СЛАЙД 1
Система патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи
СЛАЙД 2
Патриотическое воспитание детей является одной из приоритетных задач Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
СЛАЙД 3
Что же такое патриотизм?
«ПАТРИОТИЗМ» - это «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» (С. И. Ожегов)
«ПАТРИОТИЗМ» - это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство» (Г. Бакланов)
«ПАТРИОТИЗМ» - это «…чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям (современный подход к понятию).
СЛАЙД 4
Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания:
Конституция ДНР;
Закон ДНР «Об образовании»;
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР;
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг.;
Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;
Воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста «Донбасс – мой край родной».
СЛАЙД 5
Цель патриотического воспитания - создать условия для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан ДНР, патриотов своего Отечества.
СЛАЙД 6
Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
— воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости);
— воспитание уважения к труду;
— расширение представлений о городах Донецкого края;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам.
СЛАЙД 7
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, во время занятий (познавательно-исследовательская деятельность), в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
СЛАЙД 8
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом: Моя семья – Мой детский сад – Мой город – Моя Родина – Страна, столица, символика – Культура и традиции – Права и обязанности (Конституция).
Однако следует подчеркнуть, что предложенная система патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)
СЛАЙД 9
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
Принцип индивидуального подхода к детям;
Принцип сотрудничества;
Принцип интеграции;
Принцип систематичности и последовательности; принцип доступности;
Принцип личностно-ориентированного подхода;
Принцип сочетания разных видов деятельности;
Принцип компетентности педагога;
Принцип игровой подачи материала.
СЛАЙД 10
Организация работы по патриотическому воспитанию осуществляется через:
Подготовку педагогичсекого коллектива;
Работу с детьми;
Работу с родителями;
Оснащение развивающей среды;
Взаимодействие с социумом.
СЛАЙД 11
Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:
Занятия.
Экскурсии и целевые прогулки.
Тематические выставки.
Проектная деятельность.
Наблюдения.
Беседы.
Трудовая деятельность.
Праздники, развлечения, викторины, конкурсы.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Чтение художественной литературы.
Дидактические, сюжетно-ролевые игры.
СЛАЙД 12
Средствами патриотического воспитания являются:
Деятельность детей (игровая, познавательная, трудовая, творческая, коммуникативная).
Природа (живая и неживая).
Окружающая обстановка - социум (эмоциональное благополучие, любовь окружающих взрослых и сверстников).
Художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино).
Все эти средства взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга при работе по патриотическому воспитанию дошкольников.
СЛАЙД 13
К методам и приемам патриотического воспитания относятся:
Наблюдение;
Объяснение с показом;
Беседы о родном городе и республике;
Разучивание песен и стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
Использование иллюстраций видеофильмов, мультимедийных презентаций;
Ознакомление с произведениями народного творчества;
Привлечение к посильному общественно-полезному труду;
Обогащение и стимулирование детского творчества;
Встречи с ветеранами.
СЛАЙД 14
Патриотическое воспитание реализуется при наличии таких условий:
создание предметно-развивающей среды (патриотический уголок, символика государства и др.)
опора на личный опыт, ближайшее окружение (от любви к дому - до любви к Родине и т.д.);
эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка;
взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно- эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);
организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций ( изо, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.);
сотрудничество с семьей.
СЛАЙД 15
Свое выступление хочу закончить словами С. Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
6