Система оценки учебных достижений первоклассников в рамках
Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
| Еремина Б.В., учитель начальных классов ГБОУ СО «Школа АОП № 1 г.Саратова» |
Профессиональное мастерство учителя во многом определяется тем, насколько он владеет методикой проверки и оценки работы своих учеников на уроке. Психологическое воздействие школьной оценки на ученика настолько велико, что под его влиянием нередко искажается развитие личности, формирование межличностных отношений в классе.
В свое время еще В.А.Сухомлинский писал: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жестокий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит, - детям непонятно. Ведь не может 7-летний ребенок понять зависимость оценки своего труда от личных усилий – для него это пока непостижимо».
Но оценка результата учебного труда ребенка существовала и будет существовать во все времена. Учёба без оценки подобна работе без зарплаты, и, как зарплата, так и оценка деятельности ученика обязательно должна быть, вопрос – в какой форме она будет выражена?
Внутреннее развитие, формирование познавательных процессов – основная цель учебного процесса как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. У детей с интеллектуальной недостаточностью произвольное внимание неустойчиво и быстро рассеивается. Объем памяти мал. Многие дети с трудом включаются в организованную коллективную деятельность. Все эти необходимые для учения качества и свойства формируются у детей с легкой умственной отсталостью, но в разном темпе у разных обучающихся. Все это, а также согласно требованиям новых государственных образовательных стандартов, является веской причиной того, что в первом классе обязательным является безотметочное обучение, дети не получают оценок.
Поэтому учителю приходится овладевать непростой методикой качественной оценки деятельности учащихся.
Под безотметочным обучением понимается такое обучение, при котором ребёнок учится самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе.
Оценка − это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…») Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.
Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл от 1 до 5, любые другие цветовые, знаковые символы). Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи.
Оценку ставить можно, отметку - нет.
Введение безотметочного обучения весьма сложно воспринимается некоторыми родителями, привыкшими к отметочной системе оценивания с 1-го класса, бывает некомфортно для первоклассника, ведь, скорее всего, его дома уже запрограммировали, что он будет или должен получать в школе пятёрки, а получить их не удаётся целый год. И еще первое полугодие следующего класса. Как всякий человек, ребёнок хочет быть замеченным и оценённым.
Но младший школьник в силу своих возрастных особенностей и возможностей здоровья не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается первоклассником, как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе. Поэтому оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ в соответствии с критериями.
Однако, безотметочная система оценивания в 1 классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.
В этом году у меня 1-й класс и проблема оценивания коснулась меня непосредственно.
Мы знаем, что первоклассники, особенно с ОВЗ, приходят в школу с минимальным запасом знаний, они ещё ничего не умеют и не могут, еще не достигнуты какие-либо определённые результаты обучения.
И возникают вопросы:
-Что оценивать? (что конкретно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует)
-Как оценивать? (какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается)
-Каким образом оценивать? (какова сама процедура оценивания: каковы этапы, критерии, что нужно учитывать при таком оценивании).
Как же строится работа в 1 классе в условиях безотметочного обучения?
Новые подходы и идеи всегда интересны, а тем более, когда они способствуют индивидуальному росту учащегося. Кто сказал, что дети с ОВЗ не обучаются и не развиваются? Пусть они делают это медленнее других и в меньшем объеме, но они также образовываются. Работая по программе ФГОС я использую приёмы, которые помогают сделать оценивание естественным элементом динамики урока в 1 классе.
Первый прием: «Молодец». С первых дней учёбы в школе при выполнении письменных работ, на основе сравнения с заданным образцом, формирую у учащихся самооценку и самоконтроль. Например, после выполнения работы в тетради (рисование фигур, начертание элементов цифр и букв) прошу ребят обвести лучшую, по их мнению, букву или цифру. Или же подчеркнуть. Позже, собрав тетради, я могу поставить свою оценку, т.е. обвести красным цветом тот элемент, букву, цифру или фигуру, которая, по-моему мнению написана наиболее приближенно к эталону.
1 четверть для первоклассников самая сложная, поэтому учителю необходимо создать условия для благополучной адаптации первоклассников к режиму школьной жизни, обеспечить комфортную атмосферу в классе, создать и поддерживать ситуацию успеха. Этому как нельзя лучше способствует второй прием, применяемый мною - «Дерево нашего успеха». Хочу подчеркнуть: пока не моего, а нашего успеха. В основном я применяю его на уроках, где большая часть времени отводится устной работе.
Класс собирает за плодотворную деятельность на уроках яблочки и листочки и в конце урока ребята прикрепляют их на дерево. В 1 классе я не разделяю детей и не раздаю каждому из них свой жетончик - «успех», будь то яблочко, зеленый или желтый листочек. Оценивается работа всей группы детей.
Этот прием с первых дней учит ребят работать коллективно; развивает чувство взаимопомощи, поддержки; мотивирует на достижение результата; стимулирует желание и умение добиваться успеха всем классом. Получается коллективная самооценка, которая предшествует адекватной самооценке отдельного ученика.
Плоды (у нас красные яблоки) – дело прошло полезно, плодотворно;
зеленый листик – получилось почти все, дело прошло неплохо;
желтый листик – не все получилось, но мы старались.
Позднее, во 2-м, 3-м классе, когда вводится отметочная система оценивания, можно раздавать жетончики - «успехи» индивидуально, каждому ученику за активную работу на уроке, красивое письмо, аккуратно выполненную аппликацию, самое быстрое верное решение математической задачи, выразительно прочитанное стихотворение, дружную работу в паре и т.д. Ведь всегда, даже у самых слабых детей, находится повод отметить что-то, в чём такие ученики успешны! Сравнивать количество успехов, заработанных разными детьми, категорически запрещается.
Третий прием, который я использую - «Аплодисменты». Очень нравится ребятам в начале учебного года и направлен на формирование взаимооценки, на умение слушать и слышать своего товарища, ждать реакции на свои ответы. Если согласны с ответом - хлопаем в ладошки, если не согласны - не аплодируем. Позднее можно ввести карточки со знаками «+» и «-». Введенными знаками учащиеся могут пользоваться на всех уроках для оценки ответов своих товарищей:
«+» - «Я согласен с ответом!»
«-» - «Я не согласен»
Научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников.
Для оценки самостоятельной работы на уроках я применяю ещё один инструмент, автором которого является Г. Цукерман - «волшебные линеечки». Волшебные линеечки» являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»); удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке). Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом. Сначала учитель задает критерии оценки - названия линеечек. Они должны быть четкими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию.
Линеечка - это пятиуровневая шкала, на которой дети отмечают уровень выполнения работы: высокий, средний и низкий.
Для оценивания ученик рисует шкалу на полях тетради напротив выполненной работы и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. Сразу же после самооценивания я провожу беседу, в ходе которой ребёнок пытается обосновать свой выбор на линеечке; выясняем, что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем еще необходимо поработать. После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, я ставлю свои крестики на линеечках. Получив тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». Несовпадение оценок будет поводом для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.
Очень хороший приём – «словесное оценивание». В период первых школьных шагов детей нельзя скупиться на похвалу, одобрение и поддержку. Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. Ребенок учится, прилагает огромные усилия, чтобы овладеть новым для него способом деятельности.
В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед нами:
-Нужно оценивать успехи ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.
-Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой.
-Хвалить самого ребёнка, а не его работу.
-Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком.
Слова, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке:
« Умница!»,
« Молодец!»,
« Отлично поработал!»,
« Прекрасный ответ!»,
« Хороший вопрос!»,
« Тебя было приятно слушать!»,
« Замечательно!» и др.
Хочу отметить, что в силу разного характера, темперамента, психических и психологических особенностей детей, одних я хвалю в начале урока, других же ребят хвалю в конце урока, а на уроке создаю условия для спокойной, ровной работы. Одного ребенка похвала побуждает к добросовестной дальнейшей работе на уроке, настраивает на положительный лад. Другого - сбивает с ритма. Эмоции его настолько сильны, что внимание рассеивается, работоспособность снижается.
Но всегда недопустимо использование при неверном ответе таких фраз и слов:
« Неправильно»,
« Не думал»,
« Не старался»,
« Неверно».
Лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение», «Давай послушаем других».
Следование этим принципам содействует формированию таких качеств личности ребенка, как уверенность в своих силах, адекватная оценка возможностей, вырабатывается истинный познавательный интерес к учению.
Оценка, форма ее выражения должны быть такими, чтобы не будить соперничества, зависти, а побуждать работать дружно, помогая друг другу, сопереживая. Форма оценки служит для детей приятным ориентиром, показателем того, что дети работают правильно. Оценивая учебную работу каждого ребенка, нужно не просто фиксировать результаты. Цель каждого оценочного действия - выяснить, насколько эффективно идет обучение.
В конце урока я поощряю каждого ученика: одного за быстроту, правильную и четкую работу в течение всего урока; другого за то, что сегодня работал лучше, чем вчера; третьего за то, что не только сам хорошо выполнил задание, но и помог товарищу.
В качестве поощрения к нам иногда на уроки приходит кукла – Кот. Он задает деткам вопросы по теме урока и каждого хвалит, гладит по головке, либо жмет руку, и всячески поощряет: может подарить календарики, недорогие простые карандаши или ручки, красивые наклейки, листки для раскрашивания, содержание которых перекликается с темой занятия, и другие мелкие сувениры. Нужно отметить, что все поощрительные предметы одинаковы для всех ребят класса. Дети, конечно, понимают, что их хвалит учитель, но всегда с нетерпением ждут Кота. Потом родители мне рассказывают, как дети, придя домой делились, что к ним приходил Кот, кому что сказал, никого не обидел, всех похвалил и что, возможно, подарил.
Что же даёт безотметочное обучение? Самое главное - это отсутствие страха получить плохую отметку и показать её родителям, неправильно ответить. Никто из детей не чувствует себя ущербным, не боится признаться в незнании, в непонимании. Они поняли, что можно открыто сказать о своих затруднениях, не стесняться допустить ошибки и делать их предметом коллективного обсуждения.
В заключение хочу поблагодарить всех присутствующих в зале за внимание и подарить на память небольшие брошюры-памятки « 100 золотых поощрений». Это перечень очень важных и нужных слов и фраз, которые может и должен применять педагог к детям абсолютно разного возраста. Эти незамысловатые поощрения помогают открыть нам детские сердца и души!