Иванова Г. А., социальный педагог МБОУ «СОШ № 4 г. Льгова»
Система работы с детьми и подростками,
находящимися в кризисной ситуации
(включая вопросы профилактики суицидального поведения).
1. Девиз «Один в поле не воин» очень актуален в жизни образовательного учреждения, коим является школа. Только в системе, причём не только на уровне школы, но и на уровне муниципалитета и района в целом, т. е. через межведомственное взаимодействие можно эффективно вести работу в данном направлении.
Поддержка детей заключается в том, что мы должны научить их быть счастливыми. Мы должны помочь ребёнку в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, учением, отношениями, жизненным самоопределением или же помочь семье в выявлении проблем в развитии и сделать всё, что в наших силах и в нашей компетенции по успешной социализации детей, т. е. оказать профессиональную всестороннюю психолого-педагогическую поддержку.
Наша задача - видеть в проблеме ребёнка не угрозу, от которой его нужно уберечь, а возможность развиваться и поддерживать его желания по преодолению трудностей, а также - в поддержке ребёнка на пути от страха перед проблемой к целенаправленной деятельности по её преодолению (см. «Стратегию бизнеса…»).
Наши «инструменты» - различные тактики поддержки: помощь, содействие, взаимодействие - как путь наблюдать, целенаправленно исследовать и развивать потенциал ребенка, дающий ему возможность быть самостоятельным в решении собственных проблем.
Когда же мы диагностируем кризисы у детей? В переломные или судьбоносные моменты их жизни. Принято считать кризисными 1-ый, 5-ый, 9-ый и 11-ый классы. Да ещё жизнь подкинет.
Кризисные ситуации – это внезапно возникшие или обострившиеся ситуации внутрисемейных конфликтов, кризисов учебной
деятельности, внутриличностных конфликтов самооценки, притязаний и психосексуального развития, а также конфликтов общения в социальных группах.
2. Из опыта работы.
Когда происходит правонарушение, то на заседании КДНиЗП мы часто слышим одни и те же ответы на вопрос: «Вам нечем заняться в свободное время?» - «Нечем…Нигде не участвую…Не интересно…Не хочу…» То есть причина зла – скука, незанятость, наличие энергии, которую некуда деть и, и определённая степень безнадзорности со стороны родителей. Поэтому в начале учебного года мы системно начинаем работу по вовлечению детей и подростков в кружки, секции, внеурочную деятельность не только школы, но и города. По итогам этого учебного года из 333-х обучающихся нашей школы(по состоянию на 05.10.2015г.) 92% заняты в досуговое время полезным времяпровождением (это не только школьные кружки и секции, но и занятость в творческих мастерских ДДТ – 12%, ДК – 8%, спортивной жизни ФОКа, ДЮСШ – 34%, а также в музыкальной школе искусств- 23%).
Отношения в нашей школе строятся на основе доверия и взаимного уважения со всеми членами учебного процесса. Причём не только в нашей школе, но и во всех городских школах и школах района, в Центре социальной помощи семье и детям, в коррекционной школе. Это политика города с очень давних пор по бережному отношению к детям как будто продолжение лозунгов прошлых лет: «Дети – цветы жизни! Дети - наше будущее!», модифицированное в лозунг: «России важен каждый ребёнок!»
Это не дифирамб, это правда. Работа с детьми и их семьями построены и выстроена так, что все понимают, что действует система на уровне города, района, области, государства. Ведётся координирование работы, расширяется направление векторов.
Воспитательная модель выпускника школы предлагает нам определённую воспитательную модель, которую опять воплощать надо только в системе всесторонней работы с детьми и их родителями.
В нашей школе нет как таковой явно выраженной соревновательно-конкурентной системы обучения, может быть, в силу не очень большого количества детей, благодаря которому мы можем охватить своим вниманием всех детей. У нас создана некая модель семейственности в школе. Мы активно продвигаем установку: «Школа – второй дом», что дети привыкли радоваться успехам товарищей по классу и школе, что особенно чувствуется на итоговых четвертных и годовых линейках, когда успехи отличившихся в учёбе, олимпиадах, конкурсах детей после поздравления директора школы сопровождаются одобрительными аплодисментами и словами поддержки в их адрес. Огорчаются, если вдруг проиграла команда школы, тоже вместе: ученики и учителя.
Таким образом, дети привыкают ощущать себя частичкой большой семьи, частью целого, но не винтиком, а значимой частью, где важно не подвести своих ребят в классе, учителей.
В вопросах воспитания, закаливания характера по преодолению трудностей большое воспитательное значение имеет и урочная деятельность. Образцы-идеалы, модели для подражания – всё можно найти и использовать как воспитательный потенциал на уроках литературы, МХК, ОПК, краеведения, истории, русского языка , физической культуры и др.
Можно воспитывать на любом примере. Даже на примере истории самой школы, начиная в даты постройки – 1936-ой год, - продолжая именами 4-х Героев Советского Союза - выпускников нашей школы, не пожалевших в годы войны с фашистской Германией жизни ради спасения свободы Родины и будущего, т. е. нас, и заканчивая современностью. А это опять слава учеников и честь учителей и школы. И мы - часть этой Истории, великой и родной.
Плюс опыт успешной социализации многих и многих поколений выпускников школы.
Мне повезло в плане общения с детьми на уроках тоже: я преподаю ОПК и ОДНКНР в небольшом объёме 13-ти часов в 1-3-х, 5-9-х классах, но этого времени мне хватает, чтобы проработать элементы воспитания на примерах Священного Писания и Священного Предания.
Преподаю я уже с 2001 года, как и являюсь социальным педагогом, и я пришла постепенно к объединению воспитывающей и воспитательной роли уроков ОПК и всех видов профилактической работы, которую я веду в качестве социального педагога, прорабатывая все ситуации с детьми (а это 9 классов-комплектов) через призму духовности. В этой работе, конечно, понимаю всю степень ответственности и действую осторожно, даже слова не имею права подобрать неверного, неискреннего, чтобы не оттолкнуть детей. Но действую без фанатизма, правдиво и с пониманием и учётом всех нюансов.
Например, мы с детьми рассуждаем о проблемах общества как о духовных и душевных болезнях, задаёмся вопросами, а зачем все эти проблемы, что приводит, какие черты характера ведут в никуда, какие помогают выстоять самим и помочь другим. Например, прорабатываю вопрос, может ли человек быть одиноким?(в чём вижу профилактику выработки у детей стойкости характера и осознания себя частью огромного разумно устроенного и продуманного до мелочей мира). Ответ «находим» вместе с детьми через наводящие вопросы: нет, человек никогда не бывает один . При Крещении у человека появляется Ангел-Хранитель и одни из свойств Божьих – вездесущность и всеведение – Он всегда с нами: нельзя, говорим мы с детьми, залезть в подвал и сделать гадость, т. к. Бог всегда с нами. То есть одиночества нет. А если стало одиноко, все заняты своими делами или поссорились с другом? Помни: ты сейчас не один, ты не можешь раскиснуть и натворить глупостей, обидев своим поведением Тех, Кто всегда с тобой, Того, Кто принёс себя в жертву ради любви к тебе.
Неподобающий вид людей после принятия спиртного – и здесь мы рассуждаем, опираясь на предательство образа и подобия Божьего, на слабость воли, позволившей дать затуманить себя змею-искусителю.
«Закидываю» детям мысль о том, что любой опыт – как положительный, так и отрицательный – это нам урок по усвоению этого опыта, по духовной переработке негатива в позитив. Всё, что приходит к нам в жизни, должно нас чему-то научить и восприниматься с благодарностью (как в песне: «У природы нет плохой погоды…», и как в поговорке: «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее»). Мы «открываем детям Америку» в данном вопросе. Но путём убеждения в истинности этих слов дети понимают их смысл и соглашаются с этим.
Ведём профилактику присвоения кличек: говорю о выборе имени родителями, об уважении к их выбору и праву, о золотом правиле нравственности, о законе бумеранга и др.
Профилактика суицидального поведения через осознание бесценного, неповторимого Дара жизни от Творца. Через осознание себя духовно больным. Через необходимость излечения.
Таким образом, провожу все христианские заповеди через призму житейского опыта детей в отношении ко всем аспектам жизни общества и людей (кражи, зависть, гордыня, спесь, убийства и т. д.).
Работа с семьями (родителями или лицами, их заменяющими) тоже всесторонняя, на всех уровнях. Мероприятия в школе проходят на таком уровне, что на любое из них приходят всей семьёй – всегда подставляем стулья, т. к. ведут и бабушек, и всю родню. Так стараются «высветить» таланты наших детей ! Все несут домой в сердце благодарность школе и её педагогам за детей.
Праздники не только раскрывают таланты детей, но и родителей: День матери и День отца показывают пример положительного родительства всем поколениям, собравшимся на праздник. Также пользуются популярностью месячники ЗОЖ, массовые акции, проектная деятельность детей, тематические вечера, внеклассные мероприятия.
По профилактике всех негативных явлений среди детей, подростков и их родителей я тоже всегда использую возможность напрямую на общешкольном собрании повзаимодействовать с родителями. На каждом собрании я провожу родительский всеобуч, проводя работу по профилактике тех направлений, которые запланированы. Например, в этом учебном году я прорабатывала правовые вопросы, вопросы взаимоотношений с детьми в семье, вопросы о сопряжённости в воспитании детей семьи и школы. Традиционно решаем вместе вопросы, касающиеся благотворительности. Постоянно ведётся консультирование, информирование и просвещение родителей по всем вопросам, особенно с находящимися в кризисной ситуации.
Из числа активных во всех отношениях родителей выбираем родительский патруль.
Работа с детьми по профилактике кризисных состояний очень необходима в школе на всех уровнях и заключается в постоянной системной работе с детьми всего коллектива школы. Люди, работающие с детьми, должны понимать всю ответственность за судьбы детей, быть неравнодушными, чуткими, заботливыми и внимательными к деталям: сигналы, которыми дети зовут нас, всегда видны (это полные грусти и тоски глаза, цвет волос и другие бросающиеся в душу и в глаза вещи, которые надо увидеть и главное – вовремя помочь.
Постоянно работая с детьми и родителями и сам являясь родителем, взаимодействуя с педагогами, чувствуешь потребность в самообразовании и саморазвитии, потому что понимаешь, насколько велика твоя ответственность перед ребёнком, его родителями, государством.
Неравнодушие, заинтересованность, профессионализм педагогов, желание помочь ребёнку преодолеть все трудности через различные формы работы, постоянный мониторинг ситуации в семьях, во взаимоотношениях между детьми, детьми и родителями, детьми и учителями, привлечение специалистов из заинтересованных служб города для решения проблем (с которыми всегда в тесном сотрудничестве), привлечение культурного, духовного и жизненного опыта через систему уроков и внеурочной, внеклассной деятельности, активная внеурочная жизнь, наличие обратной связи с детьми и родителями, индивидуальный подход и уважение к личности ребёнка, заинтересованность в его судьбе - вот слагаемые успешного преодоления кризисных ситуаций у детей и подростков.
3. Методики, помогающие в работе по диагностике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков. (см. отдельно в папке)
Методика диагностика самооценки Тамары Дембо- Сусанны Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.
ТЕСТ РОЗЕНЦВЕЙГА. МЕТОДИКА РИСУНОЧНОЙ ФРУСТРАЦИИ. ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ (МОДИФИКАЦИЯ Н.В.ТАРАБРИНОЙ)
Шкалы: экстрапунитивная, интропунитивная, инпунитивная реакции; фиксация на самозащите, фиксация на препятствии, фиксация на удовлетворении потребности
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Для взрослых Опросник агрессивности - реакции на обиду).
Источник: http://psycabi.net/testy/419-frustratsionnyj-test-rozentsvejga-metod-risunochnoj-frustratsii-modifik.
Опросник ВРР и многие другие.