СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Система работы с учащимися, основанная на синтезе традиционных образовательных ресурсов и инновационных технологий при подготовке к итоговой аттестации по математике в формате ЕГЭ»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы учителя при подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
««Система работы с учащимися, основанная на синтезе традиционных образовательных ресурсов и инновационных технологий при подготовке к итоговой аттестации по математике в формате ЕГЭ»»


«Система работы с учащимися, основанная на синтезе традиционных образовательных ресурсов и инновационных технологий при подготовке к итоговой аттестации по математике
в формате ЕГЭ»

Т.А.Боброва,

учитель математики.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Ливны.

Основная подготовка выпускников к ЕГЭ по математике, осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и гораздо раньше, начиная с 5 класса. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ЕГЭ. Безусловно, на последний год обучения в основной и средней школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. Готовность ученика к экзамену включает и собственно умение выполнять предложенные задания, и выбор заданий, которые решить под силу, и способность к самоконтролю, и умение правильно распорядиться отведенным време­нем, и психологический настрой и концентра­ция.


В основе моей системы лежат следующие принципы:

1. Сначала математика, а потом экзамен.

Первоочередная задача изучения курса математики – это качественное изучение предмета на базовом уровне. Неразумно всю подготовку сосредоточить вокруг опубликованных тренировочных задач к ЕГЭ. Выбор задач для ЕГЭ достаточно случаен и может в любой момент измениться. Основы математики остаются постоянными и необходимо повторять их, уточнять и проверять.

2. Укреплять уверенность учащихся в своих силах.

Задачи первой части экзамена достаточно просты, на них нужно дать безошибочный и быстрый ответ, нельзя полагаться на удачу. Требуется достаточно много времени время на тренировку независимо от того, как оценивает свои силы ученик. Добиваться понимания того, «на что» предложена задача, какие возможные ошибки «запланированы».

3. Не отказываться от решения трудных задач.

Выделять те математические идеи, предварительное знакомство с которыми подскажет путь решения трудных задач, включенных в варианты ЕГЭ. Даже осознание того, на какую идею предложена трудная задача, поможет приступить к ее решению. Помнить, что в оценке решения трудной задачи будет играть роль не только верность ответа, но и показанные вами подходы к ней.

4. Одним из условий успешного обучения математике и подготовки к ЕГЭ является правильный выбор учебника математики (Мордкович А.Г.(базовый уровень)).

Подготовительный этап - включает в себя: изучение нормативных документов ЕГЭ.

Достоверным источником информации о содержании и объеме материала, структуре и системе оценивания экзаменационной работы являются следующие документы:

- Кодификатор элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 г.;

- Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников по математике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 г.;

- Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 г. по математике

- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для ЕГЭ 2015 года по математике.

Обязательное знакомство всех учащихся с этими документами.

У каждого ученика ограничен круг возможностей. Будет неправильно, если во время подготовки не буду учитывать возможности учащегося. Для организации непосредственной подготовки выпускников к экзамену выявляю целевые группы учащихся:

первая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель преодолеть порог минимального балла ЕГЭ;

вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель получить балл, достаточный для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки;

третья группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, необходимый для поступления в вуз, предъявляющий высокие требования к уровню математической подготовки абитуриентов.

Для каждой целевой группы можно сформулировать несколько принципов организации подготовки к ЕГЭ.

Первая целевая группа. Выпускникам этой группы нужно уверенно выполнить

7 заданий части 1.

Провожу диагностические работы, выявляю сильные и слабые стороны математической подготовки каждого и закрепляю то, что уже получается. В работе с учащимися первой группы широко применяю специальную литературу, рассчитанную на подготовку учащихся к выполнению практико-ориентированных задач на проценты, чтение графиков, геометрические понятия и т.п.

Вторая целевая группа. Выпускникам этой группы необходимо уверенно выполнять 12-14 заданий части 1, а также стараться выполнить задания 15 и 16. Практика показывает, что учащиеся этой целевой группы чаще ошибаются в вычислениях при решении заданий практико-ориентированного характера, чем в применении алгебраических алгоритмов. Используя специальную литературу, организую самостоятельную работу учащихся, направленную на повторение и закрепление простейших вычислительных навыков и понятий, необходимых для решения практико-ориентированных заданий.

Ориентирую учащихся второй целевой группы на успешное выполнение заданий 15 и 16 второй части. Формирую у учащихся навыки самопроверки и требую добиваться устойчивого результата (на уровне ожидаемого) при выполнении заданий 1 части, повторить темы, необходимые для решения определенных заданий части 2.

Третья целевая группа. Выпускникам этой группы необходимо отработать умение уверенно выполнять задания 1 - 15. Выпускников этой группы также ориентирую на успешное выполнение заданий 16–17, скорректировав систему их подготовки в соответствии с затратами времени на решение заданий 1 - 15, индивидуальными способностями и уровнем подготовки.

На уроках математики при изучении геометрии:

  • повышаю наглядность преподавания за счет использования ИТ, презентаций и интерактивного режима;

  • уделяю больше внимания изображению геометрических фигур, формированию конструктивных умений и навыков, применению геометрических знаний для решения практических задач.;

  • уделяю внимание освоению базовых знаний курса стереометрии (угол между прямыми в пространстве, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями, многогранники и т.д.);

  • повторению базовых знаний курса планиметрии.

При изучении начал математического анализа уделяю больше внимания пониманию основных идей и базовых понятий анализа (геометрический смысл производной и др.).

При подготовке к ЕГЭ использую следующие методические приемы:

  • восполнение пустот вычислительной культуры учащихся;

  • отработка основных умений и навыков, необходимых учащимся для выполнения упражнений и задач, связанных с преобразованиями выражений;

  • классификация тестовых задач по темам и методам их решения;

  • формирование индивидуального справочника учащегося по основным разделам математики;

  • поиск и выделение опорных задач по планиметрии и стереометрии двух видов: вспомогательных задач-теорем и задач-методов;

  • выделение основных типажей условий геометрических задач содержания ЕГЭ и приемов работы с каждым типом;

  • обмен опыта учащихся по применению методов и приемов при решении задач ЕГЭ по математике;

  • использование различных форм заданий, для обеспечения разнообразия формулировок и приучения учащихся к пониманию сути задания, которая может выражаться по-разному.

  • формирование навыков нахождения учащимися различных способов решения тех или иных задач, совместно с одноклассниками их рассмотрение и взаимообмен.


При подготовке учащихся к итоговой аттестации уделяю особое внимание

  • обсуждению подходов к решению тех или иных типов задач, выбору способов их решения и сопоставлению этих способов,

  • проверке получаемых результатов на правдоподобие;

  • формированию умения применять полученные знания в практической деятельности, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, подчас в нестандартной ситуации.


Большую помощь в подготовке к ЕГЭ играет наличие в Интернете открытого банка заданий первой части ЕГЭ. Главная задача открытого банка заданий ЕГЭ по математике — дать представление о том, какие задания будут в вариантах единого государственного экзамена по математике в 2015 году, и помочь выпускникам сориентироваться при подготовке к экзамену. Задания открытого банка помогут будущим выпускникам повторить (освоить) школьный курс математики, найти в своих знаниях слабые места и ликвидировать их до экзамена. Наличие Интернета позволяет мне включать задания из открытого банка непосредственно в текущий учебный процесс, а на консультациях и элективном курсе эффективно проводить диагностику недостатков усвоения отдельных тем и их устранение путем решения конкретных серий задач, составленных мною с использованием банка заданий.

При проведении консультаций особо обращаю внимание на

  • решение задач практического содержания (практика показала, что многие учащиеся не понимают смысла терминов предложенных в задаче: «трафик», «капитализация», «банковский вклад» и т.п. и поэтому просто не приступают к решению данной задачи), умения анализировать реальные числовые данные; осуществлять практические расчеты по формулам, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • решение задач на проценты, концентрацию, работу и движение;

  • решение прикладных задач, в том числе социально-экономического и физического характера, на наибольшее и наименьшее значения, на нахождение средней скорости;

  • умение читать графики движения, температуры, давления и т.п.;

  • решения задач планиметрии на нахождение геометрических величин: длин, углов, площадей;

  • решения задач на нахождение координат точки, умения проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами (новое, в прошлых вариантах КИМ не встречалось);


В течении всей подготовки к экзаменам веду мониторинг, включающий

  • диагностику ЗУН на основе КИМов, используемых при сдаче ЕГЭ по математике прошлых лет;

  • тематический контроль;

  • проведение итоговых обобщающих занятий по отдельным разделам алгебры и геометрии;

  • отслеживание учебных достижений учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников в течение всего времени подготовки к ЕГЭ.

При подготовке я активно использую образовательный портал Александра Ларина. Данный сайт дает мне возможность сгенерировать неограниченное количество необходимых тестов. Сайт содержит диагностические работы, подготовленные Московским институтом открытого образования; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Это позволяет мне в системе вести статистику решенных учащимися заданий и давать им рекомендации по подготовке к экзамену.

На портале предоставлены следующие возможности:

  • работа с обширной библиотекой учебно-методических материалов,

  • организация контроля знаний учащихся с помощью тестовых заданий,

  • отработка навыков учащихся с помощью системы тренингов.


Как показала практика, применение описанных выше способов, приемов, методов, технологий в работе работы с учащимися в ходе подготовки к государственной (итоговой) аттестации, позволило обеспечить получение прочных знаний, и успешной сдачи ЕГЭ-2011 (средний балл по классу составил - 53,3). И самое главное, что результатами экзамена довольны учащиеся и их родители.

Кроме того, повышен уровень моей педагогической квалификации. И я считаю, что кропотливая совместная работа учителя и учеников способна повысить математическую грамотность школьников и дать возможность успешно сдать ЕГЭ.

Следует помнить и напоминать учащимся и их родителям, что обучить можно только того, кто сам учится.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!