Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова
Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии.
Л.С. Выготский
Авторы системы
Даниил Борисович Эльконин
(1904 – 1984 гг.)
Создал собственное
научное направление в детской и
педагогической психологии,
теорию периодизации детского развития и детской игры, а также
методики обучения детей чтению.
Исследовал проблемы:
- «Как учить детей читать?»;
- «Психология обучения младшего школьника».
Авторы системы
Василий Васильевич Давыдов
(1930 – 1998 гг.) –
выдающийся отечественный педагог и психолог, последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина.
Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.
Василий Васильевич Давыдов
« Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной…»
Труды:
- «Виды обобщения в обучении»
- «Проблемы развивающего обучения»
- «Теория развивающего обучения»
- «Организация развивающего обучения в 5-6 классах средней школы»
Цели развивающего обучения
1. Формировать теоретическое сознание и мышление.
2. Передать детям способы умственных действий.
3. Воспроизвести в учебной деятельности детей логику научного познания.
Классификационная характеристика
- По уровню применения : общепедагогическая
- По характеру содержания:
обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая
- По организационным формам:
классно – урочная, групповая, дифференцированная
- По преобладающему методу: развивающая
Концептуальные положения
1. Основа предметного содержания- научные понятия.
2.Наличие основ теоретического мышления
3. Освоение учащимися обобщенных способов действия
4.Коллективная мыслительная деятельность, диалог - полилог, деловое общение детей
1. Основа предметного содержания- научные понятия
Пример: в курсе естествознания (природоведения) для начальной школы центральным понятием являются единство и взаимосвязь в природе, мир как окружающая человека среда, причинность явлений природы.
2.Наличие основ теоретического мышления
Пример : понятие «плод» может быть эмпирическим , если определять внешние признаки (часть растения, родившееся животное). И содержательным , если абстрагировать его до всеобщих процессов развития, изменения (порождение, результат процесса развития).
3. Освоение учащимися обобщенных способов действия
Пример:
- Попробуйте вставить пропущенные знаки арифметических действий: -, +, :, *, ( ) в левую колонку.
- 1 2 3 =1 (1+2):3=1
- 1 2 3 4 = 1 1*(2+3)-4=1
- 1 2 3 4 5 = 1 ((1+2):3+4):5=1
- 1 2 3 4 5 6 = 1 ((1*(2+3)-4)+5):6=1
- 1 2 3 4 5 6 7 = 1 ((1+2):3)+4):5)++6):7=1
4.Коллективная мыслительная деятельность, диалог - полилог, деловое общение детей
- Развитие умения формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их, рефлексировать свои действия.
Особенности организации урока
- Урок – занимает от 10 до 40 минут.
- Каждый тип урока является важным звеном в формировании учебной деятельности учащихся.
Типология уроков
- Урок постановки учебной задачи
- Урок решения учебной задачи
- Урок моделирования и преобразования модели
- Урок решения частных задач с применением открытого способа
- Урок контроля и оценки
Структура урока
1. «Ситуация успеха» (рефлексия способа)
2. Постановка учебной задачи:
столкновение знания с незнанием
выявление проблемы
выдвижение гипотез, идей
выбор, проверка гипотез
подведение итога (формулируют дети)
3. Моделирование
4. Преобразование модели (решение частных задач по применению «открытия»)
5. Контроль(само-, взаимо-)
6. Оценка(само-, взаимо-; «ловушки»)
Особенности урока в психолого-педагогической системе
- групповые дискуссионные формы работы
- знания не даются детям в виде готовых правил, вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии
- используется исследовательский метод обучения
Особенности урока в психолого-педагогической системе
- формирование действий контроля и самоконтроля
- отметки не ставятся, проводится самооценка
- домашние задания сведены к минимуму
- дети не переутомляются , их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями
Изучаемые предметы
Обучение грамоте - 5ч
Письмо - 4ч
Литературное чтение - 4ч
Русский язык - 5ч
Иностранный язык - 2ч
Математика - 4ч
Окружающий мир - 2ч
Музыка - 1ч
Изобразительное искусство - 1ч
Трудовое обучение - 2ч
Физическая культура - 3ч
Букварь предназначен для обучения детей грамоте . В его основу положены ознакомление детей с буквами и самостоятельное освоение наиболее общих способов письма и чтения. Достигается это выделением звукового состава слова, построением его слогозвуковой модели и затем буквенной записи.
РУССКИЙ ЯЗЫК
- Основная задача курса – построить обучение так, чтобы оно стало стимулом к самостоятельному исследованию родного языка каждым ребенком.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Цель учебников – ввести ребенка в мир книги, всесторонне развить его познавательные интересы, сформировать навыки быстрого, грамотного, выразительного чтения, познакомить с разными литературными жанрами и помочь понять, как рождается художественное произведение.
МАТЕМАТИКА
- курс направлен на формирование у детей теоретического мышления, усвоения ими научных математических понятий, а также на выработку необходимых умений и навыков.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
“ Естествознание” Е.В.Чудиновой и Е.Н.Букваревой представляет собой процесс ознакомления детей с окружающим миром, построенного на элементах научного наблюдения и эксперимента.
Список литературы
- http://www.vita-press.ru/286.html
- http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/9.html
- http://www.ereading.club/chapter.php/97820/49/Bogachkina__Shpargalka_po_pedagogicheskoii_psihologii.html
- http://www.razumniki.ru/elkonin_davidov.html
- http://psyparents.ru/courses/school/10040/
- http://www.odetstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/121.html