Система работы с «трудными» детьми
Главные вопросы :
- Что мы знаем о «трудных» детях?
- Почему они становятся «трудными» для нас?
- Как работать с «трудными» подростками?
Кто он – трудный ребенок?
- - не может найти взаимопонимания с родителями, учителями, агрессивно реагирует на замечания в свой адрес
- - родители мало обращают внимания на ребёнка;
- - трудный ребёнок не поддаётся воспитанию, грубит, огрызается;
- - ребёнок, который требует к себе особого внимания поступками, которые общество осуждает, не приемлет.
- - ребёнок, у которого нет доверия к взрослым;
Были проведены следующие исследования: изучали мнение старшеклассников «Трудный учащийся- ЭТО». (мнения 11-х классов)
№
мнение учащихся
1
Человек, которому сейчас тяжело
Кол-во %
2
Нет мотивации к изменению себя
3
41
Недооценивают учителя
4
27
Нехватка любви учителя
24
5
6
23
Нервный
Нет учебной мотивации
22
7
Не похожие на других
8
21
Проблемы с учебой
17
9
16
Хочет привлечь внимание
10
Не умеет контролировать себя
11
16
16
Проблемы внутри себя
12
Сложные психологические состояния
13
12
Были проведены следующие исследования: изучали мнение старшеклассников «Трудный учащийся -ЭТО». (мнения 11-х классов)
13
Свое личное мировоззрение
14
11
Озлобленный
15
Тихий, необщительный
16
11
17
Нарушитель дисциплины
10
Курильщик
10
18
9
Агрессивный
19
Не ответственный
9
20
8
Не соответствуют установкам
21
Нехватка любви родителей
22
8
7
23
Бедный (не богатые родители)
Особые черты характера
7
24
25
6
Самоуверенный
Бездушный
5
26
4
«Трудных» нет, есть трудные ситуации
27
Избалованный
4
28
2
Наркоман
2
Как работать с трудными? Мнения детей
№
мнение учащихся
1
Кол-во %
Не унижать
2
45
Понять
3
44
Помочь разобраться в сложной ситуации
4
5
Индивидуальный подход
34
31
Попытаться помочь
6
28
Дать ответственное дело
7
24
Заинтересовать
8
22
Не упрекать непохожестью
9
10
Найти что-то хорошее
20
18
Создать особую обстановку
11
17
Относиться как ко всем
12
16
Защитить его
13
14
Привлечь родителей
14
15
Работать с психологом
12
9
Не навязывать
16
7
Не наседать
17
6
Выяснить ценности
18
5
Позволить самому вырасти
3
Причины «трудности» ребенка:
Причина первая - борьба за внимание.
Причина вторая - борьба за самоутверждение.
Причина третья - неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкой самооценкой.
Причина четвёртая - желание мщения. Ребенок может мстить: за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами; унижение друг друга членами семьи; разводы и появление в доме нового члена семьи; несправедливость и невыполненные обещания; чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
«Трудный» ребёнок - как ему помочь.
- В нашей школе учатся 428 уч-ся.
- В группу риска входят 8 человек.
- На учёте в КДН состоят 5 учеников нашей школы.
1.Программа «Здоровье».
- Разработана система здоровьесберегающих технологий;
- Оздоровительные мероприятия;
- Медико-педагогическое просвещение;
- Диагностическое просвещение;
- Информационно-нормативное просвещение;
- Профилактическое просвещение.
2.Эмоциональный настрой ребёнка.
- Доброжелательное отношение каждого участника образовательного процесса учитель – ученик;
- Уверенность в том, что каждый ученик может обратиться со совей проблемой и что ни одна проблема не будет оставлена без внимания;
- Положительный настрой на удачный учебный день.
3. Работа с семьёй. Что мы хотим от семьи!
- Семья должна поддерживать интерес ребёнка к учёбе;
- Эмоциональный настрой должен быть в каждой семье;
- Тесное сотрудничество школы и семьи по вопросам учёбы и воспитания детей;
- Уважение внутри семьи к мнению ребёнка.
4. Заинтересованность ребёнка в школе. Внеклассная работа.
- Включение «трудных» детей и подростков в систему дополнительного
образование по
направлениям:
- Моделирование;
- Музыка;
- Танцы;
- Спорт.
4. Заинтересованность ребёнка в школе. Внеклассная работа.
- В школе существуют волейбольная, футбольная, лескоатлетическая спортивные команды.
- Действуют детских объединения по направлениям:
- Эстетическое;
- Социальное («ЮИД»);
- Экологическое;
- Историко-краеведческое;
- Научно-исследовательское.
5.Социально-психолого-педагогическая служба в школе. Помощь в работе с трудными подростками.
- Социально-педагогическая служба школы
тесно сотрудничает: с инспектором по делам
несовершеннолетних, с представителями правоохранительных органов и социально-педагогических служб.
- Совет по профилактики правонарушений (1 раз в четверть). В составе Совета:представителиПДН,
администрации,педагогического и ученического коллективов, родители.
6. Трудновоспитуемость.
- Трудность детей проявляется в различных формах:
- Неприятие социальных норм и правил; Сквернословие; Употребление психоактивных веществ; Совершение правонарушений;
- Неприятие социальных норм и правил;
- Сквернословие;
- Употребление психоактивных веществ;
- Совершение правонарушений;
- Трудность детей проявляется в силу различных причин:
- Медико -биологических; Педагогических; Психологических.
- Медико -биологических;
- Педагогических;
- Психологических.
7.Формы и методы работы с «трудными детьми»
- Составление социальных паспортов с целью выявления учащихся, имеющих отклонение от норм поведения, морали и права.
- Работа с детьми и родителями.
- Контроль за посещением занятий с помощью ведения журнала учета пропусков занятий.
- Тесная работа с учителями-предметниками.
- Профилактика вредных привычек (встреча с врачами-наркологами, инспектором ОДН, прокуратурой).
- Вовлечение учащихся дивиантного поведения в различные виды положительной деятельности.
- Ведение журнала на детей, которые состоят на учете, где отражать успеваемость, поведение, результаты бесед с ним.
7. Важнейшая задача работы с
трудными подростками –
Вовлечение подростков в систему общественно-значимых отношений, которое предполагает целый комплекс социально- педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного и школьного обучения и воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого.
8.Мотивация к учёбе.
- Посещение уроков;
- Использование учителем методов и технологий вовлечения учащихся в учебный процесс;
- Оказание помощи трудным учащимся при выполнении домашнего задания;
- Занятость подростков во внеурочное время;
- Ведение электронного дневника;
- Тесный контакт учителя , ученика, родителей.
8.Мотивация к учёбе.
- Адаптивные технологии развивающего обучения, деятельностного подхода, дифференциации обучения.
- Нестандартные формы проведения уроков;
- Представление для выполнения занимательных заданий, и заданий, имеющих практическую направленность;
- Создание ситуации успеха на уроке;
- Помощь в составлении учеником «Портфолио достижений».
9. Работа с классными руководителям: .
- Проведение семинаров, тематических занятий , бесед на темы:
- «Особенности психологического развития подростков»;
- «Обязанности и права члена педагогического коллектива»;
- «Использование новых педагогических технологий, как средства развития мотивации к обучению»;
- «Как составить план ВР с «трудным ребенком». Разработка анкет, опросников и других диагностических материалов для учащихся и родителей».
10.Социальный статус трудного подростка.
- Социализация трудных подростков – работа по профориентации;
- Вовлечение трудного подростка в общественно-значимую деятельность – субботники, социальные проекты;
- Проведение общешкольных традиционных праздников и концертов, походов, Дней здоровья;
- Участие в спортивных соревнованиях;
- Посещение экскурсий и музеев;
- Участие в мероприятиях военно-патриотического характера (игра «Зарница»);
- Проведение циклов бесед профилактике правонарушений, курения, наркомании и алкоголизма, направленных на мотивацию к ЗОЖ, а так же на формирование нравственных ценностей, препятствующих экстремистским тенденциям.
- Просмотр видеофильмов на данные темы.
11. Воспитательная работа. Начальная ступень.
- 1. Работа с коллективом учащихся.
- 2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление.
со слабоуспевающими.
11. Воспитательная работа. Средняя ступень.
- 1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.
- 2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей.
- 3. Определение форм индивидуальной помощи.
- 4.Организация медицинской помощи.
- 5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью, правоохранительными органами.
11. Воспитательная работа. Старшая ступень.
- 1. Работа с коллективом учащихся.
- 2. Деятельность детей, включение их в общественно-полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности.
- 3. Индивидуальная работа.
12. «Трудный» ребёнок - как ему помочь.
- Родителям - Хочется посоветовать как можно больше времени проводить со своими детьми, принимать участие в их играх, занятиях, как можно больше общаться.
- В школе -100% включение учащихся во внеурочную деятельность.
● В общении -нужно быть ребёнку другом, союзником, а не тираном, не властвовать им, не угнетать личность своим мнением, помочь найти свой путь, интерес к жизни, не дать замкнуться.
Кто-то когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв.
Что же такое трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей,без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили…поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С.Давидович