Полное наименование организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №2 города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
Ф.И.О. руководителя: Сидорова Ирэна Тимерьяновна
Почтовый адрес: 452320, Республика Башкортостан,
Дюртюлинский район, г. Дртюли, ул. Назара Наджми, 36
Год создания организации: 1896 г.
Основные и дополнительные образовательные программы организации (в соответствии с лицензией): ООП НОО, ООП ООО, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического и естественно-научного профиля, ДОП естественнонаучной направленности, ДОП социально- педагогической направленности, ДОП культурологической направленности, ДОП научно-технической направленности, ДОП физкультурно-спортивной направленности, ДОП художественно-эстетической направленности, ДОП туристско-краеведческой направленности, ДОП эколого-биологической направленности,
МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МБОУ ЛИЦЕЙ № 2 Г.ДЮРТЮЛИ
Лицей №2 г. Дюртюли – многопрофильное образовательное учреждение с более чем столетней историей. Школа прошла большой путь от церковно-приходской до одной из лучших школ города. К началу XX века это земское двухклассное училище, а в 1940 году выпустила своих первых 10-классников. В суровые годы Великой Отечественной войны Дюртюли принял эвакуированных из Москвы и блокадного Ленинграда. В том числе и профессорско-преподавательский состав столичных ВУЗов и Академии науки. Именно тогда и была заложена прочная основа развития школы, из стен которой вышло много докторов и кандидатов наук, ученых, да и просто прекрасных людей, которые достойно трудились и трудятся во благо нашей Родины. В 1992 году в порядке эксперимента средняя школа №2 была реорганизована в школу-гимназию, в 1998 году получила статус гимназии, в 2012 году присвоен статус лицея. Лицей является победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (2007 г.). За педагогическое мастерство, успешность обучения и воспитания получены звания «Школа года» (1997-1998), «Школа века» (2002 г.), лицей включен в Большую энциклопедию «Лучшие школы России» (2003 г.). При МБОУ лицей №2 г.Дюртюли по инициативе администрации МР Дюртюлинский район и Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО создан районный клуб ЮНЕСКО «Unity».
Качественное образование – главное, что дает лицей своим выпускникам. Лицей имеет уникальный опыт создания модели системы работы с одаренными детьми. Актуальность системы работы обусловлена объективной необходимостью разрешения противоречий между растущими потребностями в талантливых инициативных людях и отсутствием целостной системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одаренных детей.
Работа с одаренными детьми в лицее ведется на основании нормативно-правовой базы данного направления работы; ежегодного плана научно-методической работы, плана работы научного общества лицея, плана работы опорно-методической площадки сетевого взаимодействия методических служб общеобразовательных учреждений на базе лицея и опирается на Рабочую концепцию одаренности.(слайд 3)
Цель модели: повышение уровня психолого-педагогической компетенции преподавателей лицея по организации работы с одаренными детьми (детьми с признаками одаренности).
Функции модели:
Особенности модели: модель работы с одаренными детьми в лицее является практико-ориентированной и вариативной. Основана на содержательном и системно-деятельностном подходах. Отличается целостностью, самоорганизуемостью и открытостью в единстве процессов обучения, воспитания, развития и социализации таких детей (рис. 1).
Огромную роль в раскрытии, поддержке одаренных детей играет семья. В связи с этим, лицей расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение.
В рамках основного образования при выявлении одаренных детей в лицее учитывается:
актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности;
потенциальные возможности ребенка.

Рис.1 Модель работы с одаренными детьми МБОУ лицей №2 г. Дюртюли
Работа по выявлению одаренных детей в лицее строится поэтапно:
этап предварительного поиска;
этап оценочно-коррекционный;
этап самостоятельной оценки;
этап заключительного отбора.
Традиционно формами выявления одаренных детей в лицее является:
всероссийские олимпиады и конкурсы, математические турниры, интеллектуальные марафоны, школьная научно-практическая конференция;
дистанционные олимпиады, телекоммуникационные проекты, дистанционные школы;
совет класса, школы, социальные акции (Дни науки), дни самоуправления, детские и молодежные объединения (Венок дружбы, Малый совет, МИЦ, районный клуб ЮНЕСКО «Unity»);
выставки, смотры, кружки, студии, фестивали, парад культур.
К работе по выявлению одаренных детей в лицее привлекаются специалисты различных категорий: психолог, педагоги, социальный педагог, эксперты в определенной предметной деятельности, родители.
Для систематизации информации об одаренных детях в лицее поддерживается банк данных, содержащий анкетно- биографические сведения, результаты психодиагностического обследования и анкетирования.
Сопровождением одаренных детей в лицее занимается психолого-педагогическая служба (рис. 2).
Ключевым условием работы с одаренными детьми является высокий уровень профессиональной компетентности специалистов образования в рамках учебной деятельности. При выборе диагностических средств по изучению профессиональной компетентности и выявления затруднений у педагогов социально-психологическая служба лицея ориентируется на одну из задач лицея – это формирование воспитательно-образовательной среды, способствующей общеинтеллектуальному, социально-нравственному, общекультурному развитию личности.
Чтобы выявить проблемы, а также помочь учителю преодолеть трудности, проводится диагностика спроса и потребностей учителей лицея, используется карта комплексной диагностики профессиональных затруднений педагогов. По результатам исследований даются рекомендации.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет педагогам лицея организовать работу с различными группами обучающихся, обозначить пути продвижения каждого ученика от репродуктивного уровня обучения к творческому. Работа по развитию познавательной активности, творческих способностей лицеистов, умений и навыков учебно-исследовательской деятельности постоянно совершенствуется. Созданный на базе лицея Районный клуб ЮНЕСКО «Unity» способствует развитию толерантного общения, коммуникативных способностей и межкультурной компетенции обучающихся. Лицеисты в рамках мероприятий научного общества «Мыслитель» и районного клуба ЮНЕСКО «UNITY» представляют свои учебно-исследовательские работы, творческие проекты, переводы зарубежных произведений, становятся организаторами и участниками мероприятий в рамках информационно-культурно-просветительских форумов.

Рис.2 Модель психолого-педагогической службы МБОУ лицей №2 г. Дюртюли
Для сопровождения и построения индивидуального маршрута одаренных детей лицей предоставляет дополнительные образовательные услуги. Преподавание по программам дополнительного образования по математике, физике и русскому языку в физико-математических 10 – 11х классах ведется преподавателями УГНТУ на основе договора о региональном партнерстве. Некоммерческая организация Фонд поддержки современных образовательных технологий «Школа-ВУЗ» оказывает услуги учащимся 9 класса («мягкая» профилизация) по повышению уровня знаний учащихся по программе дополнительного образования по учебным предметам в объеме, предусмотренном учебными планами и программами, предоставляемых Фондом. Ежегодно в лицее проводятся курсы по подготовке детей к школе, адаптационные занятия. Связь с высшей школой осуществляется и через консультации по вопросам организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся с преподавателями БГПУ им. М. Акмуллы, участие лицеистов в очных предметных школах по подготовке школьников к Всероссийской олимпиаде.
Центр детского творчества является координационным учреждением по развитию детей в городе Дюртюли. Ежегодно 200-300 обучающихся лицея занимаются в Центре разными видами образовательной деятельности. В Центре реализуются программы интеллектуального и творческого развития для детей, начиная с младшего школьного возраста.
Социальное партнерство не ограничивается взаимодействием лицея с ВУЗами.
В работе с одаренными детьми в лицее активно используется музейная педагогика, которая способствует развитию познавательного интереса, любознательности, приобщает к работе с музейными фондами, воспитывает уважение к прошлому, знакомит с интересными людьми города, района, выпускниками школы, что дает ребенку определить свои интересы и жизненные приоритеты.
У ребенка, в процессах музейной коммуникации, формируется новое личностное качество «музейно-визуальная компетентность». Работа музейного педагога с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития нацелена не только на обеспечение возможности для полноценного развития их способностей, но и на их социальную адаптацию.
В своей системе работы с одаренными детьми немало важную роль, лицей отводит поддержке одаренных детей. Обучающиеся принимают участие на мероприятиях направленных на поддержку и развитие одаренных детей в районе, республике.
Таким образом, данная модель отличается целостностью, самоорганизуемостью и открытостью в единстве процессов обучения, воспитания, развития и социализации детей, обеспечивает условия для выявления и сопровождения одарённых детей в лицее.
3