СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с"трудными" детьми"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Система работы с "трудными"детьми". Рассматриваются вопросы:

1. Что мы знаем о "трудных" детях?

2. Почему они становятся "трудными" для нас?

3. Как работать с "трудными " подростками?.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Система работы с"трудными" детьми"»

 Система работы с «трудными» детьми

Система работы с «трудными» детьми

Главные вопросы : Что мы знаем о «трудных» детях? Почему они становятся «трудными» для нас?   Как работать с «трудными» подростками?

Главные вопросы :

  • Что мы знаем о «трудных» детях?
  • Почему они становятся «трудными» для нас?
  • Как работать с «трудными» подростками?
Кто он – трудный ребенок? - не может найти взаимопонимания с родителями, учителями, агрессивно реагирует на замечания в свой адрес  - родители мало обращают внимания на ребёнка;  - трудный ребёнок не поддаётся воспитанию, грубит, огрызается;  - ребёнок, который требует к себе особого внимания поступками, которые общество осуждает, не приемлет.  - ребёнок, у которого нет доверия к взрослым;

Кто он – трудный ребенок?

  • - не может найти взаимопонимания с родителями, учителями, агрессивно реагирует на замечания в свой адрес
  • - родители мало обращают внимания на ребёнка;
  • - трудный ребёнок не поддаётся воспитанию, грубит, огрызается;
  • - ребёнок, который требует к себе особого внимания поступками, которые общество осуждает, не приемлет.
  • - ребёнок, у которого нет доверия к взрослым;
Были проведены следующие исследования: изучали мнение старшеклассников «Трудный учащийся- ЭТО». (мнения 11-х классов) № мнение учащихся 1 Человек, которому сейчас тяжело Кол-во % 2 Нет мотивации к изменению себя 3 41 Недооценивают учителя 4 27 Нехватка любви учителя 24 5 6 23 Нервный Нет учебной мотивации 22 7 Не похожие на других 8 21 Проблемы с учебой 17 9 16 Хочет привлечь внимание 10 Не умеет контролировать себя 11 16 16 Проблемы внутри себя 12 Сложные психологические состояния 13 12

Были проведены следующие исследования: изучали мнение старшеклассников «Трудный учащийся- ЭТО». (мнения 11-х классов)

мнение учащихся

1

Человек, которому сейчас тяжело

Кол-во %

2

Нет мотивации к изменению себя

3

41

Недооценивают учителя

4

27

Нехватка любви учителя

24

5

6

23

Нервный

Нет учебной мотивации

22

7

Не похожие на других

8

21

Проблемы с учебой

17

9

16

Хочет привлечь внимание

10

Не умеет контролировать себя

11

16

16

Проблемы внутри себя

12

Сложные психологические состояния

13

12

Были проведены следующие исследования: изучали мнение старшеклассников «Трудный учащийся -ЭТО». (мнения 11-х классов) 13 Свое личное мировоззрение 14 11 Озлобленный 15 Тихий, необщительный 16 11 17 Нарушитель дисциплины 10 Курильщик 10 18 9 Агрессивный 19 Не ответственный 9 20 8 Не соответствуют установкам 21 Нехватка любви родителей 22 8 7 23 Бедный (не богатые родители) Особые черты характера 7 24 25 6 Самоуверенный Бездушный 5 26 4 «Трудных» нет, есть трудные ситуации 27 Избалованный 4 28 2 Наркоман 2

Были проведены следующие исследования: изучали мнение старшеклассников «Трудный учащийся -ЭТО». (мнения 11-х классов)

13

Свое личное мировоззрение

14

11

Озлобленный

15

Тихий, необщительный

16

11

17

Нарушитель дисциплины

10

Курильщик

10

18

9

Агрессивный

19

Не ответственный

9

20

8

Не соответствуют установкам

21

Нехватка любви родителей

22

8

7

23

Бедный (не богатые родители)

Особые черты характера

7

24

25

6

Самоуверенный

Бездушный

5

26

4

«Трудных» нет, есть трудные ситуации

27

Избалованный

4

28

2

Наркоман

2

Как работать с трудными?  Мнения детей № мнение учащихся 1 Кол-во % Не унижать 2 45 Понять 3 44 Помочь разобраться в сложной ситуации 4 5 Индивидуальный подход 34 31 Попытаться помочь 6 28 Дать ответственное дело 7 24 Заинтересовать 8 22 Не упрекать непохожестью 9 10 Найти что-то хорошее 20 18 Создать особую обстановку 11 17 Относиться как ко всем 12 16 Защитить его 13 14 Привлечь родителей 14 15 Работать с психологом 12 9 Не навязывать 16 7 Не наседать 17 6 Выяснить ценности 18 5 Позволить самому вырасти 3

Как работать с трудными? Мнения детей

мнение учащихся

1

Кол-во %

Не унижать

2

45

Понять

3

44

Помочь разобраться в сложной ситуации

4

5

Индивидуальный подход

34

31

Попытаться помочь

6

28

Дать ответственное дело

7

24

Заинтересовать

8

22

Не упрекать непохожестью

9

10

Найти что-то хорошее

20

18

Создать особую обстановку

11

17

Относиться как ко всем

12

16

Защитить его

13

14

Привлечь родителей

14

15

Работать с психологом

12

9

Не навязывать

16

7

Не наседать

17

6

Выяснить ценности

18

5

Позволить самому вырасти

3

Причины «трудности» ребенка: Причина первая - борьба за внимание. Причина вторая - борьба за самоутверждение. Причина третья - неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкой самооценкой.

Причины «трудности» ребенка:

Причина первая - борьба за внимание.

Причина вторая - борьба за самоутверждение.

Причина третья - неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкой самооценкой.

Причина четвёртая - желание мщения. Ребенок может мстить:  за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;  унижение друг друга членами семьи;  разводы и появление в доме нового члена семьи;  несправедливость и невыполненные обещания;  чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

Причина четвёртая - желание мщения. Ребенок может мстить: за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами; унижение друг друга членами семьи; разводы и появление в доме нового члена семьи; несправедливость и невыполненные обещания; чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

«Трудный» ребёнок - как ему помочь. В нашей школе учатся 428 уч-ся.  В группу риска входят 8 человек.  На учёте в КДН состоят 5 учеников нашей школы.

«Трудный» ребёнок - как ему помочь.

  • В нашей школе учатся 428 уч-ся.

  • В группу риска входят 8 человек.

  • На учёте в КДН состоят 5 учеников нашей школы.
1.Программа «Здоровье». Разработана система здоровьесберегающих технологий;  Оздоровительные мероприятия;  Медико-педагогическое просвещение;  Диагностическое просвещение;  Информационно-нормативное просвещение;  Профилактическое просвещение.

1.Программа «Здоровье».

  • Разработана система здоровьесберегающих технологий;
  • Оздоровительные мероприятия;
  • Медико-педагогическое просвещение;
  • Диагностическое просвещение;
  • Информационно-нормативное просвещение;
  • Профилактическое просвещение.
2.Эмоциональный настрой ребёнка. Доброжелательное отношение каждого участника образовательного процесса учитель – ученик;  Уверенность в том, что каждый ученик может обратиться со совей проблемой и что ни одна проблема не будет оставлена без внимания;  Положительный настрой на удачный учебный день.

2.Эмоциональный настрой ребёнка.

  • Доброжелательное отношение каждого участника образовательного процесса учитель – ученик;
  • Уверенность в том, что каждый ученик может обратиться со совей проблемой и что ни одна проблема не будет оставлена без внимания;

  • Положительный настрой на удачный учебный день.

3. Работа с семьёй.  Что мы хотим от семьи! Семья должна поддерживать интерес ребёнка к учёбе; Эмоциональный настрой должен быть в каждой семье; Тесное сотрудничество школы и семьи по вопросам учёбы и воспитания детей; Уважение внутри семьи к мнению ребёнка.

3. Работа с семьёй. Что мы хотим от семьи!

  • Семья должна поддерживать интерес ребёнка к учёбе;
  • Эмоциональный настрой должен быть в каждой семье;
  • Тесное сотрудничество школы и семьи по вопросам учёбы и воспитания детей;
  • Уважение внутри семьи к мнению ребёнка.
4. Заинтересованность ребёнка в школе.  Внеклассная работа. Включение «трудных» детей и подростков в систему дополнительного  образование по  направлениям:  Моделирование; Музыка; Танцы; Спорт.

4. Заинтересованность ребёнка в школе. Внеклассная работа.

  • Включение «трудных» детей и подростков в систему дополнительного

образование по

направлениям:

  • Моделирование;
  • Музыка;
  • Танцы;
  • Спорт.

4. Заинтересованность ребёнка в школе.  Внеклассная работа. В школе существуют волейбольная, футбольная, лескоатлетическая спортивные команды. Действуют детских объединения по направлениям: Эстетическое; Социальное («ЮИД»); Экологическое; Историко-краеведческое; Научно-исследовательское.

4. Заинтересованность ребёнка в школе. Внеклассная работа.

  • В школе существуют волейбольная, футбольная, лескоатлетическая спортивные команды.
  • Действуют детских объединения по направлениям:
  • Эстетическое;
  • Социальное («ЮИД»);
  • Экологическое;
  • Историко-краеведческое;
  • Научно-исследовательское.
5.Социально-психолого-педагогическая служба в школе.  Помощь в работе с трудными подростками. Социально-педагогическая служба школы  тесно сотрудничает: с инспектором по делам  несовершеннолетних, с представителями правоохранительных органов и социально-педагогических служб. Совет по профилактики правонарушений (1 раз в четверть). В составе Совета:представителиПДН,  администрации,педагогического и ученического коллективов, родители.

5.Социально-психолого-педагогическая служба в школе. Помощь в работе с трудными подростками.

  • Социально-педагогическая служба школы

тесно сотрудничает: с инспектором по делам

несовершеннолетних, с представителями правоохранительных органов и социально-педагогических служб.

  • Совет по профилактики правонарушений (1 раз в четверть). В составе Совета:представителиПДН,

администрации,педагогического и ученического коллективов, родители.

6. Трудновоспитуемость.  Трудность детей проявляется в различных формах: Неприятие социальных норм и правил; Сквернословие; Употребление психоактивных веществ; Совершение правонарушений; Неприятие социальных норм и правил; Сквернословие; Употребление психоактивных веществ; Совершение правонарушений;  Трудность детей проявляется в силу различных причин: Медико -биологических; Педагогических; Психологических. Медико -биологических; Педагогических; Психологических.

6. Трудновоспитуемость.

  • Трудность детей проявляется в различных формах:
  • Неприятие социальных норм и правил; Сквернословие; Употребление психоактивных веществ; Совершение правонарушений;
  • Неприятие социальных норм и правил;
  • Сквернословие;
  • Употребление психоактивных веществ;
  • Совершение правонарушений;

  • Трудность детей проявляется в силу различных причин:
  • Медико -биологических; Педагогических; Психологических.
  • Медико -биологических;
  • Педагогических;
  • Психологических.

7.Формы и методы работы с «трудными детьми» Составление социальных паспортов с целью выявления учащихся, имеющих отклонение от норм поведения, морали и права. Работа с детьми и родителями. Контроль за посещением занятий с помощью ведения журнала учета пропусков занятий. Тесная работа с учителями-предметниками. Профилактика вредных привычек (встреча с врачами-наркологами, инспектором ОДН, прокуратурой). Вовлечение учащихся дивиантного поведения в различные виды положительной деятельности. Ведение журнала на детей, которые состоят на учете, где отражать успеваемость, поведение, результаты бесед с ним.

7.Формы и методы работы с «трудными детьми»

  • Составление социальных паспортов с целью выявления учащихся, имеющих отклонение от норм поведения, морали и права.
  • Работа с детьми и родителями.
  • Контроль за посещением занятий с помощью ведения журнала учета пропусков занятий.
  • Тесная работа с учителями-предметниками.
  • Профилактика вредных привычек (встреча с врачами-наркологами, инспектором ОДН, прокуратурой).
  • Вовлечение учащихся дивиантного поведения в различные виды положительной деятельности.
  • Ведение журнала на детей, которые состоят на учете, где отражать успеваемость, поведение, результаты бесед с ним.
 7. Важнейшая задача работы с  трудными подростками –   Вовлечение подростков в систему общественно-значимых отношений, которое предполагает целый комплекс социально- педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного и школьного обучения и воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого.

7. Важнейшая задача работы с

трудными подростками –

Вовлечение подростков в систему общественно-значимых отношений, которое предполагает целый комплекс социально- педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного и школьного обучения и воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого.

8.Мотивация к учёбе. Посещение уроков; Использование учителем методов и технологий вовлечения учащихся в учебный процесс; Оказание помощи трудным учащимся при выполнении домашнего задания; Занятость подростков во внеурочное время; Ведение электронного дневника; Тесный контакт учителя , ученика, родителей.

8.Мотивация к учёбе.

  • Посещение уроков;
  • Использование учителем методов и технологий вовлечения учащихся в учебный процесс;
  • Оказание помощи трудным учащимся при выполнении домашнего задания;
  • Занятость подростков во внеурочное время;
  • Ведение электронного дневника;
  • Тесный контакт учителя , ученика, родителей.
8.Мотивация к учёбе.   Адаптивные технологии развивающего обучения, деятельностного подхода, дифференциации обучения.  Нестандартные формы проведения уроков;  Представление для выполнения занимательных заданий, и заданий, имеющих практическую направленность;  Создание ситуации успеха на уроке;  Помощь в составлении учеником «Портфолио достижений».

8.Мотивация к учёбе.

  • Адаптивные технологии развивающего обучения, деятельностного подхода, дифференциации обучения.
  • Нестандартные формы проведения уроков;

  • Представление для выполнения занимательных заданий, и заданий, имеющих практическую направленность;
  • Создание ситуации успеха на уроке;
  • Помощь в составлении учеником «Портфолио достижений».
9. Работа с классными руководителям: . Проведение семинаров, тематических занятий , бесед на темы:  «Особенности психологического развития подростков»; «Обязанности и права члена педагогического коллектива»; «Использование новых педагогических технологий, как средства развития мотивации к обучению»; «Как составить план ВР с «трудным ребенком». Разработка анкет, опросников и других диагностических материалов для учащихся и родителей».

9. Работа с классными руководителям: .

  • Проведение семинаров, тематических занятий , бесед на темы:

  • «Особенности психологического развития подростков»;
  • «Обязанности и права члена педагогического коллектива»;
  • «Использование новых педагогических технологий, как средства развития мотивации к обучению»;
  • «Как составить план ВР с «трудным ребенком». Разработка анкет, опросников и других диагностических материалов для учащихся и родителей».
10.Социальный статус трудного подростка. Социализация трудных подростков – работа по профориентации; Вовлечение трудного подростка в общественно-значимую деятельность – субботники, социальные проекты; Проведение общешкольных традиционных праздников и концертов, походов, Дней здоровья; Участие в спортивных соревнованиях; Посещение экскурсий и музеев; Участие в мероприятиях военно-патриотического характера (игра «Зарница»); Проведение циклов бесед профилактике правонарушений, курения, наркомании и алкоголизма, направленных на мотивацию к ЗОЖ, а так же на формирование нравственных ценностей, препятствующих экстремистским тенденциям. Просмотр видеофильмов на данные темы.

10.Социальный статус трудного подростка.

  • Социализация трудных подростков – работа по профориентации;
  • Вовлечение трудного подростка в общественно-значимую деятельность – субботники, социальные проекты;
  • Проведение общешкольных традиционных праздников и концертов, походов, Дней здоровья;
  • Участие в спортивных соревнованиях;
  • Посещение экскурсий и музеев;
  • Участие в мероприятиях военно-патриотического характера (игра «Зарница»);
  • Проведение циклов бесед профилактике правонарушений, курения, наркомании и алкоголизма, направленных на мотивацию к ЗОЖ, а так же на формирование нравственных ценностей, препятствующих экстремистским тенденциям.
  • Просмотр видеофильмов на данные темы.

11. Воспитательная работа.  Начальная ступень.   1. Работа с коллективом учащихся.  2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление.  3.Индивидуальная работа  со слабоуспевающими.  4.Посещение семей.

11. Воспитательная работа. Начальная ступень.

  • 1. Работа с коллективом учащихся.

  • 2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление.

  • 3.Индивидуальная работа

со слабоуспевающими.

  • 4.Посещение семей.
11. Воспитательная работа.  Средняя ступень.   1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.  2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей.  3. Определение форм индивидуальной помощи.  4.Организация медицинской помощи.  5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью, правоохранительными органами.

11. Воспитательная работа. Средняя ступень.

  • 1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.

  • 2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей.

  • 3. Определение форм индивидуальной помощи.
  • 4.Организация медицинской помощи.

  • 5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью, правоохранительными органами.
11. Воспитательная работа.  Старшая ступень.   1. Работа с коллективом учащихся.  2. Деятельность детей, включение их в общественно-полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности.  3. Индивидуальная работа.

11. Воспитательная работа. Старшая ступень.

  • 1. Работа с коллективом учащихся.

  • 2. Деятельность детей, включение их в общественно-полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности.
  • 3. Индивидуальная работа.
12. «Трудный» ребёнок - как ему помочь.   Родителям - Хочется посоветовать как можно больше времени проводить со своими детьми, принимать участие в их играх, занятиях, как можно больше общаться.  В школе -100% включение учащихся во внеурочную деятельность. ● В общении -нужно быть ребёнку другом, союзником, а не тираном, не властвовать им, не угнетать личность своим мнением, помочь найти свой путь, интерес к жизни, не дать замкнуться.

12. «Трудный» ребёнок - как ему помочь.

  • Родителям - Хочется посоветовать как можно больше времени проводить со своими детьми, принимать участие в их играх, занятиях, как можно больше общаться.
  • В школе -100% включение учащихся во внеурочную деятельность.

● В общении -нужно быть ребёнку другом, союзником, а не тираном, не властвовать им, не угнетать личность своим мнением, помочь найти свой путь, интерес к жизни, не дать замкнуться.

 Кто-то когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв.  Что же такое трудные дети?  Вечный вопрос и больной, как нарыв.  Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он,  Словно стена без дверей,без окон.  Вот они, главные истины эти:  Поздно заметили…поздно учли…  Нет! Не рождаются трудные дети!  Просто им вовремя не помогли.     С.Давидович

Кто-то когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв.

Что же такое трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей,без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили…поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.  

С.Давидович


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!