Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по русскому языку в 9 классе (методическая разработка при подготовке к ГИА)
Автор:
Васильева Надежда Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 8 с углубленным
изучением математики
г. Старая Русса Новгородской области
Как писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему
1. Тезис (нужно доказать)
2. Доказательства
(или опровержения)
3. Вывод
Тезис
- В русском языке большое внимание отводится пунктуации…
- Выражать свои и понимать чужие мысли поможет знание правил пунктуации…
- Без знаков препинания на письме не обойтись…
- Ударение служит для передачи лексического значения слова и показывает культуру речи говорящего…
- Для выразительности, яркости речи в русском языке используются фразеологизмы…
- Для выразительности речи мы используем антонимы (синонимы, риторические вопросы…)
Доказательства (или опровержение)
- Повторить вопрос в форме утверждения.
- Начать с определения, например:
«Риторические вопросы – это предложения, в которых содержится вопрос, не требующий доказательства».
- Трудно согласиться с теми, кто считает, что…..
- Я считаю, что….
- Я могу твердо сказать, что…
- Допустим, я скажу ……
- Я согласен с … в том, что…..
- Достаточно обратиться к тексту, чтобы понять, что….
Аргументы
К примеру, ….
Во – вторых, …..
- Это мы увидели в предложении № …..
- Доказательством служит …
- В предложении № … автор говорит об этом….
- Достаточно обратиться к предложению № …, чтобы понять, что …
- Слово … в тексте пишется (говорится) именно так, потому что…..
Вывод
- Итак, …
- Таким образом, …
- Следовательно, …
- Подводя итог сказанному, можно утверждать, что …
- Всё сказанное убеждает нас в том, что …
- Без …. наша речь была бы бедной, тусклой, поэтому …..
- Мы убедились в том, что …
(1)3има.(2)Из канализационного колодца валит пар. (З)Вокруг оттаявшая земля.(4)Подхожу ближе: земля шевелится.(5)Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их — горе и страх.
(6)Я знаю людей, выставлявших на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит — дохода. (7)Что же получается: деньги вместо души?
(8)Почему дефицит милосердия сегодня так велик? (9)Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? ( 10)Не покинет ли нас доброта навсегда? (11)Ведь уже сегодня её недостаёт нам всем!
(12) Горе у товарища — мы не спешим ему на помощь. (13)Ребёнок с интересом смотрит , как мучается голубь с отрезанными лапками, не может приземлиться, — мы снова проходим мимо.
(14) Преступно мало говорим об отношении человека к четвероногому другу. (15)Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. (16)Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология — сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя человека. (17)Где же наша человеческая благодарность, милосердие?
(По Е. Лайковой)
Напишите сочинение – рассуждение
на тему:
«Для чего нужны риторические вопросы
в тексте?»
(по предыдущему тексту)
А теперь познакомимся с письмом из деревни.
«Здравствуй, мама! Доехал я хорошо. Сразу же обижал всех ребят. Вчера мы ходили в горы. Все быстро спустились, а я все слизал. Потом мы купались. С нами была Жучка, я ее полоскал.
Твой Сеня».
Мама, прочитав письмо, очень испугалась. Как вы думаете, почему?
Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Нужно ли знать правила русской орфографии?»
(1) Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. (2)Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. (3)Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. (4)В один из вечеров мы, приятели Шурика, сказали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. (5)А этому, что ни говори – в одно ухо влетает, в другое вылетает. (6)И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту.(7)Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
(8) – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
(9)И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...
По Э.А.Вартаняну
Напишите сочинение – рассуждение на тему:
«Для чего нужны фразеологизмы?»
по предыдущему тексту
- «Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе». Иванова С.Ю., «Дрофа», 2008 г.
- «Сборник текстов для подготовки к ГИА» Пахнова Т.А., «Дрофа», 2009 г.