СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система реабилитации и социального сопровождения несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально-опасном положении

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Данном материале обобщен и представлен опыт куратора случая семьи СОП ( в социально-опасном положении). Презентация была представлена  экспертной сессии Комиссии ПДНиЗП «Межведомственное взаимодействие по профилактике безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних» в г. Минусинске и Минусинском районе,  на краевом семинаре «Работа межведомственных команд по отработке и тиражированию лучших практик по профилактике детско-семейного неблагополучия» и  на краевом форуме «Общество, дружелюбное к детям». 

Просмотр содержимого документа
«Система реабилитации и социального сопровождения несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально-опасном положении»

Журавлева Н.В. МКОУ Городокская СОШ № 2 Минусинский район

Журавлева Н.В.

МКОУ Городокская СОШ № 2

Минусинский район

Услуга  Куратор случая Назначение  Помощь группы специалистов семье в выходе из социально-опасного положения с использованием внутренних ресурсов семьи и ресурсов села Предложение Предлагаем семье изменить образ жизни, научиться решать собственные проблемы
  • Услуга

Куратор случая

  • Назначение

Помощь группы специалистов семье в выходе из социально-опасного положения с использованием внутренних ресурсов семьи и ресурсов села

  • Предложение

Предлагаем семье изменить образ жизни, научиться решать собственные проблемы

Портрет клиента (адресата) Первичная информация о семье малообеспеченная многодетная ( 1, 3 ; 9; 9; 1 4 ; 16 лет ) с нарушением структуры (у детей разные отцы) неблагополучная: употребление алкогольных напитков неисполнение родительских обязанностей употребление алкогольных напитков неисполнение родительских обязанностей употребление алкогольных напитков неисполнение родительских обязанностей Семья многодетная, малообеспеченная, с нарушением структуры (двое детей от предыдущего брака), неблагополучная: чрезмерное употребление алкогольных напитков и, как следствие, неисполнение родительских обязанностей. Особенно это стало актуально, когда двое младших детей поступили в первый класс и в семье появился пятый ребенок.

Портрет клиента (адресата)

Первичная информация о семье

  • малообеспеченная
  • многодетная ( 1, 3 ; 9; 9; 1 4 ; 16 лет )
  • с нарушением структуры (у детей разные отцы)
  • неблагополучная:
  • употребление алкогольных напитков неисполнение родительских обязанностей
  • употребление алкогольных напитков неисполнение родительских обязанностей
  • употребление алкогольных напитков
  • неисполнение родительских обязанностей

Семья многодетная, малообеспеченная, с нарушением структуры (двое детей от предыдущего брака), неблагополучная: чрезмерное употребление алкогольных напитков и, как следствие, неисполнение родительских обязанностей. Особенно это стало актуально, когда двое младших детей поступили в первый класс и в семье появился пятый ребенок.

Способы взаимодействия с адресатом Технологии, методики Краткое содержание Диагностика семьи и несовершеннолетнего («Оценка рисков и возможностей», «Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущености», анкета «Социальный портрет семьи») Инструмен - тарий Выявление основных проблем и ресурсов семьи, постановка  целей и задач работы с семьей на основе диагностики Бланки, индикаторы диагностики семьи, ключи к подсчету баллов

Способы взаимодействия с адресатом

Технологии, методики

Краткое содержание

Диагностика

семьи и несовершеннолетнего

(«Оценка рисков и возможностей»,

«Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущености», анкета «Социальный портрет семьи»)

Инструмен - тарий

Выявление основных проблем и ресурсов семьи, постановка целей и задач работы с семьей на основе диагностики

Бланки, индикаторы диагностики семьи, ключи к подсчету баллов

 Диагностика семьи Проблемные точки  Сильные стороны  Могут быть в хороших отношениях с родственниками и не зависеть от них, жить на свои средства. Стремятся научиться налаживать контакт с окружающими, не склонны общаться с преступным миром. Способны доверять людям, понять другого человека. Отсутствие желания иметь вокруг себя больше знакомых, ведущих ЗОЖ. Неготовность поступиться своими интересами ради интересов семьи. Неспособность повысить требовательность к себе. Отсутствие стремления иметь цель в жизни, конструировать возможные варианты будущего.

Диагностика семьи

Проблемные точки

Сильные стороны

  • Могут быть в хороших отношениях с родственниками и не зависеть от них, жить на свои средства.
  • Стремятся научиться налаживать контакт с окружающими, не склонны общаться с преступным миром.
  • Способны доверять людям, понять другого человека.
  • Отсутствие желания иметь вокруг себя больше знакомых, ведущих ЗОЖ.
  • Неготовность поступиться своими интересами ради интересов семьи.
  • Неспособность повысить требовательность к себе.
  • Отсутствие стремления иметь цель в жизни, конструировать возможные варианты будущего.

Проблемы семьи Социально – экономические низкий уровень материального обеспечения низкий уровень материального обеспечения Психологические и социально-психологические недостаточность интеллектуального развития нарушение детско-родительских отношений искаженное нравственное развитие недостаточность интеллектуального развития нарушение детско-родительских отношений искаженное нравственное развитие Педагогические и социально –педагогические отчуждение от школы родителей алкоголизм родителей отчуждение от школы родителей алкоголизм родителей Определены основные проблемы семьи:

Проблемы семьи

  • Социально – экономические
  • низкий уровень материального обеспечения
  • низкий уровень материального обеспечения
  • Психологические и социально-психологические
  • недостаточность интеллектуального развития нарушение детско-родительских отношений искаженное нравственное развитие
  • недостаточность интеллектуального развития
  • нарушение детско-родительских отношений
  • искаженное нравственное развитие
  • Педагогические и социально –педагогические
  • отчуждение от школы родителей алкоголизм родителей
  • отчуждение от школы родителей
  • алкоголизм родителей

Определены основные проблемы семьи:

Цель работы с семьей Используя внутренние резервы семьи, научить решать собственные проблемы На основе результатов диагностики была определена цель ИПР с семьей Используя внутренние резервы семьи, научить решать собственные проблемы

Цель работы с семьей

Используя внутренние резервы семьи, научить решать собственные проблемы

На основе результатов диагностики была определена цель ИПР с семьей Используя внутренние резервы семьи, научить решать собственные проблемы

Задачи Научить семью сотрудничать со специалистами и педагогами по вопросам воспитания несовершеннолетних. Научить семью строить планы дальнейшего жизнеустройства. Мотивировать семью на создание для детей условий, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и избавление от вредных привычек. Помочь научиться семье быть ответственной за свои решения и образ жизни.

Задачи

  • Научить семью сотрудничать со специалистами и педагогами по вопросам воспитания несовершеннолетних.
  • Научить семью строить планы дальнейшего жизнеустройства.
  • Мотивировать семью на создание для детей условий, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и избавление от вредных привычек.
  • Помочь научиться семье быть ответственной за свои решения и образ жизни.

Ожидаемый результат Пересмотрено отношение родителей к распитию спиртных напитков. Семья приобретет уважение окружающих, делится положительным опытом с другими семьями, оказавшимся в СОП. Созданы санитарно-гигиенические условия для жизни детей. Обеспечен надзор за детьми. Семья строит перспективы дальнейшего жизнеустройства собственного и детей. Поддерживается постоянная связь родителей с классным руководителем, учителями, социальным педагогом. Определена профессиональная ориентация у старших школьников, у младших - образовательный маршрут. Дети получат возможность обучаться в соответствии с их способностями и стать более успешными.

Ожидаемый результат

  • Пересмотрено отношение родителей к распитию спиртных напитков.
  • Семья приобретет уважение окружающих, делится положительным опытом с другими семьями, оказавшимся в СОП.
  • Созданы санитарно-гигиенические условия для жизни детей.
  • Обеспечен надзор за детьми.
  • Семья строит перспективы дальнейшего жизнеустройства собственного и детей.
  • Поддерживается постоянная связь родителей с классным руководителем, учителями, социальным педагогом.
  • Определена профессиональная ориентация у старших школьников, у младших - образовательный маршрут.
  • Дети получат возможность обучаться в соответствии с их способностями и стать более успешными.

Способы взаимодействия с адресатом Технологии, методики Краткое содержание План реабилитации семьи и ребенка Инструмен - тарий Создание рабочей группы с целью оказание семье разносторонней помощи различными специалистами, составление индивидуальной программы реабилитации семьи Список членов рабочей группы, конкретные реабилитационные мероприятия  , конкретные сроки, планируемый результат

Способы взаимодействия с адресатом

Технологии, методики

Краткое содержание

План реабилитации семьи и ребенка

Инструмен - тарий

Создание рабочей группы

с целью оказание семье разносторонней помощи различными специалистами, составление индивидуальной программы реабилитации

семьи

Список членов рабочей группы, конкретные реабилитационные мероприятия , конкретные сроки, планируемый результат

Направления реабилитационных  и профилактических мероприятий Социально-бытовая реабилитация Социально-экономическая реабилитация Психологическая и социально-психологическая реабилитация Педагогическая и социально-педагогическая реабилитация Социально - медицинская реабилитация Социально-культурная реабилитация Исходя из выявленных проблем для достижения планируемых результатов были определены основные направления работы с этой семьей

Направления реабилитационных и профилактических мероприятий

  • Социально-бытовая реабилитация
  • Социально-экономическая реабилитация
  • Психологическая и социально-психологическая реабилитация
  • Педагогическая и социально-педагогическая реабилитация
  • Социально - медицинская реабилитация
  • Социально-культурная реабилитация

Исходя из выявленных проблем для достижения планируемых результатов были определены основные направления работы с этой семьей

Рабочая группа Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать возникающие проблемы , им необходима систематическая, квалифицированная и целенаправленная помощь разных служб , поэтому в состав рабочей группы входят различные специалисты. Куратор случая устанавливает доверительные отношения с семьей и координирует работу группы.

Рабочая группа

Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать возникающие проблемы , им необходима систематическая, квалифицированная и целенаправленная помощь разных служб , поэтому в состав рабочей группы входят различные специалисты. Куратор случая устанавливает доверительные отношения с семьей и координирует работу группы.

Пример взаимодействия служб Мероприятия Сроки Исследование психического, индивидуально-личностного развития учащихся 10 сентября Организация контроля за посещаемостью детьми школьных занятий Планируемый результат Организация контроля за соблюдением временного режима пребывания на улице и в общественных местах 2 сентября Заключение об индивидуальных особенностях развития учащихся – в процессе воспитания и обучения учитываются индивидуальные особенности детей Ответственные психолог   3 сентября 15 сентября 27 сентября Оформление карты посещаемости занятий несовершеннолетними – обеспечен контроль за посещаемостью учебных занятий   классный руководитель   Овладение достоверной информацией о нахождении несовершеннолетних – обеспечен надзор за детьми замдиректора по ВР женсовет соцпедагог В результате совместных действий были определены пути дальнейшего сотрудничества и составлена индивидуальная программа реабилитации семьи. В слайде представлен фрагмент таблицы, который наглядно демонстрирует взаимодействие разных служб.

Пример взаимодействия служб

Мероприятия

Сроки

Исследование психического, индивидуально-личностного развития учащихся

10 сентября

Организация контроля за посещаемостью детьми школьных занятий

Планируемый результат

Организация контроля за соблюдением временного режима пребывания на улице и в общественных местах

2 сентября

Заключение об индивидуальных особенностях развития учащихся –

в процессе воспитания и обучения

учитываются индивидуальные особенности детей

Ответственные

психолог

 

3 сентября

15 сентября

27 сентября

Оформление карты посещаемости занятий несовершеннолетними –

обеспечен контроль за посещаемостью учебных занятий

 

классный руководитель

 

Овладение достоверной информацией о нахождении несовершеннолетних –

обеспечен надзор за детьми

замдиректора по ВР

женсовет

соцпедагог

В результате совместных действий были определены пути дальнейшего сотрудничества и составлена индивидуальная программа реабилитации семьи. В слайде представлен фрагмент таблицы, который наглядно демонстрирует взаимодействие разных служб.

Способы взаимодействия с адресатом Технологии, методики Краткое содержание Совместный план работы с семьей Инструмен-тарий Планирование  действий самой семьей по выходу из трудной жизненной ситуации с опорой на собственный положительный опыт, собственные ресурсы Ресурсы семьи и ее ближайшего окружения; бланки для совместного планирования

Способы взаимодействия с адресатом

Технологии, методики

Краткое содержание

Совместный план работы с семьей

Инструмен-тарий

Планирование действий самой семьей по выходу из трудной жизненной ситуации с опорой на собственный положительный опыт, собственные ресурсы

Ресурсы семьи и ее ближайшего окружения;

бланки для совместного планирования

Совместное планирование  Цель Формирование ответственного отношения к родительским обязанностям, избавление от вредных привычек  Особенности методики Совместный план нацелен на деятельность самой семьи. Семья сама определяет свою цель, свои действия, ставит сроки. Специалист не навязывает своего решения. Бланк совместного плана заполняют родители с участием детей  старше 14 лет. Выполнение плана специалист анализирует вместе с семьей. Новые задачи на следующий период вырабатываются  совместно.

Совместное планирование

Цель

Формирование ответственного отношения к родительским обязанностям, избавление от вредных привычек

Особенности методики

Совместный план нацелен на деятельность самой семьи.

  • Семья сама определяет свою цель, свои действия, ставит сроки.
  • Специалист не навязывает своего решения.
  • Бланк совместного плана заполняют родители с участием детей

старше 14 лет.

  • Выполнение плана специалист анализирует вместе с семьей.
  • Новые задачи на следующий период вырабатываются

совместно.

СОВМЕСТНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ Критерии Содержание работы родитель Создание жилищно-бытовых условий для прожива-ния ребенка в семье  сроки приобрету дрова буду топить баню, менять постельное белье, стирать детские вещи буду протирать пыль, мыть пол буду наводить порядок во дворе ребенок ( с 14 лет) 20 сент.   3 сент. 10 сент. 17 сент. 24 сент.    8 сент. 15 сент. 22 сент. 29 сент.  12 сент . 26 сент. Отметка о выполнении сроки буду заправлять свою постель, собирать с вечера портфель наводить порядок на рабочем столе пылесосить каждый день     9 сент. 16 сент. 23 сент. 30 сент.   3 сент. 10 сент. 17 сент. 24 сент. Бланк совместного плана заполняет сама семья, могут участвовать дети старше 14 лет. Специалист не навязывает своего решения, только ставит отметку о выполнении и 1 раз в квартал анализирует вместе с семьей, что получилось или нет и почему; вырабатываются новые совместные задачи на следующий период.

СОВМЕСТНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Критерии

Содержание работы

родитель

Создание жилищно-бытовых условий для прожива-ния ребенка в семье

сроки

приобрету дрова

буду топить баню, менять постельное белье, стирать детские вещи

буду протирать пыль, мыть пол

буду наводить порядок во дворе

ребенок

( с 14 лет)

20 сент.

3 сент.

10 сент.

17 сент.

24 сент.

8 сент.

15 сент.

22 сент.

29 сент.

12 сент .

26 сент.

Отметка о выполнении

сроки

буду заправлять свою постель,

собирать с вечера портфель

наводить порядок на рабочем столе

пылесосить

каждый день

9 сент.

16 сент.

23 сент.

30 сент.

3 сент.

10 сент.

17 сент.

24 сент.

Бланк совместного плана заполняет сама семья, могут участвовать дети старше 14 лет. Специалист не навязывает своего решения, только ставит отметку о выполнении и 1 раз в квартал анализирует вместе с семьей, что получилось или нет и почему; вырабатываются новые совместные задачи на следующий период.

Возможные риски Пути их решения Могут не пойти на контакт и не воспользоваться помощью специалистов При установлении контакта просчитывать всевозможные варианты, искать любые «ниточки» (классный руководитель, психолог, бывший одноклассник , бывший учитель, участковый врач, сосед и т.д.) Сильная алкогольная зависимость Опираясь на диагностику, учитывать сильные стороны семьи ( любовь к детям – изъятие детей из семьи, лишение родительских прав; организация лечения от алкогольной зависимости) Сильное влияние ближайшего окружения Работать не только непосредственно с семьей, но и с ее окружением Слабые социальные контакты (с окружением, администрацией, родственниками, школой) Усилить существующие, помочь наладить новые контакты ( связь с родственниками, соседями, вовлечение несовершеннолетних в КТД, кружки, привлекать родителей к участию в жизни классного коллектива, общению с другими родителями, соцпедагог, психолог и др. специалисты первые идут навстречу )

Возможные риски

Пути их решения

Могут не пойти на контакт и не воспользоваться помощью специалистов

При установлении контакта просчитывать всевозможные варианты, искать любые «ниточки»

(классный руководитель, психолог, бывший одноклассник , бывший учитель, участковый врач, сосед и т.д.)

Сильная алкогольная зависимость

Опираясь на диагностику, учитывать сильные стороны семьи ( любовь к детям – изъятие детей из семьи, лишение родительских прав; организация лечения от алкогольной зависимости)

Сильное влияние ближайшего окружения

Работать не только непосредственно с семьей, но и с ее окружением

Слабые социальные контакты (с окружением, администрацией, родственниками, школой)

Усилить существующие, помочь наладить новые контакты ( связь с родственниками, соседями, вовлечение несовершеннолетних в КТД, кружки, привлекать родителей к участию в жизни классного коллектива, общению с другими родителями, соцпедагог, психолог и др. специалисты первые идут навстречу )

Условия, при которых клиент  включается в услугу Клиент максимально воспользовался услугой в связи с заинтересованностью в судьбе детей ; семья не знала, как исправить положение , не могла самостоятельно найти выход из создавшейся ситуации

Условия, при которых клиент включается в услугу

  • Клиент максимально воспользовался услугой в связи с заинтересованностью в судьбе детей ; семья не знала, как исправить положение , не могла самостоятельно найти выход из создавшейся ситуации

Результат

  • Изменилось отношение родителей к воспитанию несовершеннолетних, обеспечен контроль за ними, мать регулярно сотрудничает с учебным заведением(посещает консультации социального педагога, психолога, классного руководителя), является в школу по требованию педагогов.
  • Определена профессиональная ориентация старшего ребенка (учится в СПТУ 61 г. Минусинска на базе 9 классов), образовательный маршрут для второклассников (обучение по адаптированной программе для детей с умеренной умственной отсталостью).
  • Санитарное состояние жилья удовлетворительное. Дети обеспечены одеждой, обувью, учебными принадлежностями. Их внешний вид соответствует норме.
  • Несовершеннолетним уделяется внимание: дети регулярно выполняют домашнее задание, в школу не опаздывают, занятия без уважительной причины не пропускают.
  • В летний период несовершеннолетние посещали пришкольный летний лагерь (Саша, Вадим), ТОС (Андрей). С начала учебного года учащиеся систематически посещают кружки и секции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для создания нормальных условий развития ребенка, обеспечения безопасности его жизнедеятельности, помощи и поддержки семьи, находящейся в социально-опасном положении, необходима координация действий психологической, социальной служб, школы, административных органов.

Условия развития сервиса личная заинтересованность специалиста ; профессиональное обучение; материальное стимулирование; потребность в услуге клиента

Условия развития сервиса

  • личная заинтересованность специалиста ;
  • профессиональное обучение;
  • материальное стимулирование;
  • потребность в услуге клиента

Способы информирования об услуге Как узнать? Как воспользоваться? Памятка  Стенд о работе школьных служб  Родительский лекторий  Личный контакт  Непосредственно   С участием посредников Что необходимо? Почему доступно? Собственное желание семьи изменить свою жизнь Не требует особых затрат, построен на основе внутренних ресурсов семьи

Способы информирования об услуге

Как

узнать?

Как воспользоваться?

Памятка

Стенд о работе школьных служб

Родительский лекторий

Личный контакт

Непосредственно

С участием посредников

Что необходимо?

Почему доступно?

Собственное желание семьи изменить свою жизнь

Не требует особых затрат, построен на основе внутренних ресурсов семьи

Период предоставления услуги Поквартально: составление программы на 3 месяца; анализ результатов; составление плана на следующий квартал

Период предоставления услуги

Поквартально:

  • составление программы на 3 месяца;
  • анализ результатов;
  • составление плана на следующий квартал

Критерии эффективности предоставления услуги выполнение мероприятий совместного плана в установленные сроки; положительная динамика по результатам промежуточной диагностики; положительная динамика по направлениям работы  с семьей; самоопределение семьи в выборе траектории развития

Критерии эффективности предоставления услуги

  • выполнение мероприятий совместного плана в установленные сроки;
  • положительная динамика по результатам промежуточной диагностики;
  • положительная динамика по направлениям работы

с семьей;

  • самоопределение семьи в выборе траектории развития

Привлечение специалистов  к оказанию услуги члены рабочей группы; специалисты ПМПК; невропатолог, психиатр; участковый педиатр; социальная служба; участковый уполномоченный; инспектор ОДН УВД

Привлечение специалистов к оказанию услуги

  • члены рабочей группы;
  • специалисты ПМПК;
  • невропатолог, психиатр;
  • участковый педиатр;
  • социальная служба;
  • участковый уполномоченный;
  • инспектор ОДН УВД

Типичные ошибки  в предоставлении услуги не делать из них иждивенцев; не навязывать своих решений; развивать их самостоятельность и инициативность

Типичные ошибки в предоставлении услуги

  • не делать из них иждивенцев;
  • не навязывать своих решений;
  • развивать их самостоятельность и инициативность

Необходимые профессиональные компетентности специалистов, оказывающих услугу коммуникабельность; умение устанавливать контакт; знание основ психологии; владение применяемыми методиками

Необходимые профессиональные компетентности специалистов, оказывающих услугу

  • коммуникабельность;
  • умение устанавливать контакт;
  • знание основ психологии;
  • владение применяемыми методиками

Возникающие проблемы отсутствие собственного опыта работы с семьями СОП; отсутствие эффективных административных рычагов воздействия на семью штраф ??? увольнение с работы ??? принудительное лечение ???

Возникающие проблемы

  • отсутствие собственного опыта работы с семьями СОП;
  • отсутствие эффективных административных рычагов воздействия на семью
  • штраф ???
  • увольнение с работы ???
  • принудительное лечение ???

Возможные изменения в предоставлении сервиса профилактическая работа с неблагополучными семьями; выявление проблем семьи на стадии их возникновения; в идеале –отсутствие необходимости в предоставлении услуги

Возможные изменения в предоставлении сервиса

  • профилактическая работа с неблагополучными семьями;
  • выявление проблем семьи на стадии их возникновения;
  • в идеале –отсутствие необходимости в предоставлении услуги

Ресурсы, необходимые  для развития сервиса материально-техническое обеспечение (транспорт, лечение, оформление документации); кадровые (обучение кураторов); финансовые (оплата труда)

Ресурсы, необходимые для развития сервиса

  • материально-техническое обеспечение (транспорт, лечение, оформление документации);
  • кадровые (обучение кураторов);
  • финансовые (оплата труда)

Презентацию подготовила Журавлёва Наталья Владимировна , учитель начальных классов МКОУ Городокская СОШ № 2 , куратор семьи СОП

Презентацию подготовила

Журавлёва Наталья Владимировна ,

учитель начальных классов

МКОУ Городокская СОШ № 2 ,

куратор семьи СОП


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!