СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков литературы по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность комедии Грибоедова А.С. бесспора. Вашему вниманию предлагагается глубокий анализ текста. Мною подобраны такие материалы, которые помогут вашим учащимся в усвоении значимости "бессмертной комедии".

Просмотр содержимого документа
«Система уроков литературы по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"»

«Горе от ума» А.С.Грибоедов Система уроков в 9 классе

«Горе от ума» А.С.Грибоедов

Система уроков в 9 классе

Время, изображенное в комедии 1) Комедия была написана во времена создания тайных обществ 2) Борьба декабристов с дворянами – реакционерами: борьба новых сил со старыми: столкновение века нынешнего и минувшег 3 ) Поэтому комедия , выражавшая взгляды Грибоедова и передовых людей 20-ых годов 19 века, была запрещена

Время, изображенное в комедии

  • 1) Комедия была написана во времена создания тайных обществ
  • 2) Борьба декабристов с дворянами – реакционерами: борьба новых сил со старыми: столкновение века нынешнего и минувшег
  • 3 ) Поэтому комедия , выражавшая взгляды Грибоедова и передовых людей 20-ых годов 19 века, была запрещена
Содержание и идеи 1) Содержание связано с исторической действительностью 2) Основной конфликт- столкновение умного, передового человека с обществом дворян-крепостников 3) Чацкий- передовой человек 20-ых годов 19 века декабристских взглядов 4) Автор поднимает ряд политических вопросов: Крепостное право Просвещение и воспитание Гражданский долг и служба Национальный язык и культура

Содержание и идеи

1) Содержание связано с исторической действительностью

2) Основной конфликт- столкновение умного, передового человека с обществом дворян-крепостников

3) Чацкий- передовой человек 20-ых годов 19 века декабристских взглядов

4) Автор поднимает ряд политических вопросов:

  • Крепостное право
  • Просвещение и воспитание
  • Гражданский долг и служба
  • Национальный язык и культура

Грибоедов о комедии План комедии «прост и ясен: девушка предпочитает дурака умному человеку… В моей комедии 25 дураков на одного здравомыслящего человека, а этот человек в противоречии с обществом» Завязка комедии в противоречии Чацкого прочим лицам: Чацкий и другие- антиподы

Грибоедов о комедии

  • План комедии «прост и ясен: девушка предпочитает дурака умному человеку…
  • В моей комедии 25 дураков на одного здравомыслящего человека, а этот человек в противоречии с обществом»
  • Завязка комедии в противоречии Чацкого прочим лицам: Чацкий и другие- антиподы
«К вам Александр Андреич Чацкий» 1)Приезд Чацкого- центральное событие 1 действия комедии 2) Это завязка драматического конфликта

«К вам Александр Андреич Чацкий»

  • 1)Приезд Чацкого- центральное событие 1 действия комедии
  • 2) Это завязка драматического конфликта

«К вам Александр Андреич Чацкий» 1) С чего начинается комедия? 2) Кто дает первую хар-ку Чацкому? 3) Прочтите её. 4)

«К вам Александр Андреич Чацкий»

  • 1) С чего начинается комедия?
  • 2) Кто дает первую хар-ку Чацкому?
  • 3) Прочтите её.
  • 4)
«К вам Александр Андреич Чацкий» Ложь в доме Фамусова Почему обманывает Софья? Почему обманывает Молчалин? Почему обманывает Фамусов?

«К вам Александр Андреич Чацкий»

Ложь в доме Фамусова

  • Почему обманывает Софья?
  • Почему обманывает Молчалин?
  • Почему обманывает Фамусов?
«К вам Александр Андреич Чацкий» Характеристика Фамусова Известный барин, хлебосол Важный чиновник Любящий отец, заботится о воспитании Софьи Грубый, резкий, вспыльчивый, нетерпеливый, никого не хочет слушать, очень словоохотлив, говорит много и всех перебивает

«К вам Александр Андреич Чацкий»

  • Характеристика Фамусова
  • Известный барин, хлебосол
  • Важный чиновник
  • Любящий отец, заботится о воспитании Софьи
  • Грубый, резкий, вспыльчивый, нетерпеливый, никого не хочет слушать, очень словоохотлив, говорит много и всех перебивает
«К вам Александр Андреич Чацкий» Появление Чацкого в доме Фамусова 1) Как входит Чацкий? 2) Как его встречает Софья? 3) Почему светская любезность сменяется холодностью, иронией и враждой? 4) Что в Софье поразило Чацкого? 5) Что изменилось в доме Фамусова для Чацкого?

«К вам Александр Андреич Чацкий»

  • Появление Чацкого в доме Фамусова
  • 1) Как входит Чацкий?
  • 2) Как его встречает Софья?
  • 3) Почему светская любезность сменяется холодностью, иронией и враждой?
  • 4) Что в Софье поразило Чацкого?
  • 5) Что изменилось в доме Фамусова для Чацкого?
«К вам Александр Андреич Чацкий» Обличительные монологи Чацкого 1) Кого высмеивает Чацкий? ( стр. 288-291) Крепостников 2) Против крепостного театра 3) Против учителей –иностранцев 4) «Смешенье языков: французского с нижегородским» 5) «Ум с сердцем не в ладу»- итог душевного состояния Чацкого после разговора с Софьей

«К вам Александр Андреич Чацкий»

  • Обличительные монологи Чацкого
  • 1) Кого высмеивает Чацкий? ( стр. 288-291) Крепостников
  • 2) Против крепостного театра
  • 3) Против учителей –иностранцев
  • 4) «Смешенье языков: французского с нижегородским»
  • 5) «Ум с сердцем не в ладу»- итог душевного состояния Чацкого после разговора с Софьей

Век нынешний и век минувший 2 действие

Век нынешний и век минувший

2 действие

«Век нынешний и век минувший» Чацкий вступает в спор с Фамусовым Фамусов - типичный представитель «века минувшего», защитник самодержавия, крепостнических порядков. В людях ценит богатство и чины. Он лицемер. Грубый и властный крепостник. Занимая важный пост, он плохо исполняет служебные обязанности: «а у меня что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Он против образования и обучения: «собрать бы книги все да сжечь»

«Век нынешний и век минувший»

  • Чацкий вступает в спор с Фамусовым
  • Фамусов - типичный представитель «века минувшего», защитник самодержавия, крепостнических порядков. В людях ценит богатство и чины. Он лицемер. Грубый и властный крепостник. Занимая важный пост, он плохо исполняет служебные обязанности: «а у меня что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Он против образования и обучения: «собрать бы книги все да сжечь»
«Петрушка, вечно ты с обновкой»… 1)Почему Фамусов раздражен? 2) Какие дела, по мнению Фамусова, самые важные? 3)Кузьма Петрович – эталон для подражания. Почему? Какие советы дает Фамусов Чацкому? Вот то-то, все вы гордецы… Максим Петрович- второй образец. Почему?

«Петрушка, вечно ты с обновкой»…

  • 1)Почему Фамусов раздражен?
  • 2) Какие дела, по мнению Фамусова, самые важные?
  • 3)Кузьма Петрович – эталон для подражания. Почему?
  • Какие советы дает Фамусов Чацкому?
  • Вот то-то, все вы гордецы… Максим Петрович- второй образец. Почему?
«И точно, начал свет глупеть» 1) «Как посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший» 2)»Тот славился, чья чаще гнулась шея» 3) «все брали лбом» 4) «век покорности и страха» 5) раболепство 6) «лесть, как кружево плели» 7) «охотники поподличать везде» 8) «Ваш век бранил я беспощадно» Реплики Фамусова Он карбонари Опасный человек Что говорит Он вольность хочет проповедать Да он властей не признает Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам

«И точно, начал свет глупеть»

1) «Как посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший»

2)»Тот славился, чья чаще гнулась шея»

3) «все брали лбом»

4) «век покорности и страха»

5) раболепство

6) «лесть, как кружево плели»

7) «охотники поподличать везде»

8) «Ваш век бранил я беспощадно»

  • Реплики Фамусова
  • Он карбонари
  • Опасный человек
  • Что говорит
  • Он вольность хочет проповедать
  • Да он властей не признает
  • Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам

«Вкус, батюшка, отменная манер а» 1) Людей ценят по богатству 2) Преклонение перед иностранщиной 3) Противники всяких перемен

«Вкус, батюшка, отменная манер а»

  • 1) Людей ценят по богатству
  • 2) Преклонение перед иностранщиной
  • 3) Противники всяких перемен

Скалозуб «И золотой мешок, и метит в генералы» Выгодный жених Фамусов при нем осторожен Салодофон, не улыбка, а маска на лице Получает чины: «Иные смотришь- перебиты» Глупый Речь бессвязная «Двух слов связать не может»

Скалозуб

  • «И золотой мешок, и метит в генералы»
  • Выгодный жених
  • Фамусов при нем осторожен
  • Салодофон, не улыбка, а маска на лице
  • Получает чины: «Иные смотришь- перебиты»
  • Глупый
  • Речь бессвязная
  • «Двух слов связать не может»
«А судьи кто?» - обличение крепостников, века минувшего 1) «К свободной жизни их вражда непримирима» 2) «Что старее, то хуже» 3) «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве» 4) «Прошедшего жилья подлейшие черты» 5) «Для замыслов каких-то непонятных дитёй возили на поклон» 6) «На них он выменял борзые 3 собаки»

«А судьи кто?» - обличение крепостников, века минувшего

  • 1) «К свободной жизни их вражда непримирима»
  • 2) «Что старее, то хуже»
  • 3) «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве»
  • 4) «Прошедшего жилья подлейшие черты»
  • 5) «Для замыслов каких-то непонятных дитёй возили на поклон»
  • 6) «На них он выменял борзые 3 собаки»
«Безумный повсему» 3 действие

«Безумный повсему»

3 действие

Отношение к Чацкому 1) Чацкий нарушил спокойствие и весь уклад фамусовского дома 2) Искренний герой оказывается в доме лжи 3) Чацкому никто не рад, по мнению Фамусова, он опасен 4) Софью раздражает его критическое мышление 5) Смелые речи и резкие суждения пугают всех

Отношение к Чацкому

  • 1) Чацкий нарушил спокойствие и весь уклад фамусовского дома
  • 2) Искренний герой оказывается в доме лжи
  • 3) Чацкому никто не рад, по мнению Фамусова, он опасен
  • 4) Софью раздражает его критическое мышление
  • 5) Смелые речи и резкие суждения пугают всех
Почему Чацкий в доме Фамусова? 1) Чацкий – человек пылкий и страстный, искренний и верный, правдолюбивый и прямолинейный 2) Он вернулся, чтобы увидеть Софью 3) Он любит Софью и не может понять её холодности 4) Чацкий пытается выяснить: неужели она предпочла ему Молчалина 5) Он уезжал влюбленным, а возвращается с ещё более сильным чувством любви к Софье

Почему Чацкий в доме Фамусова?

  • 1) Чацкий – человек пылкий и страстный, искренний и верный, правдолюбивый и прямолинейный
  • 2) Он вернулся, чтобы увидеть Софью
  • 3) Он любит Софью и не может понять её холодности
  • 4) Чацкий пытается выяснить: неужели она предпочла ему Молчалина
  • 5) Он уезжал влюбленным, а возвращается с ещё более сильным чувством любви к Софье
Ум с сердцем не в ладу 1) Все в доме Фамусова против Чацкого 2) Он понимает, но не может справиться со своей любовью к Софье 3) Благородный Чацкий не может смириться с выбором Софьи 4)Чацкий не может понять, как можно любить ничтожество - Молчалина

Ум с сердцем не в ладу

  • 1) Все в доме Фамусова против Чацкого
  • 2) Он понимает, но не может справиться со своей любовью к Софье
  • 3) Благородный Чацкий не может смириться с выбором Софьи
  • 4)Чацкий не может понять, как можно любить ничтожество - Молчалина
Композиция действия 3 1) (1 явл.)Ч. пытается выяснить, кого любит Софья 2) Она признается Чацкому , что любит Молчалина 3)Цинизм Молчалина (3явл.) «свой талант у всех», «в мои года недоложно сметь своё суждение иметь», «и награжденья брать, и весело пожить», «мы покровительство находим, где не метим», «ведь надобно зависеть от других» 4 ) «С такими чувствами, с такой душою любим!.. Обманщица, смеялась надо мною!»

Композиция действия 3

  • 1) (1 явл.)Ч. пытается выяснить, кого любит Софья
  • 2) Она признается Чацкому , что любит Молчалина
  • 3)Цинизм Молчалина (3явл.) «свой талант у всех», «в мои года недоложно сметь своё суждение иметь», «и награжденья брать, и весело пожить», «мы покровительство находим, где не метим», «ведь надобно зависеть от других»
  • 4 ) «С такими чувствами, с такой душою любим!.. Обманщица, смеялась надо мною!»
Сплетня Софьи (явл. 14) 1) Софья: «Этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства!» 2) Софья: «Он не в своём уме» 3) Софья : «А, Чацкий! Любите вы всех в шута рядить. Угодно ль на себя примерить?»

Сплетня Софьи (явл. 14)

  • 1) Софья: «Этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства!»
  • 2) Софья: «Он не в своём уме»
  • 3) Софья : «А, Чацкий! Любите вы всех в шута рядить. Угодно ль на себя примерить?»
Явл. 22 «В той комнате незначащая встреча» 1) Осуждает преклонение перед иностранцами 2) Против «рабского слепого подражанья» 3) Мечтает, чтоб «умный , бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за иностранцев» 4) Чацкий одинок в доме Фамусова и среди его гостей

Явл. 22 «В той комнате незначащая встреча»

  • 1) Осуждает преклонение перед иностранцами
  • 2) Против «рабского слепого подражанья»
  • 3) Мечтает, чтоб «умный , бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за иностранцев»
  • 4) Чацкий одинок в доме Фамусова и среди его гостей


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!