, как днем);
- «Месяц» - ночь: я был не готов к уроку, не выполнил тест, не участвовал в работе группы и т.д. (спал на уроке, как ночью);
- «Солнце и месяц» - утро и вечер (позже ребята назвали этот символ «Солнечное затмение»): я работал не в полную силу, могу работать лучше, не справился с домашним заданием, но работал активно на уроке и т.д. (дремал на уроке, как утром или вечером).
Также пришли к выводу, что удобнее будет оценивать деятельность не на каждом уроке, а один раз в три урока. Провели выборы ответственного за заполнение оценочной таблицы.
На третьем уроке мы подводили первые итоги деятельности, где выяснилось, что не все учащиеся могут анализировать свою деятельность, поэтому мы прибегли к помощи товарищей, и ребятам эта работа очень понравилась, а самое главное - учащиеся объективно оценивали свою работу. Приготовив заранее две таблицы «Оценка деятельности учащихся 4 класса по ОРК СЭ», мы заполняли их по ходу анализа деятельности на уроке. Одну таблицу заполнял ответственный за заполнение (ее мы вывесили в классе), а другую – учитель (эта таблица хранится в журнале). Так учащиеся анализировали свою работу на уроке, и результаты могли видеть не только дети, но и их родители.
Таким образом, у нас получилась своя система оценивания на уроках ОРК СЭ, которая повлияла на повышение мотивации учащихся, на развитие самостоятельности и самоанализа их деятельности.
Не все получалось, были трудности в оценке деятельности тех учащихся, которые отсутствовали на уроке. Тогда мы решили, что если ребята, в момент отсутствия на уроке изучили самостоятельно материал урока по учебнику дома, то они могут оценить свою работу, как и присутствующие на уроке. А если такая работа дома не выполнялась, то в таблице мы ставим прочерк.
Также оговорили, что будет с результатами оценивания в конце учебного года. Решили, что будет сделан подсчет символов у каждого учащегося за курс изучения ОРК СЭ, по результатам которого каждый учащийся получит сертификат в конце учебного года.
- «Рефлексия»
– Итак, коллеги, давайте подведём итог (на слайде появляется вертикально расположенное слово ИТОГ:
- нтересно
- ворчество
- бучились
- лавное
–Что вам сегодня было интересно в нашей работе?
– А что творческого было в ходе работы?
–А чему вы обучились сегодня?
– А что главное было в нашей работе?