Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам и интеллектуальным конкурсам
«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля. Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»
Р. Дж. Стернберг, Е. Григоренко
По моему мнению каждый человек – талантлив. Добьется ли он успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества. Роль одаренности и интеллекта в современном мире постоянно возрастает. Процесс выявления и педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования. Россия не сможет быть по-настоящему конкурентоспособной страной, если она всерьёз не встанет на путь инноваций и модернизации. А для этого нужен квалифицированный, грамотный человек, умеющий выдвигать и реализовывать нестандартные идеи. И вот здесь-то без коренных изменений в системе образования не обойтись.
В современную эпоху работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Каждому выпускнику школы предстоит определить свое место в сложном и многообразном мире, исходя из его личных возможностей, способностей и интересов.
Для нашего образовательного учреждения работа с одаренными детьми является приоритетным направлением. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.
Нашей целью является выявление, сопровождение и поддержка интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей.
Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.
В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу, креативность — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире — нетривиальное и остроумное решение проблемы.
Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
Для определения и уточнения целей и задач программы необходимо дать определение одаренности.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие способности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от самообразования, умственного труда.
Существуют различные виды классификации одарённости, например, скрытая и ярко выраженная.
Если говорить о широте проявлений в различных видах деятельности, можно выделить: общую и специальную. Психологическим ядром общей одарённости являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).
Исходя из типов одаренности, можно условно выделить категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями;
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
И мы начинаем выявление одаренных детей уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны быть одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Продуманная система организационных, педагогических и психологических условий позволяет эффективно проводить работу с одаренными детьми, тем самым развивать школьную систему выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей.
Формы работы с одаренными учащимися
Групповые, факультативные, элективные и индивидуальные занятия учебной деятельности;
Занятия внеурочной деятельностью по интересам;
Индивидуальные и групповые участия школьников в: интеллектуальных олимпиадах и марафонах, научно-практических конференциях (НПК), конкурсах; спортивных соревнованиях и мероприятиях; мероприятиях эстетического направления (фестивали, конкурсы, концерты).
(Приложение № 1)
Ожидаемые результаты
Создание и совершенствование школьной системы работы с одаренными детьми.
Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.
Увеличение числа детей с интеллектуальной, академической и творческой одарённостью.
Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
Критерии оценки результатов
выполнение плана работы с одаренными учащимися;
повышение квалификации педагогов по различным направлениям работы с одаренными детьми;
охват различными формами интеллектуальной и творческой деятельности учащихся 1-11 классов в ОУ, в % от общего числа учащихся;
число медалистов в % от общего числа выпускников 11 классов;
увеличение количества призеров конкурсов, олимпиад, соревнований и т.п. разных уровней, в % от общего числа учащихся;
количество публикаций педагогов школы по данной проблеме;
количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.);
результаты анкетирования педагогов, учащихся, родителей.
Для успешной реализации программы необходимо по окончанию учебного года проводить анализ школьной системы работы с одаренными учащимися по следующим параметрам:
Деятельность педагогов школы по работе с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время.
Выявление одаренных и талантливых учащихся школы через анкетирование классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования.
Деятельность школьных методических объединений учителей по работе с одаренными детьми.
Участие педагогов школы в мероприятиях различного уровня по работе с одаренными детьми.
На основании аналитических данных необходимо дополнять и корректировать план мероприятий работы школы с одаренными детьми:
Создание системы раннего выявления одаренных детей.
Обеспечение индивидуального сопровождения одаренных школьников.
Повышение уровня квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Создание системы поощрения педагогов и учащихся за высокие достижения.
Активизация работы с родителями одаренных школьников.
Наша задача в работе с интеллектуально одаренными детьми -
сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованным; научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми.
Для этого необходимо повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, используя ИКТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания, - одним словом, делать все, чтобы развивать познавательную активности этих детей. Признание таким детям необходимо для успеха. Поэтому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности.