СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с детьми по подготовке к конкурсам

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы с детьми по подготовке к конкурсам

Человек способен мыслить творчески, и, вне всякого сомнения, – это чудеснейший из даров.

 Даром этим отмечен каждый .

1.Что же такое творчество?

Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Существуют определённые критерии творческой активности учащихся:

  • Психологические задатки.
  • Способность к концентрации внимания.
  • Интеллект.
  • Память, воображение.
  • Личностный статус.
  • Мотивация достижений.
  • Привычки.
  • Притязания.
  • Талант.
  • Устремлённость.
  • Цели и ценности ребёнка (здоровье, материальные блага, общение).

В школе для реализации творческих начал ребёнка существует много возможностей. В частности проведение всевозможных конкурсов.

Виды конкурсов, которые проводятся для школьников:

  1. Литературные
  2. Математические
  3. Художественно-эстетические
  4. Естествознание, история, биология и т.д.
  5. Музыкальные
  6. Краеведческие
  7. Спортивные
  8. Отдельной графой можно выделить проведение предметных олимпиад и проектную работу.

Для успешной подготовки учащихся к  конкурсным  мероприятиям педагогами проводится очень большая работа

  Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

  • наблюдения в ходе уроков;
  •  организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам

руководствоваться при этом необходимо такими принципам как, например «Принцип 5 –ти  «Т»

ТАЛАНТ          ТРУДОЛЮБИЕ                                  ТЕРПЕНИЕ                                                            ТВОРЧЕСТВО                                                                                    ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь.

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как

способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно  сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

2.Выявление одаренных детей

Что включает в себя понятие «одарённый ребёнок»

Выявление одаренных детей начинается с первого посещения психолога при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе ,  далее в средней школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний. Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый возраст).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

3. Система работы с одарёнными детьми

Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со         всеми  детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
  • имеют доминирующую,  активную, ненасыщаемую познавательную потребность
  • испытывают радость от умственного труда
  • для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления .

Система работы с одарёнными детьми  предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды для одаренных и способных детей.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

4. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

5. Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские:

  • мастерская художественного слова;
  • музейное дело (школьный музей этнографии);
  • музыкальная мастерская (или музыкальный класс)
  • «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
  • мастерская здорового образа жизни (программы «Разговор о правильном питании», « Час здоровья»и др.).

II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Организация учащимися клубов, молодёжных организаций, объединений и т.д.

6. Практическая подготовка педагога к работе с одарёнными детьми:

I. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми:

  • проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет;
  • научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).

II. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся:

  • выработки и обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
  • изучения приемов целенаправленного педагогического наблюдения;
  • изучения мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
  • организации периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.

III. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.

  • знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
  • наблюдение за  результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, конференций, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

IV.Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности:

-отбор  тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих форм и приемов;

-предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, со сверстниками, через самостоятельную работу;

-разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена;

-проявление уважения к индивидуальности ученика:

- понимание особенностей его развития,

- стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, а с другой стороны – принижение достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».

7. Необходимо выделить условия успешной работы с одаренными учащимися:

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
  • Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
  • Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:  

8.Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?

Доброжелателен и чуток. 2. Разбирается в психологии детей, в том

         числе одаренных. 3. Имеет высокий уровень интеллекта. 4. Имеет еще одно, кроме педагогического,

         образование или хобби. 5. Широкий круг интересов и умений. 6. Имеет живой и активный характер. 7. Обладает чувством юмора, без склонности к    сарказму. 8. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. 9. Имеет творческое мировоззрение. 10. Обладает жизнестойкостью. 11. Имеет позитивную Я – концепцию. 12. Обладает целеустремленностью и настойчивостью. 13. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей. 14. Эмоциональная стабильность. 15. Коммуникабельность. 16. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.

9.Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Учителю-предметнику в работе необходимо:

  • Составить план занятий с ребенком, учитывая  психические особенности ребенка .
  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  • Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Для анализа результатов работы

оформить таблицу:

  • предмет
  • дата и время консультаций
  • главные рассматриваемые вопросы
  • время работы с темой по программе
  • фактическое затраченное время
  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
  • невыясненные вопросы
  • причины отклонений от сроков.

Перед учителем стоит основная задачаспособствовать развитию каждой личности.

 Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.

 1.Творческие способности

  • Способность рисковать.
  • Дивергентное мышление. (Творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.)
  • Гибкость в мышлении и действиях.
  • Быстрота мышления.
  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
  • Богатое воображение.
  • Восприятие неоднозначных вещей.
  • Высокие эстетические ценности.

2. Познавательные способности и навыки

  • Владение большим объемом информации.
  • Богатый словарный запас.
  • Перенос усвоенного на новый материал.
  • Установление причинно- следственных связей.
  • Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
  • Умение делать выводы.
  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.
  • Участие в решении сложных проблем.
  • Организация информации.
  • Умение улавливать сложные идеи.
  • Умение замечать тонкие различия.
  • Чувствительность к противоречиям.
  • Использование альтернативных путей поиска информации.
  • Анализ ситуаций.
  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
  • Умение предвидеть последствия.
  • Умение рассуждать.
  • Построение гипотез.
  • Применение идей на практике.
  • Способность к преобразованиям.
  • Критичность в мышлении.
  • Высокая любознательность

3. Особенности эмоциональной сферы

  • Реалистическая Я-концепция.
  • Уважение к другим.
  • Эмпатическое отношение к людям. (Эмпатия - способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения.
  • Склонность к самоанализу.
  • Терпимое отношение к критике.
  • Готовность делиться вещами и идеями.
  • Настойчивость в выполнении задания.
  • Независимость в мышлении и поведении.
  • Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
  • Соревновательность.
  • Чувство юмора.
  • Чуткость к анализу нравственных проблем.
  • Уверенность в своих силах и способностях.
  • Внутренняя мотивация

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!