Сатирические традиции русской литературы в повести М.А.Булгакова
Цели:
-понять смысл произведения;
-увидеть особенности сатиры Булгакова;
-оценить злободневность повести .
Ход урока
Слово учителя:
Мы впервые знакомимся с творчеством Булгакова, это знакомство будет продолжено в 11-м классе. И, наверное, вы прочли только одну повесть. Давайте ответим на некоторые вопросы .
-Кто может назвать другие произведения этого автора?
-Что вы читали самостоятельно из книг Булгакова?
-Прежде чем перейти к повести «Собачье сердце», мы скажем слово об авторе (выступления учащихся с домашним заданием ).
Слово учителя: Михаил Афанасьевич Булгаков «старый интеллигент», который разделяет судьбу своего народа. В его произведениях звучит пафос возвышения личности. Итак, повесть «Собачье сердце».
Вопросы учителя:
-Каково ваше впечатление от прочитанного?
-О ком эта повесть?
-Какое время изображено в повести?
-Что наблюдает бездомный и безродный пес в послереволюционной Москве?
-Как живут люди?
-Давайте послушаем историческую справку о присходящем в России в 20-е годы прошлого столетия (выступление ученицы с подготовленным материалом).
-У Булгакова представлена реальная картина. Каковы приметы времени мы находим в повести? Обратимся к тексту и зачитаем отрывки , дающие ответ на вопрос.
-Какова композиционная особенность в повести М.А.Булгакова?
-Какие люди могли так наблюдать как Шарик?
-Где завязка конфликта?
-Какой конфликт порождает превращение Шарика в человека?
-Кто идеологический враг профессора Преображенского?
- Почему Швондер так нагло ведет себя в разговоре с профессором?
-Что собака думала о Швондере , наблюдая события , происходящие в квартире Преображенского?
-Как Шариков относится к Швондеру? Близок по духу или нет?
-Конфликт все более нарастает. C кем спорит профессор? Зачитайте слова Преображенского о разрухе. Согласны ли вы с этим, аргументируйте свой ответ.
УЧИТЕЛЬ: тему воинствующего невежества затрагивали и другие современники М.А.Булгакова. Например, Владимир Маяковский в пьесах «Клоп» и «Баня». У героев завышенная самооценка не по заслугам. Персонажей характеризует речь. Какова речь Швондера и Филиппа Филипповича?
-Что прочитал Шариков? Как это выглядит?
УЧИТЕЛЬ: Шариковы размножаются и достигают « степеней известных» и становятся явлением новой жизни, ее сутью.Cогласитесь ли вы с мнением, что такие люди , как Шариков нуждаются в хозяине? Если да, то мотивируйте свое мнение. Ели нет, то опровергните это утверждение. Почему Шариков выбрал себе в качестве хозяина Швондера, а не Преображенского, по отношению к которому ведет себя с все более нарастающей наглостью?
Почему автор «устраивает» своего героя на такую должность, как заведующий подотделом по очистке города Москвы от бродячих животных в отделе МКХ? Что это за художественный прием? Не странно ли, что такая должность поручена бывшему бродячему псу?
-Кто же способствовал порождению шариковых? Как можно назвать это явление?
-В чем же суть шариковщины? Найдите доказательства в тексте повести.
УЧИТЕЛЬ: у Шарикова к сожалению и профессора, и автора, и читателей не собачье, а человеческое сердце. У профессора и Шарикова разные понятия о жизни. Шариков перенес всю злость собаки и пьяницы в сферу человеческой жизни. Кто же создал его? В.М.Акимов пишет: «Шариков – продукт, нечто вторичное, произведенное от какого-то другого, куда более страшного процесса. У Шарикова не один создатель, а, по крайней мере, два. Cоавторами Шарикова стали такие антагонисты , как «аристократ духа» Преображенский и люмпен-демагог Швондер. Если бы один не создал «биоробота», другой не вложил бы в него свою классовую программу».
Согласны ли вы с этим мнением? Если вы имеете другое мнение, выскажите его и обоснуйте.
-Где же кульминация?
-Кто победил в этом поединке?
-В книге побеждает интеллигенция в лице профессора Преображенского. А как было на самом деле? Что предполагал автор?
-По каким признакам можно узнать шариковых?
-Где помещается развязка? В чем суть эпилога? Зачитаем выразительно по ролям (автор и собака) о чем думает Шарик после операции. Что это? Очередная загадка автора: безродный пес и мысли о благородном происхождении, то есть человек начинает думать о себе не по заслугам.
УЧИТЕЛЬ: сделаем выводы из всего сказанного на уроке:
-какое это произведение по жанру?
-против чего направлена сатира Булгакова?
-в чем особенность булгаковского повествования?
-у кого из классиков русской литературы мы видели удивительное переплетение реальности и фантастики?
В повести «Собачье сердце» автор продолжает и развивает традиции русской сатирической литературы, заложенные Н.В.Гоголем и М.Е.Салтыковым – Щедриным.
Нам осталось решить еще один вопрос: что есть повесть Булгакова-предсказание или предостережение? Давайте обратимся к значениям этих слов (учение зачитывает из толкового словаря значения данных слов).
- каково ваше мнение?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Ответить на вопросы с.207-208 Отражение в повести «Собачье сердце» революционной действительности и глубина философской проблематики.
Система образов произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце»
Цели: рассмотреть систему образов в произведении, учить составлять характеристику героев, анализировать текст, понимать позицию автора, тему, идею произведения, прививать интерес к изучению творчества М.Булгакова, а также к изучению русской литературы 20 века.
Ход урока.
Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа по жизни и творчеству Булгакова:
- Где и когда родился писатель?
- Где прошло его детство? Какое он получил образование?
- Как он воспринял революцию 1917 года? Как это отразилось на его творчестве?
-Когда была написана повесть «Собачье сердце?» Когда она впервые была напечатана? Почему так получилось?
3. Работа над темой урока.
1) Вопросы к учащимся:
- «Какие герои в повести являются главными?»
(профессор Преображенский, доктор Борменталь, пес Шарик- Шариков, Швондер)
- Охарактеризуйте каждого из героев.
Примерная характеристика (записана на доске)
- Возраст героя
- Черты характера
- Уровень образованности
-Отношение к окружающим
- Отношение героя к окружающим
- Отношение автора к персонажу
Учащиеся делятся на группы и составляют характеристику на одного их героев. Потом выбирают представителя группы, который зачитывает полную характеристику героя, подтверждая суждения цитатами из тексиа.
ПРОФЕССОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
Филипп Филиппович Преображенский – автор чудовищного эксперимента по пересадке человеческого гипофиза собаке.
2)Здесь уместно дополнение учителя.
Дополнение учителя: На протяжении многих лет учёные разных стран занимались изучением функций человеческого мозга и пытались разгадать тайну биологической природы человека.
В 20-е годы XX века особый интерес вызывала проблема омоложения и даже физического бессмертия. Причём, интересовала она не только медиков и биологов, но и руководителей молодого государства – Советской республики. Был даже создан специальный институт, занимавшийся проблемами омоложения, приглашались иностранные профессора. Именно на эту пору приходится расцвет науки евгеники, занимавшейся «выведением» особой породы людей.
Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет гипофиз.
Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, как раз тогда, когда произошел научный прорыв в исследовании функции гипофиза. Было установлено, что в гипофизе формируется гормон роста, он отвечает за развитие и обменные процессы организма. Впоследствии ученые доказали, что гипофиз вырабатывает ряд гормонов, регулирующих функцию эндокринных желез.
Самым главным эндокринным органом является гипофиз - небольшого размера железа, прячущаяся в основании головного мозга в углублении черепа с романтичным названием "турецкое седло".
Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий.
профессор Преображенский представитель московской русской интеллигенции: проживает в прекрасной семикомнатной квартире, имеет прислугу, интеллигентно говорит и одевается. Он воплощает уходящую из жизни русскую аристократическую культуру: об этом говорят интерьер квартиры, обеды, представляющие настоящий ритуал. Профессор Преображенский талантлив, остроумен, уверенно чувствует себя в компании представителей нового класса общества, не скрывает своего негативного отношения к пролетарским порядкам. Преображенский пользуется огромным авторитетом у новой власти, как редкое светило медицины, умеющий проводить сложные операции по омоложению. Профессор Преображенский считает недопустимым насилие над живыми существами. Но сам решается на страшный эксперимент улучшения несовершенной природы человека: проводит операцию по пересадке собаке части человеческих органов. Неудача проведенного эксперимента возвращает профессора к пониманию безнравственности подобного экспериментального насилия над природой человеческой жизни. В итоге профессор Преображенский приходит к выводу, что «украшающие земной шар» выдающиеся гении выделяются согласно законам эволюции, а не экспериментов. Автор неоднозначно относится к своему герою: уважает за истинную интеллигентность и осуждает за сомнительные и опасные насильственные методы проводимых опытов.
ДОКТОР ИВАН АРНОЛЬДОВИЧ БОРМЕНТАЛЬ
Он также занимает важное место в системе образов повести «Собачье сердце». Иван Арнольдович молод, благодаря Преображенскому превратился из бедного студента в ассистента профессора, обучался мастерству у светила медицины и неплохо зарабатывал. Эксперимент с собакой Шариком, превратившимся в гражданина Шарикова, тесно сблизил Борменталя с учителем. Он был помощником в проводимой операции, затем проживал в квартире профессора Преображенского, записывая результаты опыта в дневник и воспитывая Шарикова. Доктор Борменталь интеллигентен, но, осознав невозможность перевоспитания такого «человека», готов задушить Шарикова, чтобы облегчить жизнь своему учителю и благодетелю.
ПОЛИГРАФ ПОЛИГРАФОВИЧ ШАРИКОВ
- пес Шарик – доверчивый пес с добрым сердцем, способный на сострадание к окружающим, умеющий платить добром за добро. Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен НЭПа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключение: «Дворники из всех пролетариев - самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например - покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он - умственного труда человек..., этот не станет пинать ногой». И вот профессор совершает главное дело своей жизни - уникальную операцию: он пересаживает Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот - Клим Чугункин, двадцати восьми лет, судимый три раза. Занимался тем, что играл на балалайке по трактирам.
Булгаков так описывает его внешний вид: «Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие... Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова были ругань и «буржуй». С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей дома становится сущим адом. Неожиданно появившееся лабораторное существо требует присвоить ему наследственную фамилию Шариков, а имя он себе выбирает Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает интересы «трудового элемента». В лице председателя домкома Швондера он тут же находит поддержку. Именно он, Швондер, требует выдачи Шарикову документа о проживании, утверждая, что документ - самая важная вещь в государстве. Шарикову чужды совесть и мораль, стыд и другие человеческие качества. Им движет лишь подлость и злоба.
- Шариков - в безнравственная, не поддающаяся воспитанию и образованию личность. Шариков является воплощением общества, в котором отсутствуют стойкие моральные установки: «незаконнорожденный сын» профессора ложится спать в кухне на полатях, ворует, играет на балалайке, ругается, бросает на пол окурки и т.д. Гражданин Шариков строчит доносы на «папашу» и даже грозится убить. За два месяца существования Полиграф Полиграфович получил паспорт, устроился на должность заведующего подотделом. Новая власть поддерживает его, считает полезным членом существующего общества. Антигерой Шариков в конце произведения снова становится ласковым псом Шариком, потому что аморальные, противоречащие законам человеческой жизни поступки нового «гражданина» заставили интеллигента Преображенского признать чудовищность своего эксперимента и уничтожить результаты.
Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: «...у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!» Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами «гомункула» Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.
ШВОНДЕР
Активным участником в сюжете повести «Собачье сердце» является недавно избранный председатель домкома Швондер. Автор сознательно изобразил этого героя схематически: Швондер представляет одного из «товарищей», «общественное лицо» нового устройства жизни. Швондер с ненавистью относится к классовым врагам, его мораль заключается в нерассуждающем преклонении перед властью новых законов и нормативов. Швондер безразлично смотрит на чудо создания человека, перед ним – единица общества Шариков, которому обязательно нужно иметь документ и устроиться на работу. Главный конфликт повести «Собачье сердце», в первую очередь, отражается в противостоянии Швондера и Преображенского, представляющих два противоположных социально-этических класса.
Швондер - пролетарий, "выбранный на заседании жилтоварищества новый глава домкома". Автор представляет его как человека, "у которого на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос". Несмотря на активное участие в сюжете, этот персонаж не получает развернутой характеристики. Он представлен в повести схематически. Ш. не человек, он - "общественное лицо", один из "товарищей". Автор делает акценты на его ненависти к классовым врагам, то есть к профессору Преображенскому и доктору Борменталю. Во время своего визита в шестой главе он разговаривает с профессором со "спокойным злорадством". И когда Филипп Филиппович невольно вышел из себя, "голубая радость разлилась по лицу Швондера".
В философии Ш. краеугольным камнем является документ, бумажка. "Документ - самая важная вещь на свете." - говорит он профессору Преображенскому и сильно возмущается, когда Преображенский сгоряча называет их идиотскими. "Довольно странно, профессор, - обиделся Швондер, - как это так вы документы называете идиотскими? Я не могу допустить пребывание в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?". В этом и есть весь Ш., в этом мораль пролетариата, преклоняющегося перед властью, верящего только в силу законов, нормативов, документов, агрессивного и нерассуждающего. Ему не режет слух откровенная глупость и нелепость составленного удостоверения личности Шарикова, которое профессор, светила мировой науки, образованный, тонкий человек не может не признать бредом. Ему не важны масштабы открытия, сделанного профессором Преображенским, он не понимает, что Филипп Филиппович совершил чудо, подобно творцу создав человека. Шариков для него лишь очередной жилец, единица общества, интересующий его только с практической точки зрения. "Что же, дело не сложное. Пишите удостоверение, гражданин профессор. Что так, мол, и так, предъявитель сего действительно Шариков Полиграф Полиграфович, гм... зародившийся в вашей, мол, квартире." В противостоянии профессора Преображенского и домкома - Швондера отражение основного конфликта повести, конфликта между двумя противостоящими социально-этическими классами.
4) Вопрос к учащимся на размышление:
В чем же заключается живучесть «шариковщины», «швондерства»?
(подведение итога всего вышесказанного)
Подсказка для учителя:
В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые - пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был приспособить всю страну, весь мир, всю вселенную, чтобы их, эти звериные инстинкты удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко - над теми, кто духом высок, кто разумом высок, и потому должны быть втоптаны в грязь, чтоб над ними мог возвыситься Шариков. Невольно задаешь себе вопрос: сколько их было и есть среди нас? Тысячи? Десятки, сотни тысяч?
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться в бюрократической системе. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, это политики, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность, готовые предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в них проснулся нелюдь и втаптывает их в грязь. Приходя к власти нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества Шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и сейчас среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Шариковы со своей, по истине собачьей живучестью, не смотря ни на что, пройдут везде по головам других.
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему... На первый взгляд кажется, что внешне все изменилось, что страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет - пройдет не одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..
Таковы невеселые раздумья о последствиях (с одной стороны возможных, с другой - совершившихся) взаимодействия трех сил: аполитичной науки, агрессивного социального хамства и сниженной до уровня домкома духовной власти.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Рефлексия: - Сегодня я могу похвалить себя за….
- Сегодня мне не удалось…, потому что….
Домашнее задание: Читать с.205-206, ответить на проблемный вопрос
Отражение в повести «Собачье сердце» революционной действительности и глубина философской проблематики.
Цели:
Формирование общекультурной компетенции в аспекте овладения учащимися элементами художественно-творческих компетенций читателя:
развитие навыков анализа художественного текста (определение проблематики произведения, выявление авторской позиции, сопоставительный анализ, анализ эпизода, умение определять смысл образов-символов);
обучение основам интертекстуального анализа текста
Формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие навыков устной и письменной речи, умений задавать вопросы, вести дискуссию по предложенной проблеме);
Формирование учебно-познавательной компетенции (умения обозначать свое понимание изучаемой проблемы, умения формулировать выводы по результатам коллективного обсуждения);
Формирование ценностно-смысловой компетенции (развитие умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих будущих действий и поступков)
Формирование информационной компетенции (развитие навыков работы с художественным текстом, дополнительными литературоведческими источниками с целью самостоятельного поиска и анализа необходимой для решения учебной задачи информации; навыков обработки полученной информации через запись самостоятельных выводов по результатам обсуждения, составление схем и таблиц).
Ход урока
Вступительное слово
Мы уже не раз в этом году убеждались в том, что писатели очень чутко реагируют на малейшие изменения в общественной жизни: отражают умонастроения людей, предугадывают ход общественного развития, пытаются предупредить о каких-либо тревожных последствиях тех или иных событий.
Октябрьскую революцию 1917 года. Можно по-разному относиться к этому событию, но отрицать, что оно стало судьбоносным не только для России, но и для других стран мира, невозможно.
В центре нашего внимания сегодня – сатирическая повесть М.А.Булгакова “Собачье сердце”. Повесть сатирическая, но мы сегодня не будем говорить о сатирическом мастерстве автора – продолжателя лучших традиций русской сатиры 19 века в лице Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. Об этом будет разговор на втором уроке по повести. Задача наша будет иной, и мы вместе ее определим.
Беседа на восприятие прочитанного, актуализацию знаний
Вы знакомы с содержанием повести. Можно ли сказать, почему повесть была запрещена к публикации?
Что лежит в основе сюжета? (Научный эксперимент). Какой? В чем его суть?
Только ли о научном эксперименте идет речь? Можно ли сказать, что слово “эксперимент” приобретает символическое значение?
Повесть М.А.Булгакова прозвучала очень своевременно, стала отражением умонастроений целого ряда деятелей науки и культуры, почувствовавших тревогу в связи с происходившими в России переменами. Что же волновало самого писателя?
Итак, тема нашего урока – “ Отражение в повести «Собачье сердце» революционной действительности и глубина философской проблематики.”.
| М.Булгаков |
1.Дата написания произведения | 1925 г. (действие начинается в декабре 1924 г.) |
2. Замысел автора | осмысление и оценка первых результатов революционных преобразований (7 лет!) *Какая оценка дана? |
3. Образы а). Вьюга, метель, снег | Нечто неизбежное и враждебное. Символ разрушения. (“Вьюга в подворотне ревет… отходную”, “ведьма – сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню…задушила слова и замела пса”, “… на улице начало ее вертеть, рвать, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала”, “вьюга захлопала из ружья над головой”, “гражданин уверенно пересек в столбе метели улицу…”) (Герой Булгакова пересекает улицу и уходит в Дом.) |
б). Представитель старого мира (господин) | Господин в шубе – “именно гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин. Ближе – яснее – господин”. Чувствует себя уверенно. *Как определил это Шарик? |
в). Собака | Шарик – обиженный (“обожженный”) революцией, пролетарием. Помнит лучшие старые времена, дает точные оценки переменам и т.д. Повесть начинается с монолога собаки! Слово “паршивый”, сказанное Зиной, вызывает неудовольствие профессора |
г). Плакат | “Возможно ли омоложение?” - тоже примета времени |
5. Подведение итогов анализа
Проведенный анализ дает нам богатый материал для определения проблематики произведения.
Сформулируйте, пожалуйста, проблемы, которые, на ваш взгляд, поставлены в этом произведении (социальные, нравственные, научные, философские). Учитывайте то, о чем мы сегодня говорили.
Примерные варианты:
Революция или эволюция как пути развития человечества.
Роль интеллигенции в обществе
Проблема террора как способа управления людьми
Проблема сохранения культуры во время революционных преобразований
Место культуры в системе общественных ценностей
Ответственность человека за результаты своей деятельности
Человек и власть (власть для человека или человек для власти) и т.д.
Домашнее задание
Образы повести, ставшие символами
Цели: - обобщить весь собранный материал по анализу произведения;
- развивать навыки интерпретации произведения с потаенным смыслом.
1. Беседа.
Попробуем проверить справедливость вышеупомянутого мнения критиков через наблюдение и за другим ассоциативным рядом – рассмотрим некоторые “переклички” повести с библейскими сюжетами и мотивами.
Когда сделана операция? С чем совпадает дата? (24 декабря, в канун католического Рождества).
Когда завершилось очеловечивание Шарика? (6 января, т.е. в канун православного Рождества, отпал хвост – последний анатомический рудимент).
Т.о., вся история превращения Шарика из собаки в человека приурочена к рождественскому циклу и приобретаетантисакральное звучание (сакральный – тайный, священный).
Какое слово произнес Шарик первым? А-б-ы-р – т.е. РЫБА наоборот. Рыба есть символ Христа в мифологии (слово “ихтис” расшифровывалось как аббревиатура формулы “Иисус Христос, Божий сын, Спаситель”. Атрибутом Папы Римского является кольцо рыболова, на котором изображен Св.Петр в виде рыболова. Кстати, в алхимии рыба считалась символом мистического перерождения).
Что может обозначать тот факт, что Шариков произносит первое слово рыба” наоборот? То, что будет описано в повести, имеет антибожественное, сатанинское звучание.
Есть ли в повести еще реминисценции из Библии? Наводнение в квартире -- ветхозаветный Всемирный потоп. Эпизод затопления квартиры по вине Шарикова – своего рода пародия на библейскую легенду, смысл которой – гибель мира, погрязшего в пороках и грехах. Тема гибели культуры, цивилизации станет одной из главных в творчестве Булгакова.
А какие ассоциации вызывает у вас фамилия профессора? Борменталь называет его “Творцом”, Шарик – “божеством”, “жрецом”. Профессор вольно или невольно в пылу своих научных экспериментов посягает на миссию Бога. А вправе ли он это делать?
Какова цель его научных опытов? Омоложение, т.е. улучшение человеческой породы, а это посягательство на естественные законы Эволюции.
Давайте посмотрим, как описана сама операция (выборочное чтение из гл.4) – при чтении эпизода следует обратить внимание ребят на “говорящие” детали: например, на руках профессора и его ассистента черные перчатки, скальпель постоянно называется ножиком (кстати, снова возникает параллель с поэмой А.Блока - “Уж я ножичком почешу, почешу”) и пр.; на описание внешности профессора Преображенского во время операции – одеяние, выражение его лица, ремарки, сопровождающие реплики, действия, сравнение его с сытым вампиром и пр. Чтение дает очень интересный материал для наблюдения и выявления авторской позиции по вопросу о революционных преобразованиях и рождении нового человека.
Что же описано? Никак не священнодействие, а служение Дьяволу, это антимесса.
Т.о., Булгаков уже в самом начале повести целым рядом деталей, ассоциированных с библейскими текстами, предупреждает, что эксперимент профессора ошибочен, античеловечен. За сиюминутным и временным угадывается вечное.
6. Домашнее задание.
Фантастика и реальность в повести «Собачье сердце»
Цели урока: - проанализировать содержание, стиль повести; выявить основные идеи повести; показать актуальность произведения М.А.Булгакова; - привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки; вести разговор о страшной сущности шариковщины и опасности её; - развивать умения и навыки работы с текстом.
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
Назовите известные вам произведения Булгакова.
Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях
(Извечная борьба добра и зла, нравственности и аморальности, свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)
3) Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы?
( Такие произведения называются философскими)
4) В чем особенность, необходимость творческой манеры писателя Булгакова?
( В его произведениях – сочетание реального и фантастического, чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)
В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны. До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце».
Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 г., и она завершает цикл сатирических произведений автора.
5) Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию.
(Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения.)
II. Сообщение целей урока, эпиграфа урока.
Сегодня на уроке мы будем работать с текстом повести «Собачье сердце», анализировать его, будем постепенно входить в своеобразный, необычный мир Булгакова, обратим внимание на особенности его стиля.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмем слова Л.Н. Толстого:
«Все великие положения в жизни одного человека, а также и всего человечества начинаются и совершаются в мысли. Для того чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.»
На протяжении всего урока вы должны будете подумать, почему мы взяли этот эпиграф, как он связан с содержанием повести. Основная проблема нашего урока – выяснение вопроса: против чего направлена сатира Булгакова и в чём своеобразие сатирического стиля писателя, каковы способы выражения авторской позиции.
III. Аналитическая беседа.
В первых четырёх главах повести главный герой – это бездомный пёс Шарик. Казалось бы, что может быть примечательного в этом псе. Оказывается, в первых главах окружающий мир мы видим глазами Шарика. Точно так же, как и самому Булгакову, ему противна опасная, жуткая жизнь. Её пагубность, жестокость осознаёт и чувствует на себе даже жалкая дворняга.
Булгаков использует в описание Шарика приём сатиры: сочетание реального и фантастичного
В чём фантастичность этого образа?
( Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать.)
Ему присущи чисто человеческие черты. Какие?
(Сострадание. Увидев на улице замёрзшую женщину, он рассуждает: «Жаль мне её, жаль» (глава I).
Он способен глубоко чувствовать: «На душе у него было до того горько и больно, одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы … вылезли из глаз».
Он испытывает чувство благодарности за то, что профессор спас ему жизнь (глава 4).
И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять сердца людей: «Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна».)
Именно глазами этого умного пса видим мы, читатели, уродливые картины пролетарской жизни страны.
Каким же предстаёт перед читателями мир, увиденный глазами шарика?
(«Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания обварил левый бок … а ещё пролетарий!»
«До чего бессмысленны, тупы и жестоки повара».
«А что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо! Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те бедняги ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!»
«Блюда в столовой пятиалтынного не стоят, потому что 25 копеек из них заведующий хозяйством уворовал».
А сколько раз Шарик получал а бок сапогом, «кирпичом по рёбрам получал», «щёткой сколька раз морду уродовали».)
Всех этих грязных, жестоких, бездушных пролетариев Шарик хочет «тяпнуть за мозолистую пролетарскую ногу. За все издевательства вашего брата».
Своеобразный приём использует Булгаков, показывая то, что он не приемлет, высмеивает. Использует все приёмы сатирического изображения: гротеск, гиперболу.
Использует он и приём противопоставления.
Основной темой повести является изображение трагической стороны тупого, серого, убогого общества и яркой человеческой личности.
Кто противопоставляется жестоким, тупым, серым пролетариям, «товарищам»?
(«Из дверей магазина вышел гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин. Вы думаете, я сужу по пальто? – рассуждает Шарик. – Вздор».)
Обратите внимание на фамилию персонажа. Преображенский (от слов «преображать», «улучшать») – человек, который должен, по мысли автора, преображать, улучшать мир, и он, действительно, занимается проблемами омоложения людей.
Как определил Шарик, что перед ним не товарищ, а гражданин, господин?
(«А вот пот глазам – тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь! О, глаза – значительная вещь! Вроде барометра».)
В чем же его непохожесть на остальных людей, встречавшихся на пути Шарика.
(Он проявил исключительную заботу и доброту по отношению к бродячей собаке: «Он наклонился к Шарику, пытливо глянул ему в глаза и … провёл рукой … ласково по Шарикову животу».
Внешность профессора говорила о его достоинстве, значимости: «Хозяин вваливался в чёрно-бурой лисе, сверкая миллионами снежных блёсток, пахнущий мандаринами, сигарами, духами, лимонами, и голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу».
Люди, которые окружали Преображенского, тоже красивы: «Дверь совершенно бесшумно раскрылась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом».
«Вошёл тот, тяпнутый, оказавшийся теперь в ярком свете, очень красивым, молодым».
Поражает Шарика удивительно роскошная квартира (глава 2), кабинет, ужин профессора (глава 3).
Вывод: Преображенский – это профессор медицины. Он врач, делающий уникальные операции по омоложению людей. Его жизнь посвящена науке, он честно служит своему делу, и люди благодарны ему за это. Можно сказать, что перед нами яркая, неординарная, талантливая личность.
Что же оказывается? Эта талантливая личность не может работать в полную силу. Ей мешают. Мешают люди, которые ничего из себя не представляют: серые, безмозглые, тупые. Занимая невысокую должность, они возомнили себя чем-то важным, значительным, потому что они «защитники революционного интереса».
В эпизоде встречи Преображенского со Швондером и его товарищами сатира Булгакова на социалистическое общество достигает своего апогея.
7) Прокомментируйте этот эпизод. Оцените поведение Швондера.
(Швондер со свитой – это манекены, у которых за душой нет ничего: они жалкие, хотя у них амбиции; значительные, злобные, они считают себя устроителями новой жизни.
Их принцип – отобрать и поделить Они хотят получать от жизни всё, ничего не делая, мешая работать таким, как Борменталь и Преображенский.
Булгаков в этой сцене сатирически рисует всю пролетарскую власть, которая считает в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, спать, принимать пищу.)
Большой смелостью нужно обладать писателю чтобы, а 1925 г. так язвительно высменять то, что считали правильным – уравниловку в подходе к жилищному вопросу. И вовсе не справедливость движет Швондером и его товарищами, а зависть бездарей к человеку, добившемуся благосостояния благодаря своему уму и таланту.
Довольно смелыми являются и слова Преображенского, брошенные в адрес членов домкома: «Да, я не люблю пролетариат».
Скептически относится Преображенский и к советской власти (глава 3, стр. 113 советские газеты).
Именно советская власть довела страну до разрухи (нравственной и духовной). Процветает воровство, нечистоплотность, напрочь исчезла красота и внешняя, и душевная (глава 3 стр.134).
Вывод: в повести Булгаков наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни; людские пороки доведены автором сознательно до гротеска. Они просматриваются «через увеличительное стекло». Одна яркая деталь в портрете, в образе, поведении героя даёт возможность составить представление о нём.
В этом заключается неповторимое мастерство Булгакова.
Упрятанный от читателя Булгаков, войдя в свет с огромной задержкой, ничуть не опоздал, и через 60 лет после своей смерти актуален.
Домашнее задание: глава 4-9 (перечитать эпизод операции и превращения собаки в человекообразное существо), ответить на вопрос: «Почему Преображенский снова превратил Шарикова в собаку?»