«Организация самостоятельной работы школьников на уроках географии
и во внеурочной деятельности как основа формирования ключевых компетенций»
Учитель географии
МКОУ СОШ № 15 с. Лиман
Хусточкина Ольга Сергеевна
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования и в рамках реализации Программы развития школы я сформулировала цель своей профессиональной деятельности – формирование свободной социально-компетентной личности обучающегося, способной к саморазвитию и самореализации.
«Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда можно создать ситуацию поиска…» Г.А.Цукерман
Актуальность (от позднелат. actualis - важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность
Третья проблема
Вторая проблема
пассивность школьников в обучении
.
Первая проблема
низкий уровень самостоятель-ности у обучающихся
.
рассогласован-
ность между основными программными документами и учебниками по географии
задачи
«Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели , а не к людям или к вещам»
Альберт Эйнштейн
Цель:
создание условий для вовлечения обучающихся в различные виды самостоятельной деятельности как основы формирования ключевых компетенций
- разработать систему организации самостоятельной деятельности на уроках географии и во внеурочное время;
- привести содержание рабочей программы учителя в соответствии с темой профессионального проекта;
- разработать и использовать в организации УВП структуру урока с ведущим компонентом-самостоятельная деятельность
- определить диагностический инструментарий для отслеживания и систематически отслеживать результат;
- вовлечь максимальное число обучающихся в активные формы самостоятельной деятельности на уроках и во внеурочное время.
5
Принципы организации самостоятельной работы «Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний - это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий» Н.Ф.Талызин
1
стараться ничего не давать в готовом виде;
чётко представлять конечный результат пути и способы его прохождения;
2
планировать путь к знаниям и идти по нему, опираясь на личностный опыт учащихся;
3
постоянно совершенствовать технологию, беря на заметку все нюансы в непонимании детей.
4
«Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию…”
Монтень
Осознают и самостоятельно ставят цель урока или цель самостоятельной, творческой, практической, исследовательской работы.
Подведение итогов и оценивание работы
Вводно-мотивационный
Этапы урока
Рефлексивно-оценочный
Операционно-познавательный
Осваивают и усваивают знания
«Даже если и есть хороший способ, но не знаешь приемов его осуществления, то результат будет такой же, как будто и нет ничего»
Мо-цзы
Технологии, методы и приёмы работы
Проблемное обучение
Технология применения ЛОК
Деятельностные технологии
Технология развития критического мышления
Технологии
Информационные
технологии
Обучение
в сотрудничестве
8
Методы работы
8
Проекты школьников: «Наше село...Наша история…»,
«Моя родословная», «Благоустраиваем школьный двор»,
«Олимпийские талисманы и география», «Влияние человека на изменение климата»
8
Проведение предметных недель,
участие в предметных олимпиадах,
участие в виртуальном туре
межрегиональной олимпиады школьников
по географии «Моя планета», экскурсии, экологические рейды.
8
«Ученик-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит» Плутарх