Журавлева Н.В.
МКОУ Городокская СОШ № 2
Минусинский район
Куратор случая
Помощь группы специалистов семье в выходе из социально-опасного положения с использованием внутренних ресурсов семьи и ресурсов села
Предлагаем семье изменить образ жизни, научиться решать собственные проблемы
Портрет клиента (адресата)
Первичная информация о семье
- малообеспеченная
- многодетная ( 1, 3 ; 9; 9; 1 4 ; 16 лет )
- с нарушением структуры (у детей разные отцы)
- неблагополучная:
- употребление алкогольных напитков неисполнение родительских обязанностей
- употребление алкогольных напитков неисполнение родительских обязанностей
- употребление алкогольных напитков
- неисполнение родительских обязанностей
Семья многодетная, малообеспеченная, с нарушением структуры (двое детей от предыдущего брака), неблагополучная: чрезмерное употребление алкогольных напитков и, как следствие, неисполнение родительских обязанностей. Особенно это стало актуально, когда двое младших детей поступили в первый класс и в семье появился пятый ребенок.
Способы взаимодействия с адресатом
Технологии, методики
Краткое содержание
Диагностика
семьи и несовершеннолетнего
(«Оценка рисков и возможностей»,
«Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущености», анкета «Социальный портрет семьи»)
Инструмен - тарий
Выявление основных проблем и ресурсов семьи, постановка целей и задач работы с семьей на основе диагностики
Бланки, индикаторы диагностики семьи, ключи к подсчету баллов
Диагностика семьи
Проблемные точки
Сильные стороны
- Могут быть в хороших отношениях с родственниками и не зависеть от них, жить на свои средства.
- Стремятся научиться налаживать контакт с окружающими, не склонны общаться с преступным миром.
- Способны доверять людям, понять другого человека.
- Отсутствие желания иметь вокруг себя больше знакомых, ведущих ЗОЖ.
- Неготовность поступиться своими интересами ради интересов семьи.
- Неспособность повысить требовательность к себе.
- Отсутствие стремления иметь цель в жизни, конструировать возможные варианты будущего.
Проблемы семьи
- Социально – экономические
- низкий уровень материального обеспечения
- низкий уровень материального обеспечения
- Психологические и социально-психологические
- недостаточность интеллектуального развития нарушение детско-родительских отношений искаженное нравственное развитие
- недостаточность интеллектуального развития
- нарушение детско-родительских отношений
- искаженное нравственное развитие
- Педагогические и социально –педагогические
- отчуждение от школы родителей алкоголизм родителей
- отчуждение от школы родителей
- алкоголизм родителей
Определены основные проблемы семьи:
Цель работы с семьей
Используя внутренние резервы семьи, научить решать собственные проблемы
На основе результатов диагностики была определена цель ИПР с семьей Используя внутренние резервы семьи, научить решать собственные проблемы
Задачи
- Научить семью сотрудничать со специалистами и педагогами по вопросам воспитания несовершеннолетних.
- Научить семью строить планы дальнейшего жизнеустройства.
- Мотивировать семью на создание для детей условий, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и избавление от вредных привычек.
- Помочь научиться семье быть ответственной за свои решения и образ жизни.
Ожидаемый результат
- Пересмотрено отношение родителей к распитию спиртных напитков.
- Семья приобретет уважение окружающих, делится положительным опытом с другими семьями, оказавшимся в СОП.
- Созданы санитарно-гигиенические условия для жизни детей.
- Обеспечен надзор за детьми.
- Семья строит перспективы дальнейшего жизнеустройства собственного и детей.
- Поддерживается постоянная связь родителей с классным руководителем, учителями, социальным педагогом.
- Определена профессиональная ориентация у старших школьников, у младших - образовательный маршрут.
- Дети получат возможность обучаться в соответствии с их способностями и стать более успешными.
Способы взаимодействия с адресатом
Технологии, методики
Краткое содержание
План реабилитации семьи и ребенка
Инструмен - тарий
Создание рабочей группы
с целью оказание семье разносторонней помощи различными специалистами, составление индивидуальной программы реабилитации
семьи
Список членов рабочей группы, конкретные реабилитационные мероприятия , конкретные сроки, планируемый результат
Направления реабилитационных и профилактических мероприятий
- Социально-бытовая реабилитация
- Социально-экономическая реабилитация
- Психологическая и социально-психологическая реабилитация
- Педагогическая и социально-педагогическая реабилитация
- Социально - медицинская реабилитация
- Социально-культурная реабилитация
Исходя из выявленных проблем для достижения планируемых результатов были определены основные направления работы с этой семьей
Рабочая группа
Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать возникающие проблемы , им необходима систематическая, квалифицированная и целенаправленная помощь разных служб , поэтому в состав рабочей группы входят различные специалисты. Куратор случая устанавливает доверительные отношения с семьей и координирует работу группы.
Пример взаимодействия служб
Мероприятия
Сроки
Исследование психического, индивидуально-личностного развития учащихся
10 сентября
Организация контроля за посещаемостью детьми школьных занятий
Планируемый результат
Организация контроля за соблюдением временного режима пребывания на улице и в общественных местах
2 сентября
Заключение об индивидуальных особенностях развития учащихся –
в процессе воспитания и обучения
учитываются индивидуальные особенности детей
Ответственные
психолог
3 сентября
15 сентября
27 сентября
Оформление карты посещаемости занятий несовершеннолетними –
обеспечен контроль за посещаемостью учебных занятий
классный руководитель
Овладение достоверной информацией о нахождении несовершеннолетних –
обеспечен надзор за детьми
замдиректора по ВР
женсовет
соцпедагог
В результате совместных действий были определены пути дальнейшего сотрудничества и составлена индивидуальная программа реабилитации семьи. В слайде представлен фрагмент таблицы, который наглядно демонстрирует взаимодействие разных служб.
Способы взаимодействия с адресатом
Технологии, методики
Краткое содержание
Совместный план работы с семьей
Инструмен-тарий
Планирование действий самой семьей по выходу из трудной жизненной ситуации с опорой на собственный положительный опыт, собственные ресурсы
Ресурсы семьи и ее ближайшего окружения;
бланки для совместного планирования
Совместное планирование
Цель
Формирование ответственного отношения к родительским обязанностям, избавление от вредных привычек
Особенности методики
Совместный план нацелен на деятельность самой семьи.
- Семья сама определяет свою цель, свои действия, ставит сроки.
- Специалист не навязывает своего решения.
- Бланк совместного плана заполняют родители с участием детей
старше 14 лет.
- Выполнение плана специалист анализирует вместе с семьей.
- Новые задачи на следующий период вырабатываются
совместно.
СОВМЕСТНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Критерии
Содержание работы
родитель
Создание жилищно-бытовых условий для прожива-ния ребенка в семье
сроки
приобрету дрова
буду топить баню, менять постельное белье, стирать детские вещи
буду протирать пыль, мыть пол
буду наводить порядок во дворе
ребенок
( с 14 лет)
20 сент.
3 сент.
10 сент.
17 сент.
24 сент.
8 сент.
15 сент.
22 сент.
29 сент.
12 сент .
26 сент.
Отметка о выполнении
сроки
буду заправлять свою постель,
собирать с вечера портфель
наводить порядок на рабочем столе
пылесосить
каждый день
9 сент.
16 сент.
23 сент.
30 сент.
3 сент.
10 сент.
17 сент.
24 сент.
Бланк совместного плана заполняет сама семья, могут участвовать дети старше 14 лет. Специалист не навязывает своего решения, только ставит отметку о выполнении и 1 раз в квартал анализирует вместе с семьей, что получилось или нет и почему; вырабатываются новые совместные задачи на следующий период.
Возможные риски
Пути их решения
Могут не пойти на контакт и не воспользоваться помощью специалистов
При установлении контакта просчитывать всевозможные варианты, искать любые «ниточки»
(классный руководитель, психолог, бывший одноклассник , бывший учитель, участковый врач, сосед и т.д.)
Сильная алкогольная зависимость
Опираясь на диагностику, учитывать сильные стороны семьи ( любовь к детям – изъятие детей из семьи, лишение родительских прав; организация лечения от алкогольной зависимости)
Сильное влияние ближайшего окружения
Работать не только непосредственно с семьей, но и с ее окружением
Слабые социальные контакты (с окружением, администрацией, родственниками, школой)
Усилить существующие, помочь наладить новые контакты ( связь с родственниками, соседями, вовлечение несовершеннолетних в КТД, кружки, привлекать родителей к участию в жизни классного коллектива, общению с другими родителями, соцпедагог, психолог и др. специалисты первые идут навстречу )
Условия, при которых клиент включается в услугу
- Клиент максимально воспользовался услугой в связи с заинтересованностью в судьбе детей ; семья не знала, как исправить положение , не могла самостоятельно найти выход из создавшейся ситуации
Результат
- Изменилось отношение родителей к воспитанию несовершеннолетних, обеспечен контроль за ними, мать регулярно сотрудничает с учебным заведением(посещает консультации социального педагога, психолога, классного руководителя), является в школу по требованию педагогов.
- Определена профессиональная ориентация старшего ребенка (учится в СПТУ 61 г. Минусинска на базе 9 классов), образовательный маршрут для второклассников (обучение по адаптированной программе для детей с умеренной умственной отсталостью).
- Санитарное состояние жилья удовлетворительное. Дети обеспечены одеждой, обувью, учебными принадлежностями. Их внешний вид соответствует норме.
- Несовершеннолетним уделяется внимание: дети регулярно выполняют домашнее задание, в школу не опаздывают, занятия без уважительной причины не пропускают.
- В летний период несовершеннолетние посещали пришкольный летний лагерь (Саша, Вадим), ТОС (Андрей). С начала учебного года учащиеся систематически посещают кружки и секции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для создания нормальных условий развития ребенка, обеспечения безопасности его жизнедеятельности, помощи и поддержки семьи, находящейся в социально-опасном положении, необходима координация действий психологической, социальной служб, школы, административных органов.
Условия развития сервиса
- личная заинтересованность специалиста ;
- профессиональное обучение;
- материальное стимулирование;
- потребность в услуге клиента
Способы информирования об услуге
Как
узнать?
Как воспользоваться?
Памятка
Стенд о работе школьных служб
Родительский лекторий
Личный контакт
Непосредственно
С участием посредников
Что необходимо?
Почему доступно?
Собственное желание семьи изменить свою жизнь
Не требует особых затрат, построен на основе внутренних ресурсов семьи
Период предоставления услуги
Поквартально:
- составление программы на 3 месяца;
- анализ результатов;
- составление плана на следующий квартал
Критерии эффективности предоставления услуги
- выполнение мероприятий совместного плана в установленные сроки;
- положительная динамика по результатам промежуточной диагностики;
- положительная динамика по направлениям работы
с семьей;
- самоопределение семьи в выборе траектории развития
Привлечение специалистов к оказанию услуги
- члены рабочей группы;
- специалисты ПМПК;
- невропатолог, психиатр;
- участковый педиатр;
- социальная служба;
- участковый уполномоченный;
- инспектор ОДН УВД
Типичные ошибки в предоставлении услуги
- не делать из них иждивенцев;
- не навязывать своих решений;
- развивать их самостоятельность и инициативность
Необходимые профессиональные компетентности специалистов, оказывающих услугу
- коммуникабельность;
- умение устанавливать контакт;
- знание основ психологии;
- владение применяемыми методиками
Возникающие проблемы
- отсутствие собственного опыта работы с семьями СОП;
- отсутствие эффективных административных рычагов воздействия на семью
- штраф ???
- увольнение с работы ???
- принудительное лечение ???
Возможные изменения в предоставлении сервиса
- профилактическая работа с неблагополучными семьями;
- выявление проблем семьи на стадии их возникновения;
- в идеале –отсутствие необходимости в предоставлении услуги
Ресурсы, необходимые для развития сервиса
- материально-техническое обеспечение (транспорт, лечение, оформление документации);
- кадровые (обучение кураторов);
- финансовые (оплата труда)
Презентацию подготовила
Журавлёва Наталья Владимировна ,
учитель начальных классов
МКОУ Городокская СОШ № 2 ,
куратор семьи СОП