СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с одаренными детьми по физической культуре в начальной школе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Считаю, что  главная задача школы - помочь талантливому ученику, а не ждать, когда он сам в чем-либо себя проявит, пробьется.

       Практически все исследователи одаренности сходятся в том, что для работы с одаренными  детьми необходимы специально обученные педагоги, потому что только учитель может привести в соответствие содержание учебной программы и способности одаренного ребенка. Часто недостаток теоретических навыков и психологических знаний учителя приводит к предубеждению, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Без специальной помощи взрослого (педагога, психолога, родителя) иногда сам одаренный ребенок не может понять, в чем причина его сопротивления тем видам работ, которые охотно выполняются другими детьми.

Просмотр содержимого документа
«Система работы с одаренными детьми по физической культуре в начальной школе»

Система работы с одаренными детьми по физической культуре в начальной школе



Автайкин Юрий Михайлович

Учитель физической культуры

Г о с у д а р с т в е н н о е б ю д ж е т н о е о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е С а м а р с к о й о б л а с т и о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я

школа-интернат среднего (полного) общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «О б р а з о в а т е л ь н ы й ц е н т р «Л и д е р» г о р о д а К и н е л я

г о р о д с к о г о о к р у г а К и н е л ь С а м а р с к о й о б л а с т и



В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.

Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности. [5]

Считаю, что главная задача школы - помочь талантливому ученику, а не ждать, когда он сам в чем-либо себя проявит, пробьется.

Практически все исследователи одаренности сходятся в том, что для работы с такими детьми необходимы специально обученные педагоги, потому что только учитель может привести в соответствие содержание учебной программы и способности одаренного ребенка. Часто недостаток теоретических навыков и психологических знаний учителя приводит к предубеждению, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Без специальной помощи взрослого (педагога, психолога, родителя) иногда сам одаренный ребенок не может понять, в чем причина его сопротивления тем видам работ, которые охотно выполняются другими детьми. [2]

Классно-урочная система, предложенная Я.А. Каменским несколько веков назад, несмотря на все достоинства, ориентирована на условно среднего ученика. Одаренные дети обычно испытывают неудовлетворенность из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации на среднего ученика. Используя эту систему, практически невозможно решить проблему индивидуализации обучения, приблизить её к способностям и интересам каждого ребенка.

Уроки физической культуры в школе - первая ступенька к выявлению одаренных детей, которые продолжат развитие своих способностей уже в спорте.

Исходя из этих положений, считаю, что вершина педагогического мастерства учителя – не только в подтягивание до нормального уровня слабо развитых детей, но и подготовка интеллектуального, физически развитого, творческого потенциала страны, опоры общества.

Уже в начальных классах я выявляю детей, выделяющихся показателями в физическом развитии. Чем лучше произойдет отбор талантливых детей в начальном звене, тем эффективнее будет работа на последующих этапах. [4] Учитываю роль внешней среды: в какой атмосфере они воспитывались до прихода на занятия, кто их родители, занимались ли они спортом, поддерживают ли своих детей в различных видах деятельности, переживают ли вместе с ними победы и неудачи, научили ли их самостоятельности. Затем провожу тестирование, как физических качеств, так и психологических свойств личности. Все эти данные обрабатываю и записываю в специальный журнал, затем разрабатываю план работы.

Считаю, что на достижение высоких спортивных результатов детьми влияет воспитание у них таких качеств, как целеустремленность, терпеливость, организованность, дисциплинированность, выдержка, смелость, настойчивость. Обладание такими качествами важно для любого человека, но особенно нужны они спортсменам, желающим добиться высоких результатов. Формирование волевых качеств, мотивации действий, самостоятельности, умений находить нешаблонные решения и средства их реализации могут помочь снизить соревновательный стресс, повысить эффективность.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе мной используются следующие признаки одаренности - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности,

проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Так, например, у детей начальных классов - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры. [1] Стараются выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.
Необходимо привлечение родителей, так как в развитии и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей. Мы, в свою очередь, будем стараться привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию.
Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся, цель которого определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам, 2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. Результаты оформляются в электронном виде, доводятся до сведения учащихся и родителей, вывешиваются на информационный стенд.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.
Мной разработана система работы с одаренными детьми.
Цель системы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи системы:
- совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;
-выбор оптимальных форм и методов работы;
-создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
-расширение возможностей для участия способных и одарённых
учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах. 
Ожидаемые результаты реализации системы:
Реализация системы призвана способствовать:
- созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Основные мероприятия: 
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для 
одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;
- приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы 
с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой
для работы с одарёнными детьми;
- организация тесного взаимодействия со спортивной школой, медработниками и психологической службой.

Результаты работы: увеличилось количество победителей и призеров в соревнованиях и конкурсах как территориального, так и регионального уровня: «Кинельчата зиме рады», областной конкурс-фестиваль юных инспекторов движения «Безопасное колесо», городской конкурс «Вперёд, мальчишки!», соревнования по лыжным гонкам на приз газеты «Кинельская жизнь», легкоатлетический кросс на приз газеты «Кинельская жизнь», посвящённом Дню Победы в Вов, городской слёт Кинельских богатырей, военно-спортивная игра «Зарница» и т.д.




Список использованной литературы

  1. Алексеев Н.П. Воспитание игрой. Москва.: Просвещение, 1987.

  2. Кузьмина Н.В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. Текст. / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. — 1984.-№3.

  3. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников: учебное пособие для студентов педвузов. Текст. / Н. С. Лейтес. М.: Академия, 2001. - 320 с.

  4. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей. Текст. / Н.С. Лейтес // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии: сб. -М.: Политиздат, 1975.

  5. Панов В.И. Одарённые дети: выявление обучение – развитие. / В. И. Панов // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 30-44.

6. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования Текст. /

В.А. Сластенин // Магистр. 1994. - № 6. - С. 2-7.

  1. Сластенин В.А. О моделировании образовательных технологий. Текст. /

В.А. Сластенин // Наука и школа. 2000. - № 4. - С. 50-56.

  1. Теплов Б.М. Способности и одарённость Текст. / Б.М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. — 276 с.

  2. Шахмаева Н.М. Учителю о дифференцированном обучении Текст. / Н.М. Шахмаева. М.: Педагогика, 1989. - 72 с.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!