СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки школьников к успешной сдаче ЕГЭ(ОГЭ) по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для учителей математики

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки школьников к успешной сдаче ЕГЭ(ОГЭ) по математике»

«Система подготовки школьников к успешной сдаче ЕГЭ (ОГЭ) по математике»













































Оглавление стр

  1. Введение ____________________________________________ 3

  2. Этапы разработки программы подготовки к ОГЭ или ЕГЭ__4

3. Как выбрать тип подготовки к ЕГЭ?____________________ 6

4. Нужна ли специальная подготовка к ЕГЭ?_______________6

5. Как и где готовиться к ЕГЭ?___________________________7

6. С чего и когда начинать подготовку к ЕГЭ?______________8

7. Информационная подготовка_________________________10

8. Методическая подготовка____________________________12

9. Компьютерные технологии___________________________15

10. Подготовка к ЕГЭ через Интернет_____________________17

11. Из опыта работы___________________________________18

12. Организация работы с детьми «группы риска»__________26

13. План работы при подготовке к ЕГЭ по математике на 2016/2017 учебный год.________________________________________31

14. Как использовать  внеурочную систему? ______________ 34

15. Заключение_______________________________________ 35

Литература и ссылка на электронные ресурсы_________________37













Введение



Для семей школьников подготовка к государственной итоговой аттестации и сдача экзаменов оказывается непростым периодом: он характеризуется повышенной учебной нагрузкой у школьника, дополнительными финансовыми затратами, которые вынуждены нести его родители, и стрессовыми переживаниями для всей семьи. Большинству школьников приходится проходить через итоговые испытания дважды: в 9-м и 11-м классах, и по мере приближения ЕГЭ волнение только нарастает. Косвенно об этом свидетельствует убежденность родителей в том, что ЕГЭ гораздо сложнее преодолеть, чем ГИА. Как следствие, целью для своего ребенка на ГИА респонденты считают высокие и средние баллы, а на ЕГЭ—средние и минимально допустимые. Большинство родителей школьников полагают, что школьных занятий ученикам недостаточно, чтобы сдать ЕГЭ (60 и 70%), причем более 30% опрошенных считают, что и дополнительные занятия не помогут получить высокие оценки за экзамены. Наиболее скептически респонденты оценивают возможность сдать на высокий балл без дополнительных занятий ГИА и ЕГЭ по следующим трем предметам школьной программы: математика, иностранный язык, русский язык. Еще во время обучения ребенка в начальных классах школы 43% родителей выражают сильную обеспокоенность предстоящей сдачей ЕГЭ и 36%—сдачей ГИА. Очевидно, эти экзамены являются источником значительного социального напряжения, с которым необходимо работать как на уровне взаимодействия школы с учениками и их семьями, так и на уровне общественного мнения. Основными препятствиями к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ родители школьников считают слишком сложные и запутанные задания тестов, плохие школьные программы, а так- же индивидуальные особенности собственных детей.

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция-учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя – математика. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена-обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по математике даже отличники выполняют правильно (в среднем) 70% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение математики по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по математике - это не одно и то же!



Этапы разработки программы подготовки к ОГЭ или ЕГЭ



Охарактеризуем основные этапы разработки программы подготовки к ОГЭ или ЕГЭ с учетом особенностей трех аспектов: организационного, образовательного и психологического. После того как учащийся определил для себя перечень экзаменационных предметов, необходимо определиться с целями подготовки, но не в формате, например, «научиться решать такие-то задачи» или «выучить такой-то предмет или темы», а сформулировать их в виде желаемого результата экзамена. Так можно говорить о целях сдать ЕГЭ «обязательно на 100 баллов», «не меньше чем на 80 баллов», «хотя бы на 60 баллов» и пр. Данный подход позволяет сразу сориентироваться на круг рассматриваемых вопросов по предмету и представить себе за счет каких типов заданий будут набираться желаемые баллы.

На следующем шаге нужно собрать максимум информации о предстоящем экзамене: структура, порядок и сроки проведения, важные особенности, методика оценивания. По результатам изучения собранной информации учащийся должен ясно представлять себе как проходит экзамен, какие виды заданий используются, каковы критерии оценивания результатов экзамена. Сюда же относится и подбор методической литературы - это могут быть разнообразные учебные пособия, электронные курсы, подборки контрольно-измерительных материалов экзаменов прошлых лет и пр. Большое количество подобной литературы для ознакомительных целей представлена в Интернете и доступна для свободного скачивания.

После этого можно приступать к выбору формы подготовки. Наиболее распространенной формой являются занятия на подготовительных курсах, но не менее популярны и занятия с репетитором. Самоподготовка, при всем ее положительном влиянии на развитие личности ученика, зачастую невыгодна вследствие больших трудозатрат и относительно высокой неопределенности результатов. При выборе формы подготовки обязательно следует учитывать объем доступных временных и финансовых ресурсов.

Наконец, очень важно контролировать ход процесса подготовки к экзаменам. Здесь на первый план выходит не контроль за прохождением занятий, а контроль продвижения вперед, освоения предмета. Конечно, выполняя задания КИМ-ов по ОГЭ или ЕГЭ, ученик может сам контролировать свою успеваемость, но учитель (или репетитор) здесь может сыграть ключевую роль: увидеть системные ошибки, указать на пробелы в знаниях, мешающие эффективному усвоению материала и пр.

Как выбрать тип подготовки к ЕГЭ?



Единый государственный экзамен имеет массу особенностей. Для успешной сдачи ЕГЭ мало грамотно писать, уметь решать примеры, необходимо понять саму специфику экзамена. Если предмет ученик знает хорошо и требуется только навык решения заданий ЕГЭ, то лучше выбрать интенсивный курс, где теория по предмету сведена к минимуму. Если же ученик не уверен в своих знаниях по предмету, то лучше пройти полный курс подготовки к ЕГЭ с теоретическим и практическим курсом. Выбор очного варианта или работы над подготовкой к ЕГЭ через Интернет полностью зависит от желания ученика и его способности заниматься самостоятельно или необходимости присутствия преподавателя. Оценить уровень готовности ученика к специфике заданий из ЕГЭ помогут пробное тестирование и демонстрационные версии тестов ЕГЭ.



Нужна ли специальная подготовка к ЕГЭ?



Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут снизить баллы.

 Специальная подготовка к ЕГЭ поможет:

- эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ с минимальными затратами времени и сил;

- избежать обидных технических ошибок;

- узнать об особенностях ЕГЭ;

узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.



Как и где готовиться к ЕГЭ?



Можно заниматься индивидуально или в группах с преподавателями высших учебных заведений, сейчас такую подготовку активно предлагают подготовительные курсы различных вузов. Но нужно учитывать, что на подготовительных курсах в основном дается программа предмета с акцентом на требования конкретного вуза. Подготовка именно к ЕГЭ предполагает не столько изучение (или повторение) содержания, сколько анализ тестовых заданий (элементы "натаскивания"). Единый государственный экзамен подводит итог школьному обучению, именно школьные учителя максимально эффективно могут подготовить к ЕГЭ, ведь тестовые задания ЕГЭ охватывают всю школьную программу.

Подготовка к ЕГЭ проводится в нашей школе в виде дополнительных занятий, на которых не изучается заново вся программа по предмету, а уделяется внимание на особенности тестирования, которые позволят получить максимум баллов. В школе проводится подготовка не просто к экзамену, а именно к ЕГЭ или ОГЭ: это значит, что во время обучения ученики:

  • получают навыки тестирования;

  • поймут особенности формулировок заданий;

  • научатся распределять время на выполнение тестовых заданий;

  • узнают о самых распространенных ошибках;

  • узнают, какими критериями руководствуются эксперты при проверке тестовых заданий;

  • узнают, по каким темам больше всего вопросов в тестах и т.д.



С чего и когда начинать подготовку к ЕГЭ?



С самых первых уроков. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению. Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов). Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые будут внесены в текущем учебном году. Особое внимание следует уделить вопросам практического применения знаний.

Для подготовки к ЕГЭ используются разнообразные методические пособия, в которых предложены тренировочные задания с ответами, методическими рекомендациями.

Учителям – предметникам оказывать информационную поддержку учащимся.

  • На стенде “Как готовиться к ЕГЭ (ОГЭ)” в кабинете разместить сменяемые образцы ученических решений, задания с развернутым ответом и их оценку с комментариями, тексты тестов ЕГЭ (ОГЭ) с ответами, список пособий, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ (ОГЭ), кодификатор заданий ЕГЭ (ОГЭ) и перечень проверяемых заданиями ЕГЭ (ОГЭ) умений, а также знакомить учащихся с элементами спецификации контрольно-измерительных материалов. На стенде размещаются образцы бланков ЕГЭ, проводятся консультации по их заполнению. Указать электронные адреса сайтов в помощь учащимся при подготовке к экзаменам.

  • Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму. Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.

  • Проводить психологическую подготовку учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

Все выше перечисленные методические приёмы позволяют добиться хороших результатов выполнения экзаменационных работ.

Одной из основных задач является создание условий для успешной сдачи ЕГЭ.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна была подготовительная работа.

Учителям, помня о том, что «нельзя научить плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся 5-11 классов практически по всем предметам, выносимым на ЕГЭ (ОГЭ). С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.

Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕГЭ (ОГЭ) реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие навыки саморегуляции и самоконтроля.

При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача ЕГЭ (ОГЭ).

  Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕГЭ (ОГЭ), но и позволяют более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.



Информационная подготовка



Информационная подготовка начинается с ознакомления учащихся 10-11 классов с инструкцией по подготовке и участию выпускников к ЕГЭ, содержащей:

-правила для сдающих ЕГЭ;

-особенности структуры экзаменационной работы в форме ЕГЭ;

-алгоритм работы с тестом;

-правила заполнения бланков №1и №2;

-условия подачи апелляций по процедуре и результатам ЕГЭ;

-график проведения коллективных и индивидуальных консультаций.

Данная информация помещается на стендах в кабинете. Необходимо также вывесить решение демонстрационного варианта ЕГЭ с правильно заполненными бланками ответов №1 и №2.

Вся перечисленная информация должна быть доступна не только для учащихся, но и их родителей.



Техническая подготовка



Техническая подготовка заключается в разъяснении учащимся на уроках структуры КИМов ЕГЭ рекомендаций временного промежутка выполнения каждого задания ЕГЭ.

Говоря о технической подготовке к ЕГЭ, следует остановить внимание выпускников на нетрадиционные методические установки при решении тестовых заданий, а именно: верное и качественное выполнение 1 части теста совершенно не требует никакого оформления в ходе решения на черновиках. И самое важное: чем меньше и короче ученик делает записи, тем выше будет его результат, поскольку больше времени останется на работу с самим заданием.

Приходится делать большие усилия учителю, чтобы заставить школьников прекратить подробно записывать каждый шаг своих рассуждений при решении заданий 1 части. Естественно, это идет вразрез с тем, что требует от них учитель на уроках. При выполнении теста ЕГЭ привычка все подробно оформлять является очень вредной.

Одним из моментов техники решения тестовых заданий является обучение постоянному самоконтролю времени, т.е. надо научить школьника экономии времени для решения более сложных заданий. Техника сдачи теста будет достаточно высока, если пойти следующими путями:

-при выполнении заданий 1 части пользоваться устным счетом и промежуточными вычислениями;

-давать оценку объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, делать разумный выбор этих заданий для первоочередного решения;

-пропускать те задания в части 1, которые не удается выполнить сразу;

-решение геометрических задач оставить на последок, их решение требует много времени, и, как показывает практика, ученики менее бывают подготовлены по геометрии, нежели по алгебре.



Методическая подготовка



Методическую подготовку следует проводить в двух направлениях: тематической и по содержательным линиям курса математики.

1. Этап тематической подготовки необходимо начинать с 10 класса следующим образом: по каждой укрупненной единице усвоения выстраивается логически взаимосвязанная система тренировочных классных и долгосрочных домашних заданий с соблюдением «правила спирали». «Правило спирали» как принцип движения от простого к сложному при постоянном возвращении к тому, что вызвало затруднение, в равной мере относится к организации повторения и к выполнению контрольного тестирования.

Временные траты необходимо держать под контролем- это и есть постоянный и жесткий контроль времени. Выдержать график такой работы сможет только тот выпускник, который приучен без перерыва (хотя бы 90 минут) заниматься математикой с полной отдачей. Отсутствие привычки напрягаться в математике 4 часа подряд без перерыва – одна из важнейших причин низкого качества написания теста многими выпускниками. У них есть привычка работать или «выдержать» 40-45 минут урока математики, максимум 90 минут. Выдержать 4 часа без перерыва и при этом интенсивно работать не может большинство школьников. К такому режиму работы необходимо приучать и тренировать учащихся, чтобы 4 часа работы проходили на одном дыхании (в основном через долгосрочные домашние задания).

При рассмотрении заданий теста, сразу же определяя те из заданий. Которые просты и решаемы, учащиеся определяют свои слабые места и пробуют избежать «нелюбимых задач». Чаще всего в «нелюбимые» попадают логарифмы, логарифмические и показательные уравнения и неравенства. Но логарифмы – одна из часто встречающихся тем КИМов ЕГЭ. Если избегать этих тем, то придется решать все те задания, которые связаны с тригонометрией. А тригонометрия объективно труднее для многих школьников со всех точек зрения. При подготовке к ЕГЭ легко убедиться, что логарифмы и показательные уравнения и неравенства решить легче, чем тригонометрические задания уже только потому, что количество формул, которые необходимо знать, чтобы ориентироваться в каждом из этих разделов, разное. В тригонометрии их намного больше. Кроме того, для решения логарифмических и показательных уравнений или неравенств необходимо освоить небольшое количество типовых примеров, которые универсально работают на задания любой сложности, а в тригонометрии каждый раз необходимо находить новый оригинальный подход, особенно если не знаешь наизусть всех формул и следствий из них. Это не значит, что не следует решать тригонометрические задания, просто для учащихся, работающих только на уровне стандартных задач, оптимальнее сосредоточиться на логарифмах и показательных, логарифмических уравнениях, чем одолеть тригонометрию. Иными словами, этим учащимся лучше сосредоточиться на одной из тем: либо логарифмы и показательные уравнения, либо тригонометрия. Следует отметить, что одно из вполне решаемых заданий 2 части почти всегда бывает либо на логарифмы либо на показательные уравнения или неравенства, а одно – почти всегда тригонометрическое.

Результаты ЕГЭ 2016 года по математике показали. Что при решении заданий по указанным темам учащиеся получили низкие баллы. Особенно это прослеживается в результатах заданий части 2. Выполнение этих заданий дает возможность достаточно точно дифференцировать тех учащихся, которые могут успешно справиться с более сложными заданиями.

Учитывая тот факт, что выполнение заданий 2 части дает ученику наибольшее количество баллов, целесообразнее было бы учителям уделять большее внимание на подготовку именно по этому разделу, не забывая, что каждый ученик должен уметь решать задания 1 части.

Также учителю следует приложить большие усилия, чтобы научить школьников приемам быстрого выполнения тестовых заданий 1 части, пользоваться краткой формой записи решения задания, тем самым сэкономив время.

Часть 2 состоит из заданий высокого уровня сложности. Их сложность определяется необходимостью использования материала по программе профильного обучения: задачи с параметрами, стереометрические задачи высокого уровня сложности. При решении этих заданий требуется умение на только найти правильный ответ, но и обосновать полученные выводы, построить логически грамотную цепочку рассуждений, а также математически грамотно написать решение.

Что касается заданий с развернутым ответом, то следует отметить, что выпускники недостаточно подготовлены к решению нестандартных творческих задач. Заметим, что задания этой части адресованы школьникам с ярко выраженными математическими способностями, имеющим соответствующую углубленную подготовку. Результаты ЕГЭ по математике прошлых лет показали, что к решению 2 части приступают около 10% выпускников, а возможное правильное решение этих заданий может быть представлено 2 учащимися из 10000.

2. Этап подготовки по содержательным линиям следует начать в 11 классе (март-апрель-май), когда у учащихся накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой сложности. Учителем по каждой содержательной линии выстраивается система тренировочных тестовых заданий, которые учащиеся выполняют с ранее рекомендованным временным промежутком решения каждого задания ЕГЭ. Тренировочные тесты можно проводить как на классных занятиях, так и внеклассных, спецкурсах. Учащиеся постоянно работают в режиме контроля времени над выполнением задания. Этот режим будет сложен учащимся на первых порах, но, привыкнув к нему, они впоследствии почувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.



Компьютерные технологии



С целью повышения эффективности работы педагога при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по математике применяются информационно- компьютерные технологии (ИКТ).

Компьютерные (новые информационные) технологии

обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.

При применение ИКТ на уроках имеются и преимущества, и недостатки. Преимущества в том что:

- индивидуализация обучения;

-интенсификация самостоятельной работы;

-рост объема выполненных на уроке заданий;

-возможность получения различного рода материалов;

-Возможность учителю переложить часть своей

работы на ПК;

-Получение объективной картины уровня усвоения

изучаемого материала.

Имеются и недостатки:

- Недостаточно времени для подготовки к ИКТ уроку;

-Недостаточная компьютерная грамотность учителя;

-Отсутствие демонстрационного центра;

-Сложность интегрирования в поурочную структуру;

-Отсутствие в рабочем графике времени для исследования возможностей Интернет.

Существуют различные аппаратные средства ИКТ при подготовке к к ЕГЭ:

Применение сети компьютеров-позволяет :

- усилить мотивацию ребенка;

- полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех;

- получить возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь;

- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа); тренажер; средство диагностики и контроля;

- выполнить самопроверку.

Для качественной подготовки к ЕГЭ созданы сайты, обеспечивающие поддержку работы учителя и самостоятельную работу учащихся по подготовке к сдаче экзамена.



Подготовка к ЕГЭ через Интернет



Дополнительно учащиеся могут готовиться к ЕГЭ (ОГЭ) и через Интернет-курсы. Получив регистрационные данные (логин и пароль), могут в любое удобное время заходить на учебный сервер, где размещены:

  • теоретические материалы к каждому типу заданий;

  • разбор каждого типа заданий;

  • задания, которые вызывают наибольшие трудности (по результатам анализа статистических материалов);

  • электронный тренажер;

  • контрольное тестирование;

  • рекомендации по подготовке к ЕГЭ.























Из опыта работы



Знание только тогда становится

знанием, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не

памятью.

Л.Н.Толстой.



Сегодня, в связи с введением ЕГЭ, перед учителем математики и стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по математике и подготовить выпускников к ЕГЭ? Мне, как и многим другим учителям, пришлось пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации. Эта работа была связана с глубоким анализом моего педагогического опыта, попытками извлечь из него то, что может пригодиться и в современных условиях и отказом от того, что явно устарело. Практика показывает. Главным условием для успешной сдачи ЕГЭ является интерес ученика. Дело в том, что ЕГЭ проводится в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнить, нужно владеть определёнными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не «набивший руку» на их решении, может получить низкий балл. Поэтому каждый учитель просто обязан помочь детям овладеть навыками, необходимыми для выполнения тестов ЕГЭ. Человек достигнет результата, только делая что-то сам... (Александр Пятигорский, русский философ).

Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя. Начинать педагогу необходимо с планомерной целенаправленной работы по подготовке к итоговой аттестации.

Экзамен не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена. Подготовка к экзамену – означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, хорошо известные каждому учителю: отсутствие культуры вычислений и несформированность приемов самопроверки.

Можно ли заставить ребёнка поверить в свои силы, в то, что всегда есть надежда на успех? Оказывается можно. Показать ему то, что данные задания он способен выполнить, если будет использовать определенный алгоритм сначала с помощью учителя, потом сам с некоторой подсказкой, консультацией, а в дальнейшем и самостоятельно. На занятиях стараюсь создать атмосферу комфортности, взаимопонимания. Использую сотрудничество «учитель – ученик» и «ученик - ученик». На своих уроках я делаю установку на то, чтобы любой ребёнок должен быть понят и услышан учителем: учение должно проходить в атмосфере деловитости, непринужденности, чтобы и дети и учитель чувствовали себя свободно на уроках. Но увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься ещё и над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу и их активность на протяжении всего урока. Для решения этой задачи в своей работе использую различные виды и формы деятельности учащихся на уроке, нетрадиционные формы проведения учебных занятий.

Нестандартные формы организации уроков позволяют мне стимулировать активность учащихся, раскрывать творческие силы, скрытые возможности каждого школьника. Познавательный интерес  к предмету формирую у детей через  использование разнообразных форм, приёмов и методов обучения, влияющих на личность ученика. Положительный учебный эффект достигается сочетанием интеллектуальности содержания с новизной формы ведения урока: уроки взаимного обучения, уроки-консультации, уроки-лекции, уроки  разбора ошибок и другие. В процессе обучения добиваюсь осознанного восприятия учащимися изучаемого материала, приобретения навыков логического мышления, развития воображения и интуиции, понимания взаимосвязи усваиваемых знаний, механизма ошибок и их преодоление. Развиваю наблюдательность, мышление и практические действия, а не только конкретные операции и приёмы.

Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий: самостоятельно разработанных мною и учащимися слайдовых презентаций, цифровых образовательных ресурсов, возможностей Интернет. Использую  «Открытый банк математических задач», обеспечивающий поддержку работы учителя и самостоятельной работы  учащихся по подготовке к сдаче экзамена на базовом уровне.

Так же на своих уроках использую сервисы образовательного портала «РЕШУ ЕГЭ». Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» (http://решуегэ.рф) создана творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив». Руководитель — учитель математики гимназии № 261 Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, Учитель года России — 2007, член Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов по математике для проведения единого государственного экзамена по математике Гущин Д. Д.

Этот информационный ресурс можно использовать:

  1. для организации тематического повторения. Разработан классификатор экзаменационных заданий, позволяющий последовательно повторять те или иные небольшие темы и сразу же проверять свои знания по ним.

  2. для организации текущего контроля знаний предоставляется возможность включения в тренировочные варианты работ произвольного количества заданий каждого экзаменационного типа.

  3. для проведения итоговых контрольных работ предусмотрено прохождение тестирования в формате ЕГЭ 2013 года по одному из предустановленных в системе вариантов или по индивидуальному случайно сгенерированному варианту.

  4. для контроля уровня подготовки система ведет статистику изученных тем и решенных задач.

  5. для ознакомления с правилами проверки экзаменационных работ дана возможность узнать критерии проверки заданий части С и проверить в соответствии с ними задания с открытым ответом.

  6. для предварительной оценки уровня подготовки после прохождения тестирования сообщается прогноз тестового экзаменационного балла по стобалльной шкале.

 Все задания базовой части ЕГЭ по математике взяты из открытого банка экзаменационных заданий (http://mathege.ru) и представляют собой модельные задачи, на основе которых путем изменения конкретных числовых данных составляются реальные экзаменационные работы ЕГЭ. Задания повышенного и высокого уровня сложности ЕГЭ по математике, а также все задания по другим предметам были специально составлены для портала «РЕШУ ЕГЭ» или предлагались в официальных сборниках для подготовки к экзамену.

 Все используемые в системе задачи снабжены ответами и подробными решениями, что, конечно же, очень удобно для индивидуальной подготовки выпускника.

Подготовка к ЕГЭ требует индивидуального, личностно ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в учебном плане 11 класса есть обязательные предметы  «Алгебра и начала анализа», «Геометрия», «Практикум по математике». Кроме того приказом по школе определены часы индивидуальных и групповых консультаций по математике для выпускников 11 класса. Как и уроки, мною контролируется посещаемость консультаций учащимися 11 класса с обязательной отметкой в специальном журнале. Информация о посещаемости доводится до сведения классного руководителя незамедлительно, а родители выпускников узнают о пропусках в течение 1-2 дней. Обязательно выясняю причины отсутствия ученика на занятии.

Повысить уровень обученности и качество знаний учащихся позволяет использование мониторинга знаний умений и навыков, применение самодиагностики, самооценки, проведение  индивидуальной работы с учениками по ликвидации пробелов в знаниях. Хороший результат отслеживания показателей обучения каждого выпускника дают диагностические карты учебных достижений каждого ученика по результатам КДР и других значимых работ, в том числе и индивидуальных.

Этот нелёгкий процесс более эффективен в случае, когда сами учащиеся осознанно прогнозируют результаты своего обучения. Я доверяю своим ученикам заполнять такие карты не только после краевых контрольных работ, но и после самостоятельных работ или тестов по определенным темам программы. Диагностические карты регулярно доводятся до сведения учащихся и их родителей, классного руководителя.

Определив типологию пробелов в знаниях учащихся по итогам очередной тестовой диагностической работы, я вношу корректировку в календарно-тематическое планирование, организую уроки разноуровнего обобщающего повторения. Сейчас издано огромное количество сборников тестов для подготовки в ЕГЭ. По таким сборникам мы работаем в течение двух лет.

Хорошим подспорьем в разработке таких уроков является необходимая методическая литература, прежде всего - это книги серии «Готовимся к ЕГЭ по математике. Обобщающее повторение курса алгебры и начал анализа» под редакцией Е.А. Семенко, а также различные КИМы и тренировочные тематические задания, разработанные ФИПИ, информационные ресурсы Интернета.

Для качественной подготовки школьников к экзамену определены три группы учащихся:

первая группа – учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности  (5-6 заданий);

вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить не очень высокие баллы (на уровне 45-60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки;

третья группа – учащиеся, которые хотят получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100 балльной шкале), необходимые для поступления в технические вузы.

Для каждой группы  определена своя линия подготовки к ЕГЭ.

Учащимся первой группы необходимо преодолеть рубеж 5 – 6 заданий части В. Выявляются сильные и слабые стороны математической подготовки каждого ученика, и работаем с теми заданиями, которые уже получаются, добавляя посильные задания из уже усвоенного материала. Выполняем  осмысленную отработку базовых математических навыков, не забывая попутно о критическом мышлении.

 Для второй группы необходимо уверенно выполнять 9-12 заданий части В. Желательно и С1, и С2. Цель работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата по работе с задачами первой части (на уровне – 9-12 заданий), повторить темы, дающие возможность решения определенных заданий части С.

С третьей группой  вырабатываю  умение  уверенно выполнять 12-13 заданий части В, задания 1,2 части С, определяю его возможности относительно заданий С3-С6. С такими учащимися регулярно решаем задания, развивающие творческие способности учащихся к решению задач повышенного уровня сложности.

 В каждодневной работе использую указанную  уровневую дифференциацию. При таком подходе  каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. Для реализации принципа дифференциации мною собран банк упражнений  по определенным  заданиям первой и второй частей контрольно-измерительных материалов с образцами решений, рекомендациями по их выполнению.

Ежемесячно провожу проверку вычислительных навыков, начиная с простейших математических действий: сложения, вычитания, умножения и деления.

Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы:

  1. обучение постоянному жесткому контролю времени;

  2. обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, конечно, разумному выбору этих заданий;

  3. обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приёму проверки, проводимой сразу после решения задания.

Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд, является работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ.  Отдельно собраны  также материалы ЕГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ 2016 года, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике (рекомендации для выпускников),  список литературы и адреса полезных сайтов, график проведения КДР.

Считаю важным доверительные отношения между учителем и каждым учеником, потому, что почти в каждой семье есть свои психологические проблемы, которые отвлекают внимание ребёнка и не дают ему сосредоточиться на достижение главной цели на данный период времени – успешной сдаче ЕГЭ.

Сегодня школы поставлены перед необходимостью подготовить ученика к проверке знаний в форме ЕГЭ. Использование информационных технологий здесь оказывает огромную помощь. Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе «учитель – ученик». Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Так, решая тесты по всем темам, учащиеся ведут личный диагностический контроль, где отмечают всякий раз «неподдающиеся» темы с тем, чтобы повторить теорию, получить консультацию учителя, пройти тестирование по этой же теме снова. И так до тех пор, пока тема не будет совершенно освоена.

На каждого ученика в классе заведена диагностическая карта, что позволяет видеть всю картину по подготовленности каждого ученика конкретно.



Организация работы с детьми «группы риска»



Каждое образовательное учреждение несет ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг, в связи с чем возникает потребность в получении информации о реальных результатах деятельности учителя и ученика и их динамике, в выявлении факторов, на них влияющих. Для решения этих задач становится актуальным построение системы мониторинга качества образования как на уровне региона, так и на уровне отдельно взятой школы, тем более, что закон «Об образовании» требует его организацию в каждом  образовательном учреждении.

В практику работы образовательных учреждений Оренбуржья прочно вошло понятие «учащиеся группы риска», под которыми понимается группа обучающихся, у которых вероятность получения неудовлетворительной отметки (балла, ниже установленного минимального) на экзамене достаточно высока. Эти учащиеся требуют повышенного внимания со стороны администрации образовательного учреждения, психолога, учителей-предметников и родителей.

Надежным результативным средством подготовки к итоговой аттестации этих школьников и обеспечения им возможности успешно её пройти является работа по индивидуальным образовательным маршрутам. Разработка и реализация индивидуальных маршрутов является ключевой идеей проекта, о котором идет речь.

Чтобы работать с учащимися «группы риска», необходимо ответить на вопросы ПОЧЕМУ? (выявить причины, по которым они отнесены к этой группе) и КАК? (какие шаги следует предпринять, чтобы обеспечить им положительные результаты итоговой аттестации).

Ответ на первый вопрос дает проведение диагностических работ, а на второй – предлагаемая в проекте идея: разработать индивидуальный маршрут для каждого учащегося «группы риска».

Изначально действие проекта было направлено на эту категорию обучащихся, а затем он был распространен на всех учеников, независимо от уровня их подготовки. Что же должно быть сделано на уровне муниципалитета, школы и отдельно взятого учителя, чтобы реализация системы мониторинга  обеспечила положительные результаты ЕГЭ у всех учащихся, в т.ч. и учащихся «группы риска»?

Обязательным этапом является организация внутришкольного контроля, причем этот контроль должен быть направлен на деятельность педагогов по реализации индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе за проведением индивидуально-групповых занятий и консультаций, за корректировкой календарно-тематического планирования и индивидуального маршрута.

Существующие проблемы в реализации предложенных мероприятий связаны, в первую очередь, с мотивированностью педагогов на эту деятельность. Следует отметить, что часть учителей в разной форме сопротивляется нововведениям. Одна из причин такой ситуации – педагоги не чувствуют себя ответственными за результаты работы, не понимают, каких конкретно изменений ждет от них администрация школы. Поэтому повышение мотивации педагогов будет фактором, способствующим успешной подготовке всех участников образовательного процесса к государственной (итоговой) аттестации.

От учителя проведение цикла диагностических работ и необходимость дальнейшей систематической работы по устранению пробелов требуют коррекции календарно-тематического планирования, причем эти изменения должны коснуться главным образом часов повторения, так как никто не отменяет задачу прохождения программного материала.

После каждой контрольной работы учитель должен обязательно проводить анализ результатов для каждого ребенка и класса в целом.

Выявив ошибки, учитель совместно с учеником строит свою работу по их устранению, разрабатывая индивидуальный маршрут. 

Нельзя забывать, что основное время работы – урок, на котором должно отрабатываться максимальное количество учебного материала. При планировании учебных занятий необходимо тщательно отбирать материал для повторения, чтобы он не был оторван от основной темы урока.

Работа не будет продуктивной, если не просматривается обратная связь «ученик-учитель». Учителю необходимо процесс обучения ребенка по индивидуальному маршруту постоянно держать на контроле, следить за его достижениями и неудачами. Поэтому должен проводиться точечный контроль: каждой темы, каждого умения.

Для организации эффективной работы должно быть налажено взаимодействие учителей русского языка и математики; также необходимо сотрудничество с другими специалистами (психологом, классным руководителем, учителем информатики и т.д.).

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов – это одна из главных составляющих предложенной системы мониторинга и главная из его проблем.

Необходимо подчеркнуть, что работа с учащимися группы риска должна проходить индивидуально, с помощью составления и реализации индивидуального образовательного маршрута.

Логическая структура проектирования образовательного маршрута включает в себя следующие этапы.

Во-первых, необходимо выявить причины, по которым учащиеся отнесены к «группе риска». Это может быть и наличие пробелов в специальных для русского языка или математики знаниях и умениях, и низкое качество мыслительной деятельности ребенка, и отсутствие у него мотивации к учению, и несовершенство организации учебного процесса (в т.ч. недостатки профессиональной компетентности учителя). 

Существенную помощь на этом этапе могут оказать психолог, классный руководитель, родители учащегося. Знание конкретных причин отставания позволяет сформулировать цель образовательного маршрута.

Так, для учащихся с низким качеством мыслительной деятельности, но положительным отношением к учению – это будет одна цель, например, работа над преодолением пробелов в знаниях и умениях и работа по развитию основных мыслительных операций;

для учащихся с высоким уровнем мыслительной деятельности, но отрицательным отношением к учению – другая цель, например, работа над формированием мотивации к учению и работа над преодолением пробелов в знаниях и умениях;

для ребенка, имеющего существенные пробелы по русскому языку или математике и не желающего учиться – третья цель.

Другими словами, при разработке маршрута должны учитываться уровень предметной подготовки ученика, характер образовательных запросов и интересов, состояние здоровья. Для учащихся «группы риска» маршрут должен, в первую очередь, носить компенсирующий характер, т.е. быть направлен на ликвидацию тех или иных пробелов, выявленных по результатам контрольных работ.

Таким образом, алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута следующий:

– постановка цели маршрута;

– выбор способов реализации поставленной цели (форм и методов работы, форм и методов контроля);

– оформление маршрутного листа.

Маршрутные листы могут быть предложенной формы, а могут разрабатываться самостоятельно каждым учителем.

Учитывая психологические особенности учащихся «группы риска», реализация образовательного маршрута должна осуществляться ежедневно на уроках и индивидуальных занятиях.

Индивидуальные образовательные маршруты реализуются на уроках и индивидуально-групповых занятиях. Для организации таких занятий в учебном плане школы за счет школьного компонента предусмотрено определенное количество часов (от 1 до 2) по математике и русскому языку. Также дополнительные занятия по коррекции знаний учащихся проводятся во второй половине дня в рамках консультаций.



Мониторинговые исследования являются одним из эффективных способов выявления пробелов в знаниях учащихся, способствуют повышению качества преподавания предмета и объективности выставления оценки.

Так, например, по итогам контрольной работы, проведенной в декабре 2016 г.,  наблюдается существенное снижение количества двоек по математике (в 10 классе – с 25% до 10%, в 11 классе – с 36% до 16). Эти результаты позволяют нам надеяться, что проект решит задачу формирования положительных результатов ЕГЭ у учащихся «группы риска».

Организация внутришкольного мониторинга качества освоения выпускниками образовательных программ, занимающего центральное место в проекте, не исчерпывает решение всех его задач. Внутришкольный мониторинг является лишь составной частью проекта, обеспечивающей его статистическую составляющую. Результаты мониторинга должны обсуждаться и осмысливаться. По результатам рефлексии должны приниматься соответствующие управленческие решения, способствующие повышению качества образования. На что могут быть направлены эти решения, зависит от анализа причин низкого или высокого качества обучения.



План работы при подготовке к ЕГЭ по математике на 2016/2017 учебный год.


В связи с низкой успеваемостью на пробном экзамене, выработана следующая стратегия подготовки учащихся к экзамену с учетом уровня подготовки учащихся и анализа диагностических работ и пробного экзамена.

Организация подготовки учащихся

к успешной сдаче экзамена по математике

в независимой форме учителями


Мероприятия

Сроки

1

Вводный мониторинг по математике в форме тестов, по содержанию близких к КИМам. Выявление пробелов.

Сентябрь

2

Организация и проведение консультаций по группам (дифференцировано). Устранение пробелов в знаниях, отработка навыков

Сентябрь-май

3

Диагностическая работа №1. Выявление заданий, вызывающих наибольшие затруднения.

Декабрь

4

Анализ ошибок и устранение их на дополнительных занятиях

Декабрь-январь

5

Диагностическая работа №2

Февраль

6

Тренинги по проблемным заданиям на консультациях, дополнительных занятиях.

Февраль-март

7

Пробный экзамен по математике

Февраль

8

Анализ ошибок и устранение их на дополнительных занятиях



В связи с низкой успеваемостью на пробном экзамене, выработана следующая стратегия подготовки учащихся к экзамену с учетом уровня подготовки учащихся и анализа диагностических работ и пробного экзамена:


1

Отработка заданий на действия с числовыми выражениями. Увеличение количества вычислительных тренажеров, в частности, на арифметические действия с положительными и отрицательными числами.

Уроки повторения,

консультации,

дополнительные занятия




2

Отработка заданий на преобразование целых, рациональных алгебраических выражений. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.


3

Отработка заданий на решение линейных, квадратных уравнений и неравенств, дробно – рациональных уравнений. Отработка алгоритма решения.


4

Отработка заданий на функции, их свойства и графики, чтение графиков.


5

Отработка заданий, содержащих текстовые задачи, включая задачи на прогрессии. Особое внимание уделить решению задач, в которых присутствуют «проценты».





6

Диагностическая работа №3

Апрель

7

Работа над ошибками в индивидуальном порядке


8

Диагностическая работа №4

12-14 мая

9

Работа над ошибками в индивидуальном порядке



Руководитель МО учителей математики ______________/Матюшина Е.Г,/





Как использовать  внеурочную систему? 


  При выборе тем факультативов и элективных курсов  надо опираться на такие рабочие программы, которые   необходимы в процессе подготовки к аттестации.  Это позволит   разгрузить урочную деятельность, распределить процесс подготовки  на  разные виды деятельности – это не даст детям  устать от подготовки до самого экзамена.   Внеурочная деятельность более свободная и по форме ,  и по содержанию:    индивидуальные и групповые проекты,  работа с разными  источниками и ресурсами,  выбор деятельности или  выполняемой работы,  творческая  деятельность,  элементы соревновательности,  рейтинговые оценки, возможность проявить себя или заявить о себе. 
Особое  внимание  надо уделить   консультациям по предмету.  Они тоже часть   этой  системы подготовки – вся  часть подготовки по повторению и систематизации учебного материала переносится на  консультации. На них    материал для повторения преподносится  в  уже структурированной форме  или   схемы/таблицы составляются  самими учащимися -  групповой проект.   Пробный экзамен      проводится  каждую четверть,  как возможность показать    уровень готовности каждого к  прохождению итоговой аттестации. Особенно  этот прием   помогает в работе  с одаренными детьми,  которые  уверены в том,  что уже  готовы к  экзаменам.

Далее   результаты  пробного экзамена по четвертям используются как показатель  готовности  детей к экзаменам.    Самоподготовка -   это и спланированный процесс и  неспланированный.  Спланированный  по идее учителем,  который дает задание всем ученикам по самоподготовке. И неспланирован, так как   этот  процесс ребенок должен  осуществить сам. 

В лучшем случае   союзником  тут могут выступить родители учащегося.  Используйте  в работе именно этот « ресурс» - родители  - единомышленники.  В таком тандеме обычно все удается! 



Заключение



Итак, основными принципами, ведущими к успешной сдаче ЕГЭ, можно считать следующие:

1.  Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.

2.    Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

3.     Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

4.     Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.

5.     За 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.

6. Союзником  тут могут выступить родители учащегося.  Используйте  в работе именно этот « ресурс» - родители  - единомышленники.  В таком тандеме обычно все удается!

























Литература и ссылка на электронные ресурсы

  1. http://www.fipi.ru/ Web-сайт Федерального института педагогических измерений.

  2. Курганский С.М. Технология метода обучения в сотрудничестве. Завуч. 2006, №4,с.10.

  3. Неман, Королёва, Маркарян. Математика. ЕГЭ. Учебно-справочные материалы, с.175-176.

  4. Бродский И.Л. Решение экзаменационных заданий повышенной сложности по алгебре и началам анализа за курс средней школы: Пособие для учителей и учащихся. – М.:АРКТИ, 2001.

  5. Высоцкий И.Р. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2014: Математика. - М.:А:Астрель,2014.-(ФИПИ).

  6. Высоцкий И.Р. и др. Единый государственный экзамен 2014. Универсальные  материалы для подготовки учащихся (ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2014) .

  7. Компьютерные программы для подготовки к ЕГЭ. Обучающие программы: shop.nauchi.ru

  8. Компьютерные программ    для оценки качества знаний учащихся по математике: тест ЕГЭ онлайн: eqe.qo-test.ru