Пояснительная записка
На рубеже 20-21 веков в окружающем мире произошли значительные изменения: экономическое и политическое реформирование, кризис социальной системы, обострение международной политической ситуации, социальная напряженность, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки, господство лжеценностей, падение нравственности и т.д. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию.
Современное воспитание школьников осложнилось последствиями этих негативных процессов, так как изменения коснулись непосредственно школы и семьи – двух социальных институтов, формирующих духовное и материальное начало в воспитании. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Многие семьи оказались за чертой бедности. Большинство семей, занятых проблемами зарабатывания денег, утратили духовный контакт со своими детьми.
Растут детская беспризорность и преступность, жестокость, агрессивность, психические отклонения детей. Вызывает тревогу распространение алкоголизма и наркомании среди учащихся.
Школа сегодня поставлена в условия самовыживания. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Но школа не снимает с себя ответственности за воспитание нового поколения российских граждан. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное – желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, Возраждение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы.
Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей. Необходимо чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы. Данная программа является результатом творческого поиска педагогов и документом, определяющим основные направления воспитательной деятельности школы.
В нашей школе всегда приоритетными направлениями воспитательной работы являются: духовность, нравственность, творчество, формирование патриотических, гражданских качеств личности.
Цель программы:
Создание единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
Задачи:
- развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка;
- формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;
- формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;
- координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума:
- развитие и упрочение детского самоуправления как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.
Концептуальное обоснование
Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества, культуры, профессионального самоопределения.
Основная концептуальная идея программы заключается в том, что воспитание нового поколения российских граждан невозможно без формирования у подростков патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству, качеств гражданина.
Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к близким, к дому, к школе, своему городу, родному краю. Вот почему воспитание в рамках программы имеет четко обозначенную схему: семья – родная школа, поселок, район, край, родная страна
По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы всё более углубляется и расширяется.
В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, психологические тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки и т.д.
Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:
- в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;
- программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
- содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
- содержание программы ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку;
- семья – равноправный участник воспитательного процесса в школе;
- воспитание ребенка в социуме. Взаимодействие ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций;
- программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную;
- программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
Человек - абсолютная ценность, рассматривается как часть семьи, природы,
общества.
Труд - основа бытия.
Творчество - необходимое условие реализации личности.
Дружба, любовь, гуманное отношение к окружающему – основа взаимоотношений между людьми.
Личность, способная осваивать ценности культуры, умеющая ориентироваться в системе социальных ценностей, становиться субъектом своей жизнедеятельности, стратегом своей судьбы. Ей присущи качества:
- высокоразвитое сознание (это понимание самого себя, это формирование своего отношения к людям, труду, семье, обществу, это нахождение своего места среди людей, это понимание своих возможностей и желание их реализовать);
- психическое, физическое и нравственное здоровье (гармония души и тела);
- широкая образованность (воспитание потребности знать больше, всё время учиться, познавать, развивать себя);
- высокое воспитание (образ жизни интеллигентного, культурного, нравственного человека);
- чувство Отечества в сочетании с активной гражданской позицией (преданность, стремление сделать пользу).
-
Предлагаемая программа состоит из разделов:
1). Я – человек.
2). Моё Отечество. (Я и отечество).
3). Семейный очаг. (Я и семья).
4). Я и природа.
5). Здоровый образ жизни.
6). Культура, духовность, творчество.
7). Профессиональное самоопределение.
Практическая реализация программы «Человек. Личность. Гражданин» на всех её этапах предполагает формирование достаточно высокой духовной атмосферы школы, творческой и нравственной личности педагога и ребенка.
Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям: Добру, Истине и красоте. Она носит ступенчатый характер, ибо, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей средой, способствует формированию образованной и самостоятельной личности. Данная программа носит развивающий характер. Это позволяет её дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать.
Педагогические принципы и подходы
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Принцип гуманистического воспитания
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Принцип личностно-ориентированного воспитания
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразности
Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Деятельный подход
Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
Целостный подход
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие – либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип успешности
Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Условия реализации программы
1. Определение стратегии и тактики деятельности.
2. Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.
3. Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.
4. Решение проблем материально-технического и методического обеспечения.
5. Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.
6. Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.
7. Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в школе.
Ожидаемые результаты
1. Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Отсутствие подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
2. Развитое чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города.
3. Развитие потребности занятий физической культурой и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего поселка, края, государства.
4. Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании.
5. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
6. Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными учреждениями и организациями.
7. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.
8. Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
9. повышение самообразования, самоопределения, самореализации воспитанников, улучшение их психофизического здоровья.
10. И как конечный результат воспитание личности
- мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
- творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
- духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
- гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
- практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
- свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности;
- любящей свою малую и большую Родину.
Программа воспитательной работы для учащихся
9-11 классов
Воспитательная работа в старших классах направлена на становление и самоактулизацию личности. Поддержать и развить Человека в человеке, заложить в нём механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания – задача классного руководителя. Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, допрофессиональную. При планировании воспитательной работы классный руководитель акцентирует внимание на актуальных вопросах подростка: «Каким быть именно мне?», «Кем быть?», «Как жить?» Классный руководитель должен помочь подростку построить свойственный только ему одному индивидуальный образ жизни, выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, найти способ реакции на невзгоды и удачи, подходящий тип трудовой деятельности, формы проведения свободного времени, взаимно щадящий характер отношений с людьми. Особая роль при этом уделяется ученическому самоуправлению.
Задачи:
- расширение представлений о разных способах социального устройства жизни;
- формирование отношения человека к обществу;
- развитие творчества и самотворчества;
- формирование навыков безопасного поведения;
- формирование навыков коллективной творческой деятельности;
- формирование представления о самосознании и его месте в самовоспитании.
Содержание:
Знания:
- знать историю своей страны, улуса, села;
- знать обычаи и традиции ;
- знать профессионально-должностные, общественные функции человека в обществе;
- знать культуру быта;
- знать виды деятельности человека;
- знать культуру физического и умственного труда;
- знать роль и место человека в жизни;
- знать значение понятия «красота: внешняя и внутренняя»;
- знать культуру внешнего вида;
- знать нормы культурной жизни;
- знать соотношение материального и духовного;
- знать роль прессы, радио, телевидения;
- знать идеал мужчины и женщины;
- знать культуру семейных отношений.
Умения:
- уметь выбрать свой вид деятельности;
- уметь определять свои профессиональные склонности, интересы; готовиться к выбору профессии;
- уметь осмысливать и анализировать происходящие события;
- уметь применять этическую защиту в повседневной жизни;
- уметь культурно воспринимать, воспроизводить, передавать информацию;
- уметь принимать окружающий мир;
- уметь воспитывать в себе разумные потребности
- уметь выбирать свою позицию по отношению к окружающей действительности, достойно использовать характеристики человеческой жизни (счастье, свобода, совесть, долг);
- уметь уважать и гордиться историей своей страны, её традициями, нравами и обычаями;
- уметь защищать Отечество;
- Уметь быть полезным своей Родине.
Действия:
- самостоятельно работать над углублением знаний по интересующим предметам;
- вести беседы, диспуты, дискуссии о происходящих событиях в стране и за рубежом;
- принимать активное участие в конкурсах, мероприятиях,, предметных неделях, олимпиадах и др.
- организовывать трудовые десанты;
- заниматься производственным трудом;
- ремонтировать мебель;
- ухаживать за парком.
Раздел 1
Я человек
Задачи:
1. Расширение представления о социальном устройстве жизни.
2. Воспитание ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.
3. Формирование представлен6ия о самосознании и его месте в самовоспитании.
Формы работы:
Классные часы:
1. Человек.. Личность.. Гражданин
2. Какой мы коллектив?
3. «Откровенный разговор о нас самих»
4. Учимся строить отношения
5. Общение – это искусство»
6. С чего начинается личность?»
7. Наши интересы и привязанности
8. «Человек свободного общества»
9. «Мудрые мысли обо всех нас»
10. «Сотрудничество!»
11. «Познай самого себя»
12. «Учимся взаимоуважению?»
13. «Роскошь человеческого общения»
14. «Этикет и мы»
15. «Мои права и обязанности»
Диспуты:
1. «Человек может быть таким, каким хочет быть». (М. Горький)
«Круглый стол»
- В мире информации
- Проблемы, проблемы, проблемы …
- Час взросления
- Что я знаю о моих правах
Анкетирование
1. Моя позиция по отношению к общечеловеческим ценностям
2. Моё отношение к событиям в классе
Практикум
1. «Конфликты в нашей жизни»
2. «Учимся разрешать конфликты»
Тестирование «Познаю себя и других»
1. «Внимание и память»
2. «Типологические свойства и темперамент»
3. «Особенности личности»
4. Конфликт без насилия
3. «Особенности мышления»
5. Как к вам относятся окружающие
Раздел 2
Моё отечество
Задачи:
1. Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
2. Приобщение к духовным ценностям.
3. Воспитание готовности к защите своей Родины.
Классные часы по темам:
«Все помнится, никто не позабыт»
«Галерея исторических личностей»
«Символика России»
«Уроки мужества»
Конкурсы
«Вперед, защитники Отечества!»
«Рыцарский турнир»
«К службе Родине готов!»
Тематические экскурсии к памятнику погибшим воинам
Выпуск тематических газет
Митинг ко Дню Победы
Турнир знатоков истории РС(Я)
Встречи с интересными людьми:
«Защитники Родины – мои родственники»
«История глазами моих родственников»
Рейды к учителям-ветеранам
Раздел 3
Я и семья
Задачи:
1. Развитие культуры семейных отношений
2. Привитие любви к своему роду (через познание его истории)
3. Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях юношей и девушек
Классные часы
«Всё начинается с любви»
«Поговорим ещё раз о любви»
«Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках»
«Семейные традиции»
«Основные проблемы семейных отношений»
«Интимная жизнь»
«Взаимоотношения с родителями»
Встреча с родителями:
«Семейный альбом»
«Семейный портрет»
«Семейная реликвия»
«Семейная профессия»
Встречи с интересными людьми:
Недописанный тезис
«Хорошая жизнь-это…»
«Я думаю, что мои родители…»
«Через 20 лет я…»
«Я благодарен…»
Раздел 4
Я и природа
Задачи:
-Привитие гордости за красоту родной природы
Классные часы:
«Я житель планеты Земля»
«Заповедники России»
«Красная книга»
«Красивые уголки природы РС(Я)»
«Якутские поэты и писатели о родной природе»
Ключевое дело
«День Земли»
«День птиц»
Конкурсы
плакатов
цветочных композиций
Выставка
Овощей гигантов
Мероприятия
«Осенний бал»
«Ярмарка - осенний праздник»
«Праздник овощей и фруктов»
Раздел 5
Здоровый образ жизни
Задачи:
1. Приобщение к здоровому образу жизни
2. Формирование полового самосознания и здорового образа жизни
3. Развитие рефлексии
4. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам
Классные часы:
Гигиена девушки
Гигиена юноши
Гармония тела
«Кушайте на здоровье» (система питания)
«Мое Здоровье»
«Мой выбор»
Ролевая игра:
«Суд над наркоманией»
«Суд над алкоголизмом»
«Суд над курением»
Конференция
«СПИД – болезнь века»
Выставка рисунков
«Я выбираю жизнь!»
Формы работы:
1. Встречи-беседы с медицинскими работниками, пропагандистами здорового образа жизни
2. Тестирование, анкетирование
3. Обследование специалистами, коррекция
4. Выпуск санбюллетений, листовок
5. Классные часы с использованием нетрадиционных форм
Ключевые дела:
Спортивные соревнования по различным видам спорта, кроссы, эстафеты
Экскурсии на природу
Конкурс «Самый здоровый класс»
Раздел 6
Культура, духовность, творчество
Задачи
1. Формирование идеала жизни, идеала человека, жизненной позиции.
1. Развитие способности к оценке собственной жизни и деятельности.
2. Развитие творчества и самотворчества, самоуправления.
Формы работы:
Классные часы и беседы:
«Добро – главный закон человеческой жизни»
«Жизнь как поиск истины»
«Книга как символ истины и разума»
«Свобода как характеристика достойной жизни»
«Красота помогающая полюбить жизнь:
- красота природы
- красота вещей и предметов
- красота как характеристика поступков человека
- красота как продукт человеческой деятельности
- красота мужская и красота женская
- красота детства, юности, зрелости, старости
- человек как творец своего внешнего облика
- умение видеть и создавать красоту
- атмосфера красоты в школе, семье, городе, селе»
«Добро, истина и красота как характеристики жизни, достойной человека»
«Достойная и пошлая жизнь как антиподы»
«Добро, истина и красота во взаимоотношениях мужчин и женщин: общечеловеческий аспект, половой аспект»
«Идеал мужчины и женщины: исторические, социальные, психологические, физические представления»
«Красота истинная и искусственная»
«Когда добро творит зло»
«Эталон красоты в жизни и искусстве»
«Спешите делать добро»
Мероприятия
Рождество
Месячник и предметные недели
Раздел 7
Профессиональное самоопределение
Задачи:
1. Формирование у учащихся положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
2. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
Классные часы:
«Жизненные планы»
«Всякое дело человеком ставится, человеком и славится»
«Профессия моей мечты»
«В мире профессий»
«Школа… а дальше?»
«Путь в профессию»
-Участие в днях открытых дверей учебных заведений.
-Участие в работе ярмарок вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда
-Приглашение представителей учебными заведениями и рынком труда
-Приглашение представителей учебных заведений на встречу с учащимися
-Расширение знаний учащихся о профессиях учителями – предметниками
-Организация экскурсий учащихся на предприятиях города
-Организация встреч с «интересными людьми»
Психологические тренинги:
«Ориентация в жизни»
«Выбор профессии»
Анкеты:
«Готовность подростка к выбору профессии»
«Зеркало»
«Профориентация подростка»
«Личностный рост»
Индивидуальные консультации психолога
Практикум по выбору профессии
Родительские собрания
«Старшеклассник: совокупный портрет»
«Наши девятиклассники»
«Наши десятиклассники»
«Наши одиннадцатиклассники»
«Родительский совет»
«Готовимся к ГИА и ЕГЭ»
Общественно – полезная деятельность
1. Летняя трудовая практика
2. Самообслуживание в классе и школе
3. Уход за закреплённым участком школьной территории
Ключевые дела
1. Субботник
2. Месячник труда и профориентации