Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №11 г. Павлово
Система работы с одаренными детьми
Подготовила
учитель МБОУ СШ №11 г. Павлово
Баринова Е.В.
Актуальность
Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут внести в общество свой собственный вклад . Стефани Дезибур
- Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Ступени развития способностей ребенка
Диагностика одаренности
Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.
На первом этапе я выявляю одаренных детей, учитывая высокие показатели ребенка по русскому языку и литературе.
Второй этап диагностический. На этом этапе провожу индивидуальную оценку возможностей ребенка: результаты олимпиад, уровень исследовательских и творческих работ (стихи собственного сочинения, проза и т.д.).
Работа с одаренными детьми на уроках
Главной целью обучения одаренных детей на уроках
русского языка и литературы является создание
условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие
их индивидуальных способностей.
Формы работы
• Дифференцированный подход;
• Проблемное обучение;
• Проектная деятельность;
• Развитие критического мышления
• Работа в группах
• Применение педагогических технологий
Например (русский язык)
Задание 1. Произнести звуки слов НОЛЬ, ЛОЖЬ , НОВ не в обычном, а в обратном порядке и записать получившиеся при этом слова.
Задание 2 . Чем отличается фразеологизм “ взбрести в голову ” от “ прийти в голову ”?
Задание 3 . Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники. Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
1)Что общего между капором, капюшоном и капустой ?
2)Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный ?
- Верно ли утверждение, что приведенные слова могут
быть разными частями речи : зло, добро, печь, знать, мой,
лай, клей, три?
Задание 4. По данным примерам вывести правило о правописании НЕ с причастиями: ненавидящий ложь; нераскрытая книга; книга не дописана; не открытая, а закрытая дверь; не засеянное пшеницей поле
Задание 5 .Найди начало слов :
. . жка
. . . жка
. . . . жка
. . . . . Жка
Задание 6 . Напиши буквы в алфавитном порядке:
Хоупл – . . . . .
Шёр – . . .
Киже – . . . .
Ныбти – . . . . .
Найди ещё три слова и напиши, в которых буквы идут в алфавитном порядке.
Задание 7 . Читай внимательно, замени одно из звонких согласных в каждом слове на глухой согласный и получи новые слова:
Пруд, морозит, горка, жили, лез
Например (литература)
Задание 1 .Кто из сказочных героев мог дать такие объявления?
- Сдаю в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями.
- Золотые яйца. Дорого.
- Возьму оброк со всех, даже с чертей.
- Отмою всё.
- Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки.
- Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.
Обучаю художественному свисту.
Задание 2 . По готовой рифме сочинить четверостишие. …………. отпели, ………….отцвели. ………..побледнели, ……….. ушли.
Задание 3 . Подобрать в соответствии с определённой логикой и размером поэтического текста эпитеты, а устно мотивировать свой выбор:
Кроет уж лист _______ Сорван ____________ орех, __________ землю в лесу… Свянул ____________ цветок; Смело топчу я ногой Мох не приподнят, не взрыт __________ леса красу. Грудой ____________ груздей; С холоду щёки горят; , Около пня не висит Любо в лесу мне бежать Пурпур ____________ кистей; Слышать, как сучья трещат, Долго на листьях лежит Листья ногой загребать! Ночи мороз, и сквозь лес Нет мне здесь _________ утех! Холодно как-то глядит Лес с себя тайну совлёк: Ясность _________небес.
Игровые технологии
Игровые модели уроков литературы :
- «Путешествие в сказку» - после изучения темы «Сказки» в 5 классе,
- КВН по мифологии 6 класс,
- Викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах.
- « Своя игра» по самым разным темам лингвистики и литературоведения.
- Инсценировки
Игровые методы и приёмы на уроках русского языка
• составить анаграммы,
• собрать рассыпанные предложения, отредактировать предложения ( По дороге шел Генка и громко мяукал, его кот бежал рядом с хозяином. На голове девочки была белая панамка и синие туфельки, ей подарила мама.)
• объяснить фразеологизм, обыграть его, проиллюстрировать.
Работа с одаренными детьми во внеурочное время
Цель внеклассной работы с одарёнными детьми
По русскому языку –
- расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.
По литературе –
- расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить их творческие способности и эстетический вкус, укрепить их гражданские и нравственные позиции.
Формы работы
• Исследовательская деятельность;
• Предметные олимпиады;
• Творческие конкурcы
Виды внеклассной работы
- Литературные гостиные.
- Встречи с местными поэтами.
- Предметные недели.
- Школьный интеллектуальный марафон.
- «Старт в науку», «День в науку».
- «Портфолио» - фестиваль творческих работ учащихся.
- Предметные олимпиады.
- Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах.
- Выставка лучших тетрадей, сочинений, стихотворений, грамматических сказок, иллюстраций, кроссвордов.
Наши достижения
Районный этап областного конкурса детского и юношеского медиатворчества «Открой книгу – поймай время». Номинации:
- «Обучающая презентация» раздел «Писатели современники» - Самарина К., победитель
- «Иллюстрация к любимой книге» – Самсонова В., 3 место
Школьный этап олимпиады по русскому языку 5-6 классы – Никитин Д., 1 место
2015 г.
2016 г.
Наши достижения
- Сретенские детско-юношеские краеведческие чтения. Исследовательская работа по теме «Святость материнства» - Грибкова Е. и Мудрова А., призеры
- - Международный конкурс-марафон по русскому языку «Морфемика» 5 класс: Емельянова П. - 1 место; Пахомова Е., Лупова А., Осипова А. - 2 место; Никитин Д. – 3 место
- -районный конкурс «Золотое перо – 2017», Судакова А. – участие
2017 г.
“
К любому ребёнку следует относиться
с надеждой и ожиданием...”
Спасибо за внимание